Государственное бюджетное учреждение сдало в аренду помещение.
Необходимо ли уплачивать НДС? Каков срок уплаты НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующему позиции:
При оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного ей в оперативное управление, бюджетное учреждение является налогоплательщиком НДС.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации услуг за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.
Обоснование позиции:
Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, правовое положение которой определяет Закон N 7-ФЗ (п. 1 ст. 123.21, п. 8 ст. 123.22 ГК РФ, п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 9.1, п. 1 ст. 9.2, ст. 13 Закона N 7-ФЗ). Организации, в том числе и бюджетные учреждения признаются налогоплательщиками НДС (п. 2 ст. 11 НК РФ, ст.ст. 48, 123.21, 123.22 ГК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 НК РФ не предусмотрено*(1). Поэтому при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, переданного ей в оперативное управление, налогоплательщиком НДС является эта организация (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 11.04.2013 N 03-07-07/12128, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 10.05.2012 N 03-07-11/140)*(2).
Если платежи за коммунальные и эксплуатационные услуги не входят в арендную плату, а представляют собой компенсацию затрат арендодателя, то они не учитываются при формировании налоговой базы по НДС (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
Определение налоговой базы по НДС
По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (первый абзац п. 1 ст. 154 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом услуга не отгружается, а потребляется заказчиком в момент ее оказания.
В письме УМНС России по г. Москве 07.09.2004 N 24-11/57756 разъяснено, что днем оказания услуг признается дата подписания исполнителем и заказчиком акта об оказании услуг. Таким образом, в целях налогообложения НДС днем "отгрузки" услуг является день их оказания, то есть число, когда заказчиком подписан акт. Это дата и будет являться моментом определения налоговой базы по НДС.
Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 20% (до 1 января 2019 года - 18%).
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав*(3).
Моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг в течение длительного срока следует считать наиболее раннюю из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются эти услуги. При этом налогоплательщик вправе выставить счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня окончания квартала. Данная позиция подтверждается письмами Минфина России от 04.04.2007 N 03-07-15/47, от 25.06.2008 N 07-05-06/142.
Счета-фактуры
Начисление доходов от сдачи имущества в аренду производится на основании договора, Счета-фактуры, Справки (ф. 0504833)*(4).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ. В соответствии с Правилами первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.
Счета-фактуры регистрируются в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) подлежат регистрации в книге продаж во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном Правилами.
Уплата НДС
Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, работ, услуг (в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. Для всех налогоплательщиков независимо от размера их выручки налоговый период по НДС равен кварталу (ст. 163 НК РФ).
Таким образом, общий срок для уплаты НДС установлен не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Форма представления декларации
С 1 января 2014 года согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (смотрите также письмо ФНС России от 30.09.2013 N ПА-4-6/17542).
Срок подачи декларации
Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при получении арендной платы арендодателем;
- Энциклопедия решений. Учет при получении арендной платы арендодателем до 1 января 2018 года (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Объект налогообложения НДС;
- Вопрос: Бюджетное учреждение (преобразовано из государственного с 01.07.2011) сдает в аренду свободные нежилые помещения, находящиеся у него на праве оперативного управления. В договорах аренды НДС выделен. Учреждение получает субсидии из соответствующего бюджета, но деятельность по сдаче в аренду помещений в госзадании не поименована. Учреждение уплачивало НДС с суммы арендной платы в бюджет и предоставляло декларацию по НДС в налоговый орган как налоговый агент, при этом счета-фактуры не составлялись. Должен ли арендодатель выписывать счет-фактуру за аренду и регистрировать его в книге продаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2012 г.)
- Вопрос: Федеральное государственное бюджетное учреждение, имея помещения на праве оперативного управления, два года назад сдало в аренду часть своих помещений и заключило договоры аренды сроком на пять лет, без проведения торгов, на основании ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции". С января 2019 года размер НДС составит 20%, уменьшится доход от сдаваемого в аренду имущества. Необходимо заключить дополнительное соглашение об изменении стоимости входящего в цену договора НДС. Стороны не планируют увеличивать арендную плату, они намереваются лишь исключить из договора указание на сумму НДС. Можно ли заключить данное дополнительное соглашение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)
- Вопрос: По договору аренды между арендатором (юридическое лицо) и арендодателем (федеральное государственное бюджетное учреждение) заключен договор аренды федерального имущества сроком на пять лет. Договор аренды заканчивается 24.01.2016. По условиям договора арендатор обязан передать помещение арендодателю в течение 10 дней после окончания договора аренды. Арендатор помещение не освободил. Согласно ст. 622 ГК РФ арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Обязан ли арендодатель выставить счет, счет-фактуру в этом случае и уплатить НДС в бюджет, так как арендодатель является плательщиком НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)
- Вопрос: Государственное бюджетное учреждение сдает в аренду коммерческой организации свободные помещения в здании, закрепленном за ним на праве оперативного управления. Возникают ли у организации-арендатора обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС с услуг по аренде муниципального имущества? (журнал "НДС: проблемы и решения", N 10, октябрь 2016 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
27 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Особый порядок применения налога на добавленную стоимость установлен п. 3 ст. 161 НК РФ (при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества), согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
*(2) В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ бюджетные (автономные) учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
*(3) При получении аванса организации следует исчислить НДС с суммы полученного аванса по расчетной ставке (п. 4 ст. 164 НК РФ) (20/120). В момент оказания услуг организация также должна исчислить НДС со стоимости оказанных услуг по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ (20%). При этом в силу п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные организацией с сумм полученных авансов, при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.
*(4) При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения доходов в виде арендных платежей законодательство не требует. Такой вывод следует из писем Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742 и ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"