Поставщик услуг бюджетного учреждения находится в другом городе. По электронной почте он направляет учреждению скан-копию договора, который учреждение в свою очередь подписывает, ставит печать своей организации и Почтой России отправляет поставщику. Акты об оказании услуг подписываются "живыми" подписями сторон, имеются у учреждения в подлиннике. Но договор у учреждения остается только в виде распечатки скана договора, полученного по электронной почте, которая подписывается учреждением. На основании договора, заключенного таким способом, контрагенту производится предоплата.
Может ли бюджетная организация работать с договорами в виде скан-копии, или необходимо возвратить оригинал договора с подписью и синей печатью?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение договора указанным в вопросе способом закону не противоречит в том числе в случае, когда стороной договора является бюджетное учреждение.
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Это правило относится к договорам, являющимся двух- или многосторонними сделками (п. 1 ст. 154 ГК РФ).
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Абзац второй того же пункта предусматривает, что двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п.п. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.
В свою очередь, п. 2 ст. 434 ГК РФ предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту (абзац второй п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Гражданское законодательство не устанавливает исключений из правил ст. 434 ГК РФ для бюджетных организаций (учреждений).
В рассматриваемом случае поставщик (исполнитель, далее также - контрагент) направляет учреждению информацию по электронной почте, содержащую электронный образ (скан) текста договора, подписанного контрагентом. Полагаем, что, исходя из п. 2 ст. 434, ст. 435 ГК РФ, такой документ можно признать офертой (предложением, из которого следует намерение отправителя считать себя заключившим договор с адресатом в случае принятия им этого предложения), если этот документ позволяет установить волеизъявление контрагента на заключение договора, а адрес электронной почты отправителя действительно используется контрагентом или лицом, управомоченным им на заключение этого договора.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В связи с этим может возникнуть вопрос, возможно ли считать, что в этой ситуации договор со стороны контрагента подписан собственноручной подписью или же при его подписании использовался аналог такой подписи. Полагаем, что, поскольку не доказано обратное, сканирование договора совершено уже после его подписания поставщиком (исполнителем), следовательно, сканирование, являющееся лишь способом создания электронной версии бумажного документа, само по себе не может означать, что договор, выполненный на бумажном носителе, не подписан собственноручной подписью.
Если документ, поступивший от контрагента по электронной почте, отвечает признакам оферты, то подписание распечатанного текста договора со стороны учреждения и отправка подписанного документа контрагенту означают, что учреждение совершило акцепт оферты (ст. 438 ГК РФ), что влечет за собой признание договора заключенным (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
Таким образом, указанный в вопросе способ заключения договора законодательству не противоречит. Такого же мнения придерживаются суды, признавая, что направление отсканированных копии договора (писем) посредством электронной почты соответствует обычаям делового оборота и не противоречит гражданскому законодательству, в частности, п. 2 ст. 434 ГК РФ (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 31.08.2018 N Ф09-3671/18, Восемнадцатого ААС от 21.08.2017 N 18АП-7733/17).
Как отметил Двадцатый ААС в постановлении от 24.09.2018 N 20АП-4296/18, обмен документами по электронной почте отвечает обычаям делового оборота, широко используется в сфере бизнеса и не противоречит нормам права, в том числе законодательству РФ.
Поскольку договор является заключенным, он должен исполняться (ст. 309 ГК РФ), несмотря на отсутствие у учреждения подлинника документа с "живой" подписью контрагента.
Какие-либо негативные последствия в этой связи возможны только при возникновении между сторонами спора по вопросу о том, действительно ли контрагент подписал договор, текст которого имеется у учреждения, и направил этот документ по электронной почте. При разрешении такого спора в суде могут иметь значение доказательства принадлежности контрагенту адреса электронной почты, с которого поступил скан договора, иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что договор был подписан и отправлен учреждению именно этим контрагентом и именно в том варианте текста договора, который имеется у учреждения (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 78-КГ17-56, постановления Девятнадцатого ААС от 07.12.2018 N 19АП-7904/18, Четырнадцатого ААС от 04.07.2018 N 14АП-154/18 и от 04.07.2017 N 14АП-3681/17).
Обратим внимание, что согласно п. 3 ст. 432 ГК РФ сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ). То есть ссылка исполнителя, принявшего от заказчика сумму предварительной оплаты в счет оказания услуг, на то, что договор является незаключенным, может рассматриваться как недобросовестное поведение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
20 февраля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"