Обзор основных изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 января 2019 года
1. Определение контрагентов конкурентными способами по общему правилу должно осуществляться только в электронной форме
В силу ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января заказчики обязаны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных электронных процедур. При этом, как следует из ч.ч. 43 и 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, заказчики не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме, за исключением случаев:
- запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
- запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
- запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера;
- закрытых способов определения контрагентов;
- закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.
2. Для участия в электронных процедурах закупок участникам, не аккредитованным на электронных площадках до 1 января, необходимо будет зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на электронных площадках по новым правилам
С 1 января вступит в силу ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая правила егистрации участников закупок в ЕИС и их аккредитации на электронных площадках.
Регистрация в ЕИС будет осуществляться в электронной форме без взимания платы. При этом в качестве участников закупок не могут быть зарегистрированы офшорные компании.
Аккредитацию участника на электронной площадке осуществляют операторы не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника в ЕИС. Аккредитация не требует от участника совершения каких-либо действий.
Участник, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
При этом аккредитованным ранее 1 января на электронных площадках участникам для дальнейшего участия в закупках, проводимых в электронной форме, по 31 декабря 2019 года включительно регистрация в ЕИС не требуется (см. ч.ч. 47 и 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
3. Начнется ведение единого реестра участников закупок
Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС в соответствии со ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, вносятся в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
Ведение ЕРУЗ осуществляется начиная с 1 января 2019 года Федеральным казначейством.
4. Заказчик не обязан привлекать внешних экспертов, если контракт заключается с единственным контрагентом при признании несостоявшейся электронной процедуры
С 27 декабря в новой редакции действует п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. В данную норму добавлены ссылки на п.п. 25.1 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
5. В Закон N 44-ФЗ включена возможность изменения контракта в связи с увеличением ставки НДС с 1 января
С 27 декабря действует новая ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственными и муниципальными заказчиками как получателями бюджетных средств такое изменение может быть осуществлено в пределах доведенных ЛБО на срок исполнения контракта.
6. Начнут действовать новые правила подсчета СГОЗ и объема закупок у СМП и СОНО
С 1 января закупки, которые осуществлены на основании п.п. 25 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения контрагента, проведенного исключительно среди СМП и СОНО, учитываются в:
- объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП и СОНО (ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
- СГОЗ для расчета указанного объема (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
7. Появится административная и уголовная ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок
С 7 января в КоАП РФ появится новая ст. 7.32.6. В соответствии с ней дача заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации влечет:
- штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 мес. до 1 года (для должностных лиц),
- штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей (для юридических лиц).
С 8 января в УК РФ появится новая ст. 200.6. В силу этой нормы дача экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ является уголовным преступлением, если:
- повлекло причинение крупного ущерба (наказывается в т.ч. штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до одного года, лишением свободы на срок до одного года);
- повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (наказывается в т.ч. штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от одного года до трех лет, лишением свободы на срок до трех лет);
- повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц (наказывается в т.ч. лишением свободы на срок до четырех лет).
8. Бюджетные и автономные учреждения не предоставляют обеспечение заявок при участии в закупках
Соответствующие изменения внесены в ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ и действуют с 27 декабря 2018 года.
9. Новое основание для закупки у единственного поставщика
27 декабря 2018 года вступил в силу новый п. 55 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по изготовлению документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства, бланков свидетельств о госрегистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ и дающих ему право на въезд (возвращение) в РФ, а также бланков документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
10. Закупки жилья для детей-сирот у собственников - физлиц можно будет приобретать путем проведения запроса предложений
С 1 января ч. 2 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ дополнятся п. 11 и п. 7 соответственно. В силу этих норм заказчики вправе будут осуществлять путем проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме) закупки жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц - собственников этих жилых помещений.
11. Изменятся нормы об ограничениях и условиях допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ иностранных ЖНВЛП
С 1 января изменится постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, которым установлены ограничения и условия допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.
Постановление N 1289 будет дополнено новыми п.п. 1.1. и 1.2, а также изменится п. 2 этого Постановления. Применяться новые нормы будут к закупкам ЖНВЛП, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2019 года.
Изменится следующее.
Во-первых, подтвердить страну происхождения лекарственного препарата также можно будет заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выдаваемым Минпромторгом России в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.
Во-вторых, будет предусмотрено, что в случае если после отклонения заявок по причине применения ограничений допуска к закупкам хотя бы 1 заявка содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых (в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются в ЕАЭС, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска к закупкам, установленные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Чтобы подтвердить соответствие лекарственного препарата названным выше требованиям, участник должен указать в заявке сведения:
- о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственного средства требованиям Правил надлежащей производственной практики;
- о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории ЕАЭС.
12. Начнет действовать новый перечень ЖНВЛП
Перечень ЖНВЛП утверждается ежегодно Правительством РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Перечень на 2019 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р.
В Перечне на 2019 год по сравнению с Перечнем на 2018 год появилось порядка 40 новых лекарственных препаратов. Также перечень дополнен новыми лекарственными формами для ранее включенных лекпрепаратов. Кроме этого, у отдельных препаратов изменился код Анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ). Все произошедшие изменения в наглядном и удобном виде отображены в Сравнительной таблице.
14. Вступит в силу Методика составления графика выполнения и оплаты строительно-монтажных работ в рамках контрактов
Согласно ч. 5 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. В силу ч. 6 указанной статьи объем выполненных по контракту работ определяется с учетом ст. 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
С 1 января начнет действовать Методика составления таких графиков, утвержденная Минстроем России.
В соответствии с Методикой проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с извещением и документацией о закупке. Указанные графики подписываются сторонами контракта. При этом стороны не вправе вносить в них изменения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
15. Скорректированы Дополнительные требования к российскому ПО в части среды функционирования абонентских устройств радиоподвижной связи
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды при закупках в соответствии с Законом N 44-ФЗ программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО, обеспечивают выполнение Дополнительных требований к программам для ЭВМ и базам данных, утвержденных этим Постановлением.
С 1 января вступит в силу абзац шестой пп. "а" п. 11 Дополнительных требований. С этой даты абонентские устройства радиоподвижной связи должны находиться под управлением мобильной ОС, сведения о которой включены в единый реестр российского ПО и которая сертифицирована в соответствии с требованиями законодательства о защите информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.