Больничный лист для иностранного работника
Е.А. Логинова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11, ноябрь 2017 г., с. 39-46.
Многие компании принимают на работу временно пребывающих в нашей стране иностранных граждан, в том числе из государств, входящих в состав ЕАЭС (Армении, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана). Российское законодательство гарантирует таким работникам право на социальное страхование, в частности, на получение пособия по временной нетрудоспособности. Величина этого пособия зависит от двух показателей - среднего дневного заработка и страхового стажа работника. Определение первого показателя особых сложностей, как правило, не вызывает. При установлении второго нужно учесть некоторые нюансы. Какие - поясним в данном материале.
Что означает статус иностранного гражданина "временно пребывающий"?
Правовое положение иностранцев в нашей стране регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ*(1) (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 этого закона временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами считаются лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке и получившие миграционную карту*(2), но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):
- на основании визы - определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин въезжает в нашу страну для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная рабочая виза. По общему правилу такая виза оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг), но не более чем на год (ч. 7 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ*(3));
- в безвизовом режиме - не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания). Указанные сроки могут быть продлены либо сокращены, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). К примеру, данные сроки продлеваются при получении иностранцем разрешения на работу либо патента (абз. 1, 2 п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность (ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Порядок оформления документов с иностранным работником зависит от страны прибытия и основания въезда в Российскую Федерацию (по визе или в безвизовом режиме).
Работодатель вправе привлекать и использовать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности при наличии разрешения на привлечение и использование таких работников*(4). Не нужно получать данное разрешение, если временно пребывающий иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
К сведению. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Трудовая деятельность в России граждан из стран ЕАЭС регулируется законодательством РФ с учетом положений Договора о ЕАЭС*(5). Граждане этих стран приравнены по трудовому статусу к гражданам РФ, оформление их на работу должно осуществляться в обычном порядке. Это следует из п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС. То есть при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно:
- учитывать ограничения, касающиеся ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики;
- получать разрешение на работу или патент.
Обратите внимание! По мнению Минтруда, при приеме на работу граждан государств - членов ЕАЭС требуется указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг. В связи с этим и с учетом положений ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ в их трудовые договоры должно быть включено в том числе условие об основании оказания им медпомощи в течение срока действия договора с указанием, в частности, реквизитов полиса добровольного медицинского страхования. Данные граждане признаются застрахованными в системе ОМС только после заключения такого трудового договора и получения статуса трудящегося из государства - члена ЕАЭС (Письмо от 17.12.2015 N 16-4/В-823).
Минтруд отмечает: при этом срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора (см. Письмо от 26.09.2016 N 16-4/В-465).
Социальное страхование временно пребывающих иностранных граждан
Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, не подлежат обложению страховыми взносами (пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ). Исключение - суммы выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Другими словами, страховые взносы начисляются на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, работающих в организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, признаваемых застрахованными в рамках соответствующего вида обязательного страхования.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ*(6) (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие по трудовым договорам.
В части 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ есть условие, при выполнении которого обозначенная категория граждан вправе рассчитывать на пособие по временной нетрудоспособности: уплата за них страхователями страховых взносов в ФСС за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая. (Хотя в данном случае, очевидно, важен факт начисления взносов, а не их перечисление во внебюджетный фонд.) Обеспечение работников пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания (п. 1 ч. 5 Закона N 255-ФЗ).
Иначе говоря, подобное пособие иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, вправе получить при одновременном выполнении двух условий:
1. Если работодатель перечислял за него взносы в ФСС за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. К примеру, если работник принят на работу с февраля 2017 года и с этого месяца компания исчисляет и уплачивает с его заработка страховые взносы, то выплатить пособие по временной нетрудоспособности компания обязана, начиная с августа 2017 года.
2. Обозначенный гражданин должен работать именно по трудовому договору. Если же он работает на территории РФ по договору гражданско-правового характера, начислять взносы в ФСС с его вознаграждения не нужно. Соответственно, права на пособие по временной нетрудоспособности у него нет.
Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности по таким работникам исчисляются в общем порядке (то есть только в отношении выплат, не превышающих 755 000 руб. - предельной величины базы для начисления этих взносов). Тариф взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат, начисленных в пользу таких работников, установлен в размере 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 255-ФЗ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные названным законом, применяются правила международного договора РФ, то есть Договора о ЕАЭС.
Пунктом 3 ст. 98 данного закона установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств - членов Договора о ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, граждане из стран - членов Договора о ЕАЭС, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в ней по трудовым договорам, являются застрахованными лицами для целей страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение указанных выше пособий.
В связи с этим на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в Российской Федерации граждан вышеупомянутых стран, страховые взносы в ФСС начисляются по ставке 2,9%. С суммы выплат, превышающей предельную величину базы для исчисления взносов, данные взносы не уплачиваются (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Итак, временно пребывающие в РФ иностранные граждане из республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан имеют право на получение всех видов социальных пособий, установленных Законом N 255-ФЗ.
Видами страхового обеспечения по социальному страхованию являются (ст. 1.4 данного документа):
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
социальное пособие на погребение.
Примечание. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане (в том числе из стран ЕАЭС), с которыми заключен гражданско-правовой договор, не являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию. Соответственно, права на пособия по временной нетрудоспособности они не имеют (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Однако у гражданина ЕАЭС, заключившего трудовой договор, право на социальное пособие такое же, как у российских граждан.
Размер пособия по временной нетрудоспособности
Как было упомянуто выше, по общему правилу временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности по истечении полугода трудовой деятельности.
Но иностранным гражданам, прибывшим в Россию из стран - членов Договора о ЕАЭС и работающим по трудовым договорам, больничные и "детские" пособия положены сразу - с первого дня работы на тех же условиях и в том же порядке, что и российским гражданам.
Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от среднего дневного заработка и страхового стажа работника.
Обратите внимание! Оплачивать иностранный больничный (выданный в иностранном государстве, например, при командировании работника) российская организация не вправе. Такой больничный лист ФСС к зачету не примет. В этом случае иностранному работнику необходимо обратиться в медучреждение по месту жительства для замены больничного, выданного в государстве ЕАЭС, на листок нетрудоспособности российского образца, который организация примет к учету и начислит работнику пособие (ст. 8 Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ от 27.03.1997, п. 7 Порядка выдачи листков нетрудоспособности*(7)).
Средний заработок
Средний заработок работника рассчитывается путем деления на 730 суммы выплат, полученных им за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (ч. 1, 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Для расчета пособия в 2017 году расчетным периодом будут 2015 и 2016 годы.
В расчете участвуют только выплаты, на которые начислены страховые взносы в ФСС (пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 426 НК РФ, ч. 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Словом, вознаграждения, полученные иностранным работником в расчетном периоде на территории иностранного государства, не должны учитываться при расчете пособия по временной нетрудоспособности.
Если в двухлетний период у сотрудника не было заработка либо его средний заработок, рассчитанный за данный период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, то средний заработок для исчисления пособия принимается равным этому МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). То есть вместо выплат, полученных работником в течение двухлетнего срока, в расчете пособия участвует величина, равная 24 МРОТ. Напомним: с 1 января 2017 года применялся МРОТ в размере 7 500 руб., с 1 июля 2017 года - 7 800 руб.
Итоговую сумму пособия необходимо уменьшить в зависимости от страхового стажа иностранного работника. Если его стаж составляет менее пяти лет, то ему нужно выплатить 60% исчисленного заработка, от пяти до восьми лет - 80%, более восьми лет - 100% (ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Страховой стаж
В страховой (трудовой) стаж включаются все периоды работы или службы работника. Как правило, стаж работы иностранного гражданина за пределами РФ при назначении пособий в России не учитывается.
Но в силу ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ трудовой стаж, заработанный иностранными гражданами в период трудовой деятельности на территории другого государства, подлежит признанию в РФ, если у России с этими странами заключены соответствующие соглашения. Государства, с которыми заключено соглашение о признании страхового (трудового) стажа, показаны в таблице.
Государство | Документ о признании стажа |
Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан | Пункт 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС |
Украина | Статья 6 Соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14.01.1993 |
Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан | Статья 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 |
Испания | Статья 9 Договора о социальном обеспечении от 11.04.1994 |
Монголия | Статья 9 Соглашения о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981 |
Чехия | Статья 8 Договора о социальном обеспечении от 08.12.2011 |
Латвия | Статья 8 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 |
Болгария | Статья 5 Соглашения о социальном обеспечении от 27.02.2009 |
Период работы за рубежом иностранный гражданин может подтвердить, представив российскому работодателю копии трудовой книжки или трудового договора, переведенных на русский язык и заверенных нотариусом.
Иными словами, в страховой (трудовой) стаж временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина подлежат включению только те периоды работы, которые подтверждены (п. 2, 8, 9 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам*(8)):
- записью в трудовой книжке;
- трудовым договором;
- справкой предыдущего работодателя, выписками из приказов, копиями лицевых счетов и ведомостями на выдачу заработной платы.
Соответственно если между Россией и иностранным государством не заключено соглашение о взаимном признании страхового (трудового) стажа, в расчетный период для назначения пособия по временной нетрудоспособности войдут только периоды, в которых за иностранного работника страховые взносы в ФСС уплачивала российская организация.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
*(2) Миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
*(3) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
*(4) В настоящее время порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников предусмотрен административным регламентом, утв. Приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589.
*(5) Подписан в г. Астане 29.05.2014.
*(6) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(7) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
*(8) Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"