Признание конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся, последствия такого признания
Смотрите в этом материале:
Случаи признания закупки несостоявшейся
Случаи признания конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся
Нормы Закона N 223-ФЗ не устанавливают случаев признания конкурентной закупки несостоявшейся, хотя сама такая возможность предполагается, причем установлено требование об указании в протоколах, составленных в ходе проведения закупки, причин, по которым она была признана несостоявшейся (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, случаи признания конкурентной закупки несостоявшейся должны быть предусмотрены в положении о закупке.
При этом в п. 34 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, перечислены следующие причины признания конкурентной закупки несостоявшейся, которые должны быть отражены в протоколе:
- не подано ни одной заявки на участие в закупке (подп. "а" п. 34 Положения);
- по результатам проведения закупки все заявки отклонены (подп. "б" п. 34 Положения);
- на участие в закупке подана только 1 заявка (подп. "в" п. 34 Положения);
- по результатам проведения закупки отклонены все заявки, кроме одной (подп. "г" п. 34 Положения);
- по результатам проведения закупки от заключения договора уклонились все участники (подп. "д" п. 34 Положения).
Последствия признания конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся
В Законе N 223-ФЗ предполагается возможность заключения договора с единственным контрагентом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся (см. п. 3 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Нормами гражданского законодательства обязанность организатора торгов заключить договор по результатам несостоявшихся торгов с кем-либо, в том числе с единственным их участником, не установлена (см., например, постановление Девятого ААС от 25.06.2008 N 09АП-6394/2008, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 01.11.2008 N КГ-А40/9035-08). Представляется очевидным, что тем более такой обязанности не существует у организатора иных конкурентных процедур закупки.
Заметим, что в нормативных правовых актах, устанавливающих дополнительные к предусмотренным Гражданским кодексом РФ правила проведения торгов для определенных случаев, обязанность заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов указывается как особое последствие признания торгов несостоявшимися и отдельное основание для заключения договора с единственным контрагентом (см., например, п. 6 ч. 2, п. 6 ч. 3, п. 2 ч. 4, чч. 5 и 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Соответственно, последствия признания конкурентной закупки несостоявшейся определяются положением о закупке, которое может в зависимости от ситуации предусматривать как обязанность заказчика заключить договор с участником заявки, подавшим единственную надлежащую заявку, так и его право сделать это или осуществить повторную закупку, изменив ее условия, а также право заказчика заключить договор с лицом, заявка которого была отклонена или с одним из таких лиц при отсутствии заявок, соответствующих установленным требованиям и т.п. (см. постановления Девятого ААС от 02.07.2013 N 09АП-17578/13 и от 07.08.2014 N 09АП-29414/14, Третьего ААС от 30.12.2013 N 03АП-6371/13).
При этом, по нашему мнению, заключение договора с одним из лиц, подавших заявку на участие в закупке, признанной несостоявшейся, по общему правилу само по себе должно признаваться новой закупкой.
Из ряда указаний Закона N 223-ФЗ следует, что итогом закупки всегда является заключение договора. В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно включать в качестве элемента порядка закупки порядок заключения договора. В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона в состав информации о закупке входит проект договора. В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора. Наконец, согласно ч. 19 ст. 4 этого Закона заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки.
Отсюда можно сделать вывод, что если процедура не заканчивается заключением договора, - что предполагается при признании ее несостоявшейся, - заключение договора с тем же предметом должно считаться уже новой закупкой. Здесь также применима аналогия с нормами Закона N 44-ФЗ: в случае признания закупки конкурентным способом несостоявшейся закупка производится на основании отдельного п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает самостоятельные требования к порядку заключения контракта, включая необходимость получения согласия контролирующего органа в некоторых случаях.
Поэтому при согласовании условий договора, заключаемого в соответствии с положением о закупке с единственным контрагентом - претендентом на участие в несостоявшейся закупке, заказчик связан условиями документации об этой закупке, только если это предусмотрено соответствующими нормами положения о закупке.
Оформление признания конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся
Особых требований к документальному оформлению признания конкурентной закупки несостоявшейся, помимо указания, что оно должно отражаться в протоколе, Законом N 223-ФЗ также не предусмотрено.
Представляется очевидным, что признание конкурентной закупки несостоявшейся должно быть отражено в протоколе, составляемом в ходе закупки (промежуточном протоколе), или в протоколе, составляемом по итогам закупки (итоговом протоколе), в зависимости от того, на какой стадии закупки (на каком этапе), предполагающей или не предполагающей подведение итогов закупки в целом, выявляются основания признания закупки несостоявшейся. Общие требования к оформлению в ЕИС промежуточного протокола и итогового протокола рассмотрены в отдельных материалах.
Полагаем, что в тех случаях, когда ситуация с наличием только 1 надлежащей заявки или полным отсутствием надлежащих заявок выявляется по итогам рассмотрения поданных заявок, должен быть составлен протокол соответствующей стадии или этапа соответствующего этапа либо, если речь идет о последнем этапе, - итоговый протокол, в котором констатируется, что надлежащих заявок выявлено 0 или 1 (п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ), излагается решение о признании закупки несостоявшейся и - если это допускается положением о закупке и имеется 1 надлежащая заявка - о заключении договора с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку.
Аналогичным образом, на наш взгляд, должно оформляться признание закупки несостоявшейся, если только 1 заявка подана на участие в закупке или в одном из этапов закупки, который следует за первым и на участие в котором в соответствии с положением о закупке и документацией в обязательном порядке должны быть поданы отдельные заявки (окончательные заявки, окончательные предложения и т.п., далее - заявки). В таком случае в протоколе констатируется, что количество поданных заявок - 1, приводятся результаты ее рассмотрения - признание надлежащей или ненадлежащей, излагается решение о признании закупки несостоявшейся и - если это допускается положением о закупке и заявка признана надлежащей - о заключении договора с подавшим ее участником закупки.
Немного сложнее обстоит вопрос с ситуацией, когда на участие в закупке или в одном из этапов закупки, который следует за первым и на участие в котором должны быть поданы отдельные заявки, не подано ни одной заявки. По нашему мнению, положение о закупке может предусматривать оформление в такой ситуации особого протокола признания закупки несостоявшейся, хотя таковой и не предусмотрен законом. Если же положение о закупке оформления такого протокола не предусматривает, полагаем, нет иного выхода, помимо оформления протокола, в котором бы констатировалось, что заявок поступило 0, рассмотрено, соответственно 0, к участию в закупке допущено 0, закупка признается несостоявшейся.
Протоколы размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Для этого в соответствии с п. 33 Положения представитель заказчика выбирает в ЕИС форму протокола из имеющихся в ЕИС или корректирует имеющуюся в ЕИС форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола.
Как видим, заказчик может выбирать: воспользоваться ли одной из готовых форм протоколов, размещенных в ЕИС, привести одну из таких форм в соответствие с требованиями своего положения о закупке или, не обращая внимания на указанные формы, разместить подготовленный в соответствии со своим положением о закупке в электронном виде.
При этом в протоколе, как было сказано выше, должна быть отражена одна из перечисленных в п. 34 Положения причин признания закупки несостоявшейся.
Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде (п. 35 Положения), то есть, надо полагать, в виде скан-копий.
Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в ЕИС надлежащим образом после размещения в ЕИС вышеуказанных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в ЕИС информации от имени заказчика (пп. 4, 36 Положения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах