Резолютивная часть объявлена 10.08.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Шалаева А.А. от 03.08.2016 N1272-ж на действия Заказчика - БУ "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продукта для питания беременных женщин и кормящих матерей (извещение N0387200030316000156) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего неправомерные требования, в части описания технических характеристик к предполагаемым к поставке продуктам, влекущие ограничение доступа Заявителя и других потенциальных участников размещения заказа к торгам.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продукта для питания беременных женщин и кормящих матерей (извещение N0387200030316000156) размещены на официальном сайте единой информационной системы 26.07.2016.
В жалобе Заявитель указал следующее.
Документация об аукционе содержит положения, прямо противоречащие п.1 ч.2 статьи 33 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2016 г. Кроме того, по мнению Заявителя, документация имеет признаки нарушения ст. 17 Федерального закона 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - "Закон о защите конкуренции").
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2016 г. Заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документами, регламентирующими показатели качества и безопасности продуктов для питания детей раннего возраста, на территории РФ и Таможенного Союза являются:
- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341; от 18.11.2010 N 456;от 02.03.2011 N 571; от 07.04.2011 N 622; от 18.10.2011 N 829; от 09.12.2011 N 889; Решений Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34; от 06.11.2012 N 208; от 15.01.2013 N 6). Утверждены решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299
В Техническом задании, Аукционной документации показатели значений специализированного продукта на молочной основе для полноценного питания беременных женщин и кормящих матерей соответствуют двум продуктам, а именно, НУППИ ЭМА, производства Республики Эстония и Селиа МАМА, Франция. Последний продукт, Селиа МАМА, согласно информации полученной по горячей линии , компании "Селиа Лакталис", телефон 8(800)200-39-93 и приложенному голосовому сообщению не завозиться на территорию Российской Федерации в течение 2015-2016гг и в ближайшее время к поставке в РФ не планируется. Тем самым, в ТЗ принимает участие один продукт Нуппи ЭМА, производитель ,Республика Эстония, что нарушает ст. 17 Федерального закона 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - "Закон о защите конкуренции") и Закона N 44-ФЗ.
Роспотребнадзором зарегистрированы на территории Российской Федерации продукты для беременных и кормящих женщин, производимые странами Таможенного союза, такие как: Фемилак, Беллакт МАМА, которые значительно ниже цен импортных товаров, ввозимых из дальнего зарубежья.
Кроме этого, если Заказчиком, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2016 г, сужаются нормативные показатели, то должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей,.
Заказчиком при составлении описания не используются стандартные показатели, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), а именно,
Состав (на 100 мл готового продукта): Показатели СанПина Показатели ТЗ Октябрьской РБ | ||
Белки, г |
3,0-10,0 |
Не менее 3,1 не более 4,05 |
Углеводы, г |
10,0-14,0 |
Не менее 10,6 не более 12,2 |
Минеральные вещества: | ||
Калий, мг |
140,0-250,0 |
Не менее 151,0 не более 171,0 |
Хлориды, мг |
100,0-160,0 |
Не менее 110,0 не более 126,0 |
Магний, мг |
15,0-25,0 |
Не менее 22,0 не более 23,0 |
Цинк, мг |
1,0-4,0 |
Не менее 1,2 не более 2,5 |
Йод, мкг |
10,0-25,0 |
Не менее 13,0 не более 21,0 |
Витамины: | ||
А (ретинол), мкг-экв. |
50,0-150,0 |
Не менее 65,0 не более 99,0 |
Е (токоферол), мг |
1,0-4,0 |
Не менее 1,3 не более 1,8 |
витамин (К), мкг |
5,0-12,0 |
Не менее 5,0 не более 9,0 |
С (аскорбиновая кислота), мг |
10,0-30,0 |
Не менее 10,0 не более 15,0 |
В6 (пиридоксин), мг |
0,15-0,3 |
Не менее 0,17 не более 0,22 |
Энергетическая ценность, ккал |
61,0-130,0 |
Не менее 70,0 не более 100,0 |
Расфасовка, г |
до 1000 грамм |
не менее 300 |
Однако к техническому заданию аукционной документации в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не содержится обоснований Заказчика о необходимости использования других показателей.
Таким образом, Заявитель приходит к выводу, что в действиях Заказчика, при проведении электронного аукциона, имеются признаки нарушений п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом вступившего в силу Закона N 104-ФЗ), ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчик в письменных возражений указал следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ-44 "Закона о контрактной системе" в редакции Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 104-ФЗ вступившего в силу с 01 июля 2016 года Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ-44 "Закона о контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства о контрактной системе, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих Государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Обращение на территории Российской Федерации продуктов для питания беременных женщин и кормящих матерей регламентируется Едиными санитарно- эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2014г. N299. Минимальные и максимальные значения характеристик, указанных в Техническом задании аукционной документации, полностью соответствуют диапазонным значениям Решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2014г. N299, удовлетворяют потребности заказчика для исполнения своих Государственных функций, не нарушает нормы действующего законодательства и позволяют потенциальным участникам предложить к поставке эквивалентные продукты.
Заказчик при описании объекта закупки использовал показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работ, услуг и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, обоснование которых, согласно части 2 статьи 33 ФЗ-44 "Закона о контрактной системе", НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Заказчик в данном случае не устанавливает точные качественные характеристики и определяет для каждого компонента количественную амплитуду, направленную на поддержание стандартов качества продуктов положительно себя зарекомендовавших, безотносительно к Поставщику товаров, с учетом допустимых отклонений показателей пищевой ценности продуктов, находящихся в рамках действующих нормативных актов.
Техническое задание соответствует продуктам как минимум двух Производителей и не ограничивает конкуренцию Поставщиков (соответствие продуктов указано в таблице 1). Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных Производителей данного питания. А наличие или отсутствие необходимого товара у конкретного Поставщика не является ограничением количества участников размещения заказа, т.к. требуемый к поставке товар находится в свободном обороте на территории РФ
Считаем, что претензии Заявителя жалобы связаны с желанием участия в аукционе с продукцией, банально не подходящих под требования Заказчика. Отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, либо наличие товара с соответствующими характеристиками, но иной ценовой категории, связано только с предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки. Заявитель жалоб не является производителем товара, поэтому не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным ответчиком.
Вместе с тем, Заказчик формулирует описание объекта закупки, исходя из своих потребностей, он свободен в выборе объективных характеристик и не должен ориентироваться на возможности Заявителя жалобы.
Необоснованные жалобы причиняют ущерб государственному учреждению в чувствительной для общественных интересов отрасли - здравоохранении - путем блокировки процесса государственных закупок, влияния на результат аукциона.
Согласно ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что доводы, приведенные в жалобе ни по одному из пунктов - не обоснованы.
N п/п |
Наименование |
Техническая часть аукционной документации |
Едиными санитарно- эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2014г. N299. |
Продукт 1 Смесь "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь" |
Продукт 2 Смесь "Нуппи ЭМА"* |
1 |
Специализированный продукт на молочной основе для полноценного питания беременных женщин и кормящих матерей. |
Состав (на 100 мл готового продукта): |
Состав (на 100 мл готового продукта): |
Состав (на 100 мл готового продукта): |
Состав (на 100 мл готовогопродукта): |
белки 3,1-4,05 г, |
белки 3,0-10,0 г, |
белки 4,0 г, |
белки 4,05 г, |
||
углеводы 10,6-12,2 г. |
углеводы 10,0-14,0 г. |
углеводы 12,2 г. |
углеводы 10,6 г. |
||
Минеральные вещества: |
Минеральные вещества: |
Минеральные вещества: |
Минеральные вещества: |
||
калий 151,0-171,0 мг, |
калий 140,0-250,0 мг, |
калий 151,0 мг, |
калий 171,0 мг, |
||
хлориды 110,0-126,0 мг, |
хлориды 100,0-160,0 мг, |
хлориды 126,0 мг, |
хлориды 110,0 мг, |
||
магний 22,0-23,0 мг, |
магний 15,0-25,0 мг, |
магний 23,0 мг, |
магний 22,0 мг, |
||
цинк 1,2-2,5 мг, |
цинк 1,0-4,0 мг, |
цинк 1,2 мг, |
цинк 2,0 мг, |
||
йод 13,0-21,0 мкг. |
йод 10,0-25,0 мкг. |
йод 13,0 мкг. |
йод 21,0 мкг. |
||
Витамины: |
Витамины: |
Витамины: |
Витамины: |
||
витамин (А) 65,0-99,0 мкг-экв., |
витамин (А) 50,0-150,0 мкг-экв., |
витамин (А) 82,0 мкг-экв., |
витамин (А) 99,0 мкг-экв., |
||
витамин (Е) 1,3-1,8 мг, |
витамин (Е) 1,0-4,0 мг, |
витамин (Е) 1,3 мг, |
витамин (Е) 1,8 мг, |
||
витамин (К) 5,0-9,0 мкг, |
витамин (К) 5,0-12,0 мкг, |
витамин (К) 5,3 мкг, |
витамин (К) 9,0 мкг, |
||
витамин (С) 10,0-15,0 мг, |
витамин (С) 10,0-30,0 мг, |
витамин (С) 10,0 мг, |
витамин (С) 14,0 мг, |
||
витамин (В6) 0,17-0,22 мг. |
витамин (В6) 0,15-0,30 мг. |
витамин (В6) 0,17 мг. |
витамин (В6) 0,17 мг. |
||
Энергетическая ценность 70,0-100,0ккал. |
Энергетическая ценность 61,0- |
Энергетическая ценность100,0 ккал. |
Энергетическая ценность 76,0ккал. |
||
Упаковка не менее 300 грамм. |
130,0 ккал. |
Упаковка 322 грамм. |
Упаковка 400 грамм. |
||
|
|
Производитель: Германия. |
Производитель: Эстония. |
Изучив доводы Заявителя Комиссия Управления не находит их подлежащими удовлетворению, поскольку показатели технического задания, указаны в пределах, установленных Техническими регламентами Таможенного союза и Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), техническому заданию соответствует два производителя, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Шалаева А.А. от 03.08.2016 N1272-ж на действия Заказчика - БУ "Октябрьская районная больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продукта для питания беременных женщин и кормящих матерей (извещение N0387200030316000156) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 августа 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2016