Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 октября 2016 г. N 1369-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский - ,
- уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Рефтинский - ,
- ,
- заявителя в лице ООО "СК "Академстрой" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания "Академстрой" (620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, д.193, оф. 404) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский, уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Рефтинский при проведении электронного аукциона на ремонт фасада задания МАУ "ЦКиИ" (извещение N 0162300052816000060) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Строительная компания "Академстрой" (вх. N 01-15385 от 29.09.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский, уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Рефтинский при проведении электронного аукциона на ремонт фасада задания МАУ "ЦКиИ" (извещение N 0162300052816000060) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Строительная компания "Академстрой" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, установленных требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают Закон о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.09.2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300052816000060 и документация об аукционе на ремонт фасада задания МАУ "ЦКиИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 500 000,00 рублей.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п. 2).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки аукционной документации установлено техническое задание на выполнение работ, в приложении к аукционной документации содержатся сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара ("Требования к материалам" аукционной документации), в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие товаров,установленным заказчиком требованиям. Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
1 |
Асфальт |
Значение отклонения содержания битума в смеси - |
7 |
Гвозди |
Упаковка - деревянные ящики, ящичные металлические поддоны или универсальные контейнеры |
9 |
Горячая арматурная сталь |
размер d - не менее 9,3+0,3 не более 34,5+0,4, мм предел текучести - не менее235 (24) Н/мм2 (кгс/мм2) временное сопротивление разрыву - не менее373 (38) менее590 (60) Н/мм2 (кгс/мм2) относительное удлинение - не менее 6% равномерное удлинение - 2 или не нормируется % испытание на изгиб в холодном состоянии - не менее 90оС |
11 |
Гранит керамический |
Форма - квадратные или прямоугольные Номинальная длина - 300, 300, 600 Номинальная ширина - 300, 600 ,600 |
21 |
Раствор цементный |
в качестве вяжущих должна использоваться известь строительная тип извести - воздушная или гидравлическая, гидратная или негашеная характеристика извести строительной - кяльциевая или магнезиальная или доломитовая или полученная гашeнием кальциевой извести или полученная гашением магнезиальной извести или полученная гешением доломитовой извести вид извести строительной по времени гашения - быстрогасящаяся или среднегасящаяся или не нормируется (для гашеной извести) по фрикционному составу извести строительная - комовая (дробленая) или порошкообразная вид гидравлической извести - слабогидравлическая, cильногидравличecкая или нормируется сорт извести строительной - 1, 2, 3 добавки в извести строительной - присутствуют или отсутствуют известь строительная обеспечивает - твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности только в воде или твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности в воздушно-сухих условиях и пр. |
Относительно позиций товара ацетилен, ветошь, вода и пр. представитель заказчика пояснил, что использование таких товаров предусмотрено нормативно-технической документаций при производстве работ, устанавливающих требования к технологии выполнения строительных работ. Качество указанных товаров влияет на качество результата выполнения работ, при этом использование указанных товаров предусмотрено сметным расчетом, а право на установление требований к качественным характеристикам таких товаров обусловлено ст. 33, 66 Закона о контрактной системе.
Относительно установленного требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава по ряду позиций "Требования к материалам" приложения аукционной документации, представители заказчика пояснили, что химический состав материалов требуется заказчику для подтверждения марки стали, при этом марка стали должна соответствовать ГОСТу. Орган сертификации выдает сертификат соответствия только при соответствии товара техническим значениям ГОСТ, а именно определенной марки. Химический состав стали определяет лаборатория производителя, и он необходим производителю для определения марки стали и технического контроля.
Сертификат соответствия и другая техническая документация предоставляется заказчику в составе исполнительной документации на выполненные работы, что предусмотрено описанием объекта закупки, в документации прописана марка стали с химическим составом соответствующий значениям ГОСТ. При передаче исполнительной документации заказчику на выполненные работы то, что было указано в заявке должно подтверждаться документами. Сертификаты соответствия, паспорта качества выдаются производителем на партию товара, в которой указана марка стали и ГОСТ.
В соответствии со статьей 13 и пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- своды правил;
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
- предварительные национальные стандарты.
Комиссией установлено, что ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия (с Изменением N 1)" устанавливает требования к извести строительной, при этом при производстве работ используется товар раствор цементный, а не известь.
Таким образом, заказчиком установлены требования к материалам, их химическому составу, используемым при производстве товара, используемого для выполнения работ, являющегося предметом торгов.
В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к составу первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
При этом п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с положениями ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным характеристикам установлены заказчиком в отдельно опубликованном файле "Требования к материалам".
Инструкцией по заполнению заявки (раздел 4 аукционной документации) установлено, что при заполнении таблицы участнику необходимо заполнить графу "Значение, предлагаемое участником". Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика. Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.). Товары должны соответствовать нормативным документам, указанным совместно с наименованием товара. В случае отсутствия указания в аукционной документации на нормативный документ, требования к товарам (показатели, требования, условные обозначения и терминология) установлены на основании данных производителей.
Таким образом, заказчик в нарушение п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе установил требование о представлении участником в составе заявке не характеристик товара используемого для выполнения работ, а характеристик материалов, их химического состава, используемых для производства товаров, используемых для выполнения работ, а также сведений об условиях поставки товара гвозди (п. 7) в части его упаковки.
Инструкцией по заполнению заявки (раздел 4 аукционной документации) установлено, что все товары, предлагаемые к использованию при выполнении работ в заявке участника аукциона, должны соответствовать следующим нормативным документам: ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 4643-75, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 24285-80, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 13996-93, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 5530-2004, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 283-75, ГОСТ 9467-75. Если требованиями к качеству товаров (материалов) не предусмотрено указание качественных характеристик товаров, требования к качеству которых установлены в одном или нескольких из вышеуказанных нормативно-технических документов, требование о соответствии такому таким нормативно-техническим документам не учитывать.
Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.). Товары должны соответствовать нормативным документам, указанным совместно с наименованием товара. В случае отсутствия указания в аукционной документации на нормативный документ, требования к товарам (показатели, требования, условные обозначения и терминология) установлены на основании данных производителей.
Таким образом, данное указание характеристик по позициям товаров отдельно от перечисленных ГОСТ, СНиП и др. вводит участников закупки в заблуждение, и не позволяет соответствующим образом соотнести товары с обязательными стандартами, заполнить и подать заявку на участие в закупке с указанием, в том числе конкретных показателей товаров, отвечающих в совокупности всем нормативным документам (ГОСТам).
На основании изложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Вместе с тем ГОСТом 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" устанавлены требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей, при этом производстве работ используется товар асфальт (п. 1 "Требования к материалам" аукционной документации), заявленный заказчиком самостоятельно.
Также согласно п. 4.1.19 ГОСТ 9128-2013 смеси должны быть однородными, абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать 0,5% по массе, ввиду чего заказчиком указано значение показателя, которое не позволят определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, оформить надлежащим образом заявку на участие в закупке.
ГОСТом 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)", что размеры и предельные отклонения размеров арматурной стали периодического профиля должны соответствовать приведенным в табл.3., согласно которой, мм:
d | |
Номин. |
Пред. отклон. |
9,3 |
+0,3 |
-0,5 | |
34,5 |
+0,4 |
-0,7 |
Таким образом, заказчиком указано значение показателя, которое не позволят определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, оформить надлежащим образом заявку на участие в закупке.
Также Комиссия полагает о невозможности предложить к поставке гранита кармического (п. 11 "Требования к материалам") прямоугольной формы (разъяснение положений документации N9 от 28.09.2016 в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе) с учетом установленной длины и ширины плитки - 600х600мм.
Доказательств обратного, со стороны заказчика предоставлено не было.
На основании изложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки (раздел 4 аукционной документации) установлено, что при заполнении таблицы участнику необходимо заполнить графу "Значение, предлагаемое участником". Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика.
Все слова, указанные в столбце "Наименование товара" и "Наименование показателя" в предложении участника закупки, не могут быть изменены и должны быть представлены в исходной (первоначальной) форме. Единицы измерения также указываются участником закупки в соответствии со столбцом "Единица измерения", изменения в единицах измерения при формировании предложения по конкретным качественным характеристикам товаров не допускаются. В случае указания в настоящем техническом здании в единице измерения диакритических знаков, надстрочных и подстрочных символов участнику закупки в своей заявке не допускается искажать написание единицы измерения. Например, если требуется "м2", то во избежание неоднозначного трактования предлагаемой в заявке характеристики товара не допускается указания искаженной единицы измерения "м2".
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком положениями аукционной документации установлено требование к оформлению заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) установлены разделом 33 указанного Перечня.
Частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п.3).
Согласно ч.3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление), предъявляются при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Постановлением установлено, что документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Таким образом, при закупке работ на ремонтных работ (код 43.99.90.190 ОКПД2) в документации о закупке устанавливается требование наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Требования к участникам закупки установлены заказчиком в разделе 2 аукционной документации.
Комиссий установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 31 , ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупок о наличии опыта исполнения контракта не установлены.
Довод заказчика относительно того, что работы по ремонту фасада здания (объект закупки) не относятся к работам по капитальному ремонту, Комиссия считает не состоятельным, так как требования к участникам закупки (раздел 2 аукционной документации) предполагают наличие у участника закупки свидетельства СРО о допуске видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Строительная компания "Академстрой" признать обоснованной в части доводов, указанных в жалобе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский выявлено нарушение ч. 4 ст. 31, пп. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.1, 2 ч.1, ч. 3 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский, уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Рефтинский, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими вышеуказанные полномочия при осуществлении закупки N 0162300052816000060, а также письменным объяснением по факту выявленного нарушения "____" декабря 2016г. в _____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N1369-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 05.10.2016г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N1369-З от 05.10.2016г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский, уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Рефтинский, его комиссии в срок до 16 ноября 2016 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N1369-З от 05.10.2016г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения "Центр культуры и искусства" городского округа Рефтинский, уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Рефтинский в срок до 30 ноября 2016 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 октября 2016 г. N 1369-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2016