Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2016 г. N 1759
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фермикс" (далее - ООО "Фермикс", податель жалобы) на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тасеевская Районная Больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт цокольного этажа и кровли пищеблока расположенного по адресу: 663771, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Лазо, 20 для Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная Больница"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.10.2016 поступила жалоба ООО "Фермикс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300016416000033.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, с пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении, копии всех заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Фермикс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб Общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ"), Общества с ограниченной ответственностью "Мавин Техникс" (далее - ООО "Мавин Техникс") и Индивидуального предпринимателя Варламовой И.С. (далее - ИП Варламова И.С.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, назначенном уведомлениями о принятии жалоб NN 1755, 1757, 1758, 1759 к рассмотрению на 28.10.2016 в 14 часов 30 минут (время местное), присутствовали:
- представитель заказчика Машуков Александр Александрович (доверенность N 1497 от 25.10.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Котельников Алексей Михайлович (доверенность N 1496 от 25.10.2016, удостоверение личности).
На вышеуказанное заседание Комиссии явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Мавин Техникс", ИП Варламова И.С. и ООО "Фермикс" не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Мавин Техникс", ИП Варламовой И.С. и ООО "Фермикс", при формировании документации о проведении электронного аукциона, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" указаны следующие, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", нарушения заказчика положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не указано требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии действующего свидетельства СРО, при этом в аукционной документации такое требование содержится.
Во-вторых, в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком по ряду позиций предъявлены требования к химическому составу и (или) веществ, компонентов товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки (позиции 6, 10, 13, 19, 24, 32, 46, 49, 50, 63, 84 и иные). Аналогичный довод в отношении товара "Проволока горячекатаная в мотках" (позиция 84 Приложения N 2 к аукционной документации) также содержится в жалобе ИП Варламовой И.С.
В отношении товара "Кислород технический газообразный" (позиция 32 Приложения N 2 к аукционной документации) ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" отметило, что заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 5583-78, а также следующее требование "Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5", при этом согласно сведениям ГОСТ 5583-78 объемная доля кислорода является относительной величиной, применяемой в ходе контроля качества на предприятии-изготовителе и в документах о качестве на данный товар такая величина не указывается, таким образом указанное требование является избыточным. Аналогичный довод в отношении товара "Кислород технический газообразный" также содержится в жалобе ИП Варламовой И.С., при этом ИП Варламовой И.С. указала также, что заказчик требует предоставить значения показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства: объемная доля кислорода, объемная доля водяных паров, объемная доля водорода.
В-третьих, в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком по ряду позиций установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям ГОСТов, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям ГОСТов показатели и (или) их значения (позиции 8, 16, 41, 46 и иные).
В-четвертых, в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлены избыточные требования к расходным материалам (позиции 5, 19, 24, 32, 77). Аналогичный довод в отношении товара "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая" (позиция 77 Приложения N 2 к аукционной документации) также содержится в жалобе ИП Варламовой И.С.
Согласно жалобе ООО "Мавин Техникс" заказчиком установлено требование к товару "Поковки из квадратных заготовок" (позиция 78 Приложения N 2 к аукционной документации) "Относительное сужение при максимальной толщине 100 мм менее 55 %", несоответствующее требованиям ГОСТ 8479-70.
Согласно жалобе ООО "Фермикс" в аукционной документации отсутствует в полном объеме проектная документация, в связи с чем ООО "Фермикс" делает вывод о том, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
ООО "Фермикс" до начала заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представило дополнение к жалобе, согласно которому, по мнению ООО "Фермикс", заказчиком допущены также следующие нарушения.
Во-первых, заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров "Оконные блоки").
Во-вторых, в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлены требования к товару "Бруски" (позиция 57 Приложения N 2 к аукционной документации), однако в соответствии с ГОСТ 18288-87, определяющим термины и определения, под требования заказчика подходит товар, поименованный бруском.
В-третьих, в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлены требования к товару "Бруски" (позиция 57 Приложения N 2 к аукционной документации), которые ГОСТом 8486-86 отнесены к дополнительным требованиям к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения, в то время как объектом закупки является капитальный ремонт цокольного этажа и кровли пищеблока КГБУЗ "Тасеевская Районная Больница".
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представитель заказчика представил ходатайства, которые он также заявил на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, в соответствии с которыми представитель заказчика ходатайствовал о прекращении рассмотрения жалоб и о возврате жалоб в адрес подателей жалоб, поскольку поданные жалобы не соответствуют требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе. Также представитель заказчика ходатайствовал о предоставлении оригиналов жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Мавин Техникс", ИП Варламовой И.С. со всеми поступившими приложениями к ним, в том числе в электронном виде, для ознакомления, при этом представитель заказчика ходатайствовал об объявлении перерыва в рассмотрении жалоб на срок не менее одного дня. По указанным ходатайствам Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в своей работе до 31.10.2016 до 17 часов 00 минут (время местное) и о предоставлении представителям заказчика возможности ознакомиться с материалами жалоб.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовал представитель заказчика Котельников Алексей Михайлович (доверенность N 1496 от 25.10.2016, удостоверение личности).
Также, после окончания объявленного перерыва, представитель заказчика представил ходатайство, которое он также огласил на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, в соответствии с которым он просил предоставить для ознакомления оригиналы поступивших жалоб; предоставить право заказчику предоставить возражения, пояснения и ходатайства и рассмотреть жалобы с участием заказчика; рассмотреть ходатайство о прекращении рассмотрения жалоб; отразить в решении по результатам рассмотрения жалоб полный текст заявленного ходатайства от 28.10.2016 с принятым решением по нему, отразить в решении по результатам рассмотрения жалоб полный текст заявленного ходатайства от 31.10.2016 с принятым решением по нему; кроме того, представитель заказчика заявил отвод члена Комиссии Акимовой Е.А. Комиссия решила указанные ходатайства не удовлетворять.
Письменные пояснения заказчика по доводам, изложенным в жалобах (с приложением документов, обосновывающих излагаемую позицию), запрошенные Красноярским УФАС России уведомлениями о принятии к рассмотрению жалоб N 1755 (исх. N 17614 от 24.10.2016), N 1757 (исх. N 17656 от 25.10.2016), N 1758 (исх. N 17657 от 25.10.2016), N 1759 (исх. N 17659 от 25.10.2016), в адрес Красноярского УФАС России не поступили, на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представители заказчика указанные пояснения также не представили.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта цокольного этажа и кровли пищеблока, расположенного по адресу: 663771, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Лазо, 20 для Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная Больница".
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в аукционной докуменации к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки помимо прочих документов участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: согласно требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": копию действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В требованиях к участникам закупки, содержащихся в аукционной документации, заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе, отсутствуют указанные требования к участникам электронного аукциона, установленные заказчиком в аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано следующее: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 cтатьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
В то же время Законом о контрактной системе не предусмотрена такая форма изложения информации, которая должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, довод подателя жалобы о том, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона информацию о необходимости наличия у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является обоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту цокольного этажа и кровли пищеблока по адресу: 663771, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Лазо, 20 для Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная больница".
Согласно аукционной документации описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики) содержатся в следующих документах:
1. Наименование и объем выполняемых работ в Приложении N 1 к аукционной документации "Ведомость объемов работ".
2. Технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям в Приложении 2 к аукционной документации.
Исследовав Приложение N 1 и Приложение N 2 к аукционной документации, Комиссия установила, что указанные документы содержат ведомость объемов работ и сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках, показателях, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в указанном разделе аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с аукционной документацией первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Заказчик при необходимости формирует функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из своей потребности.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что на выполнение работ, являющихся предметом закупки, у заказчика отсутствует проектная документация (данный вывод Комиссия сделала на основании ответа представителя заказчика на вопрос Комиссии в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу), следовательно, она и не могла быть размещена уполномоченным учреждением в единой информационной системе в составе аукционной документации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 и статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при необходимости должен предоставить функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, установить объемы и содержание работ, а также перечислить материалы, используемые при производстве работ. Рассматриваемые требования установлены и перечислены заказчиком в Приложениях N 1 и N 2 к аукционной документации.
Таким образом, у участника имеется возможность сформировать представление об объеме и характере работ, являющихся объектом закупки, а также о товарах и материалах, необходимых к использованию при выполнении указанных работ, и их показателях, соответствующих потребности заказчика, и подготовить свое предложение в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, довод ООО "Фермикс" о том, что в аукционной документации отсутствует в полном объеме проектная документация, а также о том, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, признан Комиссией необоснованным.
Исследовав Приложение N 2 к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком в том числе следующих требований к товарам, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки (позиции 5, 19, 24, 32, 77).
5. Ветошь. Не должна быть прелой и содержать следы гниения. Размер 20-25х100-150 см.
19. Пропан-бутан, смесь техническая. Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более 1,8. Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре: по ГОСТ 28656-90 плюс 45 °С, не более 1,6. Массовая доля сероводорода, %, не более 0,13. Интенсивность запаха, баллы, не менее 3. Содержание свободной воды и щелочи - отсутствие. Массовая доля, %, бутанов и бутиленов, не более 60. ГОСТ 20448-90.
24. Керосин для технических целей марок КТ-1 или КТ-2. Кислотность, мг КОН на 100 см3 керосина, не более 4,5. Зольность, % масс, не более 0,005. Концентрация фактических смол на 100 мг/см3 керосина, не более 40. Массовая доля серы, %, не более 1,0.
32. Кислород технический газообразный. Номинальное давление газообразного кислорода в баллоне при 20°С составляет 150 кгс/см2 (14,7 МПа) или 200 кгс/см2 (19,6 МПа). Сорт 1-2. Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Запах не нормируется. Объемная доля водорода, %, не более 0,5. ГОСТ 5583-78.
77. Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40/25. Режущая способность карбидкремниевой - не менее 948 мм3/мин. Коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) должен быть не менее 0,75. Радиальная нагрузка Н, должна быть более 44,1. Продолжительность цикла шлифования, с, должна быть 10. ГОСТ 13344-79.
Комиссия отмечает, что заказчик во исполнение требований статьи 33 Закона о контрактной системе должен объект закупки описать объективно. Объективность это характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека. Таким образом, Заказчик, в частности, при закупке строительных работ, должен исключить из описания объекта закупки требования к товарам, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы. Такие товары, как ветошь, пропан-бутан смесь техническая, керосин для технических целей, кислород технический газообразный, шкурка шлифовальная не влияют на качество выполняемой (выполненной) работы. Данные товары расходуются в процессе выполнения той или иной работы. Установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в договоре (заявке победителя закупки), возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии, по факту выполнения работ. Таковыми товарами пропан-бутан смесь техническая, керосин для технических целей, кислород технический газообразный, шкурка шлифовальная не являются.
Такие материалы, как кислород технический газообразный, пропан-бутан, керосин для технических целей не влияют на качество и результаты выполнения работ, поскольку являются горючим газом, поддерживающим процесс горения при сварке и резке металлов и используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Такой материал, как шкурка шлифовальная также не влияет на качество и результаты выполнения работ, поскольку используются в качестве вспомогательного (расходного) материала.
Ветошь является обтирочным материалом, назначение которого заключается в том, чтобы протирать любые поверхности от загрязнений различного характера.
Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования, установленные заказчиком к расходным материалам (ветошь, пропан-бутан смесь техническая, керосин для технических целей, кислород технический газообразный, шкурка шлифовальная) являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Исследовав Приложение N 2 к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товарам, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки (позиции 6, 10, 13, 19, 24, 32, 46, 49, 50, 63, 84).
6. Гипсовые вяжущие, марка Г3. _ Примеси, не растворимые в соляной кислоте, %, не более 1,0. Содержание металлопримесей в 1 кг. гипса, мг., не более 8.
10. Портландцемент общестроительного назначения без добавочный, марки 400. _ Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе, %, по массе не менее 1,0 не более 4,0. _ ГОСТ 10178-85.
13. Электроды диаметром 6 мм. Э42. _ Содержание в наплавленном металле, %, не более: серы 0,40, фосфора 0,45. _ ГОСТ 9467-75. ГОСТ 9466-75.
19. Пропан-бутан, смесь техническая. Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более 1,8. _ Массовая доля сероводорода, %, не более 0,13. _Массовая доля, %, бутанов и бутиленов, не более 60. ГОСТ 20448-90.
24. Керосин для технических целей марок КТ-1 или КТ-2. _ Массовая доля серы, %, не более 1,0.
32. Кислород технический газообразный. _ Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. _ Объемная доля водорода, %, не более 0,5. ГОСТ 5583-78.
46. Песок природный для строительных работ средний. _ Содержание вредных примесей: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 60 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 %, пирит в пересчете на SO3 - не более 8 % по массе; слюда - не более 3 % по массе; галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,19 % по массе; уголь - не более 1 % по массе. ГОСТ 8736-2014.
49. Сталь, листовая оцинкованная толщиной листа более 0,6 мм. _ массовая долей серы не более 0,045%, фосфора - не более 0,040%. ГОСТ 14918-80.
50. Электроды диаметром 4 мм Э50А. _ Содержание в наплавленном металле, %, не более: серы 0,40, фосфора 0,45. _ ГОСТ 9467-75. ГОСТ 9466-75.
63. Электроды диаметром 4 мм Э42. _ Содержание в наплавленном металле серы - не более 0,040%. Содержание в наплавленном металле фосфора - не более 0,045%. ГОСТ 9467-75.
84. Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм. _ Массовая доля углерода - 0,14-0,22%, массовая доля марганца - 0,30-0,60%, массовая доля кремния - не более 0,05 %. Массовая доля хрома, никеля и меди должна быть не более 0,30% каждого. Массовая доля серы должна быть не более 0,050%, фосфора - не более 0,040%. Массовая доля мышьяка должна быть не более 0,80%. _ ГОСТ 30136-95. ГОСТ 380-2005.
Комиссия отмечает, что товары "Пропан-бутан, смесь техническая" (позиция 19), "Керосин для технических целей" (позиция 24), "Кислород технический газообразный" (позиция 32) в рамках доводов ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Варламовой И.С. о том, что заказчиком предъявлены требования к химическому составу и (или) веществ, компонентов товаров, в том числе, о том, что в отношении товара "Кислород технический газообразный" заказчиком установлены показатели, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Комиссией не рассматривались, поскольку указанные товары признаны Комиссией расходными материалами, которые не указывают и не влияют на результат (итог) работы, и были оценены Комиссией в настоящем решении.
Заказчиком в аукционной документации указаны ГОСТы, которым должны соответствовать товары, предлагаемые участниками закупки к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Заказчик при необходимости формирует функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из своей потребности.
В Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товаров, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей товаров, позволяющие определить соответствие товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При описании показателей товаров в позициях 6, 10, 13, 46, 49, 50, 63, 84 объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели товаров в соответствии с указанными заказчиком ГОСТами.
Комиссия отмечает, что ГОСТ - это государственный стандарт, определяющий качественные характеристики товара, а также особенности производства того или иного товара или услуги. При изложении требований к качественным характеристикам товаров в позициях 6, 10, 13, 46, 49, 50, 63, 84 заказчиком использованы показатели, предусмотренные ГОСТами. Следовательно, нарушения требований Закона о контрактной системе в данном случае заказчиком не допущены.
Исследовав Приложение N 2 к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товарам, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки (позиции 8, 16, 41, 46, 78).
8. Канат двойной свивки с точечным касанием проволок в прядях типа ТК, конструкции 6х19(1+6+12)+1, оцинкованный из проволок марки В, маркировочная группа 1770 н/мм, диаметром 5,5 мм. Расчетная площадь сечения всех проволок в канате более 8,12 мм
, ориентировочная масса 1000 м смазанного каната не более 114,5 кг. ГОСТ 3070-88.
При этом, в соответствии с пунктом 3 ГОСТ 3070-88 "Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с. Сортамент" диаметр каната и основные параметры его должны соответствовать указанным в таблице. В указанной таблице расчетная площадь сечения всех проволок в канате диаметром 5,5 мм должна составлять 10,42 мм2, ориентировочная масса 1000 м смазанного каната диаметром 5,5 мм должна составлять 102,6 кг.
16. Канаты пеньковые пропитанные тросовой свивки (ПТпр), группы: А, Б, В или Г, диаметром 10-112 мм., окружность 30-350 мм, разрывная нагрузка каболки даН (кгс), не менее 44,1 (45). Длина каната, м., от 100 до 250. Номинальная линейная плотность каната, ктекс, более 4,0. ГОСТ 30055-93.
При этом, в соответствии с таблицей 7 ГОСТ 30055-93 "Межгосударственный стандарт. Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия" номинальная линейная плотность каната пенькового пропитанного тросовой свивки должна составлять не менее 88,4 ктекс.
41. Гвозди проволочные оцинкованные для асбестоцементной кровли. Диаметр стержня более 4 мм, длина гвоздя не менее 90 мм, диаметр головки не менее 12 мм. Высота головки не менее 1,8 мм. Угол заострения по граням не должен быть более 50°. Цинковое покрытие гвоздей должно быть сплошным, без пропусков, трещин и утолщений, видимых без применения увеличительных приборов. Теоретическая масса 1000 шт.гвоздей - не менее 10,50 кг. ГОСТ 9870-61.
При этом, в соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 9870-61 "Гвозди проволочные оцинкованные для асбоцементной кровли. Технические условия" конструкция и размеры гвоздей должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице. В указанной таблице диаметр стержня гвоздей проволочных оцинкованных для асбестоцементной кровли может быть только 4,0 или 4,5 мм. При этом длина гвоздей с диаметром стержня 4,5 мм (более 4,0 мм) составляет 120 мм.
46. Песок природный для строительных работ средний. Плотность зерен от 2,0 до 2,8 г/см3. Модуль крупности Мк не менее 2,0. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не более 3 % по массе. Содержание глины в комках не более 0,35 % по массе. Содержание в песке зерен крупностью св. 10 мм. не более 5 % по массе. Содержание в песке зерен крупностью св. 5 мм. не более 20 % по массе. Содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм. не более 10 % по массе. Класс песка 1 или 2. Содержание вредных примесей: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 60 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 %, пирит в пересчете на SO3 - не более 8 % по массе; слюда - не более 3 % по массе; галоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,19 % по массе; уголь - не более 1 % по массе. ГОСТ 8736-2014.
При этом, в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1. Согласно указанной таблице 1 модуль крупности (Мк ) для песка среднего должен составлять свыше 2,0 до 2,5 Мк.
78. Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг. На поверхности поковок не должно быть трещин, заковов, плен, песочин. Категория прочности - менее КП 215 (22). Предел текучести - не менее 195 МПа. Временное сопротивление - не менее 40 (кгс/мм2). Относительное удлинение при максимальной толщине 100 мм не менее 26%. Относительное сужение при максимальной толщине 100 мм менее 55 %. ГОСТ 8479-70.
При этом, в соответствии с пунктом 1.9 ГОСТ 8479-70 "Межгосударственный стандарт. Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия" по механическим свойствам поковки, поставляемые после окончательной термической обработки, разделяются на категории прочности, категории прочности, соответствующие им нормы механических свойств, определяемые при испытании на продольных образцах, и нормы твердости приведены в таблице 2. Исходя из сведений указанной таблицы 2, под требования заказчика попадают поковки категории прочности КП 195 (20), при этом для указанной категории прочности показатель относительного сужения при максимальной толщине 100 мм составляет 55 %, что не попадает под требование, установленное заказчиком - менее 55 %.
При таких условиях значения, содержащиеся в аукционной документации, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТов, но, в свою очередь, соответствуют требованиям аукционной документации.
Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, доводы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Мавин Техникс" являются обоснованными.
Исследовав Приложение N 2 к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товару, подлежащему использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки, "Бруски" (позиция 57).
57. Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной до 150 мм, толщиной 100 мм, II сорта. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1600 мкм. Трещины торцевые допускаются на одном торце длиной в долях ширины пиломатериала не более 1/3. Грибные ядровые пятна допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала не более 20. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины пиломатериала не более 6 шт. Пластевые сквозные трещины, в том числе выходящие на торец допускаются длиной не более 200 мм. ГОСТ 8486-86.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья, термины и определения - по ГОСТ 18288.
Согласно пункту 1 ГОСТ 18288-87 "Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения" стандартизованные термины с определениями приведены в таблице 1. В указанной таблице 1 содержатся следующие определения:
16. Брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
20. Брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины
Таким образом, исходя из значений показателей товара "Бруски", установленных заказчиком, следует, что заказчику требуется "Брус". Следовательно, заказчиком при составлении описания объекта закупки не использовалась стандартная терминология, при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТу, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, довод ООО "Фермикс" является обоснованным.
Кроме того, для указанного товара "Бруски" установлены требования к трещинам торцевым, грибным ядровым пятнам, червоточине, пластевым сквозным трещинам, в том числе выходящим на торец, которые в соответствии с пунктом 2.7 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" относятся к дополнительным требованиям к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения. При этом объектом закупки является капитальный ремонт цокольного этажа и кровли пищеблока.
Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, довод ООО "Фермикс" является обоснованным.
Частями 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1221).
Согласно пункту 4 Правил N 1221 требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1221 требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил N 1221;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
При производстве работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, товары, перечисленные в приложении к Правилам N 1221 (подпункт "а" пункта 3 Правил N 1221), не используются.
Требования энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (подпункт "б" пункта 3 Правил N 1221), установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности". Перечень указанных товаров содержится в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку". Материалы и оборудование, используемые при производстве работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, в указанный перечень не входят.
Требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (подпункт "в" пункта 3 Правил N 1221) установлены приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 (далее - Требования N 229). Указанным приказом установлены требования в отношении:
- радиаторов отопления;
- водоразборных смесителей и кранов;
- входных дверей в здание;
- средств измерений для учета электрической энергии;
- остекления оконных блоков для стеклопакетов;
- осветительных приборов.
При этом в Приложении N 1 к аукционной документации содержатся следующие виды работ:
6. Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления - 3,5 м2.
54. Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в каменных стенах, площадь проема до 3 м2(внутренние деревянные) - 53,13 м2 проемов.
В соответствии с пунктами 3, 5 Требований N 229 в отношении входных дверей в здание - наличие дверного доводчика (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых не предусмотрена возможность установки дверного доводчика). При остеклении оконных блоков доля стеклопакетов, показатели сопротивления теплопередаче которых ниже, чем у стеклопакетов со стеклами с низкоэмиссионным твердым покрытием, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки стеклопакетов с суммарной площадью остекления более 200 квадратных метров в год не должна превышать 90 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).
Суммарная площадь остекления при остеклении оконных блоков при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки составляет 3,5 м2, следовательно, в данном случае установление требований энергетической эффективности оконных блоков не требуется.
В Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к товарам "Блоки дверные" (позиции 14, 48):
14. Блоки дверные с рамочными полотнами однопольные ДН 24-10, площадь 2,35 м2. _ Для защиты от механических повреждений, снижения шума и теплопотерь двери должны быть укомплектованы дверными закрывателями типа ЗД1, уплотняющими прокладками, дверными упорами типа УД1. _ ГОСТ 24698-81.
48. Блоки дверные с рамочными полотнами однопольные ДН 21-10, площадь 2,05 м2. Для защиты от механических повреждений, снижения шума и теплопотерь двери должны быть укомплектованы дверными закрывателями типа ЗД1, уплотняющими прокладками, дверными упорами типа УД1. _ ГОСТ 24698-81.
Установление заказчиком указанных требований к дверным блокам признано Комиссией надлежащим исполнением обязанности заказчика о включении в требования к товарам требований энергетической эффективности товаров.
Таким образом, при составлении аукционной документации требования, установленные частями 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заказчиком не нарушены.
Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона Комиссией установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 1, 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение условий контракта на этапе его заключения, следовательно, все условия должны быть предусмотрены проектом контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией установлено, что Проекта контракта (Приложение N 5 к аукционной документации) содержит следующие условия.
2.1. Стоимость работ по настоящему Контракту согласно сметному расчету (Приложение N 1 к Контракту) и протоколу подведения электронного аукциона от _______ N_____, составляет________ (________) рублей__ копеек, в том числе НДС_____ рублей. _
В цену входят все расходы, в том числе стоимость работ, материалов, расходы на доставку материалов, оборудования до места проведения работ, все расходы на уплату налогов (в том числе НДС), сборов и других обязательных платежей.
2.3. Оплата осуществляется путем безналичного расчета в течение 10 (десяти) дней после приема работ по акту приема-передачи по форме КС-2 с предоставлением справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счета-фактуры, с направлением счета на оплату выполненных и принятых объемов работ.
4.3. Подрядчик обязан.
4.3.7. Передать заказчику результаты работ с предоставлением следующих документов: сертификаты пожарной безопасности; санитарно-эпидемиологические заключения; сертификаты или технические паспорта, удостоверяющие качество материалов, конструкции и деталей, используемых в работах; исполнительную документацию о выполненных работах; акты освидетельствования скрытых работ; акты по форме КС-2 и КС-3, счета-фактуры.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Таким образом, при установлении в проекте контракта условия о стоимости работ по контракту заказчиком не учтена ситуация, при которой победителем электронного аукциона будет признан хозяйствующий субъект, применяющий упрощенную систему налогообложения.
В силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу частей 1, 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Указанные субъекты, добровольно выбрав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.
Таким образом, учитывая условия Проекта контракта, можно сделать вывод о том, что сроки оплаты и возникновение у заказчика обязательства по оплате зависят от предоставления, в том числе счета-фактуры. Непредставление подрядчиком счета-фактуры, даже при наличии подписанных актов о приемке выполненных работ может освобождать заказчика от обязанности по оплате выполненных работ. В тоже время Закон о контрактной системе связывает возникновение обязательства по оплате только лишь с датой подписания документа о приемке.
Следовательно, действия заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Фермикс" обоснованной в части нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе ООО "Фермикс" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
ИсхN 18378 от 03.11.2016 |
Общество с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" ул. 5-я Северная, д. 197/1, кв. 22, г. Омск, 644007
Общество с ограниченной ответственностью "Мавин Техникс" ул. Калинина, д. 8, пом. 243 г. Красноярск, 660048
ул. 40 лет Октября, д. 62, стр. 4, пом. 95 г. Канск, Красноярский край, 663606
Индивидуальному предпринимателю Варламовой И.С.
Общество с ограниченной ответственностью "Фермикс" ул. Караульная, д. 48, пом. 396 г. Красноярск, 660020
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тасеевская Районная Больница" ул. Лазо, д. 20, с. Тасеево, Тасеевский район Красноярский край, 663771
ООО "РТС-тендер" ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1 г. Москва, 127006
Закупка N 0319300016416000033 |
Предписание N 1755, 1757, 1758, 1759
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прав и законных интересов участников закупки
"31" октября 2016 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), на основании решений Комиссии от 31.10.2016 NN 1755, 1757, 1758, 1759, принятых по результатам рассмотрения жалоб Общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", Общества с ограниченной ответственностью "Мавин Техникс", Индивидуального предпринимателя Варламовой И.С. и Общества с ограниченной ответственностью "Фермикс" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тасеевская Районная Больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт цокольного этажа и кровли пищеблока расположенного по адресу: 663771, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Лазо, 20 для Краевого Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Тасеевская Районная Больница"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300016416000033, предписывает совершить следующие действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
1. Заказчику, аукционной комиссии необходимо отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.10.2016 (далее - Протокол рассмотрения заявок).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить Протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся от 31.10.2016 (далее - Протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене Протокола рассмотрения заявок, об отмене Протокола о признании электронного аукциона несостоявшимся, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений Комиссии от 31.10.2016 NN 1755, 1757, 1758, 1759 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и дате проведения электронного аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе.
5. Заказчику, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений Комиссии от 31.10.2016 NN 1755, 1757, 1758, 1759.
6. Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 20 дней с момента получения настоящего предписания путем представления сведений с приложением подтверждений о размещении в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями или решения заказчика об отказе от проведения электронного аукциона (в том числе, в связи с отсутствием потребности).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2016 г. N 1759
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016