Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России <_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела - <_>,
заместителя начальника отдела <_>
с участием представителей сторон:
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок (далее также - уполномоченный орган) <_>. по доверенности N 006 от 25.01.2016г.;
от заказчика: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областной противотуберкулезный диспансер" <_>по доверенности N б/н от 03.11.2016;
от заявителя: ООО "ПромЭнерго" (далее также - заявитель, участник закупки) не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона АЭ-5805/16 на поставку медицинских изделий (установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер закупки - 0167200003416006693) (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 27.10.2016 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 31.10.2016 г. N 409 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая
проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Заявитель в жалобе указывает,
1. Пунктом 1.1 Проекта Договора, приложенного в составе документации, установлено следующее Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку медицинских изделий (установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов) (далее - Оборудование) в соответствии с описанием объекта закупки (спецификацией) (приложение N 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование (далее - Услуги).
В силу пункта 17 части 1 статьи 12 от 4 апреля 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Понятие технического обслуживания медицинской техники раскрыто в утвержденных 10 сентября 2003 года Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации М.П. Кирпичниковым и 24 сентября 2003 года Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялковым методических рекомендациях "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее - Рекомендации). В соответствии с пунктом 5.2 данных рекомендаций ввод оборудования в эксплуатацию является техническим обслуживанием.
Пунктом 7.1. Договора устанавливается следующее, Услуги выполняются Поставщиком лично, таким образом, привлечение соисполнителя, обладающего данной лицензией возможным не представляется. При этом пунктом 5.1 Информационной карты документации об аукционе не устанавливается требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Пунктом 1.2 описания объекта закупки установлено требование: "Возможность применения различных дезинфицирующих средств", при этом, не установлено, каким конкретно образом, должны различаться дезинфекционные средства, применяемые моечной машиной.
К дезинфекционным средствам, применяемым для обработки эндоскопов предъявляется ряд требований, в частности наличия свидетельства о регистрации. В соответствии пунктом 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, вышеуказанный орган осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Пунктом 5.3.5 данного нормативного правового акта за этим органом закреплено полномочие регистрации товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза. В соответствии с пунктом 6 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N299 государственной регистрации подлежат дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).
Таким образом, требование, установленное в описании объекта закупки, может быть удовлетворено путем реализации возможности использования в аппарате как зарегистрированного, так и не зарегистрированного в установленном законодательством порядке дезинфекционного средства.
В этой связи, считаем что Заказчиком и Уполномоченным органом нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, в части необъективного характера описания объекта закупки.
Отсутствием объективного характера описания объекта свидетельствует так же факт установления в пункте 1.24 неизменяемого параметра в отношении потребляемой мощности закупаемой моечной машины: Потребляемая мощность, Вт - 250. Данное требование не позволяет участнику закупки предложить товар с улучшенными характеристиками, например с более низкой потребляемой мощностью.
2.1 В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона, предметом торгов является "установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов".
При этом, в описании объекта закупки отсутствуют требования к закупаемому оборудованию в отношении проведения стерилизации гибких эндоскопов.
В соответствии с пунктом 8.2.3 санитарных правил СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах", утвержденных Постановлением от 8 июня 2015 года N20, стерилизация гибких эндоскопов проводится в растворах химических средств ручным способом или механизированным (автоматическим) способом исключительно в низкотемпературных стерилизаторах.
Под низкотемпературными стерилизаторами понимаются аппараты, использующие в качестве стерилянта перекись водорода. Ранее низкотемпературными стерилизаторами так же называли аппараты использующие пароформалин или же озон (ГОСТ Р ЕН 14180-2008 - отменен). Кроме того пунктом 7.7 Правил установлен запрет использования для стерилизации эндоскопов и инструментов к ним озоновые стерилизаторы и пароформалиновые камеры.
Согласно описанию объекта закупки аппарат, закупаемый для нужд Туберкулезного диспансера может проводить ДВУ (дезинфекцию высокого уровня), но не стерилизацию гибких эндоскопов.
Данный факт свидетельствует о необъективном описании объекта закупки Заказчиком и Уполномоченным органом.
3. Заказчиком и Уполномоченным органом некорректно осуществлен выбор кода ОКДП2 предмета торгов 32.50.21.112 - Оборудование терапевтическое.
В соответствии Приложением N6 к порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N923н определен перечень оборудования оснащение которым производится в терапевтических отделениях:
В соответствии с перечнем оснащения эндоскопического отделения Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 753 моечной машиной для дезинфекции эндоскопов оснащаются эндоскопические отделения.
Учитывая вышеизложенное, корректным кодом ОКДП 2 будет являться 32.50.5 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие.
4. В соответствии пунктом 1 Приложения N2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства N761/20н от 27 декабря 2011 года "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". В столбцах 1 - 3 указывается код размещения заказа, состоящий из кода бюджетной классификации (КБК), кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов, классов, подклассов, групп, подгрупп и видов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг.
В плане-графике N44201603672000034001 с которой связана данная процедура размещения открытого аукциона в электронной форме, не указан код бюджетной классификации с заполнением разделов и подразделов, как того требует вышеуказанный нормативно-правовой акт.
5. В извещении о закупке указан источник финансирования - субсидии, предоставленные из бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Представители Уполномоченного органа и заказчика с доводами заявителя не согласились, считают их несостоятельными и необоснованными. Представителем Уполномоченного органа представлены письменные возражения (исх. N 1164 от 02.11.2016)
Исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей заказчика и уполномоченного органа, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена 18.10.2016 Управлением государственных закупок Тюменской области на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416006693).
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки (предмет контракта) является поставка медицинских изделий (установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В части доводов заявителя, изложенных в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Первый довод заявителя несостоятелен так как в силу п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги), являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N АЭ - 5805/16, а также п. 1.1. проекта договора (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) предметом закупки является, прежде всего, поставка медицинского изделия - установки для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов, с последующим оказанием услуги по ее сборке, установке и вводу в эксплуатацию. Стороны по проекту договора также определены как Заказчик и Поставщик.
Заявитель в жалобе, ссылаясь на Методические рекомендации 2003 года Министра здравоохранения РФ Вялкова А.И. и Министра промышленности, науки и технологий РФ Кирпичникова М.П., ошибочно считает, что как таковой ввод оборудования в эксплуатацию связан с техническим обслуживанием медицинской техники, в связи с чем подлежит лицензированию в силу п. 17 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). Ссылка на указанные Методические рекомендации несостоятельна ввиду того, что данный документ не является нормативно правовым актом, определяющим порядок лицензирования деятельности по обслуживанию медицинской техники.
В свою очередь, во исполнение п. 17 ч.1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники", определяющему правила и порядок лицензирования, а также состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники по перечню согласно приложению (п.3 Положения), который, в свою очередь, в части технического обслуживания медицинской техники не содержит такого вида работы (оказываемой услуги) как ввод оборудования в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, и в целях расширения максимально возможного круга потенциальных участников закупки по поставке медицинского оборудования согласно Техническому заданию к п.1 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) соответствующие требования о наличии лицензии не требовались и не были установлены в документации. Соответственно, в рассматриваемом случае предмет договора предполагает установку оборудования, а не его техническое обслуживание, что не относится к лицензируемому виду деятельности.
Последующее взаимодействие Заказчика и Поставщика, связанное с предметом договора и исполнением его условий, в том числе с последующей установкой поставленного оборудования, осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ с предоставлением со стороны Поставщика всех необходимых регистрационных и разрешительных документов.
Второй довод заявителя о том, что в описании объекта закупки не установлено каким конкретно образом должны различаться дезинфекционные средства, применяемые моечной машиной, несостоятелен ввиду того, что предметом закупки является не закупка дезинфицирующих средств для указанной автоматической мойки.
В свою очередь, применение того или иного дезинфицирующего средства относится к хозяйственной деятельности заказчика и связано с надлежащим соблюдением правил эксплуатации и обслуживания поставленного оборудования, которые предусмотрены технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) оборудования и, как следствие, с его гарантийным обслуживанием согласно условиям проекта договора (раздел 8).
Кроме того, при выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации, заказчик руководствовался п. 7.2. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 N 20 "Об утверждении СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" (далее - СП 3.1.3263-15), согласно которому необходимо учитывать рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий.
Заказчик в Техническом задании к Описанию объекта закупки указал в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ именно те характеристики и показатели товара, которые отвечают его потребностям. В том числе в п. 1.2 Технического задания в качестве требуемого параметра моечной установки установлена характеристика "Возможность применения различных дезинфицирующих средств".
По пункту 2.1 довода 2 Заказчик в ходе заседания пояснил, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 N 20 "Об утверждении СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" одним из методов стерилизации определен метод стерилизации дезинфицирующими средствами. В дезинфицирующих установках предусмотрена функция стерилизации, в частности представлен рекламный проспект устройства для промывки эндоскопов SCOPE BUDDY DSD-201 - установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов.
Третий довод об установлении заказчиком некорректного кода ОКПД2 Комиссия считает несостоятельным по следующей причине.
В письме Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221 по вопросу о применении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) указано, что в соответствии с действующим функционалом единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок кодирование закупаемых товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с ОКПД2, в связи с чем ведомством подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам. Указанные ключи размещены в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему электронному адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/. Таким образом, при определении соответствующего кода 0КПД2 рекомендуется использовать соответствующие переходные ключи.
По данной закупке код ОКПД2 32.50.21.112 - оборудование терапевтическое - был установлен заказчиком в соответствии с переходным ключом, согласно указанному письму, а не в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 923н, на который ссылается заявитель в жалобе
Четвертый и пятый доводы относительно информации по данной закупочной процедуре, внесенной в план-график и в извещение о закупке (указание кодов КБК, ОКВЭД, ОКПД, источника финансирования), относятся к сфере деятельности финансового контроля в силу положений ст. 99 Закона о контрактной системе и не подлежат рассмотрению в ходе проведения внеплановой проверки в порядке ст. 105 Закона о контрактной системе органом по контролю в сфере закупок.
Дополнительно необходимо отметить, что вопрос об изменении по соглашению сторон условий контрактов бюджетных и автономных учреждений при уменьшении лимитов бюджетных обязательств (п.5 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ) не урегулирован законодательством о контрактной системе.
При этом в соответствии с ч.1 ст.34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, изменение условий контракта допускается только в случаях, предусмотренных ст.34 и ст.95 Закона о контрактной системе, тогда как указанные нормы не содержат основания для изменения условий договора по п.5 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ. В этой связи у заказчиков нет обязанности для включения указанного условия в проекты контрактов (соответствующие разъяснения изложены в письме Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28И-1467).
На основании изложенного Комиссия считает, что в действиях Заказчика и уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" на действия заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областной противотуберкулезный диспансер" при проведении электронного аукциона NАЭ-5805/16 на поставку медицинских изделий (установка для автоматической мойки, дезинфекции и стерилизации гибких эндоскопов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер закупки 0167200003416006693) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 ноября 2016 г. N 320
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016