Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2016 г. N 1832
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Венера" (далее - ООО "Венера", податель жалобы) на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "N 486/16 Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, услуг гардеробщиков, санитарной уборки и санитарно-гигиенического сопровождения пациентов для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 09.11.2016 поступила жалоба ООО "Венера" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100004916000520.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Венера" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб Индивидуального предпринимателя Кравцова П.П. (далее - ИП Кравцов П.П.), Общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимтрейд" (далее - ООО "Нефтехимтрейд") на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, назначенном уведомлениями о принятии жалоб NN 1829, 1832, 1848 к рассмотрению на 14.11.2016, присутствовали:
- представитель заказчика Новикова Ольга Викторовна (доверенность N 123 от 06.05.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Сачек Людмила Романовна (доверенность N 158 от 23.06.2016, удостоверение личности);
- представитель ООО "Стиль-Сервис" Ильчак Наталья Ивановна (доверенность N 102 от 14.11.2016, удостоверение личности).
На вышеуказанное заседание Комиссии явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, ИП Кравцов П.П., ООО "Венера", ООО "Нефтехимтрейд" не обеспечили.
От ИП Кравцова П.П., ООО "Нефтехимтрейд" в адрес Красноярского УФАС России до начала заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению ИП Кравцова П.П., ООО "Венера", ООО "Нефтехимтрейд", при формировании документации о проведении электронного аукциона, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Согласно жалобам ИП Кравцова П.П. и ООО "Нефтехимтрейд" заказчиком незаконно установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации, выданного в установленном действующим законодательством РФ порядке (на дезинфицирующие средства), поскольку на этапе подачи заявок участник не обязан иметь в наличии дезинфицирующие средства, обязанность оказать услуги с использованием средств, предусмотренных в заявке и соответственно их приобретение, возникает у победителя закупки только с момента подписания государственного контракта, исходя из чего, копии свидетельства о государственной регистрации, выданного в установленном действующим законодательством РФ порядке, на дезинфицирующие средств должны быть предоставлены вместе с товаром, а не в заявке участника размещения заказа.
Также в жалобе ИП Кравцова П.П. содержится довод о том, что заказчиком необоснованно объединены в одну закупку услуги по уборке территорий, уборке помещений, услуг гардеробщиков, санитарной уборки и санитарно-гигиенического сопровождения пациентов, что является нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и требований Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с аукционной документацией сотрудники исполнителя, допущенные к оказанию услуг, должны иметь соответствующий профилю деятельности навык работы и соответствовать нормативным требованиям по состоянию здоровья, должны проходить предварительные, и периодические медицинские осмотры (согласно СанПиН 2.1.3.2630-10), а значит, работники исполнителя должны иметь медицинские навыки и образование, что не связано с клининговой деятельностью.
В жалобе ООО "Венера" указаны следующие, по мнению ООО "Венера", нарушения заказчика положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в соответствии с требованиями аукционной документации участник электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 32478- 2013, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 26891-86, ГОСТ 31696-2012, ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 12.1.007-76, техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" и "Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, по позициям предлагаемого для использования при оказании услуг товара. При этом, ООО "Венера" отмечает следующие моменты.
- Первая часть заявки участника аукциона должна содержать только согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, без указания конкретных показателей используемого товара.
- ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" содержит требования к оказанию услуг, а именно уборке, требования к товару и диапазон значений товара в данном ГОСТе отсутствуют.
- ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" содержит большое количество различных показателей, в связи с этим, участник закупки не имеет возможности подготовить заявку на участие в аукционе, поскольку непонятно, какие конкретные показатели должны присутствовать в заявке и в каком средстве, и какие показатели и ГОСТы, к какому товару необходимо применять.
- ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 26891-86, ГОСТ 31696-2012 содержат большое количество различных показателей и характеристик, в связи с чем участник закупки не имеет возможности подготовить заявку на участие в аукционе, поскольку непонятно, необходимо указывать все показатели, либо конкретные значения из данных ГОСТов.
- ОДН 218.2.027-2003 "Требования к противогололедным материалам" также содержит большой перечень показателей, при заказчик в аукционной документации не указал товар, который должен соответствовать указанным ОДН и конкретные показатели.
- "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, распространяются на пищевые продукты (в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Единых требований), определяют гигиенические требования безопасности пищевых продуктов и их способности удовлетворять физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии (в соответствии с пунктом 21 раздела 1 Единых требований). При этом предметом закупки является оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, услуг гардеробщиков, санитарной уборки и санитарно-гигиенического сопровождения пациентов для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), не устанавливают требования и показатели к оказанию услуг по уборке территорий и помещений.
Во-вторых, в аукционной документации указан большой перечень товаров, где используются одни и те же компоненты в средствах, выполняющих разные функции, то есть средства, по выполняемым функциям разные, а компоненты одинаковые. В связи с этим, аукционная документация необоснованно объемная, что в свою очередь создает для участника закупки сложности при заполнении заявки на участие в электронном аукционе, а также сложности в понимании, необходимы разные средства, либо достаточно одного универсального средства.
В-третьих, в соответствии с пунктом 3 Инструкции по заполнению заявки в электронном аукционе участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, использование которого предполагается при оказании услуг. Кроме того, заказчиком в аукционной документацией установлено, что, участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии требованиями ГОСТов, в которых установлены требования к потребительским свойствам товара. При этом ООО "Венера" отмечает, что Закон о контрактной системе запрещает включение в документацию о закупке требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях заказчик не согласился, считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем заказчик просил признать жалобы необоснованными.
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в своей работе до 15.11.2016 до 17 часов 00 минут (время местное).
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель заказчика Новикова Ольга Викторовна (доверенность N 123 от 06.05.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Сачек Людмила Романовна (доверенность N 158 от 23.06.2016, удостоверение личности).
От ИП Кравцова П.П. в адрес Красноярского УФАС России до начала заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
После окончания объявленного перерыва, представители заказчика предоставили дополнительные пояснения в отношении довода ИП Кравцова П.П. о необоснованном объединении заказчиком в одну закупку услуг по уборке территорий, уборке помещений, услуг гардеробщиков, санитарной уборки и санитарно-гигиенического сопровождения пациентов.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, услуг гардеробщиков, санитарной уборки и санитарно-гигиенического сопровождения пациентов для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставкой, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из сведений пункта 10 раздела "Информационная карта" аукционной документации описание объекта закупки изложено заказчиком в разделе "Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка" рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей комплекса услуг, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их неисполнимости для участника закупки и не свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между ними, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного создания условий для качественного оказания пациентам медицинской помощи.
Из пункта 16 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости оказания комплекса услуг, являющегося объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки.
Из материалов, представленных заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией установлено, что на вышеуказанные запросы в адрес заказчика поступили коммерческие предложения от ООО "АБРИКО" (б/н от 24.08.2016), ООО "Стиль-Сервис" (б/н от 25.08.2016), ООО "ТРИГОН" (б/н от 24.08.2016), содержащие ценовые предложения по выполнению комплекса услуг, являющегося объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки. Следовательно, на рынке услуг, являющихся объектом закупки, существуют хозяйствующие субъекты, имеющие возможность оказать комплекс таких услуг.
Комиссия отмечает, что исходя из предъявленных заказчиком в пункте 26 раздела "Информационная карта" аукционной документации требований к содержанию и составу второй части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, участникам закупки не было вменено в обязанность представлять в составе второй части такой заявки какие-либо разрешительные документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Следовательно, объединение заказчиком в объект закупки комплексного оказания услуг по санитарной уборке помещений, поверхностей, инвентаря и санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов заказчика не привело к установлению в аукционной документации для участников закупки дополнительных требований в части содержания и состава заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе.
Проанализировав содержание Описания объекта закупки, Комиссия установила, что в подразделе "Техническое задание на комплекс услуг по санитарно-гигиеническому сопровождению пациентов" заказчик сообщил участникам закупки о том, что сотрудники исполнителя, допущенные к оказанию услуг, должны иметь соответствующий профилю деятельности навык работы и соответствовать нормативным требованиям по состоянию здоровья. Должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (согласно СанПиН 2.1.3.2630-10).
Анализ совокупности положений Описания объекта закупки показал Комиссии, что заказчиком не вменено в обязанность исполнителю, который одержит победу в электронном аукционе, обеспечить наличие у его сотрудников медицинских познаний и навыков при оказании комплекса услуг, являющегося объектом закупки.
В соответствии с Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н (раздел I) номенклатура должностей медицинских работников включает в себя 5 основных групп, в которые входят 4 группы не руководящих должностей медицинских работников. Разделение на данные группы произведено в соответствии с требованиями к образованию работников, а именно:
- Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи);
- Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием;
- Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал);
- Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал).
Последняя из вышеперечисленных групп должностей медицинских работников (младший медицинский персонал) включает в себя следующие должности: младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, санитар-водитель, сестра-хозяйка.
В соответствии с рассматриваемым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н к вышеуказанным должностям, входящим в группу должностей "Младший медицинский персонал", не предъявляется требований по наличию профессионального (медицинского или немедицинского) образования.
Пунктом 6.4 ГОСТ Р 51870-2014 предусмотрено следующее: "Персонал, осуществляющий услуги по уборке и уходу за поверхностями в медицинских, детских и образовательных организациях, на спортивных объектах, пищевых производствах, объектах продовольственной торговли, предприятиях общественного питания, должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры с оформлением личных медицинских книжек".
Согласно пункту 11.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" для проведения уборки допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, должен соблюдать СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Требования к условиям труда персонала клининговых компаний, работающего в лечебно-профилактических учреждениях, определены пунктом 15 "Требования к условиям труда медицинского персонала" главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Исходя из вышеуказанных формулировок, СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" предъявляет в равной степени требования, изложенные в пункте 15 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", и к сотрудникам клининговых компаний, и к медицинскому персоналу.
Комиссией также приняты во внимание следующие пояснения заказчика.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 51870-2014 услуги профессиональной уборки - клининговые услуги оказывают в различных сферах деятельности, в том числе медицинской - в клиниках, больницах, родильных домах, санаториях, реабилитационных центрах, домах престарелых, станциях переливания крови, госпиталях, детских организациях и др.
В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и действующими в лечебно-профилактическом учреждении схемами, правилами и инструкциями, разработанными в соответствии с СанПиНами и ГОСТ, все указанные в аукционной документации заказчика услуги являются функционально связанными, поскольку направлены на достижение единого результата: качественного и безопасного оказания медицинских услуг посредством поддержания чистоты и инфекционной безопасности на объектах заказчика.
При оказании комплекса услуг, являющегося объектом закупки, крайне важным условием для заказчика является минимизация заражения пациентов в стационарах и на других территориях заказчика инфекционными заболеваниями.
Разделение комплекса услуг, являющегося объектом закупки, приведет к невозможности осуществления надлежащего контроля за качеством их оказания, в случае того, если такие услуги будут оказываться несколькими хозяйствующими субъектами, что в конечном итоге отразится на качестве медицинской помощи, оказываемой заказчиком.
Профессиональные уборочные (клининговые) компании, осуществляющие деятельность по выполнению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в медицинской организации по договорам с медицинскими организациями, полноценными участниками осуществления медицинской деятельности данных медицинских организаций. Этим обусловлено более широкое вовлечение внешних профессиональных компаний в осуществление в медицинских организациях профессиональными компаниями медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинской помощи.
На сегодняшний день, кроме клининга допускается осуществление профессиональными компаниями услуг дезинфекции, стирки и глажки белья медицинских организаций, выполнение очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования медицинских организаций и ряда других задач медицинских организаций, непосредственно связанных с обеспечением выполнения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Все вышеуказанные и сходные по функционалу задачи не требуют наличия специального медицинского образования и подготовки у лиц, которым заказчик делегирует выполнение указанных функций, но являются абсолютно необходимой частью функционирования медицинской организации, как единого организма, выполняющего требования Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.3.2630-10 и иных нормативных документов, определяющих порядок и задачи функционирования МО и устанавливающих требования к данным организациям в части соблюдения санитарно-эпидемиологические требований к содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Все эти задачи связаны с исполнением услуг, включенных в предмет закупки, так как требуют незамедлительного выполнения функций уборки и дезинфекции при выполнении всех вышеописанных задач, в том числе, при осуществлении санитарно-гигиенического сопровождения пациентов.
Таким образом, все услуги, включенные в предмет закупки являются функционально взаимосвязанными и преследуют одну цель - обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в медицинской организации к содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. При этом главной задачей санитарно-эпидемиологических мероприятий является противодействие распространению внутрибольничной инфекции.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции, и, следовательно, не является нарушением статьи 2 Закона о контрактной системе.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод ИП Кравцова П.П. о включении заказчиком в объект закупки невзаимосвязанных услуг, влекущем за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 25 раздела "Информационная карта" аукционной документации указано, что требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе содержатся в "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
Согласно положениям раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, использование которого предполагается при оказании услуг. Указание процентного содержания компонента соответствует процентному содержанию массовой доли данного компонента в составе средства.
Участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 26891-86, ГОСТ 31696-2012, ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 12.1.007-76, техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" и "Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299" по позициям предлагаемого для использования при оказании услуг товара.
Учитывая тот факт, что рассматриваемый электронный аукцион проводится на оказание услуг, для оказания которых используется товар, заказчиком требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в Описании объекта закупки содержатся требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении услуг, являющихся объектом закупки (перечень из 37 товаров). В данных требованиях заказчиком изложены требования к качественным и техническим характеристикам химических средств и материалов.
Таким образом, в первой части заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки надлежит представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Описании объекта закупки. Указывать следует именно те показатели товаров, которые зафиксированы заказчиком в виде качественных и технических характеристик товаров в аукционной документации, а значит, являются значимыми и соответствуют его потребности в обеспечении эффективности и безопасности их применения.
На основании изложенного доводы ООО "Венера" о том, что требование аукционной документации об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе значений (диапазонов значений) конкретных показателей в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 26891-86, ГОСТ 31696-2012, ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 12.1.007-76 вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет подготовить заявку на участие в электронном аукционе, признаны Комиссией необоснованными.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Единые требования N 299) устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (часть 1.1 статьи 1 Единых требований N 299).
Единые требования N 299 состоят из трех глав, во второй из которых содержатся требования к конкретным категориям товаров.
ООО "Венера" делает вывод о том, что санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования безопасности распространяются на пищевые продукты на основании положений раздела 1 Единых требований N 299.
При этом глава II Единых требований N 299 включает 23 раздела, каждый из которых определяет требования к определенной группе товаров. Требования Раздела 20 "Основные требования к дезинфицирующим, дезинсекционным и дератизационным средствам" Единых требований N 299 распространяются на инсектицидные, родентицидные средства, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий, - предназначенные для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме применяемых в ветеринарии) (код ТН ВЭД ЕАЭС 3808).
Таким образом, Единые требования N 299 также содержат требования к дезинфицирующим средствам, которые будут применяться при оказании услуг по уборке, являющихся объектом закупки. Следовательно, довод ООО "Венера" является необоснованным.
В отношении довода ООО "Венера" о том, что в аукционной документации указан большой перечень товаров, где используются одни и те же компоненты в средствах, выполняющих разные функции, то есть средства, по выполняемым функциям разные, а компоненты одинаковые, Комиссия отмечает, что в Описании объекта закупки заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным и качественным характеристикам товаров, а также значения показателей товаров, позволяющие определить соответствие товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, являющихся объектом закупки, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не предъявляет требований к объемам описания объекта закупки, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Заказчик в письменных пояснениях отметил, что не ограничивает участника закупки в выборе средств, они должны лишь соответствовать показателям, установленным документацией, определяющим эффективность и назначение. Указание содержания тех или иных компонентов полностью соответствует требованиям к маркировке, установленных ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования".
Таким образом, довод ООО "Венера" не нашел своего подтверждения при рассмотрении жалобы по существу.
Часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещает включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вывод ООО "Венера" о том, что Закон о контрактной системе запрещает включение в документацию о закупке требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, основан на неверном толковании норм закона.
В указанной части статьи 33 в отношении предъявления требований к товарам Закон о контрактной системе запрещает включение в документацию о закупке требований к производителю товара, выраженных в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. Заказчиком требования к производителям товара в аукционную документацию не включены. Таким образом, довод ООО "Венера" является необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно подпункту 3 пункта 26 "Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе" раздела "Информационная карта" аукционной документации участник должен предоставить в ставе второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара (для оказания услуги) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: - копию свидетельства о государственной регистрации, выданного в установленном действующим законодательством РФ порядке (на дезинфицирующие средства).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 документом, подтверждающим безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, является свидетельство о государственной регистрации на продукцию (товары), включенную в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза (далее - Единый перечень N 299).
В пункте 6 раздела II Единого перечня значатся дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).
В целях реализации Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" Минздравом РФ издан Приказ от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" (далее - Приказ).
Из положений Приказа следует, что все средства дезинфекции подлежат обязательной государственной регистрации с выдачей "Свидетельства о государственной регистрации".
Согласно пункту 4 Приказа дезинфекционное средство допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, использованию после его государственной регистрации.
Согласно пункту 5 Приказа государственная регистрация дезинфекционного средства производится на этапе его подготовки к производству на территории Российской Федерации (российская продукция), а средства, впервые ввозимого на территорию Российской Федерации и ранее не реализовавшегося на территории Российской Федерации (импортная продукция), - до его ввоза на территорию Российской Федерации.
В соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также, относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" - Химические средства и материалы, входящие в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии, а подлежащие государственной регистрации - свидетельства о регистрации.
Таким образом, поскольку свидетельства о государственной регистрации на дезинфицирующие средства не является товарно-сопроводительной документацией и Законом о контрактной системе предусмотрено однозначное требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии свидетельства о государственной регистрации на дезинфицирующие средства в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе является правомерным.
Ввиду вышеизложенного Комиссия признает доводы жалоб ИП Кравцова П.П. и ООО "Нефтехимтрейд" несостоятельными.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Венера" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
Е.А. Акимова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2016 г. N 1832
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016