Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 ноября 2016 г. N 320с/16
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Стройотдел" - Филатова Е.Н. (доверенность от 22.11.2016)
заказчика - областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Липецкой области" - Дергуновой-Прибытковой О.В. (доверенность от 11.01.2016), Богомоловой О.В. (доверенность от 27.01.2016), Войнова К.И. (доверенность от 21.11.2016),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройотдел" на действия аукционной комиссии областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А" (реестровый номер 0346200015616000112),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 21.11.2016 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Стройотдел" на действия аукционной комиссии заказчика - областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А" (реестровый номер 0346200015616000112).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройотдел" по доводам жалобы пояснил, что заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, предоставили письменные возражения на жалобу.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом начальника областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" от 31.10.2016 N392-пр принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А" (реестровый номер 0346200015616000112) размещена 31.10.2016 в 17:16 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 64891191.00 рублей.
Рассмотрев жалобу заявителя, Комиссия Липецкого УФАС России признает ее обоснованной по следующим основаниям.
Аукционной комиссией рассматривались первые части заявок 3-х участников закупки (заявки с порядковыми номерами 2, 4, 5). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.11.2016, участникам закупки подавшим заявки с порядковыми номерами 4, 5 (ООО "Стройотдел"), было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине:
Заявка N 4 15.11.2016 16:57 |
1. В пунктах 1, 8, 12, 15, 18, 22, 23, 26 Характеристик товаров (Светильник уличный консольный светодиодный) частником закупки в первой части заявки указано: "Товарный знак отсутствует". Согласно п. 8.1 ГОСТ 17677-82 "Светильники. Общие технические условия": На корпусе или на одной из несъемных в процессе эксплуатации деталей светильника должна быть нанесена несмываемая отчетливая маркировка по ГОСТ 18620, содержащая: - товарный знак предприятия-изготовителя (для экспорта - по согласованию с внешнеторговым объединением); 2. В пунктах 2, 6 "Видеокамера наружного наблюдения" участником закупки в первой части заявки указано: "Товарный знак отсутствует". Согласно п. 5.11.1 ГОСТ Р 51558-2014 "Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний": Маркировка ТО (технические средства) и СОТ (системы охранные телевизионные) должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 26828 и содержать: - товарный знак и (или) другие реквизиты предприятья-изготовителя. 3. В пункте 28 Характеристик товаров (Портландцемент) участником закупки в первой части заявки указано: "Товарный знак отсутствует". Согласно п. 4.1. ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия": Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение цемента производят по ГОСТ 30515-97 (Изм. N 2). В соответствии с п. 5.4.3 ГОСТ 30515-97 "Цементы. Общие технические условия. Маркировка": Маркировка должна быть отчетливой и содержать: - наименование изготовителя и его товарный знак.
|
Заявка N 5 15.11.2016 16:57 |
В пункте 28 Характеристик товаров (Портландцемент) участником закупки в первой части заявки указано: "Товарный знак отсутствует". Согласно п. 4.1. ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия": Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение цемента производят по ГОСТ 30515-97. (Изм. N 2). В соответствии с п. 5.4.3 ГОСТ 30515-97 "Цементы. Общие технические условия. Маркировка": Маркировка должна быть отчетливой и содержать: - наименование изготовителя и его товарный знак. |
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование содержится в информационной карте электронного аукциона.
При этом исходя из содержания требований заказчика и Закона о контрактной системе следует, что товарный знак предоставляется участником закупки в составе заявки только при его наличии, что исключает обязательность такого указания.
Согласно предоставленным заказчиком на рассмотрение жалобы первым частям заявок, участник электронного аукциона, подавший заявку с порядковым номером 4, по позициям 1, 2, ,6, 8, 12, 15, 18, 22, 23, 26,28 не указал товарный знак на предложенный товар. Участник, подавший заявку с порядковым номером 5 (ООО "Стройотдел"), по позиции 28 также не указал товарный знак на предложенный товар.
Исходя из содержания первых частей заявок данных участников, требований ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации следует, что данные участники предлагают к использованию при выполнении работ товары, которые не имеют товарный знак.
Вместе с тем, заказчиком не представлены доказательства того, что товары по указанным позициям заявок участников электронного аукциона, в обязательном порядке имеют зарегистрированный товарный знак и их оборот на товарном рынке без товарного знака не допускается.
Ссылка аукционной комиссии в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на ГОСТы, которые предусматривают при маркировке товаров указание производителями, в том числе товарных знаков, не может является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе. Так, указанные аукционной комиссией ГОСТы на производство товаров не устанавливают требования об обязательной регистрации производителями товарных знаков на такой товар.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
А в соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 4,5, у аукционной комиссии не было. Таким образом, аукционная комиссия допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Проведя внеплановую проверку данной закупки, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 64, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ, установлены заказчиком в приложении к аукционной документации "Качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товаров, которые используются для выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А"".
Комиссия Липецкого УФАС России, рассмотрев требования, предъявляемые к характеристикам товаров по позициям N4,9,10,11,13,16,17,19,20,21,14,25 установила, что заказчиком установлено требование к толщине антикоррозийного покрытия (горячий цинк) в мкм.
А также, по позиции N28 "портландцемент" установлены следующие требования: "Предел прочности при изгибе в возрасте 28 сут. не менее 5.4 (55) МПа (кгс/см^2). Предел прочности после пропаривания более 0 МПа (кгс/см^2). Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе не менее 1,0% по массе и не более 4,0% по массе. Массовая доля в цементах активных минеральных добавок (всего) до 20% по массе. Тип портландцемента по вещественному составу на основе портландцементного клинкера: I, II/А. Количество цемента сквозь сито с сеткой N008 при просеивании не менее85% массы просеиваемой пробы".
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по данным позициям заказчиком установлены требования к компонентам товаров (связанных с изготовлением товаров), используемых при выполнении работ.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к первой части заявки, которая предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели, характеристики товаров, используемых при выполнении работ в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Вместе с тем, предоставление сведений о сырье, компонентах и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров Законом о контрактной системе не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, установление заказчиком указанных требований является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н утвержден Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок, которым установлено, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Пунктами 4.1 и 4.2 данного Порядка установлено, что пользование единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы осуществляется без регистрации. Пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
На заседании Комиссии установлено, что 31.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена документация об электроном аукционе.
При этом, документация об электронном аукционе содержит приложение "Качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товаров, которые используются для выполнения строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А"", содержащее описание закупаемых товаров, используемых при выполнение работ.
Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе размещена на официальном сайте в формате ".doc". Однако, вышеуказанное приложение размещено на официальном сайте в формате ".pdf", который ограничивает возможность поиска и копирования фрагментов текста приложения.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.
Таким образом, действия заказчика, разместившего техническое задание в формате, не позволяющем осуществлять поиск по тексту и копирование произвольного фрагмента текста, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Как было указано выше, заказчиком в приложении к аукционной документации установлены требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит следующее: "Предоставленные конкретные показатели материалов (товаров), упаковка и маркировка должны соответствовать нормативно-технической документации на предлагаемый товар (ГОСТ Р 51317.4.5 -99, ГОСТ 19281-89, ГОСТ 9.307-89, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 17608-91, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 10178-85, СП, Типовые серии), либо техническому паспорту или инструкции по эксплуатации, а также требованиям к материалам, которые установлены в приложении к документации об аукционе".
Исходя из положений данной инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не представляется возможным сопоставить требования технических регламентов, стандартов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
Необходимо отметить, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, действия заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административных правонарушений.
Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что на действия заказчика и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона поступили жалобы от иных участников. Так, по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ИнстепЛ" (дело N 312с/16) Комиссия Липецкого УФАС России приняла решение о выдаче предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе, в том числе, выявленных при рассмотрении настоящей жалобы (по итогам проведенной внеплановой проверки).
При этом Законом о контрактной системе и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14) не предусмотрена выдача нескольких предписаний об устранении нарушений по одной закупке.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройотдел" на действия аукционной комиссии областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А" (реестровый номер 0346200015616000112) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе выдано заказчику и аукционной комиссии по делу N 312с/16.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 ноября 2016 г. N 320с/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016