Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2016 г. N 2-57-2448/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Дирекция Мосприроды": Р.Х. Алимжанова,
ООО "Домстрой": О.М. Клоченко,
рассмотрев жалобу ООО "Домстрой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Дирекция Мосприроды" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на благоустройство территории сквера на пересечении ул. Николая Химушина и ул. Монтажной, ПК N 106 ВАО (Закупка N 0373200003116000015) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/10885 от 22.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к к сырью, из которых изготавливаются товары, используемые при выполнении работ, так, например, по мнению Заявителя, неправомерно установлены требования к товарам п. 8 "Раствор строительный" (в частности, содержание в извести активных CaO+MgO, предел прочности цемента), п. 10 "Бетон" (в частности, содержание глины в комках, максимальная фракция крупного заполнителя), п. 14 "Раствор тяжелый, цементно-известковый готовый к применению" (в частности, полный остаток на сите с сеткой N 063; допустимое содержание зерен крупностью св. 10 мм; активные CaO+MgO известкового вяжущего не менее 67% по массе; класс прочности цемента), п. 4 "Урна" (химический состав цинка, содержание свинца, кадмия, железа). Таким образом, в составе показателей товаров, используемых при выполнении работ, определены требования к значениям других товаров (песок, щебень, известь и т.д.), которые не используются при выполнении работ, и, как следствие, не могут быть указаны участниками закупки.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость включения в документацию о закупке требований к вышеуказанным характеристикам товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление каких-либо требований к товарам, не являющихся объектом закупки, свидетельствуют о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации Заказчиком установлен список ГОСТ, не позволяющий определить, какому именно нормативному документу должны соответствовать характеристики товаров.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 аукционной документации установлен список нормативных документов, которым должны соответствовать требуемые Заказчиком товары, а именно: "Показатели, характеризующие параметры и свойства товаров (материалов), предлагаемые участником закупки, должны соответствовать требованиям аукционной документации Заказчика в соответствии с ч.3 ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также должны соответствовать: ГОСТ 8736-93, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 7473-94, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 23279-85, ГОСТ 23279-2012, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8240-89, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 2874-82, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 22356-77, ГОСТ 30136-94, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 8120-74, ГОСТ Р 52753-2007, ГОСТ 7669-80, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 2695-83, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 25192, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8510-86, ГОСТ 19771-93, ГОСТ 13663-86, ГОСТ Р 54157-2010, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 7473-2018".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении норм Закона о контрактной системе, в том числе, об ограничении количества участников закупки и невозможности формирования заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также доводом жалобы является то, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ 3134-78 (Уайт-спирит), ГОСТ Р 52643-2006 (Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций), ГОСТ 22356-77 (Болты и гайки высокопрочные и шайбы), ГОСТ 25129-82 (Грунтовка ГФ-021), поскольку данные ГОСТ регламентируют характеристики товаров, требованиям к которым отсутствуют в аукционной документации, не являющихся объектом закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии товаров вышеуказанным ГОСТ.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, не позволяющие участнику закупки определить потребность Заказчика, поскольку в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не описано правило чтения требований с использованием знака "/".
Так, например, установлены требования к товару п. 10 "Бетон" (По условиям твердения бетоны: должны быть твердевшие в естественных условиях/ в условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении/ в условиях тепловлажностной обработки при давлении выше атмосферного (автоклавного твердения).
В силу пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии возможности формирования заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации, а также о невозможности указания конкретного значения вышеуказанного показателя товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товару п. 16 "Сталь угловая" (Размер: должен быть 25х25мм или 56х56мм; Номер уголка: должен быть менее 5,6), что не позволяет участнику закупки выбрать сталь угловую с размером 56х56мм.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товару п. 16 "Сталь угловая" (Толщина полки: 3; Момент инерции по оси х-х и у0-у0: должен быть более 0,34 и менее 15,97 см4), что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные", согласно которому значение момента инерции по оси y0-y0 для уголка номерка 2,5 с толщиной полки 3 мм составляет 0,34 см4.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные требования к товару п. 16 "Сталь угловая", что может вводить в заблуждение участников закупки.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссия Управления приходит к выводу, что требование Заказчика к товару п. 16 "Сталь угловая" (Момент инерции по оси х-х и у0-у0) содержит показатели одновременно двух характеристик с установлением Заказчиком общих минимальных и максимальных значений показателя, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе может препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пп. "б" п. 2 ч.3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Домстрой" на действия ГКУ г. Москвы "Дирекция Мосприроды" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 8 "Раствор строительный", п. 10 "Бетон", п. 14 "Раствор тяжелый, цементно-известковый готовый к применению", п. 4 "Урна", п. 16 "Сталь угловая", а также в части установления требования о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ 3134-78, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 22356-77, ГОСТ 25129-82.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии С.И. Казарин
Л.Н. Харченко
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2016 г. N 2-57-2448/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016