Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 ноября 2015 г. N 04-01|293-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
При участии
<_>,
рассмотрев жалобы ООО "ПроСервисТаймыр", ООО "Спартак", ООО "Логистический центр-Стрела", ООО "Партнеры Краноярск", ООО "ЭнергоКонтракт", ООО "Национальная кейтеринговая компания-Мордовия" на действия Заказчика - МКУ "Служба организации услуг для сферы образования" (г.Новый Уренгой) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой (закупка N 0190300010815000533),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО "ПроСервисТаймыр", ООО "Спартак", ООО "Логистический центр-Стрела", ООО "Партнеры Краноярск", ООО "ЭнергоКонтракт", ООО "Национальная кейтеринговая компания-Мордовия" на действия Заказчика - МКУ "Служба организации услуг для сферы образования" (г.Новый Уренгой) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой.
Из жалоб, идентичных по своему содержанию и заявленным требованиям, установлено.
По мнению Заявителей:
1. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии лимитов бюджетных обязательств;
2. Закупка осуществляется с выходом Заказчика за пределы специальной правоспособности;
3. Заказчик неправомерно осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием и устанавливает дополнительное требование к участникам закупки;
4. Заказчик неверно указал объект закупки;
5. Заказчик необоснованно объединил в один лот все муниципальные образовательные учреждения города Новый Уренгой.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, довода Заказчика, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
I. Заявители считают, что закупка N 0190300010815000533 осуществляется при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, что противоречит Закону о контрактной системе.
В извещении о проведении конкурса установлено, что источником финансирования являются "средства бюджета муниципального образования город Новый Уренгой, средства бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа", при этом в конкурсной документации не содержится указания на то, бюджет на какой год является источником финансирования, а также не указан код раздела, целевая статья, код вида расходов.
Закон о контрактной системе обязывает учреждения формировать планы закупок и планы-графики закупок. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ), показатели которой формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетной классификации с детализацией по кодам статей (подстатей) КОСГУ в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, при этом бюджетная смета составляется с учетом объема финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг, предусмотренных при формировании планов закупок (ст. 221 БК РФ).
Все три документа - бюджетная смета, план закупок и план-график - взаимосвязаны и должны быть составлены в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Вместе с тем, в общей информации о закупке не установлена связь с позицией плана-графика, а на сайте http://www.zakupki.gov.ru/ отсутствует план-график заказчика закупки на 2016 г.
Согласно приказу Минэкономразвития России, Казначейства России N 761/20н от 27 декабря 2011 г. ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта формируется заказчиком на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий) с учетом экспертных оценок, экспресс-анализа рыночной конъюнктуры. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе сведения об источнике финансирования указаны в извещении и документации (п. 6 Информационной карты конкурса): "средства бюджета муниципального образования город Новый Уренгой, средства бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа".
В соответствии с п. 2 ст. 112 Закона о КС планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы размещаются на сайте https://zakupki.gov.ru/ по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона - до 01.01.2014, а значит, на основании совместного приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, где дана форма самого плана-графика.
В первом столбце формы указывается КБК (код бюджетной классификации), содержание которого установлено ч. 1 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ: "Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов".
В опубликованном 02.10.2015 плане-графике Заказчика содержится информация о КБК: "97407090717108244226, 97407020711204244226", и, если воспользоваться функционалом сайта и нажать на стрелку рядом с этим указанием "посмотреть", то участник закупки может ознакомиться с интересующими его уточнениями по финансированию.
Положения ст. 17, ст. 21 Закона о контрактной системе на момент опубликования документации по рассматриваемой закупке не имели своего действия.
Статьи 17, 21 Закона о контрактной системе вступают в силу с 1 января 2016 года.
Требования ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе Заказчиком исполнены - план-график опубликован в установленном порядке. Однако план-график публикуется на очередной финансовый год, а технические возможности сайта не позволяют сформировать план-график на 2016 год при дате опубликования закупки в 2015 году.
В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2015 N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", Законом ЯНАО N 88-ЗАО от 26.10.2015 "Об особенностях составления и утверждения проекта окружного бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 год и о внесении изменений в Закон ЯНАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе", в силу установленного порядка, утверждение бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2016 год запланировано на декабрь текущего года, бюджет составляется и утверждается на один (очередной, 2016) финансовый год - решение Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 10.11.2015 N 15.
На момент опубликования извещения ОК, на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 30.07.2015 N 6 по отбору муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие образования на 2014-2020 годы" в 2016 году (приложение 17, мероприятие 5, строка 3), главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) доведены лимиты денежных средств для Заказчика на осуществление ОК, в пределах которых заказчиком и был осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) - письмо МКУ "Финансово-бюджетное управление сферы образования" (договор с ГРБС - Департаментом образования Администрации города Новый Уренгой от 28.04.2015 N 01/ЦФО о финансовом обслуживании) от 30.09.2015 N М1101-06/521.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса РФ, порядок доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
Постановлением Администрации города Новый Уренгой от 06.05.2015 N 105 "Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой и составления проекта бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на очередной финансовый год и плановый период" утверждено Положение о порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой и составления проекта бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на очередной финансовый год и плановый период.
Раздел III указанного Положения четко устанавливает, что финансовый орган Администрации города - Департамент финансов Администрации города - доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы (изменения предельных объемов) бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период с учетом оценки эффективности реализации муниципальных программ за отчетный год, проводимой по итогам рассмотрения докладов о ходе реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ (п.3.10 раздела III Положения).
Разделом IV указанного Положения установлен График разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования и составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, сроки реализации которого сопоставим с действиями Заказчика ОК:
П. 27 установлено, что в срок до 14.09.2015 Департамент финансов ЯНАО направляет в финансовый орган Администрации города Новый Уренгой распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из окружного бюджета, бюджету муниципального образования. На данном этапе уже известны лимиты поддержки округом муниципального образования.
П. 33 установлено, что в срок до 5-8 ноября 2015 субъекты бюджетного планирования, в том числе и Заказчик - МКУ СОУ, направляют в финансовый орган Администрации города Новый Уренгой распределение доведенных Департаментом финансов Администрации города Новый Уренгой предельных объемов бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией расходов на очередной год и плановый период, что и было сделано Заказчиком.
Получив письмо МКУ "Финансово-бюджетное управление сферы образования" от 30.09.2015 N М1101-06/521, Заказчик сформировал заявку на осуществление ОК (поступила от Заказчика 14.10.2015), предварительно включив данную закупку в план-график. Извещение ОК N 0190300010815000533 опубликовано 30.10.2015.
Исполнение п. 34-37 Графика (о предоставлении в бюджетную комиссию распределения расходов в разрезе муниципальных программ и непрограммной деятельности; рассмотрении бюджетной комиссией несогласованных вопросов по распределению доведённых до субъектов бюджетного планирования предельных объёмов финансирования на очередной финансовый год; о направлении проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Главе Администрации города; о предоставлении Администрацией города проекта решения Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой "О бюджете муниципального образования город Новый Уренгой на очередной год и плановый период" на рассмотрение Городской Думе) установлено сроком до 11-15 ноября 2015 года.
Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в ОК установлено извещением и документацией ОК на 23.11.2015.
В соответствии с ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 36, ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик имеет право внести изменения в извещение и (или) документацию о закупке и (или) отменить закупку вовсе, в срок, не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. При этом не подлежат изменению только лишь объект закупки и размер обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (увеличение). Запрет на изменение дат осуществления процедур конкурса, равно как и на изменение НМЦК, а также иных положений извещения и документации ОК Законом о контрактной системе не установлен. Следовательно, в срок до 17-18 ноября 2015 года Заказчик, в случае принятия решения о внесении изменений в извещение и (или) документацию ОК, имел право осуществить указанные действия в рамках действующего Закона о контрактной системе.
Кроме того, количество внесений изменений в одно и то же извещение и (или) документацию о закупке Законом о контрактной системе не оговорено и заказчик имеет возможность продлевать сроки процедур закупки с учетом установления разумных сроков для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ и (как в данном случае) до уточнения лимитов денежных средств в случае, если существует риск изменения ранее доведенной до заказчика суммы.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд _. и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, что не запрещает Заказчику разместить извещение о закупке до момента утверждения местного бюджета на очередной финансовый год, но при наличии доведенных ранее до Заказчика лимитов на данную закупку.
Кроме того, существует возможность использования сторонами контракта, заключенного в результате проведения конкурсной процедуры правами установленными п.п. "а" п.1 ч.1, п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, а именно:
- изменить существенные условия контракта при его исполнении по соглашению сторон в следующих случаях:
1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, что предусмотрено п. 29.2 Инструкции Участникам открытого конкурса с ограниченным участием документации ОК и положениями п. 13.4 проекта контракта;
2) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного контрагента.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Данная норма получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
В соответствии с п. 1 ч 2. ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к указанным в статье Закона товарам, работам, услугам установлены Правительством РФ в постановлении от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Приложением 2 к указанному постановлению определены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в числе которых и оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно избран способ осуществления закупки на оказание услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой с установленной НМЦК в размере, превышающем 500 000 рублей.
Частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика осуществить данную закупку электронным аукционом (при этом недопустимо установление дополнительных требований по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе), однако указанная возможность избрания другого способа закупки не является обязанностью Заказчика.
Кроме того, исходя из доводов Заявителей, последние, считают, что при избрании способа закупки "электронный аукцион" процедурные сроки, установленные Законом о контрактной системе, позволят Исполнителю начать исполнение обязательств по контракту с 01.01.2016. Однако, необходимо брать в расчет сроков нижеследующее:
- размер НМЦК,
- срок заключения контракта должен быть не позднее 31.12.2015. При этом Заказчик должен исполнить требования Закона о контрактной системе о действиях при снижении участником закупки цены контракта более, чем на 25% от установленной НМЦК и о подаче сведений о контракте на сайте http://zakupki.gov.ru. Последнее становится возможным только при отсутствии сбоев в работе указанного сайта и проведения регламентных мероприятий на нем. Учитывая данные риски, контракт должен быть заключен Заказчиком не позднее 28.12.2015.
Таким образом, электронный аукцион должен быть объявлен не позднее 16.11.2015. При этом существует риск отсутствия заявок вообще (тогда повторный аукцион) либо непредоставления победителем закупки сведений и документов, предусмотренных ст. 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия принимает довод Заказчика относительно того, что способ закупки для заказчика в части сроков проведения процедур является одинаковым в части существующих рисков, однако осуществление закупки открытым конкурсом с ограниченным участием позволит получить те же услуги, но с более тщательным избранием исполнителя (предквалификационный отбор, оценка заявок), который предложит лучшие условия исполнения контракта, а не только наименьшую цену контракта.
Доводы жалоб в данной части признаются необоснованными.
II. Заявители считают, что заказчик нарушил пределы специальной правоспособности.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы, при этом исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Как следует из устава МКУ "Служба организации услуг для сферы образования", предметом деятельности учреждения является выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Основной целью деятельности учреждения является осуществление отдельных хозяйственных функций образовательных организаций.
Для достижения указанной цели учреждение осуществляет виды деятельности, предмет которых заключается в следующем: организация приобретения продуктов питания; приобретение технологического оборудования (модернизация материально- технической базы пищеблоков) для охвата обучающихся полноценным горячим питанием и обеспечения обучающихся питанием высокого качества и безопасности в соответствии законодательством Российской Федерации; приобретение оборудования для организации образовательного процесса; эксплуатация объектов недвижимости и инженерных и технических систем зданий, сооружений; профессиональная уборка помещений и территорий; грузовые перевозки, услуги специальных автомобилей и техники; организация доставки детей в учреждения и пришкольные летние оздоровительные площадки; организация отдыха детей в каникулярное время; осуществление иных функций, необходимых для обеспечения реализации предусмотренных настоящим уставом целей.
Услуги школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120) и поставка пищевых продуктов (код ОКПД 15) имеют различные коды ОКПД и не тождественны друг другу.
Таким образом, из устава МКУ "Служба организации услуг для сферы образования" не следует, что учреждение имеет право осуществлять виды деятельности в области приобретения услуг школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120), тогда как именно эти услуги и являются предметом закупки.
При таких условиях закупка не направлена на обеспечение достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд и не обеспечивает эффективность и результативность закупки, поскольку может повлечь за собой недействительность заключенного контракта (п. 2 ст. 168 ГК РФ), что является нарушением ст. ст. 1, 12, 13 Закона о контрактной системе.
В установленном порядке был направлен запрос на разъяснения конкурсной документации в части наличия у заказчика полномочий на осуществление закупки.
12 ноября 2015 г. было получено разъяснение уполномоченного органа, в котором содержится информация о том, что в выписке из ЕГРЮЛ в отношении заказчика в разделе "Сведения о видах экономической деятельности" отражено "Деятельность столовых при предприятиях и поставка продукции общественного" (код ОКВЭД 55.5).
В соответствии с п.1.1 Устава Муниципального казенного учреждения "Служба организации услуг для сферы образования" учреждение - Заказчик создано путем изменения типа учреждения во исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления включают в себя решение вопросов местного значения на самостоятельной основе, в числе которых организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (Устав муниципального образования город Новый Уренгой, ст. 8); иные вопросы местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где п. 13 ч. 1 также установлена функция органов местного самоуправления - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Во исполнение поручения Президента РФ от 07.06.2011 N Пр-1580 ГС о разработке и утверждении региональных планов действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, внедрения технологий, апробированных в экспериментальных пилотных проектах по совершенствованию организации школьного питания, утвержден приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2012 N 234.1, где пунктами 4.1 и 4.2 регионального плана действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ЯНАО утверждены следующие мероприятия, обязательные для органов МСУ г. Новый Уренгой, г.Ноябрьск, г. Губкинский (экспериментальные площадки):
- внедрение новых моделей организации школьного питания, перевода школьных столовых на комплексное снабжение полуфабрикатами высокой степени готовности, внедрения в практику принципиально новых технологий приготовления сбалансированных, физиологически обоснованных рационов питания,
- приобретение специализированного автотранспорта для транспортировки продуктов питания и готовой продукции в общеобразовательные учреждения.
Во исполнение вышеуказанного поручения Президента РФ и полномочий органов местного самоуправления и было создано МКУ СОУ, Уставом которого определено:
- предметом деятельности МКУ СОУ является выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (п.2.1 Устава),
- основная цель деятельности МКУ СОУ - осуществление отдельных хозяйственных функций образовательных организаций, для реализации которой МКУ СОУ уполномочено на организацию приобретения продуктов питания и осуществление иных функций, необходимых для реализации цели (п.2.2 Устава).
Законодателем закреплен порядок осуществления указанных выше функций. Так, ст. 37 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, и который (ч.2 ст. 1 Закона) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования) установлено:
"1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
4. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления".
Вышеизложенные нормы законодательства РФ подтверждают факт невозможности реализации полномочий органов местного самоуправления, переданных МКУ СОУ, по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам без организации питания обучающихся.
Вышеизложенное означает, что МКУ СОУ правомерно осуществлять виды деятельности в области приобретения услуг школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120), являющиеся объектом закупки, а закупка направлена на реализацию заданных результатов обеспечения муниципальных нужд, что соответствует положениям ст. 1, 12, 13 Закона о контрактной системе и не может повлечь за собой недействительность заключенного контракта, о чем указывают Заявители,.
Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе, закупка N0190300010815000533 осуществляется в рамках Государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие образования на 2014-2020 годы".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципального казенного учреждения "Служба организации услуг для сферы образования" ОГРН N1128904008155 в разделе "Сведения о видах экономической деятельности" отражено "Деятельность столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания" (Код ОКВЭД 55.5).
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) применяется при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности регулируется Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005, входя тем самым в единую национальную систему стандартизации. Его должное ведение лежит на Министерстве экономического развития РФ, а за согласование вносимых в него изменений отвечает Росстат. В числе основных задач классификатора называется сбор, учет и систематизация статистических данных в сфере осуществления экономической деятельности для анализа экономических процессов в РФ и сопоставления их с международными стандартами. Именно коды рубрикатора определяют в конечном итоге законность или незаконность деятельности той или иной организации и могут повлечь соответствующую ответственность.
Таким образом, Муниципальное казенное учреждение "Служба организации услуг для сферы образования" имеет право осуществлять закупку услуг школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120).
Доводы жалоб в данной части признаются необоснованными.
III. По мнению Заявителей, размещение заказа путем проведения конкурса с ограниченным участием и установление дополнительного требования к участникам закупки N 0190300010815000533 не соответствует Закону о контрактной системе и влечет за собой ограничение конкуренции при ее проведении.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством РФ.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
Вышеуказанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, и включает в себя услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых, в том числе для общеобразовательных учреждений.
Как следует из извещения о закупке N 0190300010815000533 и конкурсной документации, а также из проекта контракта, услуга по организации питания школьников включает в себя поставку продуктов питания в образовательное учреждение, хранение продуктов питания, приготовление из закупленных продуктов пищи и ее предоставление обучающимся.
Проектом муниципального контракта предусмотрено, что муниципальный заказчик предоставляет исполнителю помещение и оборудование для приготовления пищи, а значит, предметом муниципального заказа является не только лишь услуга предприятия общественного питания, выбор которого осуществляется посредством проведения конкурса, и поставка продуктов питания, а комплексная услуга по организации питания.
Таким образом, по мнению Заявителей, предмет закупки N 0190300010815000533 выходит за пределы перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, а потому такая закупка не может осуществляться в форме конкурса с ограниченным участием с установлением дополнительных предквалификационных требований, которые также утверждены постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, а должна быть осуществлена в форме аукциона.
Одним из таких дополнительных требований, применительно к предмету закупки N 0190300010815000533, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Как следует из извещения о закупке N 0190300010815000533 и конкурсной документации, дополнительные требования к участникам предъявляются только к наличию опыта по оказанию услуг общественного питания (т.е. услуг по приготовлению и реализации продукции):
"Дополнительные требования к участникам настоящей закупки (для осуществления предквалификационного отбора):
...наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года ...
В подтверждение своего соответствия указанному требованию участник настоящего конкурса должен предоставить в составе заявки документы заверенные участником закупки копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
При этом предметом контракта (договора) является оказание услуг общественного питания...".
То есть опыт поставки пищевых продуктов не принимается во внимание, тогда как он связан с предметом контракта на организацию питания не меньше, чем опыт по оказанию услуг общественного питания (т.е. услуг по приготовлению и реализации продукции), поскольку и поставка продуктов, и их приготовление являются составной частью предмета закупки - организации питания.
В названном выше Постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 использован союз "или", что указывает на то, что принимается во внимание и только лишь опыт по поставке пищевых продуктов, и только лишь опыт по оказанию услуг общественного питания (приготовление и реализация продукции).
Кроме того, из извещения о закупке N 0190300010815000533 и конкурсной документации, следует что в качестве подтверждения опыта принимается только ранее исполненный договор с бюджетным учреждением, стоимость которого составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, тогда как такого ограничения нет в Постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
Такое требование, считают Заявители, является не только неразумным и необоснованным, но и противоречит Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, создавая дискриминационные условия доступа на соответствующий товарный рынок участников и ограничивая конкуренцию, ставя субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
При таких условиях размещение заказа путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания школьников в муниципальных образовательных учреждениях города Новый Уренгой является нарушением ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.
В данном случае по Закону о контрактной системе должен проводиться не конкурс с ограниченным участием, а аукцион.
Установленное дополнительное требование к участникам закупки N 0190300010815000533 не соответствует указанному Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, Закону о контрактной системе и влечет за собой ограничение конкуренции при ее проведении ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в конкурсе, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Для оценки действий заказчика, уполномоченного органа на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства необходимо применять нормы не только Закона о контрактной системе, но и других федеральных законов, регулирующих отношения по закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
В частности, в соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Заявители считают, что размещение заказа путем проведения конкурса с ограниченным участием и установление дополнительного требования к участникам закупки N 0190300010815000533 не соответствует Закону о контрактной системе и влечет за собой ограничение конкуренции при ее проведении.
Между тем, Заявителями не учтено следующее. Как указывалось ранее, ч. 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика осуществить данную закупку электронным аукционом (при этом недопустимо установление дополнительных требований по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе), однако указанная возможность избрания другого способа закупки не является обязанностью Заказчика.
Кроме того, Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, содержит примечание "<1> "За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с ч. 2 ст. 56 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое относится ко всем включенным в указанный перечень ОКПД.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, не содержат привязки к конкретным ОКПД и включают все услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для ряда организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность.
Учитывая изложенное, объект закупки N 0190300010815000533 подпадает под действие перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а потому такая закупка может осуществляться заказчиком в форме конкурса с ограниченным участием с установлением дополнительных предквалификационных требований.
Требованиями извещения и документации (п. 12 Информационной карты конкурса) ОК установлено:
"Дополнительные требования к участникам настоящей закупки (для осуществления предквалификационного отбора): "В соответствии с ч. 2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам настоящего конкурса с ограниченным участием, с учетом объекта закупки и размера начальной (максимальной) цены контракта, установлено следующее требование:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящий конкурс.
В подтверждение своего соответствия указанному требованию участник настоящего конкурса должен предоставить в составе заявки документы, предусмотренные приложением N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, с учетом положений ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
заверенные участником закупки копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги."
Как видно из вышеизложенного, формулировки постановления Правительства РФ Заказчиком не были изменены, являются абсолютно идентичными и положения извещения и документации ОК дополнены ссылками на основание их установления (указано постановление).
При этом, для обеспечения прозрачности установленного требования, дополнительно и без искажения требований Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 Заказчиком указано:
"(В подтверждение своего соответствия указанному требованию участник настоящего конкурса должен предоставить в составе заявки документы_..)_При этом:
- предметом контракта (договора) является оказание услуг общественного питания (т.е. аналогичные по предмету контракты (договоры) контракту, который будет заключен в результате проведения настоящего конкурса),
- опыт исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания принимается во внимание с учетом правопреемства,
- дата завершения исполнения обязательств по контракту (договору) на оказание услуг общественного питания должна быть в периоде трех лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе (Т.е. с 2012 года по 2015 год, а конкретные и начальные даты периода зависят от месяца и даты подачи участником закупки заявки на участие в конкурсе),
- стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс (Т.е. стоимость исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 21 168 607,98 рублей).
Из указанного следует:
1. Требования, установленные Заказчиком во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, совершенно идентичны и соответствуют нормам Закона о о контрактной системе и принятому в его развитие постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
2. Заявители верно указывают, что объект закупки - комплексная услуга, которая включает в себя неразрывно связанные обязательства Исполнителя по контракту, но не по поставке продуктов питания, а по организации поставок продуктов питания. Заявителями упущен ряд работ и услуг, также обозначенных в потребности заказчика и проекте контракта, представляющие собой также неотъемлемые работы и услуги, составляющие в итоге комплекс услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой.
Так, например, потребность Заказчика данного ОК, равно как и проект контракта, обязывают Исполнителя:
- разработать примерное меню _,
- осуществлять производственный контроль по организации питания _.,
- обеспечить отбор суточных проб _,
- _ обеспечить засетчивание оконных и дверных проемов,
- обеспечить соблюдение _ графика посещаемости столовой обучающимися_.
и совершать еще ряд действий, необходимых для оказания услуг качественно и в полном объеме.
То есть Исполнитель по контракту, на право заключения которого размещен ОК, берет на себя обязанности по выполнению комплекса работ и услуг. При этом, поставка продуктов питания не входит в этот комплекс как таковая - п. 2 описания объекта закупки (раздел документации "Потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки)") указано: "Для качественного оказания услуг, в целях безопасности воспитанников качество продуктов питания и продовольственного сырья, используемых в ходе оказания услуг, должно соответствовать утвержденным действующим законодательством РФ нормам и стандартам к продуктам питания и продовольственному сырью. Прием указанных продуктов и сырья должен осуществляться в установленном порядке, с подтверждением качества соответствующими документами (сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, ветеринарными свидетельствами или справками, удостоверениями качества, а также заключениями органов госсанэпиднадзора о возможности их использования в учреждениях для питания детей и др., необходимость которых установлена действующим законодательством РФ). При этом все поставляемые (используемые при организации питания на территории учреждений) пищевые продукты на момент их приемки должны иметь резерв срока годности...". То есть здесь обозначены требования к качественной приемке продуктов питания от поставщиков.
Это же подтверждается и положениями п.1.1, 1.2, 1.5 проекта контракта:
"1.1. По поручению Заказчика Исполнитель обязуется оказывать услуги по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой....",
" 1.2. В целях настоящего Контракта под исполнением обязательств Исполнителя по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой понимается деятельность по организации питания на территории организаций, в том числе путем обеспечения Исполнителем условий для беспрепятственного и эффективного осуществления технологического процесса поставки продуктов питания и приготовления блюд, их хранения и реализации_",
"1.5. Исполнитель должен обеспечить весь комплекс работ, услуг и иных действий, необходимых для организации питания с выполнением всех санитарно-гигиенических норм и правил".
При вышеуказанных условиях, положения постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 Заказчиком применены верно и у участника закупки должен быть опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания, т.е. ранее исполненные участником закупки аналогичные по предмету контракты (договоры) контракту, который будет заключен в результате проведения настоящего конкурса).
3. Формулировка "договор с бюджетным учреждением" применена в п. 6 приложения 2 постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ввиду положений п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе:
"Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт)".
Таким образом, понятие "договор" используется при упоминании сделки (которая фактически совершается при заключении контракта-договора) с бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, а понятие "контракт" - при упоминании сделки с муниципальным заказчиком.
Установление требований к участникам закупки, прямо предусмотренных Законом о контрактной системе, не может противоречить нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, положения ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе были внесены в Закон для реализации его целей: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 4 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом отдельными нормами указанного закона, обозначены лица, имеющие право получения преимуществ, установлены иные ограничения и запреты, условия допуска участников закупок и их заявок при осуществлении закупок.
Так, кроме единых требований к участникам закупок, установлены и случаи обязательного предъявления дополнительных требований к участникам закупок.
В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не только обозначен четкий перечень запрещенных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1), но и устанавливает, что если организатор торгов или заказчик - орган местного самоуправления, а также если торги проводятся для обеспечения муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Дополнительные требования к участникам закупок, являющиеся предметом жалобы, прямо установлены в ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а значит не могут нарушать положения ст. 17 Закона о защите конкуренции. При этом такие требования установлены Заказчиком при согласованном использовании нормы ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе: "В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона."
Учитывая все вышеизложенное, данный довод Заявителей не обоснован.
IV. Относительно неверного указания объекта закупки.
Как следует из извещения о закупке N 0190300010815000533 и конкурсной документации, а также из проекта контракта, предметом закупки являются услуги по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой, при этом указанные услуги включают в себя:
- услуги общественного питания (т.е. услуги по приготовлению и реализации продукции);
- услуги по поставке пищевых продуктов.
Услуги школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120) и поставка пищевых продуктов (код ОКПД 15) имеют различные коды ОКПД и не тождественны друг другу, при этом в извещении о закупке N 0190300010815000533 указан лишь код ОКПД 55.51.10.120, т.е. предмет закупки, по мнению Заявителей, указан неверно.
ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002) утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием Приказа Госстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, которым с 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2016 г., введен в действие ОКПД2, в соответствии с которым услуги школьных столовых и кухонь имеют код 56.29.20.120.
В связи с тем, что закупка осуществляется на 2016 г., то при определении ее предмета подлежит применению ОКПД2.
12 ноября 2015 г. было получено разъяснение уполномоченного органа, в котором содержится информация о том, что дополнительные требования сформулированы верно. Заявители не согласны с мнением уполномоченного органа, поскольку оно противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
Проект контракта представляет собой смешанный договор поставки, выполнения работ и указания услуг.
В соответствии с проектом муниципального контракта на оказание услуги по организации питания школьников в муниципальных образовательных учреждениях города Новый Уренгой, входящего в состав конкурсной документации, услуга но организации питания школьников включает в себя поставку продуктов питания в образовательное учреждение, хранение продуктов питания, приготовление из закупленных продуктов пищи и ее предоставление обучающимся.
То есть предметом конкурса являются не услуги определенного вида предприятия общественного питания, выбор которого осуществляется посредством проведения конкурса, а непосредственно услуга по организации питания и поэтому данный вид услуги не подпадает ни под один из кодов ОКПД.
Проектом муниципального контракта предусмотрено, что муниципальный заказчик предоставляет исполнителю помещение и оборудование для приготовления пищи, а значит, предметом муниципального заказа является не услуга предприятия общественного питания, а комплексная услуга по организации питания. Таким образом, услуги, являвшиеся предметом конкурса, не подпадают под описание кода, примененного заявителем. Кроме того, в соответствии с конкурсной документацией в состав предмета контракта входит в качестве составной части поставка продуктов питания в образовательное учреждение.
В этой связи Комиссия отмечает следующее.
Как указывалось ранее, объект закупки - комплексная услуга, которая включает в себя неразрывно связанный ряд обязательств Исполнителя по контракту, необходимых для оказания услуг качественно и в полном объеме. Однако, поставка продуктов питания этим рядом обязательств не предусмотрена и, следовательно, не является объектом закупки.
В рамках объекта закупки предусмотрена обязанность организации поставок продуктов питания, что имеет существенные различия с процессом поставки товаров как таковым. Это имеет подтверждение как в п. 2 описания объекта закупки - раздел документации "Потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки)", где обозначены только требования к качественной приемке Исполнителем по контракту продуктов питания от поставщиков, так и в п.1.1, 1.2, 1.5 проекта контракта, в которых определены обязанности Исполнителя по обеспечению всего комплекса работ, услуг и иных действий, необходимых для организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой;
- "Услуги школьных столовых и кухонь (код ОКПД 55.51.10.120) и поставка пищевых продуктов (код ОКПД 15) имеют различные коды ОКПД и не тождественны друг другу", - как справедливо замечают Заявители жалоб, поэтому "в извещении о закупке N 0190300010815000533 указан лишь код ОКПД 55.51.10.120", - что также отмечено Заявителями. Соответственно, при объекте закупки, которым являются услуги организации общественного питания, Заказчиком верно применен ОКПД 55.51.10.120.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 31.01.2014 N 14-ст применение ОКПД 2 установлено с переходным периодом до 01.01.2016. На сайте http://zakupki.gov.ru/ как на момент формирования извещения о закупке, так и в настоящий момент отсутствует право пользования таким классификатором.
Кроме того, по данным с сайта Росстандарта 10.11.2015 года руководителем Росстандарта Абрамовым А. были подписаны приказы NN1745-ст и 1746-ст о продлении на год сроков действия ряда общероссийских классификаторов, в частности ныне действующего ОКПД ОК 034-2007. Это позволит внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты, использующие общероссийские классификаторы, а также законодательные акты субъектов РФ, устанавливающие специальные режимы налогообложения.
В доводах жалоб указано, что "согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация о закупке должна быть полной и достоверной. Несоответствие предмета закупки и кода ОКПД затрудняет поиск такого лота, а потому ограничивает конкуренцию и является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе". При этом, сам факт подачи Заявителями шести жалоб уже подтверждает очевидность соответствия информации о проведении ОК, опубликованной на сайте http://zakupki.gov.ru/, требованиям Закона о контрактной системе и отсутствие затруднений у заинтересованных лиц при поиске закупки по установленному Заказчиком ОКПД, а значит такое ОКПД не ограничивает конкуренцию.
Из вышеизложенного следует, что доводы Заявителей о применении ОКПД 2 на момент осуществления закупки в 2015 году не являются обоснованными.
V. Объединение в один лот всех муниципальных образовательных учреждений города Новый Уренгой влечет за собой, по мнению Заявителей, ограничение конкуренции при проведении закупки.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составила 105 843 039,90 рублей, участник закупки для преодоления "предквалификационного барьера" должен предоставить копию ранее исполненного контракта (договора), стоимость которого составляет не менее 20 процентов от указанной выше суммы - то есть, не менее чем на сумму 21 168 607,98 рублей. При этом положения Закона о контрактной системе и конкурсной документации предусматривают, что это должна быть стоимость одного ранее исполненного контракта, а не сумма стоимостей нескольких контрактов.
Заявители указывают, что на рынке оказания услуг в сфере организации питания для школ города Новый Уренгой присутствует как минимум 4 хозяйствующих субъектов. Но ни у одной из компаний-участников указанного рынка в городе Новый Уренгой, желающих принять участие в закупке, нет требуемого опыта, соответствующего предъявленным дополнительным требованиям к участникам конкурса, кроме компании ООО "Регион Общепит Сервис", поскольку стоимость "предквалификационного барьера" значительно превысила стоимость любого из заключенных хозяйствующими субъектами, работающими на данном рынке, контрактов на оказания услуг по организации питания для школ.
Однако все такие компании соответствовали бы требованиям действующего законодательства и были бы допущены к участию в торгах в том случае, если бы:
- либо в один лот не были бы объединены все школы города Новый Уренгой;
- либо закупка осуществлялась бы не в форме конкурса с ограниченным участием, а в форме аукциона без предъявления дополнительных требований.
Заявители отмечают также, что закупаемые услуги для всех школ города Новый Уренгой связаны между собой предоставлением исполнителю по контракту в безвозмездное пользование нежилого помещения (одноэтажного здания) с технологическим оборудованием для размещения школьной базовой столовой по производству овощных и мясных полуфабрикатов, а также автотранспортные средства.
Инфраструктура школьного питания представлена в настоящее время в Российской Федерации различными формами: наиболее активно развиваются столовые полного цикла (64 %), доля столовых-доготовочных составляет 17 %, школьно-базовых столовых
- 10%, буфетов-раздаточных - 8 %, доля комбинатов школьного питания составила лишь 1 % от всех организаций, обеспечивающих питание в общеобразовательных учреждениях , при этом ни в одной государственной программе, СНИПе или каком- либо нормативно-правовом акте не отдается предпочтение такой форме организации питания, как организация школьно-базовой столовой.
Какое-либо экономическое или иное обоснование необходимости организации в городе Новый Уренгой школьного питания именно в форме базовой столовой, по мнению Заявителей, отсутствует.
Комиссией установлено, что в размещенном ОК объединены школы города Новый Уренгой. При этом указание на образовательные учреждения является только указанием места оказания услуг по контракту, расположенные на территории одного небольшого города - извещение ОК и п. 10 Информационной карты конкурса, а заказчик закупки один - МКУ СОУ.
Кроме того, при наличии одинаковой потребности у нескольких заказчиков одновременно, статья 25 Закона о контрактной системе предусматривает возможность осуществления совместных закупок, в том числе совместных конкурсов с ограниченным участием_
Заявители указывают, что "в соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке", однако следует заметить, что товарный рынок Российской Федерации обширен, так же как и группы лиц, действующих на нем.
Так, например, осуществленные ранее закупки явно указывают на то, что группу лиц, способных оказать услуги, аналогичные объекту ОК, могут составить следующие юридические лица: ЗАО "Комбинат питания", ОАО "РОЖДЕСТВЕНС-КОЕ", ООО "КАЙДЗЕН-КЕЙТЕРИНГ" (участники закупки N 0372200192114000108), ОАО "СОЦИАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ "ЦЕНТР", ОАО "ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ" СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА (участники закупки N 0173200001414001092), ООО "Норд Юнион", ООО "ЯМАЛ" (участники закупки N0190300010814000234), ООО "Регион Общепит Сервис", ООО "Логистический центр-Стрела" (участники закупки N0190300010815000308, при этом последний - один из Заявителей жалоб по ОК N 0190300010815000533).
По рассматриваемой закупке заказчик один - МКУ СОУ. Данное учреждение было создано для решения части, как было указано выше, вопросов местного значения, для чего, учредителем и собственником муниципального имущества - муниципальным образованием город Новый Уренгой (от лица которого действует Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой) - наделено имуществом для решения уставных целей (п. 1.4. договора от 28.01.2013 N 104 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления).
Для решения же уставных целей Заказчик имеет право передать имущество в установленном имущественным правом порядке в пользование третьему лицу (п. 2.1, 2.2.3 договора от 28.01.2013 N 104 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления). Так, согласно описанию объекта закупки и проекта контракта, Заказчик передает Исполнителю в пользование имущество.
Уполномоченный орган отмечает следующее:
- передача имущества осуществляется для исполнения Исполнителем по контракту обязательств качественно и в полном объеме, т.е. упрощает задачу Исполнителя по оказанию им услуг, предусмотренных ОК,
- передача имущества осуществляется на праве безвозмездного пользования, что значительно сокращает расходы и время Исполнителя на поиск специализированного помещения, оборудования, автотранспорта для перевозки готовой пищи, соответствующих санитарным, противопожарным и иным требованиям действующего законодательства РФ, установленным для такого рода имущества,
- передача Исполнителю имущества осуществляется в количестве более 160 наименований, в числе которых такое дорогостоящее оборудование как: шкаф шоковой заморозки, балансовой стоимостью более 900 тыс.руб.; волчек Seydelmann WD-114 и многоцелевая машина для резки FoodliistikDicr-classic 96, балансовой стоимостью каждый - более 1 млн.руб., и т.д.
Уполномоченный орган отмечает, как наиболее емкое, незаменимое при оказании услуг, наиболее дорогостоящее, что среди передаваемого Исполнителю имущества также имеются линия производства рубленных полуфабрикатов DEIGHTON, балансовой стоимость более 2 млн.руб. и линия производства сульфатированного картофеля и других овощей, балансовой стоимостью 5 млн.руб.
Все оборудование является функционирующим, пригодным для эксплуатации в рамках оказания услуг, установлено и подключено в передаваемом Исполнителю контракта помещении.
Весь перечень имущества (с балансовой стоимостью) указан в проекте контракта к ОК и общая его стоимость (без учета помещения и автотранспорта) составляет более 14 млн.руб., что несомненно составляет финансовую выгоду для Исполнителя в рамках оказания услуг - у Исполнителя по контракту нет необходимости в закупе оборудования.
Учитывая изложенное, доводы жалоб признаются не обоснованными.
Организация школьного питания в городе Новый Уренгой в форме базовой столовой обоснована Уполномоченным органом нижеследующим:
1. Полномочия органов местного самоуправления, как было указано выше, включают в себя решение вопросов местного значения на самостоятельной основе в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Устав муниципального образования город Новый Уренгой);
2. В ст. 37 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (предметом регулирования которого (ч. 1 ст. 1 Закона) являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, и который (ч.2 ст. 1 Закона) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования) установлено:
"4. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления".
3. Порядок внедрения государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ЯНАО утвержден приказом Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2012 N 234.1.
Пунктами 4.1 и 4.2 регионального плана действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ЯНАО утверждены следующие мероприятия, обязательные для органов МСУ г. Новый Уренгой, г.Ноябрьск, г. Губкинский (экспериментальные площадки):
- внедрение новых моделей организации школьного питания, перевода школьных столовых на комплексное снабжение полуфабрикатами высокой степени готовности, внедрения в практику принципиально новых технологий приготовления сбалансированных, физиологически обоснованных рационов питания,
- приобретение специализированного автотранспорта для транспортировки продуктов питания и готовой продукции в общеобразовательные учреждения (которым после приобретения и наделен Заказчик ОК).
Во исполнение указанных полномочий органов местного самоуправления и было создано МКУ СОУ.
Вышеуказанный приказ ДО ЯНАО утвержден во исполнение поручения Президента РФ от 07.06.2011 N Пр-1580 ГС о разработке и утверждении региональных планов действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, внедрения технологий, апробированных в экспериментальных пилотных проектах по совершенствованию организации школьного питания.
Учитывая изложенное, доводы жалоб признаются в данной части также не обоснованными.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалоб, доводов Уполномоченного органа, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе и Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Положения документации по конкурсу с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой (закупка N 0190300010815000533) не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ПроСервисТаймыр", ООО "Спартак", ООО "Логистический центр-Стрела", ООО "Партнеры Краноярск", ООО "ЭнергоКонтракт", ООО "Национальная кейтеринговая компания-Мордовия" на действия Заказчика - МКУ "Служба организации услуг для сферы образования" (г.Новый Уренгой) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Новый Уренгой (закупка N 0190300010815000533) необоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 ноября 2015 г. N 04-01|293-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2015