Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 июня 2015 г.
Дата оглашения решения: 05 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 10 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок, Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Управления благоустройства Администрации города Иванова (далее - заказчик): Бабышева Сергея Николаевича (доверенность от 05.06.2015), Авакова Сергея Степановича (доверенность от 15.05.2015),
Управления муниципального заказа Администрации города Иванова (далее - уполномоченный орган): Кузнецовой Натальи Евгеньевны (доверенность от 26.12.2014),
в отсутствие ООО "Стройметалл 37" (далее - заявитель): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
29.05.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Стройметалл 37" (далее - заявитель) на действия заказчика - Управления благоустройства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации автомобильных дорог общего пользования (извещение N 0133300001715000188).
По мнению заявителя, при формировании документации об электронном аукционе заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно заказчиком в технической части аукционной документации к материалам установлены чрезмерно избыточные, детализированные и не обусловленные потребностями заказчика требования, в частности:
- Требования к характеристикам песка:
Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе не более 0,5.
Содержание глины в комках, % по массе, не более 0,5.;
- Требования к вещественному составу по позиции "раствор готовый кладочный цементный":
Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) , % по массе: не менее 1,0, но не более 3,5.
- Требования по позиции "асфальтобетонная смесь":
Суммарная удельная эффективная активность радионуклидов А эфф до 740 Бк/кг Содержание полуторных окислов () в горных породах и промышленных отходах производства, используемых при приготовлении порошков, и в порошковых отходах промышленного производства, используемых в качестве порошков, не должно превышать, % по массе 7 .
- Требования по позициям "песок природный для строительных работ", "пескоцементная смесь":
Удельная эффективная активность радионуклидов Аэфф свыше 370 до 740 Бк/кг, а также:
- аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л.
- сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на - не более 1,0% пирит в пересчете на - не более 4% по массе.
- слюда - не более 2% по массе.
- галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе
- уголь не более 1% по массе.
По мнению заявителя, вышеуказанные требования не относятся ни к техническим характеристикам, ни к качественным характеристикам товара, а служат исключительно для производителей товаров.
Из письменных пояснений уполномоченного органа, а также из пояснений представителя заказчика, уполномоченного органа, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что нарушений при формировании документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации автомобильных дорог общего пользования со стороны заказчика допущено не было, ввиду того, что заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТов). Характеристики к товарам, в том числе к химическому составу, были установлены в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком, уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30 апреля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300001715000188 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации автомобильных дорог общего пользования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-394/2015 от 28.04.2015.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в части III "Описание объекта закупки" технической части аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, химическому, физическому составу материалов, из которых данный товар изготавливается, в том числе:
- Требования к характеристикам песка:
Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе не более 0,5.
Содержание глины в комках, % по массе, не более 0,5.;
- Требования к вещественному составу по позиции "раствор готовый кладочный цементный":
Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) , % по массе: не менее 1,0, но не более 3,5.
- Требования по позиции "асфальтобетонная смесь":
Суммарная удельная эффективная активность радионуклидов А эфф до 740 Бк/кг Содержание полуторных окислов () в горных породах и промышленных отходах производства, используемых при приготовлении порошков, и в порошковых отходах промышленного производства, используемых в качестве порошков, не должно превышать, %
по массе 7 .
- Требования по позициям "песок природный для строительных работ", "пескоцементная смесь"
Удельная эффективная активность радионуклидов Аэфф свыше 370 до 740 Бк/кг, а также:
- аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л.
- сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на - не более 1,0% пирит в пересчете на - не более 4% по массе.
- слюда - не более 2% по массе.
- галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе
- уголь не более 1% по массе
Таким образом, очевидно, что вышеуказанные требования являются лишь дублированием требований ГОСТов.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу Заказчиком доказана не была.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Учитывая, что приведенные выше показатели содержат характеристики с указанием интервала, а согласно п. 3.2.2 раздела 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе в электронной форме" части I аукционной документации "все показатели по товарам должны быть конкретными и входить в установленные диапазоны", что означает, что не признаются конкретными показателями товара альтернативные предложения, выраженные с предлогом "до", "от", разделительными союзами "или"; знаками "-", "/" и т.п.
Таким образом, участник на момент подачи заявки, на участие в указанном электронном аукционе должен обладать сведениями о конкретных характеристиках вышеприведенных выше характеристиках товаров.
Согласно пояснениям представителя заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, информацию о конкретных характеристиках товаров участник может узнать у производителя, а также после проведения лабораторных исследований товаров, либо непосредственно при приобретении товара и получения на него сертификатов или иных документов, которые передаются только лишь вместе с товаром при его продаже и где могут содержаться показатели (характеристики) товара на конкретную партию данного товара.
Между тем, Закон о контрактной системе не предусматривает ни одного из вышеперечисленных вариантов, следовательно, требование об указании детальных конкретных характеристик, установленных в документации по закупке, является необоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы по существу иного, чем указано Выше ни заказчиком, ни уполномоченным органом доказано не было.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях заказчика при формировании рассматриваемой аукционной документации нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройметалл 37" на действия заказчика - Управления благоустройства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации автомобильных дорог общего пользования (извещение N 0133300001715000188) обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2015