Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Финансовая группа "СОВА" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" администрации Краснокамского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение капитального ремонта МБОУ СОШ N 8 по ул. К. Маркса 4 б. в г. Краснокамске (ремонт чердачных перекрытий) (извещение N 0856300009315000004),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0856300009315000004 о проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта МБОУ СОШ N 8 по ул. К. Маркса 4 б. в г. Краснокамске (ремонт чердачных перекрытий).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 1 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
В п. 3 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации, в том числе, установлено, что при описании товара, используемого при выполнении работ, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в приложении 1 Главы V "Техническое задание" показателей товаров, используемых при выполнении работ с учетом положений раздела 8 настоящей документации (конкретные показатели). В указанном пункте Информационной карты аукционной документации также установлено, что все материалы, используемые при выполнении работ должны соответствовать действующим государственным стандартам, в том числе: ГОСТ 8736-93, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 103-2006, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 2246-70, ГОСТ 9466-75.
Из указанного следует, что в требованиях аукционной документации имеется указание на ГОСТ, которым должны соответствовать товары, используемые при выполнении работ, в частности, раствор готовый кладочный должен соответствовать ГОСТ 28013-98, в связи с чем, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о закупках, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
26.02.2015 г. Заказчиком принято и 27.02.2015 г. опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru решение о внесении изменений в аукционную документацию, в том числе, в требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пп. 2 п. 2 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации аукционной документации, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, копию свидетельства СРО и копию лицензии.
Комиссией установлено, что в текст аукционной документации, в частности, в требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно, в пп. 2 п. 2 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации, в котором установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии СРО, а также копии лицензии, изменения Заказчиком не внесены.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.2 - Транспортное строительство, п.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, как показал анализ документации в объект закупки входят работы, например, предусмотренное п. 6 Локально-сметного расчета огнезащитное покрытие металлических огрунтованных (грунтом ГФ-021) поверхностей материалом огнезащитным терморасширяющимся, для выполнения которых требуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России, на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций (далее - лицензия МЧС).
Согласно Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и сооружений (Приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225), выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций (п.10) является составной указанной деятельности.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с учетом того, что в предмет закупки входят иные виды работ, для выполнения которых необходим иной разрешительный документ) участнику закупки необходимо представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, с учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, установив в требованиях ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе требование о предоставлении помимо копии свидетельства СРО копию лицензии, нарушил требование ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
Комиссией также установлено, что в Единых требованиях к участникам закупки (п. 2 Раздела 6 Информационной карты аукционной документации) Заказчиком установлено, что участнику аукциона необходимо предоставить копию Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам в соответствии с действующим законодательством и приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 на виды работ, подлежащие выполнению, в том числе:
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
- Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
или
- п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- 33.3. жилищно-гражданское строительство.
Свидетельство о допуске участника закупки должно давать ему право заключать контракты по осуществлению организации работ строительства объекта по цене, предложенной участником закупки.
Вместе с тем, в решении о внесении изменений в аукционную документацию от 10.02.2015 г. указано, в том числе, следующее:
Раздел 6 "Требования к участникам закупки" пункт 2 "Единые требования к участником Закупки" читать в следующей редакции: "Участник закупки должен соответствовать: 1. требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - участнику аукциона необходимо предоставить копию Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам в соответствии с действующим законодательством и приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 на виды работ, подлежащие выполнению, в том числе: - п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): - 33.3. жилищно-гражданское строительство Свидетельство о допуске участника размещения заказа должно давать ему право заключать контракты по осуществлению организации работ строительства объекта по цене, предложенной участником размещения заказа.
10.02.2015 г. и 26.02.2015 г. Заказчиком приняты решения о внесении в Единые требования к участникам закупки и требования ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе изменения, однако в редакцию аукционной документации, опубликованной на официальном сайте 27.02.2015 г., указанные изменения не внесены.
Как пояснила представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы, при опубликовании решения о внесении изменений в аукционную документацию, в связи с технической ошибкой, вместе с указанным решением на официальном сайте была опубликована аукционная документация в старой редакции.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финансовая группа "СОВА" на действия МКУ "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" администрации Краснокамского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение капитального ремонта МБОУ СОШ N 8 по ул. К. Маркса 4 б. в г. Краснокамске (ремонт чердачных перекрытий) (извещение N 0856300009315000004) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч. 6 ст. 65 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2015