Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 199,200-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы Государственного унитарного предприятия Челябинской области "ЧелябМедФарм" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку кетамина (изв. N 0369200000915000149); на поставку фентанила (изв. N0369200000915000148) в присутствии:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер", действующих на основании доверенностей от 21.04.2015;
- представителя Государственного унитарного предприятия Челябинской области "ЧелябМедФарм", действующего на основании Приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 28.05.2014 N51-п;
- представителя Государственного унитарного предприятия Челябинской области "ЧелябМедФарм", действующего на основании доверенности N 1 от 12.01.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы Государственного унитарного предприятия Челябинской области "ЧелябМедФарм" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку фентанила (изв. 0369200000915000148) (далее - закупка 1), на поставку кетамина (изв. N 0369200000915000149) (далее - закупка 2).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик), объявило о проведении электронных аукционов на поставку кетамина и на поставку фентанила путем опубликования 24.03.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещений NN0369200000915000148, 0369200000915000149 об осуществлении закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки 1 определена в размере 252 792 рубля 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке 1 - 01.04.2015 в 09 часов 00 минут.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки 2 определена в размере 42 443 рубля 03 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке 2 - 01.04.2015 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалоб контракты на поставку кетамина и на поставку фентанила по итогам проведения закупок заказчиком не заключены.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, заявитель считает, что заказчик неправомерно снизил цену контракта с учетом зарегистрированной предельной отпускной цены производителя предлагаемых лекарственных средств.
В связи с чем заявитель указывает на нарушение заказчиком порядка заключения контракта, предусмотренного пунктом 25 части 1 статьи 93, частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
При этом Государственное унитарное предприятие Челябинской области "ЧелябМедФарм" отмечает, что указанное предприятие не является производителем, предложенных к поставке лекарственных средств. Следовательно, поставить препараты по цене производителей не представляется возможным.
Также заявитель указал на то, что Государственное унитарное предприятие Челябинской области "ЧелябМедФарм" в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах и психотропных веществах) является уполномоченной организацией, имеющей исключительное право распределять в Челябинской области наркотические средства и психотропные вещества, в перечень которых входит и кетамин и фентанил.
И отсутствие у заявителя возможности заключения контрактов по итогам проведения рассматриваемых закупок приведет к включению участника в реестр недобросовестных поставщиков, что не позволит участвовать Государственному унитарному предприятию Челябинской области "ЧелябМедФарм" в государственных закупках.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и следующее.
Частью 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 27 информационных карт документаций о закупках, установлено требование о заключении контрактов по цене, не превышающей отпускную цену лекарственных препаратов, зарегистрированную производителем. Поскольку закупки признаны не состоявшимися, заказчик при направлении контрактов единственному участнику снизил начальную (максимальную) цену контрактов с учетом размера, зарегистрированных производителем, отпускных цен предлагаемых к поставке лекарственных препаратов.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
В силу пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе предусматривает, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно материалам дела, объектом закупки 1 является поставка препарата с международным непатентованным наименование (далее - МНН) фентанил, закупки 2 - с МНН кетамин.
Исходя из требований части 1 статьи 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ
"Об обращении лекарственных средств" (Закон об обращении лекарственных средств) установленные производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат государственной регистрации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год. Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год лекарственные средства с МНН фентанил и кетамин включены в указанный перечень.
Кроме того, в силу части 1 статьи 2 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в списки.
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681.
Препараты с МНН фентанил и кетамин включены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II).
Таким образом, препараты с МНН фентанил и кетамин включены одновременно в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен.
Руководствуясь частью 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик в пункте 27 информационной карты документаций о закупках указал, что заключение контракта производится, в том числе с учетом указанных норм законодательства о контрактной системе.
Согласно протоколам электронных аукционов о признании аукционов несостоявшимся и рассмотрения единственной поступившей заявки от 02.04.2015 года участие в закупках принял единственный участник - Государственное унитарное предприятие Челябинской области "ЧелябМедФарм". Заявки данного участника признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документаций о закупках, законодательства о контрактной системе.
Из представленных документов следует, что единственный участник по закупке 1 предложил к поставке лекарственное средство с одноименным названием фентанил, производства ФГУП "Московский эндокринный завод"; по закупке 2 - препарат кетамин, аналогичного производителя.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки 1 определена в размере 252 792 рубля 80 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки 2 определена в размере 42 443 рубля 03 копейки.
В соответствии с объектом закупки 1 заказчику требуется 2180 упаковок лекарственного средства фентанила, согласно объекту закупки 2 - 217 упаковок лекарственного средства кетамина.
Таким образом, начальная (максимальная) стоимость 1 упаковки препарата фентанила составила 115 рублей 96 копеек, кетамина - 195 рублей 59 копеек.
Вместе с тем, согласно государственному реестру предельных отпускных цен предельная цена на препарат фентанил, производства ФГУП "Московский эндокринный завод" составляет 65 рублей 40 копеек без учета НДС; на лекарственное средство кетамин, производства ФГУП "Московский эндокринный завод" - 111 рублей 10 копеек.
В связи с чем заказчик снизил цену контрактов с учетом зарегистрированной производителем предельной цены на предлагаемые к поставке лекарственные средства в соответствии с требованиями пункта 27 информационной карты документаций о закупках.
Таким образом, учитывая, что документациями о закупках установлено требование о заключении контракта по предельной отпускной цене, зарегистрированной производителем, Комиссия приходит к выводу о правомерном снижении цены на этапе заключения контракта.
Однако Комиссия отмечает, что закупаемые лекарственные средства имеют особое правовое регулирование, поскольку закупаемые препараты по своей природе являются еще и наркотическими средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах в Российской Федерации действует государственная монополия в том числе на распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II.
Исходя из требований части 2 статьи 5 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах в Российской Федерации, культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и указанные в абзацах втором - шестом пункта 1 настоящей статьи, осуществляются государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 558 "О порядке распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров" (далее - Постановление Правительства N 558) распределение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
Распределение наркотических средств и психотропных веществ производится юридическими лицами при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ (услуг) по распределению наркотических средств и психотропных веществ (далее - уполномоченные организации) в соответствии с планом распределения наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - план распределения).
Заявителем в составе жалобы и на заседание Комиссии представлен план распределения на 2015 год (письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.12.2014 N 19-3670), согласно которому единственной уполномоченной организацией, осуществляющей распределение наркотических средств на территории Челябинской области, является Государственное унитарное предприятие Челябинской области "ЧелябМедФарм".
В приложении N 1 к плану распределения на 2015 год указано общее количество, выделенных Челябинской области препаратов, в том числе кетамина и фентанила, а также наименование производителей данных препаратов. Так, например, Челябинской области выделено лекарственное средство кетамин, производства ФГУП "Московский эндокринный завод" и лекарственное средство и фентанил, производства ФГУП "Московский эндокринный завод", Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный завод медицинских препаратов".
Согласно, государственному реестру лекарственных средств, размещенному на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru на лекарственное средство фентанил (раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мкг/мл, 2 мл - ампулы (5) - упаковки ячейковые контурные), производства ФГУП "Московский эндокринный завод" зарегистрирована предельная отпускная цена без НДС в размере 65,40. На препарат кетамин (раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мг/мл, 2 мл - ампулы (5) - упаковки ячейковые контурные (1) - пачки картонные) предельная отпускная цена без НДС зарегистрирована в размере - 111 рублей 10 копеек.
Исходя из данных сведений, заказчиком сформированы цены по контрактам, заключаемым по итогам проведения закупок.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Государственным унитарным предприятием Челябинской области "ЧелябМедФарм" представлен протокол N 1231, 1232, 1233, 1234, 1236, 1235 согласования цен на поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, составленный ФГУП "Московский эндокринный завод" (производитель лекарственных средств) и Государственным унитарным предприятием Челябинской области "ЧелябМедФарм", а также спецификации N 1231, 1232, 1233, 1234, 1236, 1235 от 01.04.2015 года к договору поставки N30/15 от 12.01.2015 года.
Согласно указанным документам производитель лекарственных средств ФГУП "Московский эндокринный завод" предоставляет препараты фентанил и кетамин в соответствии с предельной ценой, зарегистрированной производителем, а также с учетом НДС, а именно: фентанил - 71 рубль 94 копейки за упаковку, фентамин - 122 рубля 21 копейка за упаковку, то есть фактически выше зарегистрированной производителем предельной цены.
Кроме того, для организации доставки указанных лекарственных средств заказчику поставщик несет дополнительные расходы, связанные с особыми условиями их транспортировки и хранения.
Так, перевозка лекарственных препаратов (наркотических средств) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 449 "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов". Перевозка указанных препаратов сопровождается вооруженной охраной, в связи с этим ГУП ЧО "ЧелябМедФарм" заключен договор с ФГУП "Главный центр специальной связи" - Управление специальной связи по Челябинской области.
Охрана склада ГУП ЧО "ЧелябМедФарм" осуществляется инженерно-техническими средствами охраны в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и Приказа МВД РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370 "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности". Помещение склада ГУП ЧО "ЧелябМедФарм" относится к объекту 1-й категории (объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих оптовую торговлю наркотическими средствами и психотропными веществами) и охраняется вневедомственной охраной полиции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии объективной возможности заключения контрактов с единственным участником закупок по цене предельно зарегистрированной производителем.
При этом, как уже отмечалось ранее, Государственное унитарное предприятие Челябинской области "ЧелябМедФарм" является единственной уполномоченной организацией, осуществляющей распределение наркотических средств в Челябинской области.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе основной целью осуществления закупок в соответствии с нормами указанного Закона является выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации.
ГБУЗ "ЧОКОД" является областным, профильным, социально значимым учреждением. Социальный аспект закупок определяется спецификой учреждения здравоохранения, регулирующего и поддерживающего жизнь человека, эффективность и безопасность которого обеспечивается только при условии достаточного лекарственного обеспечения и рационального медицинского применения. Закупаемые лекарственные препараты необходимы в целях качественного обеспечения лечебного процесса, и поддержания жизни и здоровья людей, находящихся на лечении учреждении заказчика.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет основные принципы законодательства о здравоохранения в Российской Федерации, одним из которых является принцип, согласно которому каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно сведениям из Википедии - свободной энциклопедии Фентанил (Phentanylum) - опиоидный анальгетик, мощный агонист -опиоидных рецепторов. Выпускается в виде цитрата. Применяется главным образом как анальгетик в анестезиологии. Оказывает сильное, но кратковременное (при разовом введении) анальгезирующее действие.
Кетамин - NMDA-антагонист, применяемый в качестве средства для наркоза в медицине и ветеринарии. Реже используется как обезболивающее (прежде всего в экстренной медицине и у пациентов с противопоказаниями к применению опиоидных и барбитуратных анальгетиков) и для лечения бронхоспазма.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные лекарственные средства используются анестезиологической службой исключительно в операционном блоке в качестве анестезиологических пособий при хирургических операциях больных, а также в отделении реанимации и интенсивной терапии. Без применения данных лекарственных средств невозможно провидение хирургических операций. Их отсутствие приведет к полной остановке операционного блока.
Потребность заказчика обусловлена исключительной значимостью этих препаратов для оказания медицинской помощи онкологическим больным. Указанные лекарственные средства используются анестезиологической службой исключительно в операционном блоке в качестве анестезиологических пособий при хирургических операциях больных, а также в отделении реанимации и интенсивной терапии. Без применения данных лекарственных средств невозможно провидение хирургических операций. Их отсутствие приведет к полной остановке операционного блока.
Также представители заказчика указали, что по состоянию на 21.04.2015 г. запасы лекарственных препаратов заказчика составляет: фентанил - 360 упаковок, кетамин - 26 упаковок, что не покрывает и месячной потребности учреждения.
Таким образом, в случае не заключения контрактов по итогам проведения закупок ГБУЗ "ЧОКОД" не сможет обеспечить лечебную деятельность учреждения в частности проведение операций онкологическим больным гражданам Российской Федерации
При этом, Комиссия отмечает, что на сегодняшний день законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок применения части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае если единственной уполномоченной организацией, осуществляющей распределение наркотических средств, закупается препарат у производителя по предельной зарегистрированной цене.
Учитывая доказательства, представленные в материалы дела, особенность правового регулирования поставки наркотических средств, социальную значимость объекта закупок, а также принимая во внимание общие цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о неправомерном установлении в документации о закупке требования о заключении контракта в соответствии с положениями части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб Государственного унитарного предприятия Челябинской области "ЧелябМедФарм" на действия заказчика при проведении электронных аукционов на поставку кетамина (изв. N 0369200000915000149); на поставку фентанила (изв. N 0369200000915000148) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 199,200-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2015