Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 1641-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев представленные ФГБОУ ВПО "УГАВМ" (далее - Заказчик) сведения о проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах ФГБОУ ВПО "УГАВМ" (извещение N 0369100004914000002) и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в ноябре-декабре 2014 года проводил аукцион в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах ФГБОУ ВПО "УГАВМ" (извещение N 0369100004914000002) (далее - аукцион).
Заказчик представил на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России документы и информацию для получения согласования возможности заключения контракта на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах ФГБОУ ВПО "УГАВМ" с единственным подрядчиком - ООО "СССР".
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы, приходит к следующим выводам.
1. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен срок оформления заказчиком результатов приемки выполненных работ.
3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основой для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Перечень требований к материалам, применяемым при выполнении работ (пункт 9 Технического задания) объективно не отражают потребности заказчика в данных товарах по следующим основаниям.
В отношении каждого из материалов, указанных в перечне требований к материалам, не содержатся сведения о номере ГОСТа, которым должен соответствовать данный материал, что не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к данным материалам. Общие формулировки документации, относительно соответствия действующим ГОСТам, существенно затрудняют восприятие требований заказчика, что не соответствует пункту 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ввиду того, что согласно документации в ряде случаев заказчику требуется тот или иной товар либо одного, либо другого класса (сорта, вида и т.п.) заказчику надлежит указывать требования к каждому классу (сорту, виду и т.п.) товара, а не общие значения. При этом, данные значения должны соответствовать требованиям ГОСТов, на которые ссылается заказчик в документации о закупке.
Следовательно, данный перечень не носит объективный характер, не позволяет членам аукционной комиссии, участникам закупки, контрольным органам, без дополнительного изучения соответствующих ГОСТов, сделать вывод о соответствии заявки участника и предлагаемого им товара требованиям заказчика.
Вместе с тем, именно документация о закупке должна давать неопределенному кругу лиц четкое представление относительно требований заказчика в целях действительного обеспечения надлежащего качества предлагаемых к выполнению работ.
Тогда как "запутанное" и непрозрачное описание объекта закупки приводит к уменьшению круга участников закупки ввиду их отказа от участия в торгах из-за длительных временных затрат, связанных с заполнением заявки, и формального отклонения заявок по причине неправильного заполнения участником заявки.
Об указанных обстоятельствах свидетельствует содержание позиции N 4 перечня материалов.
Так, заказчику требуется олифа масляная, а именно: комбинированная или оксоль. При этом, в перечне материалов заказчик не разграничивает требования к комбинированной олифе и к олифе оксоль и указывает их не в соответствии с ГОСТ Р 51692-2000 "Олифы".
Далее в позиции N 22 заказчик установил, что условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) °С, с должна быть "не менее 18 не более 60", кислотное число, мг КОН - "не менее 8 не более 10".
Вместе с тем, согласно ГОСТ Р 51692-2000 "Олифы":
- условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) °С для комбинированной олифы составляет "18-25", для олифы оксоль - "20-60";
- кислотное число, мг КОН для комбинированной олифы составляет "не более 10", для олифы оксоль - "не более 8".
Следовательно, требования заказчика к комбинированной олифе и олифе оксоль не установлены в соответствии с ГОСТ Р 51692-2000 "Олифы", более того у потенциального подрядчика отсутствует возможность использовать при выполнении работ олифу оксоль в связи с некорректным формированием требований заказчика к кислотному числу.
Учитывая то обстоятельство, что кислотное число согласно ГОСТ Р 51692-2000 "Олифы" составляет "не более 8", а заказчик устанавливает требование к кислотному числу "не менее 8 не более 10", то в указанный диапазон входит лишь значение данного параметра равное 8.
Однако, обозначение в ГОСТах определенных показателей товара со словами "не ниже", "не менее", "не более" обусловлено тем, что итоговые технические характеристики товара могут быть определены лишь после проведения испытаний, результаты которых распространяются на всю партию товара.
Следовательно, участники закупки при заполнении заявок на участие в электронном аукционе не могут заранее обладать сведениями о результатах проведенных производителем товара испытаний.
Аналогичная ситуация складывается из анализа позиций NN 31, 33 "Бетон тяжелый" перечня материалов.
Так, заказчику требуется тип бетона тяжелого "ПЦ-Д0 или ПЦ-Д5 или ПЦ-Д20 или ШПЦ". При этом, заказчик требует, чтобы массовая доля в цементах активных минеральных добавок составляла "не менее 4 не более 80 или не допускается".
Тогда как, в соответствии с ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент" массовая доля в цементах активных минеральных добавок должна соответствовать следующим значениям:
Обозначение вида цемента |
Активные минеральные добавки, % по массе |
|||
всего |
в том числе |
|||
доменные гранулированные и электротермофос-форные шлаки |
осадочного происхождения, кроме глиежа |
прочие активные, включая глиеж |
||
ПЦ-Д0 |
Не допускаются |
|||
ПЦ-Д5 |
До 5 включ. |
До 5 включ. |
До 5 включ. |
До 5 включ. |
ПЦ-Д20, ПЦ-Д20-Б |
Св. 5 до 20 " |
До 20 включ. |
До 10 включ. |
До 20 включ. |
ШПЦ, ШПЦ-Б |
Св. 20 до 80 " |
Св.20 до 80 " |
До 10 включ. |
До 10 включ. |
Из содержания требований заказчика к массовой доле в цементах активных минеральных добавок бетона тяжелого следует, что при выполнении работ фактически отсутствует возможность применения бетона типа ПЦ-Д5 в связи с некорректными требованиями заказчика.
Согласно позициям NN 16, 30 "Раствор готовый кладочный цементный" заказчику требуется марка раствора по подвижности "не ниже ПК2" и глубина погружения конуса "не менее 5 не более 14".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" в зависимости от подвижности подразделяются на:
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
Пк |
От 1 до 4 включ. |
Пк 2 |
Св. 4 " 8 " |
Пк 3 |
" 8 " 12 " |
Пк 4 |
" 12 " 14" |
При этом, сделать однозначный вывод о том, какая марка по подвижности является маркой не ниже марки ПК2, не представляется возможным.
Более того, глубина погружения конуса в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" определяется в зависимости от назначения раствора, а именно от того, является ли раствор кладочным, облицовочным, штукатурным.
Вместе с тем, заказчик, установив требование в позиции N 6 к глубине погружения конуса, не обозначил свою потребность в назначении раствора.
Следует отметить, что согласно пункту 9 Технического задания Товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов, в том числе: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 24045-2010, ГОСТ 14918-80, ГОСТ Р 52146-2003, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 30674-99, ГОСТ Р 51692-2000, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 30884-2003, ГОСТ 30427-96, ГОСТ 3916.1-96, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 31173-2003, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-93, ГОСТ28013-98, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 13579-78, ГОСТ 9812-74, ГОСТ 30884-2003, ГОСТ 6586-77, ГОСТ 16442-80, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 9179-77
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 18.1 Информационной карты аукциона Первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в ч. 9 "Требования к материалам, применяемым при выполнении работ" Раздела 7 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0369100004914000002 от 01.12.2014 заявка участника закупки с порядковым номером 2 отклонена в связи с тем, что значения параметров товара, используемого при выполнении работ, участником закупки указаны не в соответствии с ГОСТами.
Следует отметить, что, несмотря на то, что значения участник закупки указал не в соответствии с положениями ГОСТов, однако данные значения соответствуют требованиям к товарам, установленным заказчиком в Техническом задании аукционной документации.
Более того, заказчиком при формировании требований к параметру "номинальная длина" таких товаров как доски необрезные, доски обрезные, бруски обрезные, неверно указана единица измерения - "мм", а именно: "не менее 4 не более 6,5".
Таким образом, описание объекта закупки, сформированное заказчиком, невозможно отнести к объективному, а из содержания аукционной документации не следует однозначный вывод о требованиях заказчика к описанию объекта закупки участниками электронного аукциона. Следовательно, заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, статьей 99 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверженным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать в согласовании ФГБОУ ВПО "УГАВМ" заключения контракта на выполнение ремонтно-строительных работ на объектах ФГБОУ ВПО "УГАВМ" с единственным подрядчиком - ООО "СССР".
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
Председателя Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 1641-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014