Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2014 г. N 06-591/14т
изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Ярыгиной О.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сахамедтехника" (далее - ООО "Сахамедтехника", Общество, заявитель): Кривошапкин П.Н., Большакова Д.В., Цай К.Г. (представители по доверенностям);
от Единой комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган, Единая комиссия): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - Минздрав РС (Я), заказчик): Чичахов Д.А. (представитель по доверенности),
от заинтересованных лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Росторг" (далее - ООО "Росторг", Общество, заинтересованное лицо): Ефимов Ю.А. (представитель по доверенности),
от центра питания НИИ здоровья ФГАУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова): Лебедева У.М. (руководитель); Иванова Я.Н.- член общественной палаты Республики Саха (Якутия),
рассмотрев жалобу ООО "Сахамедтехника" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
31 июля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Сахамедтехника" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 07 августа 2014 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Сахамедтехника" поддержали доводы, изложенные в жалобе, также пояснили следующее.
Требования к качественным характеристикам продукции, предполагаемой к поставке, а именно к составу сухих молочных смесей, предъявляемые документацией об электронном аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В результате изменения заказчиком требований к химическому составу молочных смесей, установленных Едиными санитарно - эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическом надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 по следующим позициям:
- по пункту 11 "Сухая специализированная молочная смесь, безлактозная для детей с непереносимостью лактозы с рождения, герметичная упаковка 350 450 г" может быть поставлена только одна сухая молочная смесь Nutrilak безлактозный + производства компании ЗАО "Инфаприм".
- по пункту 14 "Сухая специализированная молочная смесь, антирефлюксная для детей с синдромом срыгивания с рождения, герметичная упаковка 350 - 450 г." может быть поставлена только одна сухая смесь Nutrilak антирефлюксный, производства компании ЗАО "Инфаприм".
Представитель заинтересованного лица ООО "Росторг" поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО "Сахамедтехника".
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее по доводам жалобы ООО "Сахамедтехника".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) описание объекта закупки должно носить объективный характер; требования к объекту закупки не должны влечь за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Описание объекта закупки составлено в соответствии и в пределах норм установленных Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (далее - Решение о санитарных требованиях). Единые санитарные требования применяются в отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, производимой и выпускаемой в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям, выданных или принятых до 1 мая 2014 года - по разделу 1. "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" в части требований к продукции, являющейся объектом технического регулирования технических регламентов Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), в связи с вступлением в силу указанных технических регламентов, которыми установлены предельно допустимые значения тех или иных показателей.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2012 г. N АК/44401/12 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей, установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных Техническим регламентом и Едиными требованиями, имеет признаки ограничения количества участников в случае, если указанные требования влекут за собой ограничение доступа к участию в торгах, либо ограничение количества участников размещения заказа, в том числе в случае, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей.
Заявитель в своей жалобе указывает на невозможность поставки товаров по позициям N 12, 15 по извещению N 0116200007914003627 и по позициям 11, 14 по извещению N 0116200007914006256 разных производителей. Однако данное утверждение не соответствует действительности, так как при составлении части 2 "Описание объекта закупки" были использованы молочные смеси разных видов и разных производителей.
По позициям 11 извещения N 0116200007914003627 и 11 извещения N 0116200007914006256 (молочная смесь безлактозная для детей с непереносимостью лактозы с рождения) соответствуют молочные смеси "Нутрилак Безлактозный +" производитель компания ЗАО "Инфаприм" и "Фрисолак" производитель компания "Фризленд Фудс", Голландия.
По позициям 14 извещения N 0116200007914003627 и 14 извещения N 0116200007914006256 (молочная смесь антирефлюксная для детей с синдромом срыгивания) соответствуют молочные смеси "Фрисолак антирефлюксный" производитель компания "Фризленд Фудс", Голландия и "Нутрилак антирефлюксный" производитель компания ЗАО "Инфаприм".
На основании изложенного, в соответствии с ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе прошу признать жалобу ООО "Сахамедтехника" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее по доводам жалобы ООО "Сахамедтехника".
Заказчиком, Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) была разработана техническая документация для проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0116200007914006256 от 17.07.2014 г.) на право заключить государственный контракт на "Поставку полноценных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году". Часть 2 Описание объекта закупки, для данного аукциона разработана на основе действующего законодательства, а именно: Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в ред. Решений Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 с изменениями от 17.08.2010 N 341, от 20.09.2010 N 383, от 14.10.2010 N 432, от 18.11.2.010 N 456, от 02.03.2011 N 568, от 02.03.2011 N 567, от 02.03.2011 N 568, от 02.03.2011 N 571, от 07.04.2011 N 622) и Федеральный закон от 12 июня 2008 г. ФЗ-88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
По мнению заявителя заказчик, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) и уполномоченный орган Государственный комитет РС (Я) по размещению государственных заказов: "_ устанавливают в аукционной документации требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки_"
Заказчик с доводами жалобы не согласен. По существу жалобы Заказчик предоставляет следующие разъяснения, и прилагает образцы продукции:
I.Утверждение Заявителя : о том, что "Требования к качественным характеристикам продукции, предполагаемой к поставке, а именно к составу сухих молочных смесей, предъявляемые аукционной документацией, влекут за собой ограничение количества участников закупки" считаем необоснованным по следующим доводам :
1. Предоставляем таблицы с примерами продуктов, ингредиентные составы которых соответствуют требованиям ч.2 Описание объекта закупки аукционной документации, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в ред. Решений Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299) и Федеральному закону от 12 июня 2008 г. ФЗ-88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Образцы продукции прилагаются.
Товарная позиция 12. Сухая специализированная молочная смесь, безлактозная для детей с непереносимостью лактозы с рождения, герметичная упаковка 350-450 грамм
14.1. Низколактозные и безлактозные продукты |
Единицы измерения |
ЕврАзЭс |
ТЗ |
Enfamil O-Lac |
Нутрилак БЛ |
|
Белок, г |
г |
1,2-2,1 |
"+" |
1,2-2,1 |
1,42 |
1,4 |
Таурин |
мг |
не более 8 |
"+" |
не более 8 |
4,1 |
4,6 |
Жир |
г |
3-4 |
"+" |
3,4-4 |
3,7 |
3,45 |
Линолевая кислота |
мг |
400-800 |
"+" |
400-800 |
640 |
660 |
Углеводы |
г |
6,5-8 |
"+" |
6,5-8 |
7,2 |
7,4 |
Минеральные вещества |
|
|
|
|
|
|
калий мг |
мг |
40-80 |
"+" |
40-80 |
78 |
60 |
магний мг |
мг |
3-9 |
"+" |
3-9 |
7,8 |
5,5 |
медь мкг |
мкг |
30-100 |
"+" |
30-100 |
51 |
51 |
железо мг |
мг |
0,3-1,4 |
"+" |
0,3-1,4 |
1,11 |
0,8 |
цинк мг |
мг |
0,3-1 |
"+" |
0,3-1 |
0,68 |
0,5 |
хлориды мг |
мг |
40-80 |
"+" |
40-80 |
53 |
65 |
Витамины |
|
|
|
|
|
|
ретинол (А) |
мкг-экв |
40-100 |
"+" |
40-100 |
63 |
61 |
токоферол (Е) |
мг |
0,4-1,2 |
"+" |
0,4-1,2 |
0,86 |
1,2 |
кальциферол (Д) |
мкг |
0,75-1,25 |
"+" |
0,75-1,25 |
1,01 |
1,2 |
тиамин (B1) мкг |
мкг |
40-100 |
"+" |
50-70 |
54 |
50 |
рибофлавин (В2) мкг |
мкг |
50-150 |
"+" |
50-150 |
61 |
110 |
пантотеновая кислота мкг |
мкг |
270-500 |
"+" |
270-500 |
340 |
400 |
пиридоксин (В6) мкг |
мкг |
30-100 |
"+" |
30-100 |
41 |
60 |
ниацин (РР) мкг |
мкг |
200-1000 |
"+" |
200-1000 |
680 |
520 |
фолиевая кислота (Вс) мкг |
мкг |
6-15 |
"+" |
6-15 |
10,8 |
8,5 |
цианкобаламин (В12) мкг |
мкг |
0,1-0,3 |
"+" |
0,1-0,3 |
0,2 |
0,22 |
аскорбиновая кислота (С) мг |
мг |
6-15 |
"+" |
9-13 |
13 |
9 |
Осмоляльность |
мОсм/кг |
не более 300 |
"+" |
не более 300 |
172 |
180 |
Товарная позиция 15.Сухая специализированная молочная смесь, антирефлюксная для детей с синдромом срыгивания с рождения, герметичная упаковка 350-450 г
12.1.1. Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков |
ед. измерения |
Еврозэс 0-12 мес |
ч.2 Описание объекта закупки |
Симилак АР |
Нутрилак AR |
|
Белок |
г |
1,2- 2,1 |
"+" |
1,45- 1,7 |
1,45 |
1,5 |
Таурин |
мг |
не более 8 |
"+" |
не более 8 |
4,5 |
4,1 |
Жир |
г |
3-4. |
"+" |
3-4. |
3,65 |
3,4 |
Линолевая кислота |
мг |
400-800 |
"+" |
400-800 |
610 |
660 |
Углеводы, в т.ч. |
г |
6,5-8 |
"+" |
6,9-7,4 |
7,21 |
6,9 |
Минеральные вещества |
|
|
|
|
|
|
кальций |
мг |
40-90 |
"+" |
40-90 |
56 |
65 |
фосфор |
мг |
20-60 |
"+" |
20-60 |
33 |
34 |
калий |
мг |
40-80 |
"+" |
40-80 |
61 |
66 |
натрий |
мг |
15-30. |
"+" |
15-30. |
22 |
22 |
магний |
мг |
4-10. |
"+" |
4-10. |
4,4 |
5,7 |
медь |
мкг |
30-100 |
"+" |
30-100 |
42 |
44 |
марганец |
мкг |
1-30. |
"+" |
1-30. |
17 |
6 |
железо |
мг |
0,6-1 |
"+" |
0,8-1 |
0,83 |
0,8 |
цинк |
мг |
0,3-1 |
"+" |
0,3-1 |
0,5 |
0,8 |
йод |
мкг |
5-35. |
"+" |
5-35. |
7 |
12 |
селен мкг |
мкг |
1-4. |
"+" |
1-4. |
1,7 |
1,5 |
Витамины |
|
|
|
|
|
|
ретинол (А) |
мкг-экв |
40-100 |
"+" |
40-100 |
56 |
61 |
токоферол (Е) |
мг |
0,4-1,2 |
"+" |
0,4-1,2 |
1,2 |
1,2 |
кальциферол (Д) |
мкг |
0,8,-2,1 |
"+" |
0,8,-2,1 |
1 |
1,2 |
витамин К |
мкг |
2,5-17. |
"+" |
2,5-17. |
4 |
4,5 |
тиамин (В1) |
мкг |
40-210 |
"+" |
40-210 |
50 |
50 |
рибофлавин (В2) |
мкг |
50-280 |
"+" |
50-280 |
70 |
188 |
пантотеновая кислота |
мкг |
270-1400 |
"+" |
270-1400 |
350 |
400 |
пиридоксин (В6) |
мкг |
30-120 |
"+" |
30-120 |
40 |
60 |
ниацин (РР) |
мкг |
300-1000 |
"+" |
300-1000 |
500 |
520 |
фолиевая кислота (Вс) |
мкг |
6-35. |
"+" |
6-35. |
8 |
8,5 |
аскорбиновая кислота (С) |
мг |
5,5-15 |
"+" |
5,5-15 |
7,5 |
9 |
инозит |
мг |
2-28. |
"+" |
2-28. |
4 |
3,5 |
холин |
мг |
5-35. |
"+" |
5-35. |
8,2 |
10 |
биотин |
мкг |
1-4. |
"+" |
1-4. |
2 |
2 |
Осмоляльность |
мОсм/кг, не более |
320 |
"+" |
320 |
121 |
250 |
Энергетическая ценность |
ккал |
64-72 |
"+" |
64-72 |
68 |
65 |
Таким образом, из приведенных выше доказательств видно, что по каждой товарной позиции, необходимой к поставке, имеются несколько аналогичных продуктов, различных фирм производителей, удовлетворяющих предъявленным требованиям.
На аукцион, было подано 5 заявок с продуктами различных производителей. Все приведенные факты свидетельствуют об отсутствии ограничения потенциальных поставщиков: как производителей, так и их представителей (дистрибьюторов) для участия в аукционе.
Исходя из выше изложенного, просим признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, материалы, образцы установила следующее.
17 июля 2014 года в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение N 0116200007914006256 о проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 120 651 131.50 рублей.
На момент рассмотрения жалоб по существу срок окончания подачи заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Сахамедтехника" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует установление в документации об электронном аукционе требований к товару, влекущих ограничение количества участников закупки по 2 позициям части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
1. Сухая специализированная молочная смесь, безлактозная для детей с непереносимостью лактозы с рождения, герметичная упаковка 350 - 450 г (позиция 11).
В ходе рассмотрения дела представитель государственного заказчика по позиции 11 представил следующие упаковки специализированных молочных смесей, соответствующие требованиям документации об электронном аукционе:
- Nutrilak безлактозный + (производитель ЗАО "Инфаприм");
- Enfamil O-Lac (производитель Mead Johnson B.V.).
Представители заявителя в ходе рассмотрения дела заявили, что сухая специализированная молочная смесь Enfamil O-Lac не соответствует Единым требованиям Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 по следующим характеристикам:
14. Специализированные продукты для лечебного питания детей
14.1. Низколактозные и безлактозные продукты
1) Пищевая ценность (в готовом к употреблению продукте)
/-------------------------------------------------------------------------\ | Критерии и | Единицы | Допустимые уровни | Примечание | | показатели | измерения |---------------------| | | | |нормиру- |маркиру- | | | | |емые |емые | | |-------------------------------------------------------------------------| |НИЗКОЛАКТОЗНЫЕ И БЕЗЛАКТОЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА ЖИЗНИ | |Минеральные вещества: | |-------------------------------------------------------------------------| | кальций |мг/л |330 - 700 | + | | |--------------------+----------------+----------+---------+--------------| | фосфор |то же |150 - 400 | + | | |--------------------+----------------+----------+---------+--------------|
Так, в специализированной молочной смеси Enfamil O-Lac следующее содержание минеральных веществ:
- кальций - 78 мг на 100 мл готовой смеси;
- фосфор - 52 мг на 100 мл готовой смеси.
В документации об электронном аукционе содержится указание на то, что химический состав смеси должен полностью соответствовать показателям нормирования, утвержденным в соответствии с Едиными требованиями Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, пункт 14.1 "Низколактозные и безлактозные продукты".
Следовательно, сухая специализированная молочная смесь Enfamil O-Lac не соответствует положениям документации об электронном аукционе, поскольку содержание минеральных веществ не соответствует Единым требованиям Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.
Согласно протоколу N 1 рабочей группы по составлению типового технического задания на поставку полноценных продуктов для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 года от 17 апреля 2014 года (Председатель - Припузов О.А.; Члены: Чичахов Д.А., Саввина Н.В., Чумакова А.Л., Тарасов М.Ю.) утвердили, в том числе сравнительную таблицу сухих специализированных молочных, безлактозных для детей с непереносимостью лактозы с рождения (герметичная упаковка) 350 - 450 г. - Enfamil O-Lac, Нутрилак безлактозный.
Довод уполномоченного органа о том, что по позиции 11 также соответствует сухая молочная смесь "Фрисолак" (производитель - компания "Фризленд Фудс", Голландия) не состоятелен в силу следующего.
Согласно реестру продукции, прошедшей государственную регистрацию (выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, включая Управления) продукт детского питания, заменитель женского молока, сухая адаптированная молочная смесь "ФрисолакR" продукция изготовлена "Friesland Nutrition", P.Stuyvesantweg 1, 8937 AC Leeuwarden (Нидерланды) имеет следующую область применения - для смешанного и искусственного вскармливания детей с первых дней жизни (свидетельство 77.99.19.5.У.613.1.05 от 25.01.2005).
Следовательно, сухая адаптированная молочная смесь "Фрисолак" не соответствует по области применения, поскольку не является специализированным продуктом для лечебного питания детей.
На заседании комиссии на обозрение Комиссии антимонопольного органа не представлена вышеуказанная молочная смесь.
2. Сухая специализированная молочная смесь, антирефлюксная для детей с синдромом срыгивания с рождения, герметичная упаковка 350 - 450 г. (позиция 14)
В ходе рассмотрения дела представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили, что по позиции 14 требованиям документации о торгах подходят следующие сухие специализированные молочные смеси:
- Nutrilak антирефлюксный (производитель ЗАО "Инфаприм");
- Similac антирефлюксный (производитель Эббот Лабораториз).
Представители заявителя в ходе рассмотрения дела заявили, что сухая специализированная молочная смесь Similac антирефлюксный не соответствует Единым требованиям Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 по следующим характеристикам:
12. Продукты для питания детей раннего возраста 12.1. Продукты на молочной основе
12.1.1. Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341)
Для детей от рождения до 12 месяцев жизни
цианкобаламин |мкг/л | 1,5 - 3,0 | + | | |(B12) | | | | |
Так, в специализированной молочной смеси Similac антирефлюксный следующее содержание витаминов:
-цианкобаламин (В12) - 0,13 мкг на 100 мл готовой смеси;
В документации об электронном аукционе содержится указание на то, что химический состав смеси должен полностью соответствовать показателям нормирования, утвержденным в соответствии с Едиными требованиями Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, пункт 12.1.1. "Низколактозные и безлактозные продукты".
Следовательно, сухая специализированная молочная смесь Similac антирефлюксный не соответствует положениям документации об электронном аукционе, поскольку содержание минеральных веществ не соответствует Единым требованиям Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.
В ходе рассмотрения дела представитель государственного заказчика пояснил, что при установлении требований по позиции 14 были применены критерии и показатели следующего пункта 12.1.1 Единых требований Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299:
Для детей от 0 до 6 месяцев жизни | | (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341) | цианкобаламин |то же | 1,0 - 3,0 | + | | |(B12) | | | | |
Вышеуказанный довод государственного заказчика не может быть принят во внимание Комиссии Якутского УФАС России на основании следующего:
При установлении показателей по позиции 14 в документации об электронном аукционе указаны, в том числе следующие характеристики:
- кальций - 40 - 90 мг на 100 мл готовой смеси;
-фосфор - 20-60 мг на 100 мл готовой смеси;
- магний - 4 -10 мг на 100 мл готовой смеси;
- медь - 30- 100 мг на 100 мл готовой смеси;
- железо - 0,8 - 4 на 100 мл готовой смеси;
- кальциферол (Д) - 0,8 - 2,1 на 100 мл готовой смеси;
- витамин К - 2,5 -17 на 100 мл готовой смеси;
- пиридоксин (В6) - 30- 120 мкг на 100 мл готовой смеси;
- ниацин (РР) - 300-1000 мкг на 100 мл готовой смеси.
При этом вышеуказанные параметры выходят за показатели, установленные в пункте 12.1.1 Единых требований Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 для детей от 0 до 6 месяцев жизни.
Для детей от 0 до 6 месяцев жизни | | (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341) |
Критерии | Единицы | Допустимые уровни | Примечание | | и показатели | измерения |--------------------------| | | | |нормируемые | маркируемые | |
Минеральные вещества: | |--------------------------------------------------------------------------------| | кальций |мг/л | 330 - 700 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| | фосфор |то же | 150 - 400 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| магний |то же | 30 - 90 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| | медь |мкг/л | 300 - 600 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| железо |мг/л | 3 - 9 | + | | |(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341) | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| кальциферол (Д) |мкг/л | 7,5 - 12,5 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| | витамин К |мкг/л | 25 - 100 | + | | |(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341) | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| пиридоксин (B6) |то же | 300 - 1000 | + | | |-------------------+-------------------+------------+-------------+-------------| | ниацин (РР) |то же | 2000 - | + | | | | | 10000 | | |
Следовательно, при формировании требований по позиции 14 заказчик руководствовался пунктом 1.2.1. Единых требований Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 для детей от рождения до 12 месяцев жизни.
Согласно протоколу N 1 рабочей группы по составлению типового технического задания на поставку полноценных продуктов для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 года от 17 апреля 2014 года (Председатель - Припузов О.А.; Члены: Чичахов Д.А., Саввина Н.В., Чумакова А.Л., Тарасов М.Ю.) утвердили, в том числе сравнительную таблицу сухих специализированных молочных смесей, антирефлюксных для детей с синдромом срыгивания (герметичная упаковка) 350 - 450 г., а именно Симилак антирефлюксный, Нутрилак антирефлюксный.
Довод уполномоченного органа о том, что по позиции 14 также соответствует сухая молочная смесь "Фрисолак антирефлюксный" (производитель - компания "Фризленд Фудс", Голландия) не состоятелен в силу следующего.
В реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию (выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, включая Управления) отсутствуют сведения о продукт детского питания "Фрисолак антирефлюксный"
На заседании комиссии на обозрение Комиссии антимонопольного органа не представлена вышеуказанная молочная смесь.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 26 декабря 2012 года N АК/44401/12 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей", согласно которому при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных Техническим регламентом и Едиными требованиями, имеет признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае, если указанные требования влекут за собой ограничение доступа к участию в торгах, либо ограничение количества участников размещения заказа, в том числе в случае, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей. Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе имеет соответствующую части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов норму.
По обжалуемым позициям документации об электронном аукционе установлены требования, отличные от установленных Едиными требованиями Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299:
- по сухой специализированной молочной смеси, безлактозной для детей с непереносимостью лактозы с рождения, герметичная упаковка 350 - 450 г по содержанию жиров и аскорбиновой кислоты (относительно требований, установленных в пункте 14.1 "Низколактозные и безлактозные продукты").
- по сухой специализированной молочной смеси, антирефлюксной для детей с синдромом срыгивания с рождения, герметичная упаковка 350 - 450 г. по содержанию белка, углеводов,, железа, тиамина (В1), рибофлавина (В2), пиридоксина (В6) (относительно требований, установленных в пункте 12.1.1 Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков).
Доказательств наличия иного товара иных производителей, кроме Nutrilak безлактозный, Nutrilak антирефлюксный (производитель "Инфаприм"), изготавливающих молочную смесь, всецело соответствующую описанию объекта закупки по указанной позиции, в ходе рассмотрения дела заказчик не представил.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, включение заказчиком в документацию об аукционе параметров поставляемых товаров, в данном случае, указание на химические свойства молочной смеси, которые соответствуют параметрам определенного товара одного производителя, влечет ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе) и не соответствует природе аукциона и принципам контрактной системы в сфере закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).
Следовательно, установление в документации об электронном аукционе требований к одному из предполагаемых к поставке товаров, ограничивающих количество участников закупки, ограничивает участие в закупке производителей, не производящих подобную продукцию, и поставщиков, не поставляющих подобную продукцию, по всей закупке.
Изучив представленные на рассмотрение дела материалы, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя об установлении требований, ограничивающих количество участников закупки.
Уполномоченный орган и государственный заказчик признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Сахамедтехника" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256) обоснованной.
2. Признать заказчика Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, указанные в предписании уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии О.А. Ярыгина
Члены комиссии: С.В. Луковцева
Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2014 г. N 06-591/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2014