Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 19 июня 2014 г. N 281А-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок в составе:
Ведущей заседание Комиссии: Д.М. Халлаевой - и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Заместителя начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова М.А. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Сулеймановой А.А. - Специалиста - эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Магомедова Тагира Хабибовича (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Республиканский детский санаторий "Гуниб" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания ГБУ РД "Республиканский детский санаторий "Гуниб" (извещение N 0303200001614000016) в отсутствии представителей Заявителя (извещен) и Заказчика (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
10.06.2014 г. поступила жалоба Заявителя на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Республиканский детский санаторий "Гуниб" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания ГБУ РД "Республиканский детский санаторий "Гуниб" (извещение N 0303200001614000016).
В жалобе Заявителя указывается следующее обжалуемое действие:
- Заказчиком утверждена аукционная документация не соответствующая требованиям действующего законодательства, а именно в п.4.4.14 проекта контракта Заказчиком установлена обязанность Подрядчика - освободить Заказчика от любой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам и от всякого рода расходов, связанных с увечьем и несчастными случаями, в том числе со смертельным исходом, в процессе выполнения работ Подрядчиком;
- Заказчиком опубликована аукционная документация (в формате pdf) защищенная паролем, в связи с чем не представляется возможным ее распечатать.
Исследовав материалы дела, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), а также на электронной площадке - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" (далее - оператор электронной площадки) Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
26.05.2014 г. Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение и аукционная документация по проведению электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания ГБУ РД "Республиканский детский санаторий "Гуниб" (извещение N 0303200001614000016).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 801 520.00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.06.2014.
1. Как установлено Комиссией в пункте 4.4.14 проекта контракта Заказчиком установлена обязанность Подрядчика - освободить Заказчика от любой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям и судебным искам и от всякого рода расходов, связанных с увечьем и несчастными случаями, в том числе со смертельным исходом, в процессе выполнения работ Подрядчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Согласно ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Как следует из ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о контрактной системе, порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 112 Закона о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с пунктом 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссия Дагестанского УФАС России установила, что часть документов входящих в состав аукционной документации размещена на сайте в виде файлов формата PDF.
Формат PDF является распространенным и открытым. Файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Довод заявителя о нарушении заказчиком требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 г. N470, Комиссия Дагестанского УФАС России считает необоснованным, поскольку указанные требования распространяются на официальные сайты федеральных органов исполнительной власти, к которым официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не относится.
Согласно вводной части Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 г. N470, указанные требования установлены в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N514 "О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Соответствующие требования к официальному сайту Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг установлены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".
В указанном Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати, поиска и копирования фрагментов текста.
3. По результатам проведенной Комиссией Дагестанского УФАС России в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В подпункте 2 пункта 11.2.3 части I документации по проведению электронного аукциона Заказчиком установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
При этом аукционная документация не раскрывает требования, содержащиеся в пунктах 3 - 9 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Комиссия считает, что без указания данных требований в аукционной документации участники закупки не будут информированы о тех документах, которые необходимо представить в составе второй части заявки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит требования к составу второй части заявки не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В п. 60 Технической части аукционной документации в позиции "Поливинилацетатные водоэмульсионные составы" Заказчиком установлено требование к нелетучим веществам - не более 53-59%. Таким образом, заказчиком установлены одновременно два требования к максимальному значению нелетучих веществ, что не дает лицам, намеривавшимся подать заявку на участие в электронном аукционе возможность однозначно установить максимальное значение нелетучих веществ, которое будет соответствовать требованиям аукционной документации, и, соответственно, предложить поливинилацетатные водоэмульсионные составы в соответствии с такими требованиями.
Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с которой, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что при описании товара являющегося предметом закупки в ряде позиций стандартные цифровые значения показателей товара заменены на буквенные обозначения. Так при описании характеристик смеси песчано-гравийной природной (п. 4 раздела 1 "строительные работы" Технической части аукционной документации) Заказчиком установлены требования к товару следующим образом: наибольшая крупность гравия двадцать/сорок мм; марка морозостойкости должна быть не менее, F: сто пятьдесят; содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более: ноль целых пять сотых процента и т.д.
Таким образом, по мнению Комиссии, Заказчик, заменяя цифровые значения показателей на буквенные, нарушает требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которому при описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться стандартными показателями. Кроме того, документация закупки не содержит обоснования необходимости использования буквенных обозначений показателей, вместо цифровых.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Магомедова Тагира Хабибовича признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания ГБУ РД "Республиканский детский санаторий "Гуниб" (извещение N 0303200001614000016) нарушение ч.2 ст. 8, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
М.А. Магомедов
К.Г. Магомедов
А.А.Сулейманова
Исполнитель:
Мамеднебиев А.М.(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 19 июня 2014 г. N 281А-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2014