Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 марта 2014 г. N 186
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрения жалоб) в составе: Председателя - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудиновой, главного специалиста-эксперта А.В. Меньшиковой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Профторг", ООО "Грин Сити Проект" на действия муниципального заказчика - Главного управления образования администрации города Красноярска (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при размещении закупки путем открытого конкурса "Выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N34" (далее - конкурс), извещение N 0119300019814000142, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Профторг", ООО "Грин Сити Проект" (далее - податели жалоб) на действия заказчика и уполномоченного органа при размещении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N34.
Существо жалоб: выбор способа определения поставщика с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, заказчика, уполномоченного органа были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб присутствовали:
- представитель ООО "Профторг" Козлова А.В. (доверенность б/н от 24.03.2014);
- представитель ООО "Грин Сити Проект" Перепичай Ю.С. (доверенность б/н от 25.03.2014);
- представитель заказчика Логинов И.А. (доверенность N от 05.02.2014);
- представитель заказчика Долгушев Д.А. (доверенность N 12 от 17.02.2014);
- представитель заказчика Баранникова Ю.А. (доверенность N 13 от 18.02.2014);
- представитель уполномоченного органа Лебедко М.М. (доверенность N 5 от 09.01.2014).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателей жалоб, заказчиком и уполномоченным органом был неверно определен способ определения поставщика, а именно: закупка проводится в форме открытого конкурса, а не электронного аукциона, что ущемляет права участников закупки. В жалобе ООО "Профторг" содержится довод о том, что требование конкурсной документации о предоставлении в составе заявки копий трудовых книжек, документа об образовании, удостоверении о повышении квалификации ставит участников закупки в неравное положение, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы представители подателей жалоб в полном объеме поддержали вышеуказанные доводы.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился пояснив, что из анализа норм части 2 статьи 48, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденного распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р, следует, что закупка на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства может осуществлять муниципальным заказчиком путем проведения открытого конкурса, в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей. Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 34 составила 84 378 222,00 руб., т.е. превысила значение в 50 млн. рублей, заказчик реализовал право по выбору способа определения поставщиков в форме открытого конкурса.
В части жалобы о незаконном требовании предоставлении персональных данных работников участников (копии трудовых книжек, документов об образовании, повышении квалификации) сообщаем, что положения статьи 88 Трудового кодекса РФ регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, которым не является заказчик, а также уполномоченный орган по отношению к участникам закупки. Таким образом, заказчик не является лицом, которое должно выполнять требования указанной нормы в отношении работников участника.
В соответствии с части 11 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 25.12.2013 N750 "О наделении полномочиями" уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, казенных учреждений, а также для муниципальных бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий города Красноярска определен департамент муниципального заказа администрации г. Красноярска.
Пунктом 23 раздела III "Порядка взаимодействия заказчиков города Красноярска и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд", утвержденного данным постановлением, предусмотрено, что уполномоченный орган обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в заявках на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель уполномоченного органа с доводами изложенными в жалобах не согласился и пояснил, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р, следует, что закупка на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства может осуществляться муниципальным заказчиком путем проведения открытого конкурса, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей, начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 34 составила 84 378 222,00 руб., т.е. превысила значение в 50 млн. рублей.
Проведение открытого конкурса способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации, позволяет осуществить определение более квалифицированного подрядчика, поскольку документация содержит не только стоимостной критерий оценки (как в электронном аукционе).
В соответствии с части 11 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 25.12.2013 N750 "О наделении полномочиями" уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, казенных учреждений, а также для муниципальных бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий города Красноярска определен департамент муниципального заказа администрации г. Красноярска.
Пунктом 23 раздела III "Порядка взаимодействия заказчиков города Красноярска и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд", утвержденного данным постановлением, предусмотрено, что уполномоченный орган обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в заявках на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, имеются следующие разъяснения Роскомнадзора "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве".
Не требуется согласие на обработку персональных данных работника (соискателя), получаемых, в частности (п. 2 ч. 1 ст. 6, п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных, абз. 1 Разъяснений Роскомнадзора):
1) из документов (сведений), предъявляемых при заключении трудового договора в соответствии со ст. 65, ч. 4 ст. 275 ТК РФ.
2) из резюме соискателя, размещенного в сети Интернет и доступного неограниченному кругу лиц (п. 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, абз. 12 п, 5 Разъяснений Роскомнадзора).
Критерий оценки заявок "Квалификация участника конкурса" не является новым и, как правило, включает показатели как: опыт участника (подтверждающийся копиями договоров (контрактов) с приложением к ним копий актов выполненных работ) и наличие квалифицированных специалистов (что подтверждается копиями трудовой книжки, документа об образовании, удостоверения о повышении квалификации).
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии лицами, участвующими при рассмотрении жалоб, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
Уполномоченным органом, в связи с возникшей потребностью заказчика, были совершены действия по размещению закупки путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ N34".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 перечня, установленного распоряжением правительства N 2019-р от 31.10.2013, в случае работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Комиссия отмечает, что из вышеприведенных норм следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения открытого конкурса с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного распоряжением от 31.10.2013 N 2019-р, следует, что закупка на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объектов, капитального строительства для муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей может осуществляться заказчиком путем проведения открытого конкурса.
Согласно разделу 4 "Наименование и описание объекта закупки" конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ N34. В разделе 9 "Начальная (максимальная) цена контракта" конкурсной документации установлено, что начальная (максимальная) цена муниципального контракта указана в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и составляет 84 378 222,00 (восемьдесят четыре миллиона триста семьдесят восемь тысяч двести двадцать два рубля) 00 копеек.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик имел правовые основания для осуществления закупки путем проведения открытого конкурса с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного распоряжением N 2019-р, которым предусмотрено условие о том, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
По вопросу включения необоснованных требований о предоставлении копий трудовых книжек в критерии оценки "Квалификация участников конкурса" Комиссия по рассмотрению жалоб установила следующее.
В силу части 2 пункта 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечивают рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, в том числе поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа к таким заявкам до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией в разделе 23 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено два критерия оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта - значимость критерия 60%;
2. Квалификация участника конкурса - значимость критерия 40 %, в том числе:
2.1. опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
2.2. квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов, в соответствии с установленными в настоящей конкурсной документацией максимальными значениями показателей этого критерия.
Устанавливаются показатели:
1) опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (Сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту социально - значимых объектов стоимостью не менее 40 млн. руб., подтверждаются копиями договоров (контрактов) с приложением к ним копий актов выполненных работ, по соответствующим договорам (контрактам) за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) - 80 баллов
2) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (Сведения о наличии у участника закупки квалифицированных руководителей и ключевых специалистов, имеющих опыт работы и образование по строительным специальностям, подтверждаются копиями трудовой книжки, документа об образовании, удостоверения о повышении квалификации) - 20 баллов.
В разделе 2.2. Инструкции по заполнению заявки установлено, что к руководителям, ключевым специалистам относятся: главный инженер (заместители директора (начальника)), прорабы (мастера).
При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям действующего законодательства.
Часть 3 статьи 86 Трудового кодекса Российской федерации (далее - ТК РФ) устанавливает следующее требование: "все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
Решение работника (соискателя) о предоставлении своих персональных данных должно быть добровольным, какое-либо давление на него недопустимо. Принимая решение о предоставлении своих данных, работник дает согласие на их обработку. Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закона о персональных данных).
Не требуется согласие на обработку персональных данных работника (соискателя), получаемых, в частности (п. 2 ч. 1 ст. 6, п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных, Разъяснений Роскомнадзора от 24.12.2012 "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве"
3) из документов (сведений), предъявляемых при заключении трудового договора в соответствии со статьей 65, части 4 статьи 275 ТК РФ;
4) по результатам обязательного предварительного медицинского осмотра о состоянии здоровья (статья 69 ТК РФ, пункт 3 Разъяснений Роскомнадзора);
5) по мотивированному запросу органов прокуратуры (абзац. 7 пункта 4 Разъяснений Роскомнадзора);
6) по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности абзац. 7 пункт 4 Разъяснений Роскомнадзора);
7) по запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (часть 1 статия 357 ТК РФ, абзац 7 пункт 4 Разъяснений Роскомнадзора);
5) в объеме, предусмотренном унифицированной формой N Т-2, в том числе персональных данных близких родственников, и в иных случаях, установленных законодательством РФ (получение алиментов, оформление допуска к государственной тайне, оформление социальных выплат) (пункт 2 Разъяснений Роскомнадзора);
6) от кадрового агентства, действующего от имени соискателя (абзац 12 пункт 5 Разъяснений Роскомнадзора);
7) из резюме соискателя, размещенного в сети Интернет и доступного неограниченному кругу лиц (абзац 12 пункт 5 Разъяснений Роскомнадзора).
8) в случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку (абзац 4 пункт 4 Разъяснений Роскомнадзора).
Проведя анализ конкурсной документации, комиссия пришла к выводу, что требование о квалификация трудовых ресурсов подтверждается предоставлением копий трудовых книжек и документа об образовании. Данное требование является одним из составляющих критерия "Квалификация участника конкурса". При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям действующего законодательства и последующего отклонения заявки участника размещения заказа
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика, уполномоченного органа выразившихся в выборе способа определения поставщика при размещения заказа путем открытого конкурса и установлении критериев оценки заявок участников размещения заказа не усматриваются нарушения требований Закона о контрактной системе, не нарушают права и законные интересы участников закупки, а также не приводят к ограничению конкуренции, в частности к ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО "Профторг", ООО "Грин Сити Проект" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 марта 2014 г. N 186
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014