Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 марта 2017 г. N КС-46/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|||
членов Комиссии: |
М.В. Мельникова
А.А. Кошкумбаевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|||
с участием представителей:
Заказчика - Калининградской областной таможни, |
Е.В. Шабалиной Н.А. Чистяковой О.Ф. Качук В.В. Дона |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Гужанского Александра Степановича, ходатайствующих о рассмотрении дела в их отсутствие;
рассмотрев жалобу ИП Гужанского Александра Степановича (далее-Заявитель) (вх. N 1685 от 24.03.2017) на действия заказчика - Калининградской областной таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100003117000013) на оказание услуг по общей уборке зданий (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 24.03.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает правила, которыми
должен руководствоваться Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования о предоставлении информации о номере и дате выдаче (оформления) сертификата соответствия или декларации о соответствии, а также требование об указании значений конкретных показателей Раздела 3 документации об Аукционе, ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, поскольку участник закупки, принимаю участие в данном Аукционе на выполнение работ, а не на изготовление или поставку конкретного товара, не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Также Заявитель указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель просит обязать Заказчика устранить допущенные нарушения и внести соответствующие дополнения в документацию об Аукционе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
В силу прямого указания закона, в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
3) описание объекта закупки может включать в себя ... требования, в том числе в отношении ... маркировки.... подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
Заказчиком во исполнение указанной нормы закона установлены требования к функциональным (потребительским свойствам) и маркировке указанных товаров, используемых при выполнении работ.
При этом в пункте 18 Раздела 2 и в Разделе 3 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с соответствующими требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
Таким образом, указание содержания в Разделе 3 документации об Аукционе тех или иных компонентов полностью соответствует требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
Также в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя подтверждение соответствия в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
Заказчик указывает, что согласно документации об Аукционе участнику закупки необходимо лишь указать форму подтверждения соответствия (её реквизиты в составе заявки), документальное подтверждение указанной информации в составе заявки не требуется.
Указанная информация о подтверждении соответствия товара находится в свободном доступе на общедоступных ресурсах.
Кроме того, Заказчиком опубликовано 4 ответа на разъяснения, в которых также подробно и расширенно представлена необходимая информация.
Заказчик, обращает внимание на то, что документация об Аукционе, действия Заказчика, никак не ограничивают участника закупки в выборе средств, предложенные средства должны лишь соответствовать показателям, установленным документацией в соответствии с требованиями технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.
На основании изложенного Заказчик считает, что документация о проведении Аукциона, полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе, действующему законодательству, носит объективный характер и не ограничивает круг участников закупки.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
16 марта 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0335100003117000013 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 928 273,84 рублей.
В соответствие с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 18 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию:
"Перечень товаров, в отношении которых участнику закупки, необходимо указать конкретные показатели, приведён заказчиком в разделе 3 настоящей документации об аукционе.
Участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, использование которого предполагается при оказании услуг. Указание процентного содержания компонента соответствует процентному содержанию массовой доли данного компонента в составе средства.
Участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 31696-2012, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 12.1.007-76, техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" (в части требований к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии) и "Единым санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N299) по позициям предлагаемого для использования при выполнении работ товара.
Согласно пункту 3.2.9 Раздела 1 "Электронный аукцион (общие условия проведения электронного аукциона):
"Под конкретными показателями товара, указываемые участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе, в настоящей документации наименование товаров и требований (характеристики) указанных товаров, содержащиеся в разделе 3 "Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки" настоящей документации.
В отношении химических средств и материалов, предлагаемых участником для использования при выполнении работ и входящих в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, участник предоставляет в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о номере и дате выдаче (оформления) сертификата соответствия или декларации о соответствии, срок окончания функционирования (действия) которых не наступил на момент окончания срока подачи заявки. Указанная информация в настоящей документации рассматривается в качестве конкретных показателей используемого товара и предоставляется участником в произвольной форме. При этом предоставление копии сертификата соответствия или декларации о соответствии в составе заявки для участника не является обязательным.
В отношении химических средств и материалов, предлагаемых участником для использования при выполнении работ и подлежащих государственной регистрации, участник предоставляет в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о номере и дате выдаче (оформления) свидетельства о государственной регистрации. Указанная информация в настоящей документации рассматривается в качестве конкретных показателей используемого товара и предоставляется участником в произвольной форме. При этом предоставление копии сертификата соответствия или декларации о соответствии в составе заявки для участника не является обязательным.
Несоблюдение данных требований, указанных в настоящем пункте документации об аукционе, является основанием для отклонения заявки такого участника."
Согласно пункту 2 Раздела 3 "Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки" документации об Аукционе, соответствие товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям нормативной и нормативно-технической документации:
- товары, указанные в пункте 1 раздела 3 документации об Аукционе и предлагаемые участником закупки по соответствующим позициям, должны соответствовать ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 31696-2012, ОДН 218.2.027-2003, ГОСТ 12.1.007-76, техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", постановлению Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" ( в части требований к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии), "Единым санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N299), а также постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Согласно пункту 3 Раздела 3 "Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки" документации об Аукционе, химические средства (очищающие, чистящие, моющие, моющее - дезинфицирующие, дезинфицирующие и т.п.), используемые при проведении уборки, должны соответствовать требованиям нормативной и/или технической документации и иметь паспорт безопасности, оформленный в установленном порядке (согласно ГОСТ 30333-2007). Химические средства и материалы, входящие в перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии, подлежащие государственной регистрации - свидетельства о регистрации.
Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" утверждён Перечень пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В том числе, обязательными для применения в Российской Федерации являются пункты 7 и пункты 37 Технического регламента "Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2008 г. N 217 (далее - Технический регламент о безопасности синтетических средств и товаров бытовой химии).
Указанными пунктами Технического регламента о безопасности синтетических средств и товаров бытовой химии установлен Перечень ингредиентов состава синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО включают в информацию для потребителя (приложение N 1 к указанному Техническому регламенту), а также установлен порядок указания информации об указанных об ингредиентах в составе синтетических моющих средств и товаров бытовой химии.
Аналогичные требования к составу (маркировке) чистящих и моющих средств установлены пунктом 3.3.1.2, а также приложением Б (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) Сведения (перечень, количество) о компонентах товаров бытовой химии, которые включают в информацию для потребителя (маркировка потребительской упаковки, информационный листок) ГОСТ 32478-2013.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком требований к составу (маркировке) товара (чистящих и моющих средств), используемых при выполнении работ.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" - товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, дезинфицирующие средства входят в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Согласно разъяснениям Письма Госстандарта РФ от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется продавцом в товарно-сопроводительных документах, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащих по каждому наименованию товара Сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании в Российской Федерации ведутся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти общедоступные реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и реестр деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Порядок ведения указанных реестров установлен:
- приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 N 752 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия";
- постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 N 1384 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии".
Информация об указанных декларациях соответствия и сертификатах соответствия в рамках постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982 является общедоступной и размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) в разделе "Реестры".
В целях реализации Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" все средства дезинфекции (кроме применяемых в ветеринарии) подлежат обязательной государственной регистрации с выдачей соответствующего свидетельства о государственной регистрации.
Пунктом 4 Положения о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ 04.04.2001 N 262, установлено, что дезинфицирующее средство допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, использованию после его государственной регистрации.
Порядок и номенклатура дезинфицирующих средств, подлежащих государственной регистрации средств установлены Приказом Минздрава России N 344 от 10.11.2002 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" (далее - Приказ).
В пункте 1.6 приложения N 4 к Приказу установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат, в том числе, средства дезинфекции для уборки помещений.
Государственную регистрацию дезинфицирующих средств на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая выдаёт свидетельство о государственной регистрации данного вида продукции, свидетельствующее о соответствии данной продукции санитарным и гигиеническим требованиям.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299 от 28.05.2010 г. утверждены Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору(контролю), в который также входят средства для дезинфекции, и Единая форма свидетельства о государственной регистрации, применяемая на территории Евразийского экономического союза.
Информация об указанных свидетельствах о государственной регистрации для представления информации является общедоступной и размещена на сайте Роспотребнадзора в разделе "Государственные услуги" "Реестры".
В ходе заседания Комиссией установлено, что в ответе на запрос разъяснений от 22.03.2017 Заказчиком была размещена подробная информация о том, в отношении каких конкретно товаров, указанных в Разделе 3 документации об Аукционе должна предоставляться соответствующая информация, в какой конкретной форме подтверждения соответствия, в отношении каких конкретно ГОСТов.
Также Комиссией установлено, что в соответствие с действующим законодательством на определенные товары, используемые при выполнении работ по данному Аукциону, указанные в Разделе 3 документации об Аукционе, необходимы документы подтверждения соответствия в виде деклараций или сертификатов, а также свидетельства о государственной регистрации. При этом Заказчик не требует документального подтверждения этой информации в составе заявки, а лишь указания о наличии формы подтверждения соответствия (её реквизитах в составе заявки), данные сведения находятся в свободном доступе, указанные документы предоставляются при исполнении контракта (в соответствии с приложением 5 к Разделу 4 "Проект контракта" документации об Аукционе).
На основании вышеизложенного, при анализе аукционной документации Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, устанавливая требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товаров (материалов и средств), используемых при оказании услуг, а также требование предоставления в первой части заявки информации о сертификатах, декларациях соответствия и свидетельств о государственной регистрации, действовал в соответствии с нормами действующего законодательства.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Гужанского Александра Степановича необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 марта 2017 г. N КС-46/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017