Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 июля 2017 г. N 1050-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - <_>,
- заявителя жалобы ООО "Медпроект" - <_>
рассмотрев жалобу ООО "Медпроект" (300004, г. Тула, ул. Марата, д. 184б, оф. 220б) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д.101, оф.250), его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Медпроект" (вх. N 01-11744 от 30.06.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы ООО "Медпроект", описание объекта закупки и требования к участникам закупки установлены заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 мая 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0262100002917000314 и аукционная документация на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 116 250, 56 рублей.
Относительно доводов заявителя Комиссия Свердловского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 N 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология - оториноларингология", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 155н, осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
В Разделе IV "Описание объекта закупки" Заказчиком, для целей оказания качественных услуг по слухопротезированию и достижения полноценной реабилитации инвалидов по слуху (достижение реабилитационного эффекта невозможно при обеспечении инвалида слуховым аппаратом без его подбора, настройки и осмотра получателя врачом сурдологом-оториноларингологом), установлены требования: "Обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
а также "Обеспечение инвалидов осуществляется в сурдологических кабинетах расположенных на территории Свердловской области".
На основании изложенного, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология".
Пунктами 14,19 информационной карты аукционной документации с учетом изменений в аукционную документацию, внесенных 14.06.2017 г., предусмотрены требования к участникам закупки, а так же документы, которые участнику следует предоставить в составе второй части заявки в подтверждение соответствия указанным требованиям, в том числе:
- копия лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденный приказом Минтруда России от 10.05.2016 N 226н принят в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов".
При этом документ Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" не устанавливает легитимного требования, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а регламентирует следующие категории:
- Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
- Характеристика обобщенных трудовых функций
- Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
Заявитель не представил доказательств, что какими-либо нормативными правовыми актами установлены требования к исполнителям услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами при наличии профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)".
Таким образом, довод заявителя о необходимости установления требований к участникам закупки о наличии профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" необоснован.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии п. 3 Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" является поставка технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук.
Согласно п. 7 Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" условия поставки товара: Согласно описанию объекта закупки.
Разделом IV "Описание объекта закупки" установлено, что обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Таким образом, в предмет закупки входит передача слуховых аппаратов конечному потребителю и оказанием услуг связанных с этим. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что код по ОКПД2 26.60.14.120 "Аппараты слуховые" был указан в извещении о проведении закупки как наиболее подходящий, так как в состав работ входит предоставление слухового аппарата конечному потребителю.
Нарушений Закона о контрактной системе в данных действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Технические характеристики к слуховым аппаратам указаны в Разделе IV "Описание объекта закупки" аукционной документации, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 5,0 кГц |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 125 дБ |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 50 дБ |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 6 |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 4-х |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
7 |
Шумоподавление |
наличие |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
Наличие |
9 |
Аудиовход |
Наличие |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
Наличие |
11 |
Индукционная катушка |
Наличие |
12 |
АРУ |
Наличие |
13 |
Технология подавления обратной связи |
Наличие |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
Наличие |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
Наличие |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
Наличие |
Количество |
284 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши., паспорт или руководство по эксплуатации на русском языке. |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312. |
Положения статьи 33 Закона о контрактной системе не ограничивают заказчика в части установления перечня товаров и характеристик этих товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные характеристики слуховых аппаратов (в том числе характеристики "динамическое подавление обратной связи", "подавление шумов микрофона (тихих шумов)", "аудиовход", "бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ") соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.07.2017 N0262100002917000314-1 поступило 4 заявки, все поступившие заявки были допущены до участия в электронном аукционе.
В связи с вышеизложенным, нарушений Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки Комиссией Свердловского УФАС России не выявлено.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Указанный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее по тексту - Перечень).
Данный Перечень состоит из 3 разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги.
В п.17 раздела "технические средства реабилитации" Перечня указаны слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. Пункт 4 раздела "реабилитационные мероприятия" состоит из: протезирования и ортезирования, предоставления слуховых аппаратов.
Следовательно, предоставление слуховых аппаратов является реабилитационным мероприятием с использованием технического средства реабилитации, состоящим из комплекса услуг с использованием товара.
Таким образом, довод заявителя о том, что объект закупки не соответствует указанному Перечню, не состоятелен.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпроект" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 июля 2017 г. N 1050-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017