Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июля 2017 г. N 06-630/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя индивидуального предпринимателя Черняка Георгия Евгеньевича (далее также - ИП Черняк Г.Е.): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление по муниципальным закупкам" муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "Управление по муниципальным закупкам", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (далее - МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченного учреждения МКУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (изв. N 0816300021517000101), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ИП Черняк Г.Е.
В жалобе ООО "Новострой" заявлено следующее:
1. Заказчиком, уполномоченным учреждением не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В жалобе ООО "Перспектива" заявлено следующее:
1. Заказчиком, уполномоченным учреждением не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
2. Заказчиком нарушены положения действующего законодательства в части установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг в отношении п. 49, 53 таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации.
В жалобе ИП Черняк Г.Е. заявлено следующее:
1. Заказчик, уполномоченное учреждение не используют при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара в отношении п. 37 "Эмаль", п. 38 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ", п. 112-116 "Труба" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации, п. 5 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" п. 3.6. "Технические характеристики работ определяются согласно локального сметного расчета (приложения N 1 к техническому заданию)" Описания объекта закупки аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела представитель МКУ "Управление по муниципальным закупкам" с жалобами не согласился, поддержал письменные возражения.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" - 09.06.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 755 533,92 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) 2 участника закупки не допущены к участию в электронном аукционе.
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
7) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Новострой" обоснованной на основании следующего.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с чч. 1, 1.1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99).
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является капитальный ремонт здания школы (код по ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий") с начальной (максимальной) ценой контракта 17 755 533,92 руб.
Между тем, в нарушение ч. 2, 4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе требование к участникам в соответствии с Постановлением Правительства N 99 и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в подтверждение своего соответствия указанного требования не установлены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части не установления к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99 признан обоснованным на основании следующего.
Мотивированная оценка данному доводу дана выше по доводу жалобы ООО "Новострой" (см. стр. 3 настоящего решения).
2. Довод в части несоблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг признан необоснованным на основании следующего.
Пунктами.1, 2 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 года N 898 "О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены запреты:
- на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
- на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
- на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
- на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
В таблице "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлено, в том числе следующее:
49 |
Светильник |
Мощность:-не менее 2x36W, Материал корпуса: Сталь, Общий световой поток:4320Lm, Площадь освещения: не менее7м2, Серия:LPO-MS1, Степень защиты: IP- IP20, Цвет корпуса-:Белый, Гарантия:2 года, Тип:Люминесцентный, Напряжение:220V |
53 |
Лампы |
люминесцентные 36 Вт |
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательств того, что в пунктах 49, 53 таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации указаны люминесцентные лампы, характеристики которых соответствую лампам, перечисленным в Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 года N 898, заявителем не представлено, обязанность, предусмотренная ч. 9 ст. 105 заявителем не исполнена, в связи с чем Комиссия пришла к выводу, что довод не нашел своего подтверждения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В п. 37 "Эмаль" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
Эмаль |
После высыхания эмаль должная образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Цвет - белый, светло-желтый, бежевый, светло-бежевый, бледно-желтый или красно-коричневый. Время высыхания при темепературе (20С) не более 24 часов Массовая доля нелетучих веществ не более 70%. Укрывистость высушенной пленки, не более 95 г/м2 В соответствии с ГОСТ 6465-76 |
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе указано: "Если в Описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, в Описании объекта закупки установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", Участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в Описании объекта закупки показатель, но без сопровождения словами "не менее" (пример: - "В кабинете должны быть установлены светодиодные светильники, имеющие следующие параметры: мощность не менее 45 Вт, угол луча не менее 165 градусов"; Предложение участника - "В кабинете устанавливаются светодиодные светильники, имеющие следующие параметры: мощность 60 Вт, угол луча 165 градусов")".
Следовательно, участник закупки должен указать в заявке конкретные значения показателей массовой доли нелетучих веществ, времени высыхания при темепературе (20С), укрывистости высушенной пленки эмали. Согласно ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний определенной партии эмали в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании.
Согласно п. 3.4б ГОСТ 6465-76 массовую долю нелетучих веществ определяют по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" высушиванием до постоянной массы. При этом используют следующее оборудование и реактивы: шкаф сушильный с терморегулятором, обеспечивающим поддержание требуемой температуры нагрева с погрешностью не более 2 °С; прибор для ускоренного определения влажности формовочных материалов модели 062-М; водяную баню; чашки с плоским дном из белой или черной жести по ГОСТ 13345-85 или алюминия по ГОСТ 13726-97 толщиной от 0,2 до 0,5 мм, диаметром от 50 до 90 мм и высотой бортика от 5 до 10 мм или стеклянные типа чашек Петри по ГОСТ 25336-82 диаметром 40 или 100 мм; пластинки из белой или черной жести или алюминия размером 100х100 мм, толщиной от 0,3 до 0,5 мм или стеклянные 9х12-1,2; крышки для чашек; эксикатор по ГОСТ 25336-82 с осушителем; эксикатор по ГОСТ 25336-82 с осушителем; весы аналитические с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г (при проведении испытания на приборе модели 062-М); тонкую прямую или согнутую под прямым углом стеклянную палочку или металлическую проволоку; термометр с ценой деления не более 2 °С по ГОСТ 28498-90; секундомер; уайт-спирит (нефрас С 4 155/200); ацетон технический.
Согласно ГОСТ 6465-76 укрывистость высушенной пленки эмали определяют по ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости" визуальным методом. Сущность визуального метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до тех пор, пока контуры черно-белой контрастной пластинки или шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку, станут невидимыми. При этом используется следующее оборудование: пластинки стеклянные; пульверизатор, кисть, аппликатор или другое оборудование, позволяющее наносить на стеклянные пластинки слои лакокрасочного материала толщиной каждого слоя не более 20 мкм; доска шахматная изготавливается определенным образом; пластинка черно-белая контрастная из гладкого материала (бумаги, картона, пластмассы и т.д.); весы аналитические с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г. Сущность инструментального метода заключается в определении коэффициента контрастности путем измерения коэффициентов яркости покрытий разной толщины, помещенных на белую и черную подложки. Аппаратура и материалы: приборы оптические с измерительной геометрией углов 45°, обеспечивающие измерение коэффициента яркости с точностью до 0,01 при зеленом светофильтре или длине волны 560 нм (компараторы, фотометры, спектрофотометры с отражающей приставкой ПДО-1, колориметр); толщиномер с погрешностью измерения не более 5%; пластинки стеклянные или пленка полиэфирная, используемые в качестве промежуточного слоя; пульверизатор, кисть, аппликатор или другое оборудование, позволяющее наносить на стеклянные пластинки слои лакокрасочного материала толщиной не более 20 мкм; пластинка черная, представляющая собой кусок белой бумаги (ГОСТ 597-73 или ГОСТ 9095-89) размером 90х120 мм, закрашенный черной тушью; пластинка белая; пластинка черно-белая контрастная); весы аналитические с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
Время высыхания эмали при температуре 20°С определяется по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания". Для этого используют следующую аппаратуру и материалы: Пластинки из стекла для фотографических пластинок размером 9х12; Пластинки из стали по ГОСТ 16523, размером 70х150 мм; Чистые сухие стеклянные шарики (Баллотини) с фракцией просеивания от 100 до 355 мкм; Листки типографской бумаги квадратной формы со стороной 24-25 мм, не содержащей древесных волокон, гладкостью от 20 до 80 с, массой, отнесенной к единице площади, от 60 до 70 г/м2по ГОСТ 9095; Пластинки из резины диаметром 22 мм, толщиной 4-6 мм и твердость (по Шору А) (355) условных единиц по ГОСТ 263; Секундомер или часы с секундной стрелкой; Плоская, мягкая, волосяная кисть шириной 25 мм и длиной волоса 30 мм; Гири 20 г и 200 г; Прибор для измерения толщины пленки с погрешностью измерения не более 5 мкм в диапазоне до 100 мкм, не более 10 мкм в диапазоне свыше 100 мкм; Термометр ртутный стеклянный лабораторный по ГОСТ 28498 с пределами измерения от 0 до 100 °С и ценой деления шкалы 1 °С; Прибор для измерения влажности воздуха.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком не учитывается ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Методы определения времени и степени высыхания", в котором определены 7 степеней высыхания лакокрасочных материалов, в том числе эмали.
Заявитель считает, что требование, установленное заказчиком в пункте 37 "Эмаль" ко времени высыхания данного материала "не более 24 часов", вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяют участнику закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в электронном аукционе, указав достоверные сведения относительно времени высыхания эмали, так как отсутствует степень высыхания данного материала.
Таким образом, в п. 37 "Эмаль таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлены избыточные и чрезмерно детализирующие требования, нарушающие правило объективного характера описания объекта закупки.
В п. 38 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ |
Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 20%. Массовая доля летучего вещества не более 20%. Степень перетира не более 90 мкм. Укрывистость невысущенной пленки краски не более 235 г/м2. Условная светостойкость пленки, не менее 2 ч. Цвет вишневый, темно-красный, красно-коричневый, красный, коричневый или бежевый. В соответствии с ГОСТ 10503-71. |
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе указано: "Если в Описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, в Описании объекта закупки установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", Участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в Описании объекта закупки показатель, но без сопровождения словами "не менее" (пример: - "В кабинете должны быть установлены светодиодные светильники, имеющие следующие параметры: мощность не менее 45 Вт, угол луча не менее 165 градусов"; Предложение участника - "В кабинете устанавливаются светодиодные светильники, имеющие следующие параметры: мощность 60 Вт, угол луча 165 градусов")".
Учитывая вышеприведенные требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки должен указать в заявке конкретные значения показателей массовой доли пленкообразующего вещества и летучего вещества, степени перетира, укрывистости невысущенной пленки и условной светостойкости пленки краски. Согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний определенной партии краски в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 10503-71 массовую долю летучих и пленкообразующих веществ определяют по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ". Сущность метода определения массовой доли летучих веществ заключается в нагревании пробы лакокрасочного материала при определенной температуре в течение заданного промежутка времени или до достижения постоянной массы и определения массовой доли летучих веществ по разности результатов взвешивания до и после нагревания. При этом используют следующее оборудование и реактивы: шкаф сушильный с терморегулятором, обеспечивающим поддержание требуемой температуры нагрева с погрешностью не более 2 °С; прибор для ускоренного определения влажности формовочных материалов модели 062-М; водяную баню; чашки с плоским дном из белой или черной жести по ГОСТ 13345-85 или алюминия по ГОСТ 13726-97 толщиной от 0,2 до 0,5 мм, диаметром от 50 до 90 мм и высотой бортика от 5 до 10 мм или стеклянные типа чашек Петри по ГОСТ 25336-82 диаметром 40 или 100 мм; пластинки из белой или черной жести или алюминия размером 100х100 мм, толщиной от 0,3 до 0,5 мм или стеклянные 9х12-1,2; крышки для чашек; эксикатор по ГОСТ 25336-82 с осушителем; эксикатор по ГОСТ 25336-82 с осушителем; весы аналитические с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г (при проведении испытания на приборе модели 062-М); тонкую прямую или согнутую под прямым углом стеклянную палочку или металлическую проволоку; термометр с ценой деления не более 2 °С по ГОСТ 28498-90; секундомер; уайт-спирит (нефрас С 4 155/200); ацетон технический. Массовую долю пленкообразующих вычисляют как разность среднего арифметического значения массовой доли нелетучих веществ в % и среднего арифметического значения массовой доли твердых веществ в %. Для определения массовой доли нелетучих веществ используют аналогичное оборудование и реактивы, как и для определения массовой доли летучих веществ. Для определения массовой доли твердых веществ необходимы: шкаф сушильный с терморегулятором, обеспечивающим поддержание требуемой температуры нагрева с погрешностью не более 2 °С; эксикатор по ГОСТ 25336-82 с осушителем (например, кальций хлористый технический прокаленный по ГОСТ 450-77); весы лабораторные технические с погрешностью взвешивания не более 0,02 г; тонкую прямую стеклянную палочку; центрифугу с частотой вращения не менее 50 с-1, набором специальных пробирок вместимостью 25 или 50 см3 по ГОСТ 25336-82; растворитель по нормативно-технической документации на лакокрасочный материал; пипетка вместимостью 10 см3 по НТД; фильтровальная бумага по ГОСТ 12026-76.
Укрывистость невысушенной пленки краски определяют визуальным методом по ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости". Сущность визуального метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до тех пор, пока контуры черно-белой контрастной пластинки или шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку, станут невидимыми. При этом используется следующее оборудование: пластинки стеклянные; пульверизатор, кисть, аппликатор или другое оборудование, позволяющее наносить на стеклянные пластинки слои лакокрасочного материала толщиной каждого слоя не более 20 мкм; доска шахматная изготавливается определенным образом; пластинка черно-белая контрастная из гладкого материала (бумаги, картона, пластмассы и т.д.); весы аналитические с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
Согласно п. 4.9. ГОСТ 10503-71 Светостойкость краски определяют по ГОСТ 21903-76 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной светостойкости". Сущность метода заключается в облучении лакокрасочных покрытий источниками искусственного света в течение заданного интервала времени с последующим определением изменения внешнего вида, цвета, блеска и коэффициента отражения. Для проведения испытания применяют: установка для определения условной светостойкости типа УИС-1 с лампой ДПКС-1500 со спектральным диапазоном 220-1100 нм, лампа ДРТ-400 по ГОСТ 20401-75 со стеклом группы ТС по ГОСТ 21400-75 или другие установки, обеспечивающие необходимую интенсивность ультрафиолетового излучения при неравномерности облучения испытуемых образцов, не превышающей 10%; блескомер фотоэлектрический типа ФБ-2; компаратор цвета типа КЦ-2, спектроколориметр "Спектротон" или прибор, обеспечивающий измерение коэффициента отражения покрытий в видимой области спектра; вентилятор бытовой по ГОСТ 7402-84 для регулирования температуры воздуха около испытуемых образцов; ванночка размером 280х350 мм и высотой не менее 25 мм; электроплитка; светофильтр из оконного листового стекла (ГОСТ 111-78), толщиной 2 мм; термометр ртутный со шкалой от 0 до 100 °С по ГОСТ 2045-71; термометр стеклянный ртутный электроконтактный ТПК-3П-83 ГОСТ 9871-75; вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72; бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76; бумага чертежная по ГОСТ 597-73, размером 100х200 мм; пластинки металлические размером 70х150 мм, толщиной не более 1,5 мм; пластины деревянные или из древесных материалов форматом не менее 70х150 мм; пластинки из черной горячекатаной жести марки ГЧЖ-1 размером 50х50 мм, толщиной 0,25-0,28 мм и другое оборудование.
Таким образом, в п. 38 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлены избыточные требования, нарушающие правило объективного характера описания объекта закупки.
В п. 112-116 "Труба" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
Труба |
напорная из полиэтилена PE 100 питьевая ПЭ100 SDR11, размером не менее 32х3,0 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) |
Труба |
напорная из полиэтилена PE 100 питьевая ПЭ100 SDR11, размером не менее 40х3,7 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) |
Труба |
напорная из полиэтилена PE 100 питьевая ПЭ100 SDR17, размером не менее 50х3,0 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) |
Труба |
напорная из полиэтилена PE 100 питьевая ПЭ100 SDR17, размером не менее 63х3,8 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) |
Труба |
напорная из полиэтилена PE 100 питьевая ПЭ100 SDR17, размером не менее 75х4,5 мм (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52134-2003) |
Между тем, ГОСТ 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" утратил свою силу, он отменен без замены на действующий Государственный стандарт.
Из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, в п. 112-116 "Труба" таблицы "Основные требования к материалам и изделиям, используемым при выполнении работы по капитальному ремонту здания школы" Описания объекта закупки аукционной документации неправомерно содержит указание на недействующий ГОСТ 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия".
В п. 5 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" п. 3.6. "Технические характеристики работ определяются согласно локального сметного расчета (приложения N 1 к техническому заданию)" Описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем П-125 толщиной 50 мм (ГОСТ 9573-96) |
м3 |
125.4 |
Между тем, ГОСТ 9573-96 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия"
Из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, в п. 5 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" п. 3.6. "Технические характеристики работ определяются согласно локального сметного расчета (приложения N 1 к техническому заданию)" Описания объекта закупки аукционной документации неправомерно содержит указание на недействующий ГОСТ 9573-96 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия".
При этом в ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" отсутствуют плиты марки 125. В данном государственном стандарте выделяют следующие виды плит теплоизоляционных: ПМ-40, ПМ-50, ПП-60, ПП-70, ПП-80, ПЖ-100, ПЖ-120, ПЖ-140, ППЖ-160, ППЖ-180, ППЖ-200, ПТ-220, ПТ-300, ПТ-250
Таким образом, требование Заказчика к марке плиты теплоизоляционной "П-125" противоречит действующему ГОСТ 9573-2012.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение п. 1 ч. 1 статьи 64, п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит излишние требования к техническим характеристикам, в том числе к химическому составу и (или) компонентам применяемых при выполнении работ товаров, содержит ссылки на недействующие ГОСТы, содержит показатели, которые не соответствуют действующим техническим регламентам, при этом уполномоченное учреждение, заказчик не представили обоснование необходимости использования таких показателей.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Следовательно, подрядчик должен обладать свидетельством о допуске к видам работ из Перечня.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ согласно Перечня: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в том числе: 33.3. Жилищно-гражданское строительство. 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кв включительно. 33.5. Объекты теплоснабжения. 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В п. 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ согласно Перечня: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в том числе: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
При этом из положений аукционной документации следует, что если к участникам закупки представлено требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, то в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участники закупки должны представить документ в подтверждение соответствия данному требованию.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона и п. 20 Информационной карты аукционной документации содержат разночтения в части требований к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ согласно Перечня.
Пункт 33 Перечня устанавливает работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Как установлено выше, в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ в качестве генерального подрядчика согласно Перечня: 33.3, 33.4, 33.5, 33.7.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством СРО о допуске к которому должен обладать участник закупки не установлен.
При этом, поскольку предметом закупки является капитальный ремонт здания школы, следовательно, участник закупки должен обладать свидетельством СРО о допуске к видам работ в качестве генерального подрядчика согласно Перечня: 33.3.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку в аукционной документации не установлен запрет на привлечение третьих лиц к исполнению контракта, то участник закупки может обладать свидетельством СРО о допуске к конкретным видам работ согласно Перечня и (или) в качестве генерального подрядчика.
Таким образом, установленные неправомерные требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, в том числе допущенные между извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией разночтения указанных требований нарушают ч. 6 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, Комиссия отмечает, что с 01 июля 2017 года вступают в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 года N 372-ФЗ, в том числе с 01 июля 2017 года прекращают действие выданные ранее саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске, а также виды работ, прилагаемые к ним.
В связи с вышеизложенным заказчику, уполномоченному органу при исполнении положений предписания об устранении допущенных нарушений необходимо учесть изменения Градостроительного кодекса РФ, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 года N 372-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченного учреждения МКУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (изв. N 0816300021517000101) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченного учреждения МКУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (изв. N 0816300021517000101) обоснованной в части не установления к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
3. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченного учреждения МКУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (изв. N 0816300021517000101) обоснованной.
4. Признать заказчика МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченное учреждение МКУ "Управление по муниципальным закупкам" нарушившими ч. 4 ст. 31, п. 1 ч. 1 статьи 64, п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, чч. 2, 6 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику МБОУ "Мохсоголлохская СОШ с УИОП", уполномоченному учреждению МКУ "Управление по муниципальным закупкам" предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июля 2017 г. N 06-630/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017