На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращениеООО "ИнвестПроект"(далее - Заявитель) на действияФГКУ "4 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6897)"(далее - Заказчик)при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка (второй очереди) войсковых частей 3111, 3472. Балашиха-15, Московская область. Конноспортивный комплекс на 15 лошадей по адресу: Московская область, г. Балашиха-15" (номер извещения 0348100053817000006), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившегоописание объекта закупки с нарушением Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 18.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 308 958 403 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.06.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 09.06.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименования места происхождения товара или наименования производителя при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Согласно обращению Заказчик в документации об Аукционеустановил требования в отношении товарных знаков, наименования производителябез слов "или эквивалент", например: "Пункт 104 Кран шаровой - Товарный знак - Danfoss; Пункт 106 Вентилятор -Товарный знак - NED; пункт 107 Цифровой спутниковый ресивер для приема "Триколор" - Товарный знак - GeneralSatellite".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик в приложении N 1 к разделу 5 "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) установил следующее: "Если в нижеприведенных требованиях к товарам (материалам) используемых для производства работ присутствуют указания на товарные знаки товаров допускается использование эквивалентов таких товаров, или товаров превосходящих по качественным характеристикам указанные в настоящих требованиях".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссией установлено, что вПриложении N 1установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
"пункт 12 Кабели силовые: выдерживаемое кабелем время воздействия переменного напряжения частотой 50 Гц должно быть 10 мин, количество выделяемых газов галогенных кислот в пересчете на HCl изоляции и оболочки должно быть до 141 мг/г, выдерживаемое кабелем время воздействия постоянного напряжения должно быть 10 мин;
пункт 14 Шпатлевка: сухой остаток должен быть не менее 72 %, тонкость перетира должна быть 0,7 %, морозостойкость не менее 3 циклов;
пункт 61 Краска: сохранение защитных свойств (в два слоя по металлу) в умеренном климате должно быть более 1 года, массовая доля соединений цинка в пересчете на оксид цинка в твердом веществе не менее 65 %, степень перетира должна быть до 60* мкм".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о нем.
Кроме того, Заказчик в Приложении N 1 установил требование в отношении страны происхождения товара, в том числе в следующих пунктах: 83, 84, 85, 86, 87, 89, 90, 92, 93, 94, 99, 100, 104, 105, 106, 107, 110, 111, 112, 113, 116, 118, 119, 121, 122, 123, 125, 126, 127, 128, 130, 131, 136, 140, 141, 142, 143, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик установил в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В пункте 2 "Грунтовка" Приложения N 1 установлено, что "степень перетира должна быть 40 % мкм".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка, так как в документации об Аукционе необходимо было указать "степень перетира должна быть 40 мкм".
В пункте 6 "Винты самонарезающиеся, тип 1" Приложения N 1 установлено "предельное отклонение по js15 головки по диаметру и высоте от +0,29 до -0,29", в пункте 7 "Винты самонарезающиеся, тип 2" установлено "предельное отклонение по js17 длины винтов от +1,25 до -1,25".
Представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка, так как в документации об Аукционе в пункте 6 "Винты самонарезающиеся, тип 1" необходимо было указать "предельное отклонение по js15 головки по диаметру и высоте от -0,29 до +0,29", в пункте 7 "Винты самонарезающиеся, тип 2" необходимо было указать "установлено "предельное отклонение по js17 длины винтов от -1,25 до +1,25".
В пункте 131 "Сушильный шкаф" Приложения N 1 установлено "потребляемая мощность до 3,0 Вт".
Представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в указанном пункте также допущена техническая ошибка, так как в документации об Аукционе необходимо было указать "потребляемая мощность до 3,0 кВт".
Комиссия приходит к выводу, что указанные технические ошибки вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
В пункте 1 "Болты с гайками и шайбами" Приложения 1 установлено: "Класс прочности болта - до 12,9", "Марка стали болтов - 40Х или 20Х2НМТРБ".
В разделе 4 "Инструкция по заполнению заявки" документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что при заполнении конкретных показателей товара участник аукциона должен придерживаться ГОСТ.
В соответствии с частью 3 "Инструкция по заполнению заявки" в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона не включая крайние значения.
При этом в соответствии с ГОСТ Р 52643-2006 марка стали болтов 20Х2НМТРБ соответствует только классу 12,9.
В пункте 15 "Гвозди строительные" Приложения 1 установлен "условный диаметр стержня, d: 0,8 , 1,4 , 1,6 , 8,0 мм", при этом размер гвоздей установлен "не более 7,13 мм", "длина гвоздей не более 250 мм", "наименьший диаметр головки, D не более 14 мм".
В Инструкции установлено, что участник Аукциона представляет "информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
В Инструкции также установлено: "слова "не более" - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему". При этом в Инструкции также установлено: "не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
На заседании Комиссии установлено, что в ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" для значений условного диаметра стержня установлены различные значения длины гвоздей, размера гвоздей, диаметра головки, в том числе для условного диаметра 8 мм установлено значение размера - 7.13 мм.
В пункте 101 "Плитки керамические" установлено, что "толщина должна быть не менее 11.0 мм".
При этом в соответствии с ГОСТ 6141-91, толщина плитки должна быть "не менее 7 мм".
Таким образом, Заказчик в пунктах 1, 15, 101 Приложения N 1 установил требования к материалам, не соответствующие ГОСТ.
Также в Приложении N 1 установлено, что при заполнении конкретных показателей участник аукциона должен придерживаться следующих нормативных документов: ГОСТ 14254-96, ГОСТ Р 9.316-2006 (п.1), ГОСТ Р 52644-2006 (п.1), ГОСТ Р 52645-2006 (п.1), ГОСТ Р 52643-2006 (п.1), ГОСТ Р 52646-2006 (п.1), ГОСТ 7796-70 (п.1), ГОСТ Р ИСО 3506-1-2009 (п.1), ГОСТ Р ИСО 8992-2011 (п.1), ГОСТ 15523-70 (п.1), ГОСТ 24705-2004 (п.1), ГОСТ 11371-78 (п.1), ГОСТ 25129-82 (п.2), ГОСТ 10178-85 (п.3), ГОСТ 28013-98 (п.4, п. 5, п.9, п.10), СНиП 3.04.01 (п.4, п.5, п.9, п.10), ГОСТ 10618-80 (п.6), ГОСТ 11650-80 (п.6), ГОСТ 10618-80 (п.7), ГОСТ 10619-80 (п.7), ГОСТ 5631-79 (п.11) ГОСТ 31996-2012 (п.12), ГОСТ 31996-2012 (п.13), ГОСТ 4028-63 (п. 15), ГОСТ 10503-71 (п.16), ГОСТ 190-78 (п.17), ГОСТ 30493-96 (п.19), ГОСТ 16214-86 (п.20), ГОСТ 1144-80 (п.21), 10277-90 (п.22), ГОСТ 30970-2002 (п.23), ГОСТ 538-2001 (п.23), ГОСТ 30971-2012 (п.23), ГОСТ 30673-2013 (п.23), ГОСТ 3826-82 (п.24), ГОСТ 9467-75 (п.25), ГОСТ 9466-75 (п.25), ГОСТ 2162-97 (п.26), ГОСТ 8486-86 (п.28, п.59), ГОСТ 18288-87 (п.28, п.59), ГОСТ 6782.1-75 (п.28, п.59), ГОСТ 24454-80 (п.28, п.59), ГОСТ 30674-99 (п.29), ГОСТ 30136-95 (п.34), ГОСТ 6456-82 (п.35), ГОСТ 7473-2010 (п.36), ГОСТ 20799-88 (п.37, п.38, п.39) ГОСТ 9179-77 (п.40), ГОСТ 5457-75 (п.47), ГОСТ 5583-78 (п.48), ГОСТ 24064-80 (п.49), ГОСТ 12815-80 (п.52), ГОСТ 10354-82 (п.53), ГОСТ 12815-80 (п.54), ГОСТ 15167-93 (п.55), ГОСТ 9.303-84 (п.56), ГОСТ 5091-78 (п.56), ГОСТ 6617-76 (п.57), ГОСТ 11505-75 (п.57), ГОСТ 14791-79 (п.58), ГОСТ Р 52020-2003 (п.60), ГОСТ 28196-89 (п.60), ГОСТ 19007-73 (п.60), ГОСТ 482-77 (п.61), ГОСТ 8479-70 (п.62), ГОСТ 20448-90 (п.63), ГОСТ 11052-74 (п.64), ГОСТ 530-2012 (п.65), ГОСТ 5781 (п.66), ГОСТ 8267-93 (п.67, 68), ГОСТ 9128-2009 (п.69), ГОСТ 3134-78 (п.70), ГОСТ Р 52128-2003 (п.71, 72), ГОСТ 6465-76 (п.73), ГОСТ 7827-74 (п.74), ГОСТ 103-2006 (п.75), ГОСТ 14918-80 (п.77), ГОСТ 5631-79 (п.78), ГОСТ6141-91, ГОСТ 6787-2001 (п.101), ГОСТ 9573-2012 (п. 102), ГОСТ 8240-97 (п. 103), ГОСТ 21880-2011 (п.108), ГОСТ 18108-80 (п.109), ГОСТ 28013-98 (п. 132), ГОСТ 6665-91 (п.134), ГОСТ 8736-2014 (П.137).
Комиссией установлено, что ГОСТ 14254-96, ГОСТ Р ИСО 3506-1-2009, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30970-2002, ГОСТ 538-2001, ГОСТ 18108-80, ГОСТ 12815-80 не являются действующими.
Кроме того, Заказчиком не установлено, какие именно ГОСТ соответствуют тому или иному товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в Аукционе, что не позволяет надлежащим образом заполнить и подать заявку на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчик при описании объекта закупки не использовал показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию об Аукционе требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющейся предметом контракта.
Заказчик в Приложении N 1 установил требования к следующим материалам: п. 25 "Электроды", п. 27 "Ацетилен технический", п. 48 "Кислород технический", п.53 "Пленка полиэтиленовая", п. 63 "Пропан-бутан технический", п. 70 "Уайт-Спирит", п. 74 "Растворитель, п. 76 "Очес льняной".
В соответствии с извещением и документацией об Аукционе объектом закупки является "Строительство комплекса зданий военного городка (второй очереди) войсковых частей 3111, 3472. Балашиха-15, Московская область. Конноспортивный комплекс на 15 лошадей по адресу: Московская область, г. Балашиха-15".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к материалам, ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 30 "Светильник светодиодный, тип 1" Приложения N 1 установлено "габариты менее 1240х250х50", в пункте 31 "Светильник светодиодный, тип 2" Приложения N 1 установлено "габариты >1200х250х50".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что слова и знаки относятся к каждому значению показателя.
При этом Инструкцией не определено, относятся ли слова и знаки только к первому значению или к каждому значению габаритов светильника.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую Инструкцию по заполнению заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены сроки оплаты выполненной работы, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В разделе 4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" (далее - Раздел 4) документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии копиисвидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием разрешенных видов работ, оказываемых в составе деятельности по предмету контракта с допусками по видам работ:1, 1.1, 1.2, 2, 2.1, 2.2, 3, 3.1, 3.5, 3.7, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, 10.1, 12, 12.3, 12.5, 12.9, 12.10, 12.11, 12.12, 13, 13.1, 13.2,14, 14.1, 15, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5, 15.6, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 18, 18.1, 18.3, 18.4, 18.5, 23, 23.1, 23.5, 23.6, 23.32, 24, 24.1, 24.14, 24.29, 24.30, 25, 25.1, 25.2, 25.4 или33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Исходя из установленного Заказчиком в Разделе 4 требования, в составе заявки на участие в Аукционе участниками закупки могут быть предоставлены или свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генподрядчиком), или исключительно свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие видам работ, предусмотренным документацией об Аукционе, что не соответствует требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование к участникам закупки об обязательном наличии у них и представлении в составе заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, выданного саморегулируемой организацией, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецСтройМастер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения по выявленным нарушениям соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 6 июня 2017 г. N ПГОЗ-129/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017