Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июля 2017 г. N 430 РЕШЕНИЕ N КГОЗ-217/17
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.07.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Продмастер" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку рационов питания (номер извещения 0358100010017000362), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 13.07.2017 на 14.07.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разъяснения положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) необоснованно включившего в состав закупаемых рационов выживания батончики, в том числе: батончик "мясной", батончик крупяной с мясом;
3) установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе;
4) установившего в документации об Аукционе описание закупаемых товаров с нарушением положений Закона о контрактной системе;
5) установившего в документации об Аукционе требование об обязательном указании технических условий, в соответствии с которыми изготовлены товары, входящие в рационы питания;
6) установившего в документации об Аукционе требование об обязательной регистрации технических условий производителя в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 21.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 499 999 727,08 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.07.2017;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 14.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 17.07.2017;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчику поступали запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, в том числе запрос с просьбой внести изменения в документацию об Аукционе и включить при описание товара "витаминно-минеральный комплекс "КомплеТабс", входящего в состав рациона выживания, слова "или эквивалент".
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено, что рацион выживания должен комплектоваться товаром "витаминно-минеральный комплекс "КомплеТабс".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили пояснения, а так же разъяснение положений документации об Аукционе от 06.07.2017 N РД5, в соответствии с которыми допускается поставка эквивалента товара "витаминно-минеральный комплекс "КомплеТабс" в соответствии с требованиями Заказчика, указанными в приложении N 2 для товара "Витаминно-минеральный комплекс", входящего в состав рациона выживания.
Таким образом, Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно жалобе Заявителя Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе включил в закупаемые рационы выживания батончики, в том числе: батончик "мясной", батончик крупяной с мясом. При этом, по мнению Заявителя, данные батончики производит один производитель.
В соответствии с Приложением N 2 в состав рационов выживания включены батончики, в том числе: батончик "мясной", батончик крупяной с мясом.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, а также документации об Аукционе закупка рационов питания осуществляется для нужд и в соответствии с потребностями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих что указанные батончики производит один производитель.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно разделу XII документации об Аукционе "конкретные показатели - показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, установленным в документации об аукционе.
Конкретными показателями определяются все показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, установленным в приложении N 2 к документации об аукционе. Все сведения и информация, представленные в приложении N 2 к документации об аукционе, являются показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика. Конкретные показатели должны быть представлены по всем требованиям о соответствии товара, установленным в приложении N 2 к документации об аукционе".
Согласно жалобе Заявителя Заказчик установил требования к сроку годности товаров "молоко цельное сгущенное с сахаром", "сухая яичная смесь для омлетов", входящих в состав ряда пайков, с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В приложении N 2 по показателю "срок годности" товаров "молоко цельное сгущенное с сахаром", "сухая яичная смесь для омлетов", входящих в состав ряда пайков, установлено: "должен быть не менее 24 месяцев со дня производства". Кроме того, установлено требование о соответствии данных товаров ГОСТ 31688-2012 и ГОСТ 31464-2012.
В соответствии с ГОСТ 31688-2012 и ГОСТ 31464-2012 срок годности устанавливает изготовитель. При этом информация о сроке годности товара "сухая яичная смесь для омлетов", установленная приложением "Б"
ГОСТ 31464-2012, носит справочный характер.
Таким образом, Заказчик установил информацию о сроке годности товаров "молоко цельное сгущенное с сахаром", "сухая яичная смесь для омлетов", входящих в состав ряда пайков, не противоречащую требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретный срок годности данных товаров со дня производства. При этом на момент подачи заявки на участие в Аукционе не представляется возможным определить конкретный срок годности товаров на момент поставки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил в приложении N 2 документации об Аукционе противоречивые требования по показателю "массовая доля жира, %" товара "напиток молочный сухой", входящего в состав рациона для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах.
В приложении N 2 для товара "напиток молочный сухой", входящего в состав рационов для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах, установлено, что: "напиток должен быть цельный или обезжиренный, массовая доля жира, %, не более 1,5 или не менее 26". Кроме того, установлено требование о соответствии ГОСТ Р 52791-2007.
Согласно ГОСТ Р 52791-2007 молоко сухое подразделяется на обезжиренное и цельное, при этом установлены следующие значения показателя "массовая доля жира, %" для обезжиренного сухого молока -"не более 1,5", для цельного сухого молока - "не менее 26,0".
Таким образом, Заказчик установил информацию в отношении показателя "массовая доля жира, %" товара "напиток молочный сухой", входящего в состав рациона для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах, не противоречащую требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретное значение по показателю "массовая доля жира, %" товара "напиток молочный сухой", входящего в состав рациона для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52791-2007.
Кроме того, в приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к товарам, входящим в состав рационов питания, в том числе установлены требования к показателям "внешний вид", "внешний вид бульона" товара "консервы мясные - "говядина тушеная 1 сорт", входящего в состав индивидуального рациона питания, а именно: "внешний вид и консистенция - в разогретом состоянии мясо кусочками произвольной формы массой не менее 30г, сочное, непереваренное, без грубой соединительной ткани, крупных кровеносных сосудов и лимфатических узлов, в бульоне. При извлечении из банки кусочки сохраняют свою форму, возможно частичное распадение кусочков. Кусочки массой менее 30г не должны составлять более 10% общей массы мяса. Внешний вид бульона в нагретом состоянии должен иметь цвет от желтоватого до светло-коричневого, с наличием взвешенных белковых веществ в виде хлопьев", кроме того, установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32125-2013.
Согласно таблице 2 ГОСТ 32125-2013 значения показателей "внешний вид" и "внешний вид бульона" указываются со словами "менее", "более", "не должны", "от", "до" и т.д.
Вместе с тем, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретные значения по показателям "внешний вид" и "внешний вид бульона" товара "консервы мясные - "говядина тушеная 1 сорт", входящего в состав индивидуального рациона питания, что не соответствует требованиям ГОСТ 32125-2013.
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к общему сроку годности всех товаров, входящих в состав рационов, сроку годности укомплектованных рационов, сроку годности (гарантийному сроку) рационов и всех товаров со дня их получения грузополучателем, кроме того установлены требования к сроку годности и остаточному сроку годности на дату комплектования товаров, входящих в рационы со словами "не менее".
Соответственно, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретный срок годности товара. Вместе с тем на момент подачи заявки на участие в Аукционе не представляется возможным определить конкретный срок годности товара. Кроме того, указание участником в своей заявке на участие в Аукционе данных показателей в соответствии с разделом XII документации об Аукционе в совокупности может привести к ненадлежащему заполнению данной заявки, в результате чего участником закупки может быть представлена недостоверная информация в отношении сроков годности товаров.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.2 приложения N 2 к документации об Аукционе "товар должен комплектоваться в соответствии с требованиями настоящей документации и в соответствии с техническими условиями производителя, утвержденными и зарегистрированными в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний, сопровождаться декларацией или сертификатом соответствия или их копиями, заверенными в установленном законодательством порядке".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование является условием поставки и не подлежит конкретизации при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо выбрать документ в соответствии с которым будет поставляться товар.
При этом на момент подачи заявки на участие в Аукционе у участников закупки нет необходимости иметь товар в наличии, в связи с чем на этапе подачи заявки на участие в закупке не представляется возможным установить, какими именно документами будет комплектоваться товар при его поставке.
Также, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.2 приложения N 2 к документации об Аукционе "условия хранения рационов питания и всех комплектующих должны соответствовать следующим требованиям: от 0 оС до 20 оС и относительной влажности воздуха не более 75%".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование является условием хранения и не подлежит конкретизации при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретные значения условий хранения рационов питания и всех товаров, входящих в состав рационов питания.
При этом условия хранения рационов питания и всех товаров, входящих в состав рационов питания, являются диапазонными показателями и не могут быть указаны в виде одного конкретного значения.
Таким образом, требование о необходимости указать конкретные значения условий хранения рационов питания и всех товаров, входящих в состав рационов питания, противоречит пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Разделом XII "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, что: "В случае, если в приложении N 2 к документации об аукционе установлены значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, имеют несколько значений (вариативность), возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара, участник закупки должен указать в заявке на участие в аукционе конкретные показатели с указанием нескольких таких значений, соответствующих требованиям документации об аукционе".
Приложением 2 к документации об Аукционе установлены требования к товарам, входящим в состав рационов питания.
Вместе с тем из указанной инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе и требований к товарам, установленным в Приложении N 2 к документации об Аукционе, не представляется возможным определить какие показатели товаров имеют несколько значений (вариативность), возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара.
Комиссия приходит к выводу о том, что подобные требования инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяют участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
На основании изложенного, установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не позволяет надлежащим образом заполнить такую заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно жалобе Заявителя Заказчик установил в документации об Аукционе требование к товару "витаминно-минеральный комплекс "КомплеТабс", входящего в состав рациона выживания, без сопровождения словами "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложении N 2 к документации об Аукционе установлено, что рацион выживания должен комплектоваться товаром "витаминно-минеральный комплекс "КомплеТабс".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что допускается поставка эквивалента в соответствии с требованиями Заказчика, указанными в приложении N 2 для товара "Витаминно-минеральный комплекс", входящего в состав рациона выживания.
Комиссия приходит к выводу о том, что документация об Аукционе содержит указание на товарный знак, а именно "КомплеТабс" без слов "или эквивалент".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, указавшего товарный знак к закупаемому товару без слов "или эквивалент", не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил в приложении N 2 документации об Аукционе противоречивые требования к внешнему виду товара "кофе натуральный растворимый".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В приложении N 2 для товара "кофе натуральный растворимый", входящего в состав ряда рационов питания, установлено, что: "Натуральный растворимый кофе должен быть гранулированный, вырабатываться и соответствовать требованиям ГОСТ 32776-2014, внешний вид - частицы плотной структуры различных форм и размеров, с гладкой или слегка шероховатой поверхностью или агломерированные частицы различных форм и размеров".
В соответствии с таблицей N 1 ГОСТ 32776-2014 по внешнему виду кофе растворимый подразделяют в том числе на гранулированный и сублимированный, при этом для гранулированного растворимого кофе установлено: "агломерированные частицы различных форм и размеров", в то время как для сублимированного растворимого кофе указано: "частицы плотной структуры различных форм и размеров с гладкой или слегка шероховатой поверхностью".
Вместе с тем в соответствии с приложением N 2 к документации об Аукционе Заказчику требуется гранулированный растворимый кофе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к внешнему виду товара "кофе натуральный растворимый", которые вводят участников закупки в заблуждение, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил в приложении N 2 документации об Аукционе наименование товара "кофе натуральный растворимый", входящего в состав ряда рационов питания, с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с приложением N 2 к документации об Аукционе некоторые виды рационов питания комплектуются товаром "кофе натуральный растворимый", который должен соответствовать требованиям ГОСТ 32776-2014.
В соответствии с пунктом 5.4.2. ГОСТ 32776-2014 "наименование растворимого кофе должно включать слова: "кофе", "растворимый" - и по усмотрению производителя может быть дополнено другой информацией, характеризующей продукт (например, словом "натуральный"), а также придуманным (фантазийным) названием, фирменным названием, товарным знаком/маркой".
Таким образом, ГОСТ 32776-2014 предусмотрено обязательное наименование "кофе растворимый", при этом слово "натуральный" производители вправе использовать в наименовании по своему усмотрению. Кроме того, ГОСТ 32776-2014 не предусмотрены характеристики, раскрывающие понятие "натуральный".
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего требование об обязательном указании в наименовании товара "кофе натуральный растворимый" слова "натуральный", не соответствуют положениям ГОСТ 32776-2014, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В приложении N 2 к документации об Аукционе по показателю "пищевая и энергетическая ценность 100г каши гречневой с говядиной" товара "консервы мясорастительные - "каша гречневая с говядиной", входящего в состав индивидуального рациона питания, установлено: "должна быть: максимальная массовая доля жира, не более - 22г; минимальная массовая доля белка, не менее - 6г; максимальная массовая доля углеводов, не более - 16г; максимальная калорийность, не более - 286ккал". Кроме того, установлено требование о соответствии ГОСТ Р 55333-2012.
Из приложения "А" ГОСТ Р 55333-2012 следует, что информационные сведения о пищевой и энергетической ценности в 100 г. продукта указываются без слов "массовая доля". Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 55333-2012 термин "массовая доля" используется со значениями, указанными в "%".
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего требования к показателю "пищевая и энергетическая ценность 100г каши гречневой с говядиной" товара "консервы мясорастительные - "каша гречневая с говядиной", входящего в состав индивидуального рациона питания, с использованием слов "массовая доля", не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В приложении N 2 для товара "консервы овощные закусочные - "икра из кабачков", входящего в состав ряда рационов питания, установлено требование о соответствии ГОСТ Р 51926-2002.
В соответствии с ГОСТ Р 51926-2002 овощную икру изготавливают в том числе следующих наименований: икра из кабачков.
Таким образом, ГОСТ Р 51926-2002 предусмотрено обязательное наименование "консервы икра овощная" - "икра из кабачков", при этом слово "закусочные" не предусмотрено ГОСТ Р 51926-2002, характеристики, раскрывающие понятие "закусочные", также не прописаны.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего требование об обязательном указании в наименовании товара "консервы овощные закусочные - "икра из кабачков" слова "закусочные", не соответствуют положениям ГОСТ Р 51926-2002, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении наименования места происхождения товара или наименования производителя.
Вместе с тем Заказчик в приложении N 2 к документации об Аукционе для ряда позиций товаров, входящих в рационы питания, установил требование к стране изготовления - Россия, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, приложением 2 к документации об Аукционе установлены требования к товарам, входящим в состав рационов питания, так, например:
Для товара "консервы мясные - "говядина тушеная 1 сорт", входящего в состав индивидуального рациона питания, установлено, что: "При выработке консервов должно соблюдаться следующее соотношение массовых долей компонентов: Массовая доля говядины должна быть не менее 86,5%. Массовая доля жира говяжьего должна быть не менее 10,4%. Массовая доля лука репчатого свежего должна быть не более 1,6%. Массовая доля перца черного молотого должна быть не менее 0,1%. Пищевая и энергетическая ценность 100г говядины тушеной 1 сорт должна быть: жир, не более - 17г; белок, не менее - 15г; калорийность, не более - 213ккал. Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли) от 1,0 до 1,5% включительно. Массовая доля лаврового листа должна быть не менее 0,1%";
Для товара "консервы мясные - "паштет нежный", входящего в состав индивидуального рациона питания, установлено, что: "При выработке консервов должно соблюдаться следующее соотношение массовых долей компонентов: Массовая доля печени говяжьей должна быть не менее - 40,5%, Массовая доля мясо птицы должна быть не более - 50,9%, Массовая доля лука репчатого должна быть не более - 2,0%, Массовая доля соли поваренной должна быть не более- 1,0%, Массовая доля сахара должна быть не более - 0,2%, Массовая доля перца черного должна быть не более - 0,1%, Массовая доля перца душистого должна быть не более - 0,15%, Массовая доля мускатного ореха должна быть не более - 0,15%, Массовая доля бульона должна быть не более - 5,0%";
Для товара "Кофе натуральный растворимый гранулированный", входящего в состав индивидуального рациона питания, установлено, что: "Массовая доля влаги. % (мае.), не более 6.0; Кофеин (в пересчете на сухое вещество). % (мае.), не менее 2.3; Общее содержание золы (в пересчете на сухое вещество), % (мае.), не более 6.0; Содержание металлических примесей (частиц не более 0.3 мм в наибольшем линейном измерении), % (мае.), не более 3·104; Содержание глюкозы (в пересчете на сухое вещество), % (мае.), не более 2.46; Содержание ксилозы (в пересчете на сухое вещество). % (мае.), не более 0.45".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о нем.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, например, в приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к составу бортового рациона для экипажей самолетов и вертолетов, в том числе в состав указанного рациона включен "сыр плавленый консервированный стерилизованный". При этом указан вид упаковочной единицы продукта - "пакет".
Вместе с тем при описании товара "сыр плавленый консервированный стерилизованный", входящего в состав бортового рациона для экипажей самолетов и вертолетов, Заказчиком установлено требование о необходимости упаковывать сыр плавленый консервированный стерилизованный в банки.
Подобное описание объекта закупки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.2 приложения N 2 к документации об Аукционе "комплектующие, входящие в состав рациона питания, должны быть указаны с наименованием, с соответствующим номером ГОСТ и (или) ТУ производителя, или иной НТД".
Соответственно, руководствуясь разделом XII документации об Аукционе, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретные технические условия производителя в соответствии с которыми должны быть изготовлены товары, входящие в рационы питания. Вместе с тем номер технического условия производителя не является характеристикой товара, следовательно требование об указании конкретного номера технического условия противоречит пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об обязательном указании в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных технических условий производителя, в соответствии с которыми должны быть изготовлены товары, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Частями 1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.2 приложения N 2 к документации об Аукционе "Товар должен комплектоваться в соответствии с требованиями настоящей документации и в соответствии с техническими условиями производителя, утвержденными и зарегистрированными в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний".
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации в Российской Федерации) порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 Закона о стандартизации в Российской Федерации.
Согласно пунктам 6.1, 6.11 ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" технические условия на пищевые продукты подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. При этом регистрацию технических условий осуществляет держатель подлинника данных технических условий в порядке, им установленном.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего требование об обязательной регистрации технических условий производителя в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.
Согласно приложению 4 к документации об Аукционе Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) с использованием формулы расчета.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Пунктом 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
Согласно документам и сведениям, а также пояснениям представителей Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик использовал ценовую информацию от потенциальных поставщиков, а также информацию о цене товаров, содержащуюся в исполненном контракте от 12.03.2016 N 0173100012516000024-0008205-02 (далее - Контракт).
Вместе с тем согласно информации, размещенной в ЕИС, по Контракту составлена претензия на сумму 13 919 558,31 руб. в связи с неисполнением поставщиком обязательств в установленный Контрактом срок.
Согласно изложенному, действия Заказчика, использовавшего при обосновании начальной (максимальной) цены контракта информацию о цене товаров, содержащуюся в Контракте, по которому выставлена претензия, нарушают пункт 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является поставка рационов питания.
Пунктом 3.1 государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "оценка соответствия товара осуществляется представителями заказчика УПЗ ДГП Росгвардии (г. Москва, ул. Маросейка, д. 12 (почтовый адрес 101990, г. Москва, ул. Маросейка 12, контактные телефоны: 8 (495) 622-39-61). УПЗ ДГП Росгвардии вправе делегировать полномочия по проведению оценки соответствия ЦМТО.
При наличии письменного обращения Поставщика в адрес ДГП Росгвардии, ДГП Росгвардии вправе делегировать полномочия по проверке товара по качеству и комплектности Грузополучателям (комиссиям, назначенным руководителями Грузополучателей)".
В соответствии с приложением N 2 документации об Аукционе поставщику необходимо осуществить поставку товара грузополучателям, расположенным в следующих федеральных округах Российской Федерации: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Северо-Кавказский, Дальневосточный.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком осуществляется закупка рационов питания для Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного федеральных округов в соответствии с уставом Заказчика, а также на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств на проведение указанной закупки.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товара в указанные федеральные округа Российской Федерации, а также отсутствие в описании объекта закупки конкретных адресов для оценки соответствия товаров, влечет за собой ограничение количества участников Аукциона и не позволяет надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктами 3, 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), при этом информация размещается на официальном сайте на русском языке.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 2 к документации об Аукционе, размещенное Заказчиком в ЕИС, содержит ограничения для ознакомления - текст вместо русских букв содержит английские буквы, что ограничивает возможность поиска отдельных фрагментов текста. Так, например, для товара "консервы мясные - "говядина тушеная 1 сорт", входящего в состав индивидуальных рационов питания, значение показателя "внешний вид бульона в нагретом состоянии" указано со словом "дoлжен", при этом русская буква "о" заменена на английскую "o".
Следовательно, размещенная Заказчиком в ЕИС документация об Аукционе, содержит ограничения для ознакомления, что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продмастер" обоснованной в части действий Заказчика, установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе и описание закупаемых товаров с нарушением положений Закона о контрактной системе, установившего в документации об Аукционе требование об обязательной регистрации технических условий производителя в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний, установившего в документации об Аукционе требование об обязательном указании технических условий, в соответствии с которыми изготовлены товары, входящие в рационы питания, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 18 статьи 22, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 2, 5 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 14.07.2017 N КГОЗ-215/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 14.07.2017 N КГОЗ-215/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 14 июля 2017 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017