Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июля 2017 г. N 280-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования российской Федерации Снежкиной М.А. (доверенность от 31.03.2017), Золотокопова А.В. (доверенность от 26.07.2017 N47), Бычковской Н.В. (доверенность от 09.01.2017 N8), рассмотрев жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" (г.Брянск, ул.Молодой Гвардии, д.77 А, кв.25) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования российской Федерации (адрес:414040, г.Астрахань, ул.Академика Королева, д.46) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 21.07.2017 поступила жалоба ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" (далее также - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования российской Федерации (далее также - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160) (далее - электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные на рассмотрение жалобы документы, Комиссия установила, что 03.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160) и документация о нем (далее - аукционная документация).
1.Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно объединил в одном объекте закупки поставку товара и услуги по слухопротезированию.
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка слуховых аппаратов цифровых заушных сверхмощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году.
Согласно техническому заданию аукционной документации при выдаче (передаче) инвалидам слуховых аппаратов производится настройка слуховых аппаратов, поскольку поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по их настройке технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Кроме того, поставщик должен доставить товар до конкретного инвалида при согласии получателя о предоставлении информации личного характера поставщику.
Таким образом, в объект закупки входит передача слуховых аппаратов конечному потребителю и оказание услуг, связанных с этим.
Поскольку начало эксплуатации слуховых аппаратов невозможно без их настройки, то объединение в один объект закупки поставки аппаратов и услуг по их настройке является обоснованным.
Нарушений Закона о контрактной системе в данных действиях Заказчика Комиссией не выявлено.
2. Довод Заявителя о необоснованном установлении в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии у них работников, получивших дополнительное профессиональное образование в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", Комиссия полагает обоснованным ввиду следующего.
Ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 N 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология - оториноларингология", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 155н, осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
В техническом задании аукционной документации установлено следующее: " В связи с тем, что настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой, у поставщика или соисполнителя, в случае его привлечения к исполнению контракта по договору, обязательно наличие действующей лицензии на осуществление поставщиком или соисполнителем медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")) или при осуществлении поставщиком или соисполнителем, в случае его привлечения к исполнению контракта по договору, деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н, наличие документа, подтверждающего квалификацию специалиста.Настройка слухового аппарата должна производиться врачом-сурдологом или сурдоакустиком".
Таким образом, документация об аукционе допускает заключение контракта с лицом и привлечение к исполнению контракта лица, которые не имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, но имеют работников, получивших дополнительное профессиональное образование в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)".
Между тем, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь именно лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология".
Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденный приказом Минтруда России от 10.05.2016 N 226н принят в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов".
При этом документ Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" не устанавливает легитимного требования, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а регламентирует следующее:
- описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
- характеристика обобщенных трудовых функций;
- сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
Таким образом, в действиях заказчика по включению в документацию об аукционе положений, допускающих заключение контракта с лицом и привлечение к исполнению контракта лица, которые не имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, но имеют работников, получивших дополнительное профессиональное образование в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", выявлено нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска товаров, а именно слуховых аппаратов, используемых при оказании услуг по слухопротезированию.
Заказчиком в п.3.3 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Постановлением Правительства N102.
Заказчик при проведении закупки руководствовался ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), в связи с чем определил ОКПД закупки как 26.60.14.120 (слуховые аппараты).
Постановление Правительства N102 включает в себя слуховые аппараты с кодом ОКПД 26.60.14.120 по вступившему в силу ОК 034-2014.
Данным нормативным правовым актом утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, из чего следует, что установлен не запрет, а ограничение допуска отдельных видов медицинский изделий, происходящих из иностранных государств, при условиях, определенных в п. 2 указанного постановления.
Пунктом 2 Постановления Правительства N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Следовательно, участники закупки вправе предлагать товары иностранного производства, однако при наличии не менее 2 заявок с предложениями о поставке товаров, происходящих из стран Евразийского экономического союза, признанных соответствующими требованиям Закона и документации об аукционе, заявки с предложением иностранных товаров подлежат отклонению независимо от того, какая цена контракта была предложена участником торгов.
В данном случае заказчиком производится не установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона, или ограничение доступа к участию в таком аукционе, что запрещено ст. 64 Закона о контрактной системе, а производится ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе, что предусмотрено ст. 14, ст. 42, ст. 63 указанного Закона, в частности применение национального режима при осуществлении закупок.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3, 5 ст. 66 указанного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установлений документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверно информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 указанного Закона.
Частью 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с требованиями п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N102 в извещение о проведении электронного аукциона документации об аукционе, включено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Такая правовая позиция согласуется с практикой арбитражных судов, к примеру, по делу NА60-33704/2016.
4. Довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе не было установлено требование о наличии у участника закупки лицензии, которая действовала бы на территории Астраханской области, Комиссия полагает несостоятельным, поскольку Заказчиком в техническом задании аукционной документации было определено место поставки товара: в пределах г.Астрахани и Астраханской области ( доставить товар до конкретного инвалида при согласии получателя о предоставлении информации личного характера поставщику).
5. Заявитель считает, что Заказчик не установил, какой именно ГОСТ соответствует товару, а также не установил необходимость передачи инвалиду вместе со слуховым аппаратом ушного вкладыша (стандартного или индивидуального).
Комиссия, изучив техническое задание аукционной документации установила, что Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе были установлены требования к слуховым аппаратам: "В соответствии с ГОСТ Р 51024-97 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия). Требования к безопасности товара: декларация о соответствии по постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N982 (Система сертификации ГОСТ Р).
- ГОСТ Р 50444-92 (разд. 3, 4) - Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия;
- ГОСТ Р 51024-2012 - Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний;
- ГОСТ Р 51407-99 - Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний;
- ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003- Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей;
- ГОСТ ISO 10993-1-2011- Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования;
- ГОСТ ISO 10993-5-2011- Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 5. Исследования на цитотоксичность: методы in vitro;
- ГОСТ ISO 10993-10-2011- Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 10. Исследования раздражающего и сенсибилизирующего действия".
Кроме того, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика включать в документацию о закупке требования о передаче поставщиком ушных вкладышей.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" (г.Брянск, ул.Молодой Гвардии, д.77 А, кв.25) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (адрес:414040, г.Астрахань, ул.Академика Королева, д.46) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160).
3. Выдать государственному заказчику Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку слуховых аппаратов мощных для обеспечения ими инвалидов в 2017 году (реестровый N0225100000117000160)
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июля 2017 г. N 280-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2017