Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2011.
Решение изготовлено в полном объёме 20.09.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель |
- |
Алешин К.Н. |
- руководитель Управления; |
Член комиссии |
- |
Спирина Т.А. |
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля; |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Т.В. |
- главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля; |
Член комиссии |
|
Куницын А.С. |
- специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля. |
в присутствии представителя: ООО "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" (далее - ООО "АСЭП") - Иваницкой О.В. (по доверенности),
рассмотрев дело N 39-11, возбужденное в отношении: ООО "АСЭП" (163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, дом 1, корпус 1) по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании Приказа от 15.04.2011 N 76 Управлением в отношении ООО "АСЭП" (далее - Общество) проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения статей 10, 11, 18, 27-30 Закона о защите конкуренции, в ходе которого установлено, что ООО "АСЭП" заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 05.07.2010 б/н с ОАО "Страховая компания "Ростра" и от 28.03.2011 N 1 42 0005 00 51001 000012 с ООО "Первая страховая компания" без проведения конкурса.
Согласно договорам, объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Транспортные средства используются в оперативно технических действиях, т.е. для поддержания работоспособности электрических сетей.
ООО "АСЭП", осуществляя деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии. Документов по проведению открытого конкурса по выбору вышеуказанных страховых компаний, в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции, в ходе проверки Обществом не представлено.
В связи этим, 25.08.2011 Управлением было возбуждено дело в отношении ООО "АСЭП" по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
В заседании Комиссии, состоявшемся 19.09.2011, представитель ООО "АСЭП" пояснила следующее.
Конкурсные процедуры при отборе страховых компаний для обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Обществом не проводились. Согласно статье 18 Закона о защите конкуренции, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг страхования ответственности. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа у единственного поставщика (т.е. без проведения конкурсных процедур и запроса котировок) осуществляется на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (с 22.07.2007 - 100 000 рублей (Указание ЦБ РФ N 1843-У от 20.06.2007 N 1843-У)).
Следовательно, по мнению ООО "АСЭП", Общество не должно было проводить конкурс для заключения данных договоров, а вправе было заключить их с единственным поставщиком, поскольку страховая премия по договору с ОАО "Страховая компания "Ростра" установлена в размере 42 867, 52 руб., а с ООО "Первая страховая компания" - в размере 6 137, 00 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат государственному регулированию. Согласно статье 9 данного закона страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, а страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов. Установленные в соответствии с названным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, и страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Кроме того, при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяются установленные в законодательном порядке тарифы, проведение конкурса или аукциона на право заключения договора ОСАГО не может рассматриваться как соответствующее целям Федерального закона N 94-ФЗ, направленного в том числе на обеспечение эффективного использования средств бюджетов.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
ООО "АСЭП" 26.03.2004 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1042900007941, действует на основании Устава, утвержденного общим собранием акционеров (протокол от 04.09.2009).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ООО "АСЭП", осуществляя деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Обществом заключен ряд договоров страхования.
Так, по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному с ОАО "Страховая компания "Ростра" от 05.07.2010 Страховщик обязуется за установленную данным договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором страховой суммы. Объектом страхования по указанному договору являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности Страховщика по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Страховая премия по договору установлена в размере 42 867,52 рублей.
Договор заключен сроком на один год - с 05.07.2010 по 04.07.2011.
По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с ООО "Первая страховая компания" N1 42 0005 00 51001 000012 от 28.03.2011 объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Общества), связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Размер страховой премии, установленный договором, составляет 6 137,00 рублей.
Данный договор страхования действует по 27.03.2012.
Представитель Общества на заседании комиссии подтвердила, что транспортные средства используются для оперативно - технических действий, связанных с поддержанием электрических сетей в работоспособном состоянии, то есть используются для обеспечения деятельности Общества по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции", субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для оказания определенных финансовых услуг, в том числе страхования гражданской ответственности.
В соответствии с письмом ФАС России "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" от 21.02.2007 N ИА/2168, статья 18 Закона о защите конкуренции обязывает субъекты, указанные в данной статье, заключать договоры на поименованные финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги. При этом положения статьи 18 Закона о защите конкуренции носят отсылочный характер на Закон о размещении заказов в части организации и проведения открытого конкурса и открытого аукциона.
Таким образом, по мнению ФАС России, для получения финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время - 100 тыс. руб.), субъектам, перечисленным в данной статье, необходимо проводить открытый конкурс или открытый аукцион по отбору финансовой организации.
Кроме того, необходимость проведения субъектом естественной монополии открытого конкурса или аукциона в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции вне зависимости от суммы заключаемого договора подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2009 по делу N А12-7050/2009. Согласно Постановлению, суд считает, что статья 18 названного закона обязывает поименованные в данной норме органы и организации заключать договоры на указанные в части 1 данной статьи финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса (аукциона) вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги.
Данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2009, Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4944/2009 от 10.07.2009, Постановлением ФАС Уральского округа N Ф09-7820/09-С1 от 02.11.2009, Определением об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ N ВАС-1801/10 от 05.05.2010 по делу N А76-665/2009-63-45.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 05.02.2008 N ИА/2159 факт включения хозяйствующего субъекта (юридического лица) в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Реестр) не является квалифицирующим признаком для отнесения его к числу субъектов естественных монополий. В связи с этим, положения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции подлежат применению в отношении субъектов естественных монополий независимо от фактов включения в Реестр.
В материалы дела Обществом каких - либо документов по проведению открытого конкурса по выбору страховых компаний, с которыми были заключены названные выше договоры страхования ответственности, на основании статьи 18 Закона о защите конкуренции в заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО "АСЭП", являясь субъектом естественной монополии, заключило с ООО "Первая страховая компания" и ОАО "Страховая компания "Ростра" договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без проведения конкурса или аукциона.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 39-11 решила:
1. Признать факт нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" со стороны ООО "АСЭП", выразившегося в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 05.07.2010 б/н с ОАО "Страховая компания "Ростра" и от 28.03.2011 N 1 42 0005 00 51001 000012 с ООО "Первая страховая компания" без проведения конкурса или аукциона.
2. Выдать ООО "АСЭП" предписание о прекращении нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно, о недопущении в дальнейшем нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров с финансовыми организациями для оказания услуг по страхованию ответственности, а также с даты получения предписания проводить отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до 19.11.2011 представить в Управление надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих устранение нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
м F @ xE ьный район" полномочия по водоснабжению населения и водоотведению на территории МО "Коношское".
Согласно указанному Постановлению, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации МО "Коношское" принял участие в создании Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Коношский" с долей участия в уставном капитале общества в размере 25%, номинальной стоимостью 2500 руб. 00 коп.
Постановлением также предусматривалось передача ООО "Водоканал Коношский" в аренду муниципального имущества для осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению на территории МО "Коношское".
15 марта 2010 года по результатам проведения торгов с ООО "Водоканал Коношский" был заключен договор N 4-2010 МА/2 о передаче в аренду муниципального имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению МО "Коношское", сроком аренды на 11 месяцев.
15 мая 2011 года по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества был заключен договор о передаче в аренду муниципального имущества N 140311/0116907/02-2 между МО "Коношское" и ООО "Водоканал Коношский", сроком до 05 мая 2012 года.
Таким образом, с момента создания и до настоящего времени ООО "Водоканал Коношский" непрерывно оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению населения на территории МО "Коношское".
Кроме того, в своих объяснениях по рассматриваемому вопросу второй участник торгов ООО "Сигнал", согласно протоколам открытого Аукциона занявший второе место, не усматривает в действиях Администрации МО "Коношское" нарушений антимонопольного законодательства, в ввиду того, что, по мнению ООО "Сигнал", все объекты, выставленные на Аукцион под лотом N 2, технологически и функционально связаны с предметом торгов по данному лоту.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Дело N 38-11, возбужденное в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Коношское", производством прекратить в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
21.09.2011 г. Архангельск
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Архангельской области (далее - Комиссия), по рассмотрению о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии |
- Алешин К.Н. |
Руководитель управления |
Член комиссии |
- Спирина Т.А. |
Зам. начальника отдела АМК |
Член комиссии |
- Нестеренко Т.В. |
Главный специалист-эксперт отдела АМК |
Член комиссии |
- Куницын А.С. |
Специалист-эксперт отдела АМК |
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 21.09.2011 по делу N 39-11 по признакам нарушения ООО "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" (далее - ООО "АСЭП") (163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д.1, корпус 1) п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. ООО "АСЭП" прекратить нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно, не допускать в дальнейшем нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров с финансовыми организациями для оказания услуг по страхованию ответственности, а также с даты получения настоящего предписания проводить отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Во исполнение п. 1 настоящего предписания ООО "АСЭП" в срок до 19.11.2011 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Архангельской области надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих устранение нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Председатель комиссии Алешин К.Н.
Член комиссии Спирина Т.А.
Член комиссии Нестеренко Т.В.
Член комиссии Куницын А.С.
Настоящее предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание:
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 20 сентября 2011 г. N 39-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016