Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 1 октября 2013 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А;
Члены Комиссии: Частников В.Л, Шолохова В.Е.,
рассмотрев дело N 1582/04 по признакам нарушения Администрацией Семикаракорского городского поселения (346630, Ростовская обл., г. Семикаракорск, ул. Ленина, 138) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") в присутствии: Голубова Н.И.; представителей Администрации Семикаракорского городского поселения: Чайкиной О.Ю., Студеникина И.А.; представителя МП ЖКХ: Иванникова В.И., установила:
Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России от 25.07.2013 г. N 358 по результатам рассмотрения заявления ИП Голубова Н.И. о чинении МП ЖКХ, со ссылкой на постановление Администрации Семикаракорского городского поселения от 09.11.2012 г. N 453, препятствий в предоставлении услуг по копке могил.
Определением Ростовского УФАС России от 25.07.2013 г. настоящее дело было назначено к рассмотрению на 30.09.2013 г.; к участию в деле были привлечены: Голубов Н.И. - в качестве заявителя; Администрация Семикаракорского городского поселения - в качестве ответчика; МП ЖКХ - в качестве заинтересованного лица.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
Постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от 09.11.2012 г. N 453 утверждено Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Семикаракорского городского поселения (далее - Положение N 453).
В соответствии с п. 1 Положения N 453 специализированная служба - организация, создаваемая администрацией в целях погребения умерших и оказания ритуальных, обрядовых, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших.
В соответствии с п. 17 ст. 15 Положения N 453 при установке надмогильных сооружений, скамеек, столиков, оградок, выходящих за пределы площади отведенного участка, они могут быть снесены специализированной службой.
В соответствии с п. 18 ст. 15 Положения N 453 в границах участка, отведенного для захоронения, по согласованию со специализированной службой, разрешается посадка зеленой изгороди и кустарника.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Положения N 453 муниципальные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Положения N 453 для получения разрешения на захоронение на закрытом кладбище необходимо письменное заявление в специализированную службу.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Положения N 453 в иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении на указанном им месте определяется специализированной службой.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Положения N 453 специализированная служба производит осмотр места в существующей оградке и в случае соответствия участка норме отвода ставит резолюцию на заявлении.
В соответствии с п./п. "з" п. 4 ст. 20 Положения N 453 на территории кладбища запрещается проезд автотранспорта, проведение погрузо-разгрузочных работ без специального разрешения, выдаваемого специализированной службы.
В соответствии с п.п. 2, 8 ст. 22 Положения N 453 и Приложением N 1 к Положению N 453 заявление о предоставлении земельного участка для погребения подается в специализированную службу.
В соответствии с п.п. 4, 8 ст. 22 Положения N 453 и Приложением N 3 к Положению N 453 заявление о предоставлении (резервирования) участка земли для погребения супруга или близкого родственника рядом с ранее умершим подается в специализированную службу.
В соответствии с п.п. 5, 8 ст. 22 Положения N 453 и Приложением N 4 к Положению N 453 разрешение на копку могилы выдается специализированной службой.
В соответствии с п.п. 6, 8 ст. 22 Положения N 453 справка о предоставлении земли для погребения близкого родственника рядом с ранее умершим выдается и регистрируется специализированной службой.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Положения N 453 захоронение умершего регистрируется в книге регистрации захоронений, которая согласно п. 9 ст. 22 Положения N 453 ведется специализированной службой.
На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что в настоящее время на территории Семикаракорского городского поселения специализированная служба не определена.
Однако, как следует из материалов дела, функции специализированной службы на территории Семикаракорского городского поселения фактически выполняет МП ЖКХ.
Так в материалы дела представлены разрешения на копку могил по форме, утвержденной Приложением N 4 к Положению N 453, подписанные от имени руководителя специализированной службы - директором МП ЖКХ.
Кроме того, как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Семикаракорск от 05.02.1999 г. МП ЖКХ был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок по адресу: г. Семикаракорск, ул. Озерная - под городское кладбище.
Также на основании распоряжения Администрации Семикаракорского городского поселения от 18.06.2013 г. N 99 и договора от 18.06.2013 г. N 26 ответчик передал в безвозмездное пользование МП ЖКХ имущественный комплекс - кладбище, расположенное примерно в 50 м. по направлению на юг от ориентира: г. Семикаракорск, 1-й переулок, 254.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в т.ч. наделенного статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена.
Из изложенного следует, что функции по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления, а территории самих кладбищ должны находиться в их ведении.
Таким образом:
- в действиях ответчика, выразившихся во включении в Положение N 453 положений, наделяющих специализированную службу функциями: по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища;
- в действиях ответчика, выразившихся в передаче в бессрочное пользование МП ЖКХ земельного участка по адресу: г. Семикаракорск, ул. Озерная - под городское кладбище;
- в действиях ответчика, выразившихся в передаче в безвозмездное пользование МП ЖКХ кладбища, расположенного примерно в 50 м. по направлению на юг от ориентира: г. Семикаракорск, 1-й переулок, 254;
- в бездействии ответчика, выразившегося в не выполнении функций по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища,
содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается наделять хозяйствующих субъектов своими функциями и правами.
Кроме того, передача МП ЖКХ функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг, в т.ч. функций по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на копку могил, и передача в его пользование городских кладбищ, ущемляет интересы иных участников рынка ритуальных услуг, поскольку их деятельность на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в связи с чем, вышеуказанные действия (бездействия) ответчика также содержат нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы Комиссии по настоящему делу сделаны с учетом имеющейся судебной практики (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 г. по делу N А33-9227/2006; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу N А53-3751/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2010 г. по делу N А57-26247/2009; Постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.2011 г. по делу N А72-6427/2010; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2011 г. по делу N А17-6398/2010; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2011 г. по делу N А43-8644/2010; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 г. по делу N А05-13126/2009; Постановление ФАС Центрального округа от 09.02.2012 г. по делу N А09-5595/2011; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 г. по делу N А10-1885/2009).
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать Администрацию Семикаракорского городского поселения нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Семикаракорского городского поселения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно:
- исключить из п.п. 17, 18, ст. 15, п. 1 ст. 16, п.п. 2, 3, 4 ст. 17, п.п. "з" п. 4 ст. 20, п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 22 Положения N 453 и Приложений NN 1, 2, 3, 4 к Положению N 453 положения, наделяющие специализированную службу функциями: по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища;
- прекратить право бессрочного пользования и право безвозмездного пользования МП ЖКХ в отношении территорий земель кладбищ и самих кладбищ Семикаракорского городского поселения;
- приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены КомиссииВ.Л. Частников, В.Е. Шолохова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 839/04
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
30 сентября 2013 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А.
Члены Комиссии: Частников В.Л.,Шолохова В.Е.
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 30.09.2013 г. по делу N 1582/04 о нарушении Администрацией Семикаракорского городского поселения (346630, Ростовская обл., г. Семикаракорск, ул. Ленина, 138) ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Семикаракорского городского поселения в срок до 27.12.2013 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся:
- во включении в Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Семикаракорского городского поселения, утвержденное Постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от 09.11.2012 г. N 453 (далее - Положение N 453) положений, наделяющих специализированную службу функциями: по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища;
- в передаче в бессрочное пользование МП ЖКХ земельного участка по адресу: г. Семикаракорск, ул. Озерная - под городское кладбище;
- в передаче в безвозмездное пользование МП ЖКХ кладбища, расположенного примерно в 50 м. по направлению на юг от ориентира: г. Семикаракорск, 1-й переулок, 254;
- в не выполнении функций по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища,
а именно:
- исключить из п.п. 17, 18, ст. 15, п. 1 ст. 16, п.п. 2, 3, 4 ст. 17, п.п. "з" п. 4 ст. 20, п.п. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 22 Положения N 453 и Приложений NN 1, 2, 3, 4 к Положению N 453 положения, наделяющие специализированную службу функциями: по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища;
- прекратить право бессрочного пользования и право безвозмездного пользования МП ЖКХ в отношении территорий земель кладбищ и самих кладбищ Семикаракорского городского поселения;
- приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение (подзахоронение), по выдаче разрешений на копку могил, по регистрации захоронений, по ведению и хранению книг регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ, по контролю за въездом на территорию кладбища и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, В.Е. Шолохова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 1 октября 2013 г. N 1582/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016