Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 01 сентября 2014 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <_>
признакам нарушения ЖСК "Ходынинские дворики" (ОГРН: 1076229002805, ИНН: 6229058900, адрес: 390029, г. Рязань, ул. Чкалова, д. 70Б) статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 25 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861, выразившегося в выдаче технических условий, не соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики, установила:
05.05.2014 г. в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <_>
(<_>) на незаконные действия ЖСК "Ходынинские дворики" (юридический адрес: 390029, г. Рязань, ул. Чкалова, д. 70Б), выразившиеся в выдаче технических условий, не соответствующих требованиям законодательства и ущемляющим его интересы.
Из заявления следует, что <_> является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <_>
(на основании свидетельства о государственной регистрации права <_>).
Между <_> и ЖСК "Ходынинские дворики" (далее - жилищный кооператив) заключен договор по передаче электрической энергии б/н от 11.01.2013 г., согласно которому сторона 1 (ЖСК "Ходынинские дворики") обязуется организовывать подачу Потребителю электрической энергии совместно с энергоснабжающими организациями, а Потребитель приобретает электроэнергию для бытового назначения и оплачивает ее.
В соответствии с пунктом 7 договора для подключения к магистральным сетям коттеджного поселка "Ходынинские дворики" потребитель пишет заявление на получение технических условий для присоединения к электрическим сетям. Сторона-1 выдает технические условия.
<_> обратился в ЖСК "Ходынинские дворики" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям в целях электроснабжения индивидуального жилого дома, в соответствии с которой ему были выданы технические условия от 25.01.2013 г (далее - технические условия).
Данными техническими условиями определено следующее:
Разрешается однофазное подключение к электрическим магистральным сетям номинальной потребляемой мощностью с установкой однофазного счетчика второго класса точности с пломбами госприемки под винтами крышки, дата госповерки не должна превышать срок 12 месяцев до даты установки с последующим опломбированием узла учета электроэнергии пломбой ЖСК.
Монтаж осуществить проводом СИП 2А 16 с обязательной установкой однофазного счетчика и монтажом щитка в наружном исполнении, на фасаде жилого дома, высота, доступная для снятия текущих показаний без привлечения лестниц, стремянок, с использованием зажимов DN123, зажимов Р645, с обустройством фасадными креплениями для СИП по наружной стене дома.
При непосредственном подключении к магистральным сетям необходимо учитывать фазеровку линий, не допускать разбаланс фас.
Работы должны выполняться электриком, согласованным письменно с ЖСК, имеющим необходимую группу допуска, с предоставлением копий документов, подтверждающих квалификацию. Работы должны производиться в присутствии полномочного представителя ЖСК.
Технические условия, выданные жилищным кооперативом <_> не соответствуют требованиям, установленным Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861 (далее - Правила технологического присоединения).
Такой вывод вытекает из следующего.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения определяются порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрически сетям, а в пункте 25.1 требования к содержанию технических условий в случае технологического присоединения к электрическим сетям в том числе и иных лиц (пункт 1 Правил), которыми является ООО "Ходынинские дворики".
Согласно информации, полученной от ГУ РЭК Рязанской области, тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии для ЖСК "Ходынинские дворики" не устанавливался, это свидетельствует о том, что ЖСК "Ходынинские дворики" не являются сетевой организацией.
Осуществление ЖСК "Ходынинские дворики" технологического присоединения не противоречит требованиям Правил. В материалах дела отсутствует информация, что у <_> существует возможность какого-либо иного технологического присоединения, кроме как к электросетям кооператива.
Аналогичная позиция указана в постановлении Федерального Арбитражного Суда Уральского округа NФ09-1970/11-С1 от 29.04.2011 по делу NА71-10084/2010.
Согласно пункту 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил (физические лица, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), должны быть указаны:
А) Точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, в котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
А(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
Б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
В) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
Г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, установлен исчерпывающий перечень требований, которые должны быть указаны в технических условиях.
Однако требования к содержанию технических условий по точке присоединения, не было выполнено ЖСК. Величина максимальной мощности в точке присоединения не указана ЖСК. Пунктом 14 Правил устанавливаются требования к
заявке направляемой заявителем - физическим лицом, в том числе: наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (не указаны заявителем); запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств (не указана заявителем). Требования об установке трехфазного счетчика не указаны заявителем, такие указания не предусмотрены в Правилах по требованиям к заявке.
Пунктом 2 технических условий определено, что установку (монтаж) однофазного счетчика в щитке наружного исполнения осуществить на фасаде жилого дома. В представленной заявителем заявки отсутствует требование о месте установки прибора учета. В письме от 15.02.2014 в адрес ЖСК заявитель указывает на несогласие с предложенным местом установления счетчика, ответа не последовало.
Абзацем 2 пункта 19 Правил установлено "Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами".
Таким образом, не включение в технические условия требований п.25.1. Правил по точке присоединения, по максимальной мощности на технологическое присоединение условий, навязывание не предусмотренных требованиями Правил место установки счетчика нарушает их.
Правильность выводов подтверждается судебной практикой: постановлением ФАС Центрального округа по делу NА54-3865/2012 от 08.04.2013 г., постановлением ФАС Центрального округа по делу NА14-395/2013 от 19.12.2013 г.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Закон об электроэнергетике. Частью 1 ст.20 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указаны Основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в том числе: обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.
Обеспечение недискриминационных условий в сфере электроэнергетики является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в указанной сфере.
Контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (часть 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче эленктрической энергии и оказание этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2007 N861 (далее Правила недискриминационного доступа).
Пунктом 2 вышеназванного постановления (которым утверждены Правила недискриминационного доступа), Федеральная антимонопольная служба определена, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с пп. "в" пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (услугам, работам), в том числе к услугам технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункта 5 Правил в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное
присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, создание собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, дискриминационных условий в том числе,
неправомерное не установление точки поставки, максимальной мощности в технических условиях на технологическое присоединение к электрическим сетям в нарушение Правил технологического присоединения, рассматривается антимонопольным органом, как нарушение пункта 25.1. Правил технологического присоединения.
Учитывая вышеуказанное, ЖСК "Ходынинские дворики" нарушило п. 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, _ а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N861.
По вопросам договора N184 об оказании услуг по обеспечению и управлению территорией жилой застройки коттеджного поселка "Ходынинские дворики" от 01.08.2009:
Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случае, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поэтому, вопросы, касающиеся создания ТСЖ или жилищного кооператива (ЖК), управления ими, содержания общего имущества в коттеджном поселке и оплаты коммунальных платежей, суды по аналогии применяют нормы, касающиеся помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 части 1 раздела III "Полномочия Инспекции" Положения о государственной жилищной инспекции Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 г. N 108, к полномочиям Инспекции относится осуществление регионального государственного жилищного надзора по выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для рассмотрения вопросов по подведомственности по вышеуказанному договору N184, Вам надлежит обратиться в Жилищную инспекцию Рязанской области с заявлением о нарушении законодательства при установлении платы по оказанию услуг по обеспечению и управлению территорией жилой застройки коттеджного поселка.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ЖСК "Ходынинские дворики" в части неправомерного не включения в технические условия указания о точке присоединения, максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, включение требований в технические условия об установке прибора учета (счетчика) на фасаде дома, противоречащими требованиям п. 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, _ а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N861.
2. Выдать ЖСК "Ходынинские дворики" предписание о прекращении нарушения п. 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, _ а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N861.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 202/2014-М/Т
01 сентября 2014 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.09.2014 г. по делу N 202/2014-М/Т о нарушении ЖСК "Ходынинские дворики" п. 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, _ а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N861. предписывает:
ЖСК "Ходынинские дворики" прекратить неправомерное:
- не включения в технические условия - указания о точке присоединения, присоединяемой максимальной мощности для <_>
- включение требований в технические условия об установке прибора учета (счетчика) на фасаде дома.
В двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания направить технические условия в адрес <_> выполненные в соответствии с требованиями пункта 25.1. Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, _ а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 г. N861.
Об исполнении настоящего Предписания сообщать в адрес Рязанского УФАС России до 30.09.2014 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 1 сентября 2014 г. N 202/2014-М/Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016