Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 24 февраля 2015 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_> ВрИО руководителя управления,
члены Комиссии:
- <_> заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
- <_> заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 02-35/2015-002, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Открытое акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (<_>)
- <_> (генеральный директор),
- <_> (по доверенности N 04-11-77 от 17.07.2014),
в отсутствие заинтересованного лица: ИП Медининой Е.В. (ИНН 370265758554, ОГРН 304370226600061), надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново, в котором содержится информация о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.
В своем заявлении Заявитель указывает, что 01.12.2014 в своем почтовом ящике он обнаружил счет-извещение от ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания", на котором была также размещена реклама финансовой услуги ЛайфБанка без указания всех условий ее предоставления, а также без наименования юридического лица, ее оказывающего.
Таким образом, в заявлении содержится информация о нарушении ч. 1 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которым реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество); реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, счет-квитанцией.
Ивановским УФАС России по данному факту 04 февраля 2015 года возбуждено дело N 02-35/2015-002 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к оказываемой финансовой услуге (вклад Лайф Банка);
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.
Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.
Вклад является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связана с привлечением денежных средств.
В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Согласно п. "а" ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.
Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Данный вывод подтверждается также постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09 сентября 2014 года по делу N А17-182/2014, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 года по делу NА17-1968/2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года по делу NА17-2252/2012.
В рассматриваемой квитанции наименование, все условия предоставления финансовой услуги напечатаны нечитаемым шрифтом.
При этом в предоставленном макете рекламы мелким шрифтом указано следующее юридическое лицо, оказывающее финансовую услугу: ОАО АКБ "Пробизнесбанк" и иные условия ее предоставления (ставка по вкладу 11% при сроке 730 дней, начисление процентов за каждые 30 дней, при досрочном истребовании вклада проценты, выплаченные за весь период, будут пересчитаны по ставке до востребования, без пролонгации). Аналогичная информация содержится на указанном в рекламе сайте banklife.ru.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, полное наименование кредитной организации: Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк", сокращенное наименование: ОАО АКБ "Пробизнесбанк".
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация:
1) относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу,
2) об условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся ей лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В ч. 1 и ч.2 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями указанных императивных обязанностей, которые не были соблюдены.
За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. За нарушение требований п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. В соответствии с ч.8 ст.38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение указанных требований, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно материалам дела в макете рекламы были указаны все необходимые в соответствии с Законом о рекламе сведения о предоставляемой финансовой услуге.
В своих письменных пояснениях ОАО "ИГТСК" указало, что рассматриваемая реклама была размещена на выставленных гражданам за ноябрь 2014 года счетах-квитанциях за отопление и горячее водоснабжение, распечатанных и распространенных Обществом в количестве 23362 шт. в период с 22 по 30 ноября 2014 года.
На рассмотрении дела N02-35/2015-002 представитель ОАО "ИГТСК" поддержал письменные пояснения и признал факт нарушения законодательства о рекламе. Дополнительно пояснил, что у сотрудников Общества мало опыта в сфере распространения коммерческой рекламы, при этом жалоб на подобную рекламу в ОАО "ИГТСК" не поступало.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Мединина Е.В., рекламораспространителем и рекламопроизводителем ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги ОАО АКБ "Пробизнесбанк", размещенную на счете-извещении ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания" за ноябрь 2014 года, ненадлежащей рекламой, поскольку были нарушены требования ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Медининой Е.В. предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: _________________________ <_>
Члены Комиссии: __________________________ <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N1 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
|
25 февраля 2015 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_> ВрИО руководителя управления,
члены Комиссии:
- <_> заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
- <_> заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
на основании своего решения от 25 февраля 2015 года по делу N 02-35/2015-002 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Медининой Елене Владимировне (<_>) устранить выявленные нарушения ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", предпринять меры по недопущению распространения рекламы финансовых услуг с нечитаемым шрифтом для чего в срок до 11 марта 2015 года увеличить не менее чем в два раза шрифт в макетах соответствующей рекламы.
2. ИП Медининой Е.В. (<_>) представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 13 марта 2015 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N2 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
|
25 февраля 2015 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_> ВрИО руководителя управления,
члены Комиссии:
- <_> заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
- <_> заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
на основании своего решения от 25 февраля 2015 года по делу N 02-35/2015-002 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ИНН 3702532481, ОГРН 1033702033294) устранить выявленные нарушения ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 11 марта 2015 года предпринять все возможные меры по недопущению распространения на своих счетах-квитанциях рекламы финансовых услуг с нечитаемым шрифтом.
2. ОАО "ИГТСК" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 13 марта 2015 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016