Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 1 июня 2016 г. N РНП-11-338
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> председателя Комиссии; <> члена Комиссии; <_> члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения "Коми Республиканская психиатрическая больница" (далее - ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница") исх. от 18.05.2016 N 03-013/1194 (вх. от 19.05.2016 N 2546) о включении общества с ограниченной ответственностью "Интер-С" (далее - ООО "Интер-С") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Оказание услуг по выполнению регламентированных работ по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница"", извещение N 0307200028016000033 (далее - контракт),
при участии:
- <_> - <> ООО "Интер-С", согласно приказу <_>
- <> - представителя ООО "Интер-С", по доверенности <_> установила:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Коми УФАС России представлено обращение ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" исх. от 18.05.2016 N 03-013/1194 (вх. от 19.05.2016 N 2546) о включении ООО "Интер-С" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения муниципального контракта (далее обращение).
ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница", ООО "Интер-С", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения извещены посредством электронной почты, почтовой связи.
ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" письмом от 25.05.2016 N 03-13/1238 (вх. N 2660 от 26.05.2016) заявлено о возможности рассмотрения сведений о недобросовестном исполнителе в отсутствие представителя Учреждения.
ЗАО "Сбербанк - АСТ" письмом от 26.05.2016 (вх. N 1552э. от 26.05.2016) заявлено о возможности рассмотрения вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков в отсутствие представителя Общества.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителей ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница", ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению обращения по существу.
2. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы обращения, заслушав представителей ООО "Интер-С" пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось - ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница".
Наименование объекта закупки: "Оказание услуг по выполнению регламентированных работ по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница"".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 248 266,64 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения, поступившие в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на выполнение государственного задания.
Информация о проведении электронного аукциона, в том числе извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200028016000033, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки - 31.03.2016.
2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
В соответствии с частями 1 - 7 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона,
заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
На основании частей 8 - 10, 13, 14 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
2.3. По протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2016 N 0307200028016000033 - 3 победителем электронного аукциона признано ООО "Интер-С".
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2016 N 0307200028016000033 - 3 размещен на электронной торговой площадке 15.04.2016, на официальном сайте - 18.04.2016.
25.04.2016 оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" направлен проект контракта ООО "Интер-С".
28.04.2016 ООО "Интер-С" на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" проект контракта с обеспечением исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный счет заказчика подписан сертификатом усиленной электронной подписи.
29.04.2016 оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" направлены заказчику проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта - платежное поручение от 28.04.2016 N 57, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Интер-С".
ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" письмом от 29.04.2016 N 03-13/1081 уведомило ООО "Интер-С" о перечислении Обществом обеспечения исполнения контракта не в полном размере.
Согласно платежному поручению от 28.04.2016 N 57, ООО "Интер-С" перечислило на счёт ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" в качестве обеспечения исполнения контракта - 18 619,50 руб., тогда как требуемая сумма должна была быть внесена в размере 18 620,00 руб.
29.04.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" был отозван проект контракта заказчиком, в связи с предоставлением обеспечения исполнения контракта не в полном размере.
29.04.2016 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" была сформирована новая карточка контракта.
29.04.2016 победителю электронного аукциона на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" направлен повторно проект контракта.
В регламентированный срок - 04.05.2016 проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта в полном размере, заказчику не поступили.
Заказчиком - ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" сформирован протокол от 05.05.2016 N 0307200028016000033 - 4 об отказе от заключения контракта и признания участника уклонившимся по результатам проведения электронного аукциона по определению исполнителя для оказания услуг по выполнению регламентированных работ по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница".
Протокол об отказе от заключения контракта от 15.04.2016 N 0307200028016000033 - 4 размещен на электронной торговой площадке и на официальном сайте - 06.05.2016.
18.05.2016 на официальном сайте закупок опубликованы сведения о заключении ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" контракта со вторым участником электронного аукциона - обществом с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Аквилон". Номер реестровой записи - 21121009708 16 000079.
Действия заказчика - ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" в части принятия решения о признании участника уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 70, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе основаны на Законе о контрактной системе.
2.4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом отказа от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Согласно письменным пояснениям директора ООО "Интер-С" исх. б/н б/д (вх. N 2749 от 31.05.2016), а также пояснениям, озвученным в ходе заседания Комиссии, факт направления обеспечения исполнения контракта не в полном размере обусловлен неверным расчётом платежа, произведённым главным бухгалтером ООО "Интер-С".
В результате арифметической ошибки, на счёт ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" перечислена сумма на 50 копеек меньше требуемой.
Директор ООО "Интер-С" пояснил, что подписав направленный ему проект контракта, и приложив платёжное поручение, подтверждающее обеспечение исполнение контракта, он был уверен в исполнении со своей стороны всех обязательств по заключению контракта.
Об установленном регламентированном сроке подписания контракта - 04.05.2016 ему известно не было.
04.05.2016, как пояснил директор ООО "Интер-С", он находился за пределами г. Сыктывкара. 05.05.2016 прибыв на объект ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" был уведомлен о не подписании указанного контракта.
Платежным поручением от 16.05.2016 N 59 на счет ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" была перечислена сумма в размере 50 копеек.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Интер-С", направленного на не заключение контракта. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "Интер-С" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Действия ООО "Интер-С" в виде направления заказчику подписанного со стороны Общества проекта контракта, обеспечения исполнения контракта свидетельствуют о намерении Общества заключить контракт.
Исходя из судебной практики (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2015 N Ф09-9236/14 по делу N Ф60-14519/2014), не перечисленная в установленный срок сумма обеспечения по контракту, составляющая 50 копеек, является незначительной, права и законные интересы заказчика при этом не нарушены, обществом приняты необходимые меры для исполнения обязательств по контракту.
С учетом всех установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Приказом Коми УФАС России N 225 от 20.10.2014 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Коми УФАС России, решила:
Отказать государственному учреждению "Коми Республиканская психиатрическая больница" во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Интер-С" (адрес места нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 83, офис 48; ИНН 1101121557) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 июня 2016 г. N РНП-11-338
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016