Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2000 г. N 1881/00 настоящее решение отменено
Дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию суда
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 16 сентября 1999 г. настоящее решение изменено
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 1999 г. вышеуказанные изменения отменены
Решение Арбитражного суда Республики Карелия
от 23 июля 1999 г. N А26-1238/99-02-01/53
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Романова О.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства государственной собственности Республики Карелия
к ОАО "Онежский тракторный завод" о признании недействительной в части сделки приватизации
при участии в заседании:
истца - Федичев А.С. - нач. юридического отдела (дов. от 25.09.98 N АМ-05/2186)
ответчика - Швец И.Н. - предст-ль (дов. от 21.09.98 б/н)
Туваев А.В. - вед. юрисконсульт (дов. от 18.08.97 N 17)
установил: Истец, Министерство госсобственности РК, обратился в Арбитражный суд РК с исковым заявлением о признании недействительной сделки приватизации ОАО "ОТЗ" в части включения в уставной капитал 74 процентов нежилого помещения детского сада N 50, расположенного по пр. Ленина, дом 9 в г. Петрозаводске и применении последствий недействительности сделки в виде возврата в государственную собственность указанного помещения.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по тем основаниям, что приватизация земельного, жилищного фондов, объектов социально-культурного наследия, а также социально-культурных учреждений, для которых законодательством о приватизации установлен особый режим приватизации, осуществляется в соответствии с иными законодательными актами РФ и соответствующим актами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Верховного Совета РФ "О введении в действие государственной программы приватизации на 1992 год" приватизация образовательных учреждений не допускается до установления соответствующей процедуры в законодательстве РФ.
Такой порядок до настоящего времени законодательством не предусмотрен.
Ответчик, ОАО "ОТЗ", исковых требований не признал, в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании пояснив, что по законодательству Республики Карелия о приватизации объекты социальной сферы могли быть проданы членам трудового коллектива с согласия местных советов. Все необходимые согласования ОАО "ОТЗ" были получены. Кроме того ответчик не считает спорный объект образовательным учреждением, поскольку в соответствии с требованиями Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92 г. не являлся юридическим лицом, на момент приватизации был ликвидирован и не функционировал. Все его имущество, в том числе помещение, находилось на балансе ГП "ОТЗ".
Заслушав стороны, оценив доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования истца, Министерства госсобственности РК, подлежат удовлетворению.
В соответствии с распоряжением Государственного Комитета РК по управлению госсобственностью N 291р от 04.01.1993 года был утвержден план приватизации Государственного предприятия "ОТЗ", находящегося в государственной собственности Республики Карелия. Характеристика объекта, перечень имущества и стоимость объектов отражены по состоянию на 01.07.92 г. Пунктом 9 названного плана было предусмотрено, что 74 процента стоимости дошкольных учреждений или 2878 тысяч рублей включаются в уставной фонд ОАО "ОТЗ", а 26 процентов или 1011 тысяч рублей передаются в государственную собственность для последующей передачи в муниципальную собственность.
Как установлено Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.99 года по делу N 02-01/140 (за 1998 год) спорный объект не был передан в установленном законом порядке в муниципальную собственность, в связи с чем обращение надлежащего собственника в лице Министерства госсобственности с заявленным иском является законным и обоснованным.
Согласно статье 1 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" перечень объектов, приватизация которых регулируется данным Законом, носит исчерпывающий характер.
Действие этого Закона не распространяется на земельные и жилищные фонды, объекты культурного и природного наследия, а также социально-культурные учреждения, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации. Приватизация этих объектов должна осуществляться в соответствии с иными законодательными актами РФ и республик в составе РФ (пункт 5 статьи 2 Закона РФ "О приватизации..." часть 2 пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утв. Указом Президента РФ от 01.07.92 г. N 721).
В этой связи ссылка ответчика на Закон РК "О приватизации..." не может быть принята судом, поскольку в случае противоречия Закона субъекта федерации законодательству РФ, применяется федеральный Закон.
Отклоняются судом и доводы ответчика ОАО "ОТЗ", что спорный объект не относится к общеобразовательным учреждениям и социальным объектам, поскольку не являлся юридическим лицом.
Законодательство о приватизации не связывало перечень объектов приватизации со статусом юридического лица, поскольку у приватизируемых государственных предприятий на балансе как правило, находила социальная сфера, включающая в себя имущество, не подлежащее приватизации.
Так, согласно Временному положению о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 29.01.1992 г. N 66, из стоимости имущества предприятия исключается стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (раздел 4 п. 4.1 приложения N 2 к Указу);
- в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал открытого акционерного общества не включаются и передаются акционерному обществу по договору объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (п. 4.2 приложения N 3 к Указу).
Указанный спорный объект не утратил своего назначения как социальный объект в связи с тем, что при сдаче жилого дома N 9 по пр. Ленина, был принят в эксплуатацию в 1958 году как нежилое помещение - детский сад, полезной площадью 692,0 кв.м, использовался по своему назначению и по состоянию на 01.07.1992 г. в перечне имущества приватизируемого предприятия значился таковым.
Поскольку детский сад N 50, находившийся на балансе ГП "ОТЗ" является социальным объектом, то включение в уставной капитал ОАО "ОТЗ" 74 процентов стоимости помещения площадью 579,0 кв.м является незаконным.
Сделка приватизации в этой части совершена с нарушением законодательства о приватизации, в связи с чем согласно ст. 30 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" и ст. 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 95, 124-127, 134, 135 АПК РФ, суд
решил:
1. Исковые требования Министерства государственной собственности Республики Карелия удовлетворить.
Признать недействительной сделку приватизации ОАО "ОТЗ" в части включения в уставной капитал 74 процентов стоимости нежилого помещения бывшего детского сада N 50, расположенного по пр. Ленина, дом 9 в г. Петрозаводске.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 16 сентября 1999 г. настоящее решение изменено
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 1999 г. вышеуказанные изменения отменены
2. Применить последствия недействительности сделки приватизации.
Обязать ОАО "Онежский тракторный завод" передать помещение площадью 579,0 кв.метров в доме N 9 по пр. Ленина в г. Петрозаводске в государственную собственность Республики Карелия.
3. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с ОАО "Онежский тракторный завод" в бюджет РФ 1669 руб. 80 коп.
4. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
5. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Арбитражный суд РК.
Судья |
О.Я. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 июля 1999 г. N А26-1238/99-02-01/53
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июня 2000 г. N 1881/00 настоящее решение отменено
Дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию суда
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 16 сентября 1999 г. настоящее решение изменено
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 1999 г. вышеуказанные изменения отменены