В соответствии с Законом Самарской области "Об основах промышленной политики в Самарской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию промышленной политики в Самарской области на период до 2020 года.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство промышленности и технологий Самарской области (Безрукова).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области |
Н.И. Меркушкин |
Концепция
промышленной политики в Самарской области на период до 2020 года
(утв. постановлением Губернатора Самарской области от 8 мая 2014 г. N 111)
1. Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии со статьей 8 Закона Самарской области "Об основах промышленной политики в Самарской области".
Цель настоящей Концепции - определение стратегических приоритетов государственной поддержки развития промышленного комплекса в Самарской области на основе оценки промышленного потенциала, направленных на повышение его конкурентоспособности и активизации инновационной деятельности, формирование промышленной политики.
Цель промышленной политики - выработка правовых, экономических и организационно-технических мер государственной поддержки, направленных на развитие конкурентных преимуществ субъектов промышленной деятельности, адаптацию их к условиям Всемирной торговой организации и других интеграционных объединений, развитие новых секторов промышленности на основе инжиниринга и инноваций.
Задачи промышленной политики:
стимулирование создания новых высокотехнологичных, экономически эффективных и экологически безопасных производств, а также технического перевооружения и модернизации действующих производств;
стимулирование инновационной активности промышленных кластеров Самарской области; обеспечение сбалансированного развития экономической,
экологической и социальной составляющей промышленного комплекса Самарской области;
развитие научно-технического и инновационного малого и среднего предпринимательства в промышленности;
реализация мероприятий по кадровому обеспечению промышленности, в том числе в части профессиональной ориентации молодежи, целевой подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих;
совершенствование систем управления, применение современных технологий управления качеством, прогрессивных методов организации и обеспечения производства.
Основания для разработки настоящей Концепции приведены в приложении 1 к настоящей Концепции.
2. Структура, анализ состояния, основные проблемы и конкурентные преимущества промышленного комплекса Самарской области
Промышленный комплекс является базовым звеном экономики, влияющим на социально-экономическое состояние Самарской области. Промышленные предприятия обеспечивают рабочими местами более 25 процентов от общего числа занятых в экономике Самарской области и производят более 40 процентов валового регионального продукта.
Промышленный комплекс включает в себя добывающие, обрабатывающие отрасли и энергетику.
Отраслями специализации промышленного комплекса Самарской области являются автомобилестроение, производство космических и летательных аппаратов, двигателестроение, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, химическое производство, производство нефтепродуктов, станкостроение, сельхозмашиностроение, производство оборудования для нефтехимического комплекса, радиоэлектронного оборудования, пластмасс, продукции для оборонно-промышленного комплекса, продукции легкой промышленности, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основными видами продукции, выпускаемой промышленными предприятиями Самарской области, являются легковые автомобили, ракеты-носители, космические аппараты, двигатели для летательных аппаратов и промышленного назначения, подшипники, автомобильные бензины и дизельное топливо, аммиак, минеральные удобрения, метанол, синтетические каучуки, этиловый спирт, фенол, ацетон, нитробензол, линолеум, капролактам и продукты его переработки.
Подробный анализ и направления развития промышленного комплекса Самарской области приведены в приложении 2 к настоящей Концепции.
Конкурентными преимуществами промышленного комплекса Самарской области являются:
диверсифицированная структура промышленности;
богатый сырьевой и ресурсный потенциал;
высокий производственный потенциал;
наличие мощных высокотехнологичных промышленных кластеров; высокий научно-образовательный и кадровый потенциал;
высокий уровень урбанизации населения.
Основными факторами, сдерживающими развитие промышленного комплекса Самарской области являются:
технологическое отставание предприятий и низкая производительность труда в обрабатывающем секторе промышленности ввиду значительного износа основных производственных фондов и использования устаревших технологий;
недостаточная загрузка производственных мощностей отдельных промышленных предприятий;
недостаточное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства;
отсутствие эффективной политики стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, низкий объем ее финансирования;
высокий уровень затрат на энергоносители в себестоимости продукции, низкая ресурсо- и энергоэффективность производств;
недостаточное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктур на территории области;
зависимость отдельных промышленных предприятий от формирования государственного заказа;
зависимость предприятий от импортных технологий и импортного сырья;
низкий уровень освоения новых видов конкурентоспособной продукции, старая продуктовая линейка;
дефицит квалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов в отдельных отраслях промышленности;
высокий уровень производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, неблагоприятные условия труда.
Для решения выявленных проблем необходимо обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов и потенциала субъектами промышленной деятельности в совокупности с мерами государственной поддержки.
3. Основные направления государственной поддержки промышленного комплекса Самарской области
В рамках реализации промышленной политики для сохранения и устойчивого развития конкурентных преимуществ промышленного комплекса Самарской области планируется осуществление государственной поддержки.
Критериями выбора приоритетов для государственной поддержки промышленного комплекса Самарской области являются:
экономическая эффективность - повышение производственно-экономических показателей субъектов промышленной деятельности, увеличение доходов в бюджеты всех уровней;
технологическая эффективность - внедрение современных прорывных технологий, модернизация основных производственных фондов, увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоёмкой продукции;
социальная эффективность - формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения, в том числе сохранение и увеличение занятости населения, рост заработной платы, поддержка организаций и (или) проведение мероприятий, имеющих социальную и (или) общественную значимость;
экологическая эффективность - снижение негативного воздействия промышленной деятельности на окружающую природную среду.
С учётом экономических, технологических, социальных и экологических критериев государственная поддержка промышленного комплекса Самарской области будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1) совершенствование и систематизация законодательства Самарской области, способствующие опережающему инновационному развитию промышленного комплекса Самарской области;
2) государственное стимулирование привлечения инвестиций с целью создания новых производств, модернизации и технического перевооружения предприятий посредством:
государственного кураторства при реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение;
установления системы благоприятного налогового режима (освобождение или снижение ставок по региональным налогам, отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, инвестиционного налогового кредита, проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам в областной бюджет);
предоставления субсидий инвесторам - производителям товаров, работ, услуг на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, на уплату лизинговых платежей, развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования (создание и (или) реконструкция систем водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, канализации, очистных сооружений, дорог и подъездных путей и (или) иных внеплощадочных сетей коммуникаций), сертификацию и (или) патентование продукции, оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности, обучение или переобучение работающих в рамках реализуемого инвестиционного проекта, обучение или переобучение безработных производственным специальностям в рамках реализуемого инвестиционного проекта, на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения, погашение части затрат по инвестиционным проектам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
долевого участия в уставном (складочном) капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты;
предоставления государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам;
содействия в привлечении средств федерального бюджета в рамках реализации государственных программ и федеральных целевых программ на реализацию крупных проектов по модернизации и техническому перевооружению на промышленных предприятиях Самарской области;
заключения взаимовыгодных соглашений о сотрудничестве с промышленными предприятиями и вертикально-интегрированными структурами, включающих мероприятия, направленные на модернизацию и техническое перевооружение;
реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства;
создания доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов (особые экономические зоны, индустриальные парки);
стимулирования инвестиционной деятельности на территории монопрофильных городских округов Самарской области;
3) развитие инновационной деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства посредством следующих мер:
развитие кооперации высших учебных заведений и научных организаций с промышленными предприятиями региона;
стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на промышленных предприятиях;
создание эффективной системы трансфера инноваций в промышленный комплекс, в том числе зарубежных;
повышение эффективности действующей инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в промышленности;
4) развитие существующих и создание новых промышленных кластеров, в том числе в рамках государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров;
5) участие в технологических платформах по приоритетным для промышленного комплекса региона направлениям;
6) совершенствование системы подготовки кадров для промышленности по следующим направлениям:
массовая техническая профессиональная ориентация молодежи; техническое оснащение и развитие учреждений образования; стимулирование участия предприятий в развитии образовательной базы, поддержке региональной системы образования;
участие работодателей региона в выработке и реализации образовательной политики в Самарской области в части формирования образовательных программ, независимой оценки качества работы образовательных организаций, участия в государственной итоговой аттестации, расширения форм производственной практики;
участие работодателей в разработке профессиональных стандартов и их применение в кадровой политике;
проведение сертификации работников предприятий, а также повышение их квалификации и профессиональное обучение в целях повышения производительности труда;
создание центров технологических компетенций, коллективного пользования, инжиниринговых, учебных и научно-производственных центров;
7) улучшение условий труда на предприятиях промышленного комплекса Самарской области, в том числе введение процедуры специальной оценки труда и приведение условий труда в соответствие с международными стандартами в рамках вступления во Всемирную торговую организацию;
8) развитие производственной кооперации между хозяйствующими субъектами, включающее:
создание и развитие инфраструктуры производственной кооперации, направленной на развитие внутрирегиональной и межрегиональной промышленной кооперации, а также кооперации с зарубежными компаниями;
обеспечение производственных связей промышленных предприятий региона с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, крупными корпоративными заказчиками продукции и услуг, в том числе при реализации крупных инвестиционных проектов в смежных отраслях в других регионах;
развитие аутсорсинга в сфере производства;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации проектов крупных промышленных предприятий;
оптимизация производственных площадей, направленная на максимальное использование имеющегося потенциала промышленных предприятий региона;
привлечение российских и иностранных партнеров на имеющиеся свободные производственные площадки;
9) формирование механизма взаимодействия с низкорентабельными промышленными предприятиями, направленного на улучшение их финансово-хозяйственной деятельности;
10) совершенствование систем управления органов государственной власти, промышленно-производственного комплекса, научных и образовательных учреждений на основе внедрения современных международных стандартов.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатом реализации настоящей Концепции к 2020 году (относительно уровня 2013 года) должны стать:
создание и модернизация не менее 140 тысяч высокопроизводительных рабочих мест;
рост объема инвестиций в основной капитал в промышленности не менее чем в 1,6 раза;
рост производительности труда в промышленности не менее чем в 1,5 раза;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте не менее чем в 1,3 раза;
улучшение условий и охраны труда, снижение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.
5. Механизм и контроль реализации Концепции
Механизмам реализации настоящей Концепции и контроль за её реализацией системно включает следующие компоненты:
1) осуществление министерством промышленности и технологий Самарской области общей координации и контроля за реализацией настоящей Концепции;
2) участие иных органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, промышленных предприятий, расположенных на территории Самарской области, в реализации настоящей Концепции в рамках своих полномочий посредством разработки соответствующих программ и планов действий;
3) разработка и реализация государственных и ведомственных программ с утверждением индикативных показателей, сроков, конкретных исполнителей и объемов финансирования;
4) разработка и реализация планов действий по развитию отдельных направлений и отраслей промышленности;
5) мониторинг и подведение итогов реализации отраслевых программ и планов действий по реализации настоящей Концепции.
Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства Самарской области по финансированию мероприятий планов действий по реализации настоящей Концепции возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Приложение 1
к Концепции промышленной политики
в Самарской области до 2020 года
Основания
для разработки Концепции промышленной политики в Самарской области до 2020 года
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
2. Федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2012 г. N 187-4.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. N 1715-р.
5. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. N 165-р.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 2227-р.
7. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 511-р.
8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2013 г. N 1535-р.
9. Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.08.2007 г. N 311.
10. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14.03.2008 г. N 119.
11. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.03.2009 г. N 150.
12. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.09.2009 г. N 853.
13. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2010 г. N 319.
14. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 1150.
15. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.02.2011 г. N 206.
16. План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.03.2012 г. N 79.
17. Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу, одобренная на заседании Коллегии Федерального космического агентства от 06.03.2009 г.
18. Закон Самарской области "Об основах промышленной политики в Самарской области".
19. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. N 129.
20. Стратегия развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 г. N 12.
Приложение 2
к Концепции промышленной политики
в Самарской области до 2020 года
Анализ и направления развития промышленного комплекса Самарской области
Общие положения
Самарская область является промышленно развитым регионом с достаточно диверсифицированной структурой промышленности.
Наибольшее влияние в целом на промышленный комплекс региона оказывают такие составляющие основу развития экономики области виды экономической деятельности, как нефтедобывающая промышленность и высокотехнологичные обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью (автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, нефтепереработка, химическая отрасль, металлургия).
В промышленном комплексе Самарской области в 2013 году наблюдался незначительный рост производства. По итогам 2013 года, индекс промышленного производства составил 101,0% (6 место среди регионов Приволжского федерального округа), объем отгруженной промышленной продукции по сравнению с 2012 годом увеличился на 5,7% и составил 1 047,6 млрд. рублей. Динамика индекса промышленного производства по видам экономической деятельности представлена в таблице.
Динамика
индекса промышленного производства по видам экономической деятельности, в % к предыдущему году
Таблица
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Индекс промышленного производства |
103,1 |
80,7 |
115,6 |
106,0 |
102,8 |
101,0 |
В том числе по основным видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
производство транспортных средств и оборудования |
108,3 |
41,1 |
174,1 |
112,7 |
100,3 |
90,7 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
104,5 |
108,8 |
105,8 |
102,8 |
104,0 |
103,7 |
химическое производство |
107,6 |
90,1 |
112,5 |
115,0 |
94,9 |
110,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
95,8 |
89,7 |
99,2 |
102,0 |
99,0 |
106,6 |
производство нефтепродуктов |
99,0 |
101,5 |
100,2 |
102,5 |
100,5 |
104,5 |
производство машин и оборудования |
96,7 |
68,5 |
116,2 |
102,1 |
108,6 |
89,2 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
97,5 |
68,4 |
146,3 |
116,0 |
107,4 |
87,5 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
100,8 |
63,0 |
133,0 |
103,1 |
101,3 |
103,9 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
99,3 |
62,6 |
125,6 |
98,8 |
122,5 |
97,9 |
За 2008-2013 годы стабильный рост промышленного производства наблюдался только в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Наибольший спад в кризисный 2009 год наблюдался по тем видам экономической деятельности, которые составляют основу машиностроительного комплекса.
Машиностроительный комплекс
Машиностроительный комплекс является одним из базовых в экономике региона. В его состав входят четыре основных вида экономической деятельности: производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
По итогам 2013 года, производство транспортных средств и оборудования составляет 35,4% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 267,2 млрд. рублей (97,9% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 90,7%.
В производстве транспортных средств и оборудования ведущей отраслью является автомобилестроение, определяющее экономический и социальный уровень развития Самарской области. Доля отгрузки производства легковых автомобилей в общем объеме отгрузки обрабатывающих отраслей составляет 21,9% по итогам 2013 года. Около 15% этого объёма пришлось на ОАО "Автоваз". Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, легкой и других отраслей промышленности Самарской области.
Крупнейшими предприятиями автомобилестроения являются ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "ДжиЭм-АвтоВАЗ", ОАО "АвтоВАЗагрегат", ЗАО "ВАЗинтерСервис", ОАО "Тольяттинский завод технологического оснащения", ООО "Детальстройконструкция", ООО "Рулевые системы", ЗАО "Мотор-супер".
Развитие отрасли в Самарской области определяется такими основными факторами, как:
наличие в области крупнейшего в Российской Федерации производителя автомобилей ОАО "Автоваз", осуществляющего свою деятельность совместно с альянсом "Рено-Ниссан" и обеспечивающего заказами в среднем на сумму около 60 млрд. рублей в год более 240 предприятий различных отраслей экономики области;
наличие в Самарской области сложившейся отрасли производителей автокомпонентов, обеспечивающей свыше 40% потребностей производителей автомобилей на действующий модельный ряд одновременно с сокращением их доли в поставках на новые модели.
Ключевое предприятие отрасли ОАО "Автоваз" последние три года осуществляет свою деятельность в рамках реализации Программы развития предприятия на период до 2020 года, разработанной с учетом положений Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2010 г. N 319 (далее - Программа). Мероприятия Программы направлены на глубокое реформирование производственных процессов, обновление модельного ряда и процессов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование новой "панели поставщиков" и дилерской сети. Закупка сырья и компонентов для новых моделей на территории Российской Федерации осуществляется с ноября 2013 года в кооперации с альянсом "Рено-Ниссан" через совместную закупочную компанию. Общий объем инвестиций на реализацию Программы в период с 2012 по 2020 год запланирован в объеме около 180 млрд. рублей, из которых более 40% направляется на запуск в производство новых моделей, 23% - на увеличение, модернизацию мощностей и поддержание действующего производства, 13% - на развитие научно-технического, опытно-конструкторского комплексов и IT-технологий, 18% - на создание силовых агрегатов, деталей и узлов шасси.
Развитие ЗАО "ДжиЭм-АвтоВАЗ" в ближайшие годы связано с увеличением производственных мощностей до 120 тысяч автомобилей и обновлением модельного ряда в рамках инвестиционной программы развития компании, в том числе за счет реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области. В рамках проекта будут построены корпуса кузовного и прессового производств, а также инженерной лаборатории и логистического центра. Дополнительно будет создано более 1000 новых рабочих мест. Запуск в производство внедорожника нового поколения запланирован на конец 2015 года. Тем не менее предприятие не планирует в прогнозном периоде увеличение продаж.
В производстве автомобильных компонентов в последние годы происходят процессы формирования новой "панели поставщиков" ОАО "Автоваз", которые и составляют автокомпонентную отрасль Самарской области.
За последние три года на предприятиях отрасли реализованы комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции в соответствии с основными направлениями развития закупочной деятельности ОАО "Автоваз" до 2020 года, в результате чего за два последних года более чем в 10 раз снижен уровень дефектов у поставщиков в пересчете по методикам альянса "Автоваз-Рено-Ниссан".
Из 260 российских и зарубежных предприятий, являющихся поставщиками комплектующих изделий для ОАО "Автоваз" в 2013 году, 106 предприятий с суммарным товарооборотом в 46 млрд. рублей осуществляют свою деятельность на территории Самарской области.
В настоящее время уровень развития производства автокомпонентов в Самарской области является несоответствующим современным требованиям автопроизводителей. Основными причинами возникновения такой ситуации в отрасли являются:
ориентация большинства производителей автокомпонентов лишь на ОАО "Автоваз" и ЗАО "ДжиЭм-АвтоВАЗ" и отсутствие потребителей - автопроизводителей из других регионов Российской Федерации;
низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих из-за малого присутствия международных производителей автокомпонентов.
Другой важнейшей отраслью в производстве транспортных средств и оборудования является производство летательных и космических аппаратов, объединяющее большую часть предприятий аэрокосмического комплекса Самарской области, входящих в оборонно-промышленный комплекс региона. Доля отгрузки по данной отрасли в общем объеме отгрузки обрабатывающих отраслей составляет 3,7% по итогам 2013 года. Производство осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, легкой и других отраслей промышленности Самарской области.
Ключевым предприятием аэрокосмического комплекса Самарской области является федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (далее - ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс") - ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и научно- исследовательского назначения.
На предприятии функционирует центр получения и обработки информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Существенным ограничением использования результатов дистанционного зондирования Земли является запрещение к распространению материалов съемок любого района территории России с линейным пространственным разрешением на местности менее 2 м. Зарубежные конкуренты предлагают снимки с более высоким разрешением, в том числе в интерактивном режиме. Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо внести изменения в действующее законодательство, в частности, в перечень сведений, подлежащих засекречиванию.
В соответствии с поручением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в сентябре 2012 года ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-"Прогресс" разработана программа инновационного развития, основной целью которой является формирование экономически устойчивого, развивающегося по инновационному пути, конкурентоспособного, диверсифицированного предприятия ракетно-космической отрасли, способного решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космических средств страны в интересах национальной безопасности, социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве, сохранения и укрепления позиций на мировом космическом рынке. Программа инновационного развития разработана с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, предусматривает участие предприятия в "Национальной космической технологической платформе", технологической платформе "Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем", в аэрокосмическом кластере Самарской области.
ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" реализует следующие перспективные инвестиционные проекты:
"Многоуровневая система оперативного гиперспектрального мониторинга Земли", ориентированный на создание региональной системы оперативного гиперспектрального мониторинга физико-химического состояния природных и антропогенных объектов на основе использования комплексных данных, получаемых от гиперспектральных датчиков космического, авиационного и наземного базирования в интересах региональной государственной власти и местного самоуправления, а также предприятий различных форм собственности при решении широкого круга социально-экономических и научно-прикладных задач;
"Реконструкция и техническое перевооружение производственных участков механического производства предприятия", направленный на создание производственных мощностей, обеспечивающих требования по изготовлению перспективных космических изделий.
Крупным предприятием аэрокосмического комплекса является и ОАО "Кузнецов", приоритетными направлениями деятельности которого являются:
производство, испытания и сервисное обслуживание жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей типа "Союз", "Союз-2", "Восход", "Восток" и их модификаций, работы по адаптации двигателей НК-33;
производство, ремонт, испытания, сервисное обслуживание авиационных двигателей для Военно-воздушных сил;
производство, ремонт, испытания и сервисное обслуживание приводов на базе авиационных двигателей для использования в народнохозяйственных целях;
производство газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций.
ОАО "Кузнецов" планирует реализовывать такие перспективные проекты развития двигателестроения, как развертывание производства модернизированного двигателя, в том числе по контрактам с американской компанией "Аэроджет" для ракеты-носителя "Антарес", модернизация производства двигателя для новых российских ракет-носителей.
Предприятие имеет большие перспективы в организации серийного производства двигателей для силовых установок газотурбовозов не только для российских (40 двигателей), но и индийских железных дорог (500 двигателей) в случае выигрыша в тендере.
ОАО "Кузнецов" совместно с Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. академика С.П. Королева участвует в создании интеллектуальной системы управления цехами машиностроительных предприятий.
ОАО "Авиакор - авиационный завод" входит в корпорацию "Русские машины" и является, по сути, единственным в Российской Федерации авиастроительным предприятием, не входящим в структуру ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Основная сфера деятельности завода - строительство самолётов Ан-140, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолётов Ту-154М. Перспективы развития предприятия не определены в связи с прекращением производства самолета Ту-154 ввиду того, что разработчик самолета не предполагает дальнейшей его модификации. Они зависят от загрузки предприятия заказами на производство Ан-140-100. Но поскольку ещё около 130 самолётов типа Ту-154 будут находиться в эксплуатации не менее 5-10 лет, завод будет обеспечивать авиакомпании запасными частями, проводить капитальные ремонты в соответствии с конструкторской документацией.
Учитывая уникальные эксплуатационные характеристики самолёта Ан-140 и возможность его специального оснащения, самолёт рассматривается как самолёт-носитель для выполнения специальных задач государств Юго-Восточной Азии и Африки, уже имеющих положительный опыт эксплуатации самолётов конструкторского бюро "Антонов". Для выхода самолёта Ан-140 на международный рынок в рамках прошедшего в 2013 году Международного авиационно-космического салона подписаны соглашения о сотрудничестве с ОАО "Рособоронэкспорт" и ОАО "НПП-Радар ММС" о поставке самолётов Ан-140, оборудованных комплексом специального оборудования.
Также в состав аэрокосмического комплекса входят такие крупные предприятия региона, как ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Салют", ОАО "Гидроавтоматика", ОАО "Агрегат".
По итогам 2013 года, производство машин и оборудования составляет 4,8% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 36,2 млрд. рублей (99,4% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 89,2%. Производство машин и оборудования в регионе представлено: производством подшипников (основные предприятия: ООО "Завод приборных подшипников", ОАО "Самарский подшипниковый завод", ОАО "ЕПК Самара");
станкостроением (основные предприятия: ООО "Волжский машиностроительный завод", ООО "Средневолжский станкозавод", ЗАО "Стан-Самара");
сельхозмашиностроением (основные предприятия: ООО "Сельмаш", ЗАО "Евротехника", ОАО "Челно-Вершинский машиностроительный завод");
производством оборудования для нефтехимического комплекса (основные предприятия: ООО "Нефтемаш", ООО "Самараволгомаш", ОАО "Волгабурмаш", ОАО "Азотреммаш", ОАО "Завод "Нефтемаш");
предприятиями боеприпасной отрасли (основные предприятия: федеральное казенное предприятие (далее - ФКП) "Самарский завод "Коммунар", ФКП "Чапаевский механический завод", ОАО "Полимер", ФКП "Приволжский испытательный полигон", ОАО "Самарский электромеханический завод").
Основные проекты предприятий подшипниковой промышленности: "Модернизация производства крупногабаритных подшипников и подшипников по СпецТУ" (ОАО "Самарский подшипниковый завод", г. Самара);
"Проекты модернизации производства и расширения номенклатуры выпускаемой продукции до 2020 года" (ОАО "ЕПК Самара", г. Самара).
Реализация указанных проектов позволит повысить качество и объемы выпускаемой продукции за счет модернизации основных фондов.
Целью развития регионального сельхозмашиностроения является повышение конкурентоспособности отрасли и обеспечение сельского хозяйства современной сельскохозяйственной техникой.
Основные проекты предприятий сельхозмашиностроения:
"Реконструкция и модернизация предприятия", "Создание сеялок новой модели" (ООО "Сельмаш", г. Сызрань);
"Освоение производства широкозахватных сеялок Citan, Condor", "Реконструкция покрасочной линии", "Строительство нового производственного корпуса" (ЗАО "Евротехника", г. Самара);
"Разработка и внедрение в производство новой продукции - установка скреперная навозоуборочная", "Разработка и внедрение в производство резервуара воздушного для тормозов железнодорожных вагонов Р7-135 00 000", "Раздатчик-смеситель кормов с возможностью дозирования комбикорма по группам животных в процессе раздачи" (ОАО "Челно-Вершинский машиностроительный завод", с. Челно- Вершины);
"Производство мини-тракторов МТМ-10" (ООО "Мобиль", г. Сызрань).
Реализация указанных проектов позволит повысить качество выпускаемой техники и поднять технический уровень производства как в сельхозмашиностроении, так и в сельском хозяйстве.
Целью развития регионального станкостроения является повышение его конкурентоспособности и создание категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов.
Основные проекты предприятий станкостроения:
"Организация серийного производства поворотных делительных столов особо высокой точности с диаметром планшайбы 1 000 мм" (ООО "Стан-Самара", г. Самара), реализация которого позволит обеспечить предприятия машиностроительного комплекса Российской Федерации прецизионными поворотными делительными устройствами значительных габаритов и грузоподъёмности отечественного производства при сокращении экспорта подобных устройств;
"Организация производства токарных станков прецизионного класса точности с числовым программным управлением" (ООО "Средневолжский станкозавод", г. Самара), реализация которого позволит выпускать прецизионные высокопроизводительные токарные станки с расширенными технологическими возможностями на базе серийной продукции в рамках стратегии импортозамещения, а также даст импульс для создания кооперации в условиях инновационной машиностроительной отрасли и кластерной концепции организации хозяйственной деятельности и вывода станкостроительной продукции на зарубежные рынки;
"Разработка комплексной информационной модели машиностроительного предприятия на базе российских программных комплексов компаний АСКОН и 1C" (ООО "Волжский машиностроительный завод", г. Тольятти), реализация которого позволит повысить эффективность производства за счет сокращения производственных циклов, в том числе сокращения сроков подготовки производства и повышения коэффициента загрузки производственного оборудования.
Целью развития регионального нефтехимического машиностроения является повышение конкурентоспособности продукции путем модернизации с использованием современных методов менеджмента и инновационных технологий.
Основные проекты предприятий нефтехимического машиностроения: освоение производства шаровых кранов мирового технического уровня 28"-56", ориентировочная сумма затрат составляет 400 млн. рублей;
подготовка и выполнение технического обслуживания и ремонта оборудования плавучих бункеровочных станций, технологического и топливораздаточного оборудования, дизель-генераторов, ремонт корпусных конструкций;
освоение и выпуск нового особо-сложного оборудования и запчастей к импортному оборудованию - крупнотоннажным агрегатам для производства аммиака, метанола, карбамида, капролактама, поставляемому ведущими фирмами США, Франции, Италии, Германии, Японии и др.;
освоение собственного или совместно с лицензиаром производства суперстойких резцов PDC для вооружения бурового инструмента нового поколения, ориентировочная сумма затрат составляет 280 млн. рублей;
внедрение в производство высокостойких полимерметаллических шлангов из новых, более стойких эластичных и стальных компонентов.
Реализация указанных проектов позволит обеспечить повышение эффективности и технического уровня продукции, выпускаемой предприятиями нефтехимического машиностроения, и получить экономический эффект, исчисляемый многими сотнями миллионов рублей.
По итогам 2013 года, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования составляет 6,2% в общем объеме отгрузки обрабатывающих отраслей, отгружено товаров на сумму 46,7 млрд. рублей (90,9% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 87,5%.
К продукции данного вида деятельности относятся электротехнические изделия, силовые высоковольтные трансформаторы, кабельно-проводниковая продукция (телефонные кабели, кабели для цифровых сетей абонентского доступа, силовые кабели, кабели для локальных компьютерных сетей, магистральные, городские и сигнально-блокировочные кабели и др.).
Основными предприятиями являются ЗАО "Группа компаний "Электрощит - ТМ Самара", ООО "Тольяттинский трансформатор", ЗАО "Самарская кабельная компания", ОАО "Самарский завод электромонтажных изделий", ОАО "Самарский трансформатор", ЗАО "Самарская оптическая кабельная компания", ЗАО "АКОМ".
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования также осуществляют предприятия оборонно-промышленного комплекса ОАО "Самарский завод "Экран", ОАО "НИИ "Экран", ОАО "Жигулевский радиозавод", входящие в структуру Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (системы радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов, защиты от зенитных средств поражения, элементы навигации и радиоэлектронной аппаратуры летательных аппаратов).
Основные проекты в производстве электрических машин и электрооборудования:
создание нового завода по производству сухих трансформаторов, ориентировочный объем инвестиций составляет 500 млн. рублей;
участие в разработке и создании систем тягового электроснабжения для высокоскоростного движения по заказу ОАО "Российские железные дороги";
организация производства проводов авиационно-космического назначения и судовых кабелей.
По итогам 2013 года, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий составляет 8,5% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 64,1 млрд. рублей (103,8% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 103,9%.
Крупными предприятиями металлургического производства являются ЗАО "Алкоа СМЗ", ОАО "Росскат".
ЗАО "Алкоа СМЗ" - одно из крупнейших в России предприятий по производству алюминиевых полуфабрикатов. Доля ЗАО "Алкоа СМЗ" на российском рынке алюминиевого проката составляет около 40%. Завод производит широкий ассортимент листопрокатной, прессовой и кузнечно-штамповочной продукции из всех видов алюминиевых сплавов в соответствии с требованиями международных и российских стандартов. Традиционными потребителями продукции завода являются предприятия аэрокосмической, судостроительной, упаковочной, нефтегазодобывающей промышленности, транспортного машиностроения.
ЗАО "Алкоа СМЗ" планируется в 2014 - 2016 годах реализовать проект по модернизации стана холодного проката, общая стоимость которого составляет 499,2 млн. рублей.
В металлургическом производстве дальнейшее развитие связано с реализацией ЗАО "Алкоа СМЗ" инвестиционных проектов, направленных на освоение новой продукции из алюминия и алюминиевых сплавов, в том числе для авиационно-космической отрасли, строительной, нефтегазовой и пищевой промышленности. Это поможет предприятию достичь мирового уровня производства и повысить производительность труда.
ОАО "Росскат" осуществляет производство и продажу медной катанки из собственного сырья и сырья заказчика (давальческого) с добавлением отходов кабельного производства, которые приобретаются или принимаются по давальческой схеме. Производственные мощности предприятия составляют до 74 000 тонн в год. Другими направлениями деятельности компании являются производство и продажа кабелей для установок погружных электронасосов, производство силового кабеля, волочение медной и алюминиевой проволоки с использованием оборудования.
На территории региона реализуются инвестиционные проекты ОАО "Волгоцеммаш" "Реконструкция электросталеплавительного цеха" и "Реконструкция комплекса MНЛ3 и прокатного стана". В рамках технического перевооружения предполагается организация производства арматурной стали и строительного проката для нужд Самарской области и близлежащих регионов.
ОАО "Тяжмаш" является крупнейшим предприятием по производству готовых металлических изделий, доля отгруженной продукции на экспорт которого составляет 35%.
ОАО "Тяжмаш" существенно увеличило номенклатуру выпускаемой продукции. Предприятие освоило производство сложнейших гидросистем, а также систем противовоздушной обороны, развивается производство оборудования специального назначения. С предприятием заключен контракт на производство оборудования для космодрома "Восточный".
Крупнейшими проектами модернизации и технического перевооружения производства, реализованными за счет собственных средств предприятий, являются проекты по модернизации и замене оборудования в соответствии с программой технического перевооружения ОАО "Тяжмаш" в 2012-2013 годах общей стоимостью 1,3 млрд. рублей.
Нефтехимический комплекс
Нефтехимический комплекс Самарской области является одним из базовых в экономике региона.
В его состав входят четыре основных вида экономической деятельности: добыча нефти, производство нефтепродуктов, химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий.
Нефтехимический комплекс Самарского региона имеет конкурентные преимущества по сравнению с нефтехимическими комплексами других регионов России.
Это в первую очередь определяется тем, что на территории Самарской области имеются все стадии технологической цепочки от добычи углеводородного сырья (нефть, попутный нефтяной газ) и его переработки до производства широкой линейки товарных химических продуктов.
В настоящее время в нефтехимическом комплексе Самарской области реализуется 93 крупномасштабных инвестиционных проекта с суммарным объемом инвестиций с 2009 по 2018 год в размере 760 млрд. рублей.
В результате реализации инвестиционных проектов в нефтехимическом комплексе Самарской области в 2013 году создано 704 новых рабочих места.
Предприятия нефтехимического комплекса Самарской области являются ведущими по выпуску полиамида, капролактама, нитробензола, аммиака и метанола не только на территории Приволжского федерального округа, но и в Российской Федерации.
По итогам 2013 года, в нефтедобывающей отрасли отгружено товаров на сумму 179,3 млрд. рублей (108,9% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 103,7%. В 2013 году объем добычи нефти составил 15,3 млн. тонн.
Крупнейшими предприятиями отрасли являются ОАО "Самаранефтегаз" (входит в структуру ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"), территориально-производственное предприятие "РИТЭК-Самара-Нафта" (входит в структуру ОАО "Лукойл"), ЗАО "Санеко", ООО "Татнефть-Самара", ОАО "Самараинвестнефть", ООО "Благодаров-Ойл", ООО "Регион-нефть".
Основной целью развития нефтедобывающей отрасли является увеличение объема добычи нефти на территории Самарской области до 16 млн. тонн в 2015 году и дальнейшее его увеличение.
Основными факторами, влияющими на увеличение объема добычи нефти на территории Самарской области, являются:
бурение новых эксплуатационных скважин и внедрение следующих инновационных технологий:
использование при добыче нефти в новых эксплуатационных скважинах погружных насосных установок, обеспечивающих повышение результативности эксплуатации скважин в осложнённых условиях и нефтеотдачи пластов;
использование при добыче нефти инновационных технологий на основе гидроразрывов продуктивных пластов, зарезки боковых стволов и перехода на вышележащие горизонты;
применение технологий разработки месторождений высоковязкой нефти и повышение нефтеотдачи пластов с высоковязкой нефтью;
моделирование месторождений с целью оптимизации бурения скважин, разработки месторождений и добычи нефти;
заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве между Правительством Самарской области и нефтедобывающими компаниями.
Основными задачами по увеличению объема добычи нефти на территории Самарской области являются:
сокращение сроков проведения госэкспертизы и выдачи разрешительной документации на реконструкцию действующих и строительство новых производственных объектов;
разработка регионального нормативно-правового механизма по решению земельных вопросов, связанных со спекулятивно-завышенными платежами за аренду нефтедобывающими компаниями земельных участков частных собственников;
внесение изменений в федеральное законодательство в части увеличения нефтедобывающими компаниями использования попутного нефтяного газа.
Модернизация и техническое перевооружение нефтедобывающих предприятий направлены на увеличение объёмов добычи нефти на территории Самарской области.
Увеличение объемов добычи нефти на территории Самарской области обеспечивается масштабными инвестициями нефтедобывающих компаний, которые с 2013 по 2018 год направят свыше 174 млрд. рублей на соответствующие цели.
По итогам 2013 года, производство нефтепродуктов составляет 7,4% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 56 млрд. рублей (121,4% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 104,5%.
Особенностью региональной нефтеперерабатывающей промышленности является наличие на территории Самарской области трёх крупных нефтеперерабатывающих предприятий: ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод", ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод", крупнейшего в России производителя смазочных материалов ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" и двух газоперерабатывающих предприятий: ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" и ЗАО "Нефтегорский газоперерабатывающий завод", входящих в структуру ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".
В 2013 году суммарный объем переработки нефти самарскими нефтеперерабатывающими заводами превысил 22 млн. тонн.
Нефтеперерабатывающие предприятия Самарской области с 2011 года перешли на полный выпуск бензина и дизельного топлива стандарта Евро-3 (на два года раньше, чем определено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту").
Основной целью развития нефтеперерабатывающей промышленности является переход на полный выпуск нефтеперерабатывающими заводами экологически чистого моторного топлива стандарта Евро-5.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: проведение на, нефтеперерабатывающих заводах Самарской области крупномасштабной модернизации;
развитие транспортно-логистической системы в связи с растущим грузооборотом между предприятиями нефтехимического комплекса.
С 2013 по 2018 год ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" в развитие нефтеперерабатывающих предприятий Самарской области направит свыше 331 млрд. рублей, в связи с чем:
ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" планирует введение в эксплуатацию крупнотоннажного комплекса гидрокрекинга, высокотехнологичной установки каталитического риформинга, новой установки низкотемпературной изомеризации, а также реконструировать существующую установку замедленного коксования;
ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" планирует введение в эксплуатацию крупнотоннажного комплекса каталитического крекинга и новой установки изомеризации;
ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" планирует введение в эксплуатацию крупнотоннажного комплекса каталитического крекинга, новой установки гидроочистки дизельного топлива, а также реконструировать существующие установки каталитического риформинга;
ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" планирует введение в эксплуатацию крупнотоннажного комплекса гидропроцессов.
По итогам 2013 года, химическое производство составляет 17,5% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 132,4 млрд. рублей (111% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 110,6%.
Крупнейшими предприятиями химической промышленности региона являются ОАО "КуйбышевАзот", ЗАО "Корпорация "Тольяттиазот", ЗАО "Тольяттисинтез", ООО "Тольяттикаучук", ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", ОАО "Парфюмерно-косметическая компания "Весна", ОАО "Промсинтез".
Особенностями развития химической промышленности являются:
наличие в регионе крупных потребителей нефтехимической продукции;
наличие на территории региона научно-исследовательских и проектных институтов, а также высших и средних специальных учебных заведений.
Основной целью развития химической промышленности является расширение номенклатуры выпускаемой продукции и выпуск нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Задачи развития химического производства Самарской области:
модернизация действующих и строительство новых химических производств по выпуску востребованной на рынке химической продукции;
стабильное обеспечение предприятий углеводородным сырьем;
привлечение прямых инвестиций от ведущих международных компаний для реализации совместных инвестиционных проектов;
проведение энергосберегающей политики; улучшение инвестиционного климата;
создание специализированных нефтехимических индустриальных парков;
создание на территории Самарской области крупномасштабного производства полимеров и предприятий по их переработки в товарную продукцию;
снижение железнодорожных тарифов на перевозку химического сырья и продуктов;
снижение цены или предоставление специальных тарифов на электроэнергию для повышения конкурентоспособности отечественных производителей энергоемкой химической продукции;
сохранение цены на природный газ, являющийся сырьем для производства минеральных удобрений, поставляемых сельхозтоваропроизводителям Самарской области и Российской Федерации;
увеличение уровня закупок минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям Самарской области и Российской Федерации;
сокращение сроков проведения госэкспертизы и выдачи разрешительной документации на реконструкцию действующих и строительство новых производств;
разработка и продвижение на федеральном уровне мер по стимулированию применения полимеров в жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве стройматериалов и дорожном строительстве;
разработка и продвижение на федеральном уровне программы по предоставлению федеральных преференций резидентам специализированных нефтехимических индустриальных парков;
развитие транспортно-логистической системы в связи с растущим грузооборотом между предприятиями нефтехимического комплекса.
В настоящее время в химическом производстве реализуется несколько крупных инвестиционных проектов.
Создание в городе Новокуйбышевске на территории ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" крупнотоннажного полимерного производства мирового уровня мощностью 1 млн. тонн по этилену и пропилену в год с последующим получением высокотехнологичных полимеров и пластиков с объемом инвестиций свыше 290 млрд. рублей. Объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период с 2018 по 2025 год составит свыше 150 млрд. рублей. Реализация проекта планируется в два этапа:
на первом этапе с 2013 по 2017 год предусматривается строительство мощностей по выпуску наиболее востребованных химических продуктов:
поливинилхлорида, поликарбоната, метилметакрилата и полиметилметакрилата, полипропилена, бутадиена и полиэтилена высокого давления;
на втором этапе с 2017 по 2020 год планируется строительство производственных мощностей по выпуску стирола и полистирола, полиуретанов, АБС-пластиков и полиэтилена низкого давления.
Реализация проекта направлена на создание в Самарской области целого ряда новых инновационных производств высокотехнологичных нефтехимических продуктов с высокой добавленной стоимостью.
ОАО "КуйбышевАзот" планирует:
строительство новой высокотехнологичной установки аммиака по технологии компании "Линдэ Групп" (Германия) до 2017 года. Это современное высокотехнологичное производство будет отвечать всем требованиям безопасности и экологичности. Планируется производство аммиака до 1,4 тыс. тонн в сутки. В результате реализации проекта на предприятии на 100 тыс. тонн снизятся выбросы парниковых газов, потребление природного газа сократится на 20%, электроэнергии - на 33% и пара - на 50%;
строительство энергоэффективного производства циклогексанона по запатентованной технологии "ДСМ" (Нидерланды). Реализация проекта позволит увеличить производственные мощности капролактама и продуктов его переработки - полиамида-6, технической и текстильной нити, кордной ткани, что, в свою очередь, обеспечит отечественных потребителей данной продукцией. Окончание реализации проекта запланировано на 2015 год;
строительство установки разделения воздуха по технологии компании "Праксайр" с общим объемом инвестиций 4 млрд. рублей.
ЗАО "Тольяттисинтез" (г. Тольятти) и ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (г. Новокуйбышевск) планируют создание специализированных нефтехимических индустриальных парков.
На площадке ЗАО "Тольяттисинтез" - дочернего предприятия ОАО "Сибур Холдинг" в настоящее время имеется практически вся необходимая инфраструктура и доступ к большому количеству нефтехимических полупродуктов. Для резидентов индустриального парка в соответствии с инвестиционным законодательством Самарской области будут предоставлены региональные налоговые льготы по налогу на прибыль и на имущество.
В городском округе Новокуйбышевске на площадке ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" запланировано создание крупнотоннажного комплекса по производству полимеров и индустриального парка по их переработке в товарные конечные пластмассовые изделия.
Основными потребителями полимерной продукции станут предприятия автомобильной промышленности, авиастроения, смежные поставщики компонентов для данных предприятий и производители напольных покрытий.
ОАО "Тольяттиазот" реализует проект реконструкции производства карбамида с увеличением мощности до 5,2 тыс. тонн карбамида в сутки и проект реконструкции производства аммиака с увеличением мощности до 3 тыс. тонн аммиака в сутки.
ООО "Тольяттикаучук" (входит в структуру ОАО "Сибур Холдинг") планирует наращивание мощностей производства изопрена с применением технологии одностадийного синтеза до 100,0 тыс. тонн в год. Также ООО "Тольяттикаучук" подготавливает к реализации проект по созданию нового производства галобутилкаучука, отличающегося высокими эксплуатационными свойствами.
ЗАО "Таркетт" реализует проект строительства новых линий по производству линолеума с повышенными эксплуатационными свойствами и линолеумов специальных видов.
По итогам 2013 года, производство резиновых и пластмассовых изделий составляет 3,9% в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, отгружено товаров на сумму 29,3 млрд. рублей (103,1% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 97,9%.
Крупнейшими предприятиями производства резиновых и пластмассовых изделий являются ЗАО "Таркетт", ОАО "Пластик", Новокуйбышевский филиал ООО "Биаксплен" (входит в структуру ОАО "СИБУР Холдинг"), ЗАО "Мегапласт", ЗАО "Кинельагропласт".
Основной целью развития производства резиновых и пластмассовых изделий является строительство новых и модернизация действующих производств по выпуску востребованной на рынке продукции.
Задачами развития производства резиновых и пластмассовых изделий являются:
модернизация действующих и строительство новых производств резиновых и пластмассовых изделий с высокой добавленной стоимостью и потенциалом импортозамещения;
выпуск современных пластмассовых автокомплектующих для новых моделей автомобилей ОАО "Автоваз", соответствующих критериям альянса "Рено-Ниссан";
расширение номенклатуры выпускаемой продукции; проведение энергосберегающей политики; улучшение инвестиционного климата.
В настоящее время в производстве резиновых и пластмассовых изделий реализуется инвестиционный проект строительства второй очереди крупнотоннажного производства биаксиально-ориентированной полипропиленовой плёнки с повышенными эксплуатационными свойствами (Новокуйбышевский филиал ООО "Биаксплен").
Легкая промышленность
Легкая промышленность Самарской области представлена практически всеми подотраслями: текстильной, швейной, кожевенной, обувной. Предприятия отрасли производят широкий спектр товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения. Продукция отрасли используется в автомобильной, авиационной, сельскохозяйственной, химической и других отраслях промышленности, гражданском, промышленном и дорожном строительстве, в мебельном производстве, здравоохранении и других социальных областях, в сфере охраны окружающей среды и частично удовлетворяет потребности населения в обуви и одежде.
Доля отгрузки продукции легкой промышленности в общем объеме отгрузки обрабатывающих отраслей составляет 0,4% по итогам 2013 года, доля занятых - 1,7% от общей численности занятых в промышленности.
Легкая промышленность Самарской области представлена предприятиями, на большинстве из которых трудятся от 15 до 100 человек.
По итогам 2013 года, в текстильном и швейном производстве отгружено товаров на сумму 2,7 млрд. рублей (91,7% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 71,8%.
По итогам 2013 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви отгружено товаров на сумму 235,9 млн. рублей (77,9% по сравнению с уровнем 2012 года), индекс промышленного производства составил 99,9%.
В число крупных и средних предприятий легкой промышленности Самарской области входят ОАО "Сызранская швейная фабрика", ЗАО "Обувьпром", ООО "Технолайн".
Крупными инвестиционными проектами развития отрасли до 2020 года являются:
"Модернизация и реструктуризация предприятия для производства детской обуви из натуральной кожи в количестве 300 000 пар в год" (ЗАО "Обувьпром", г. Сызрань), предусматривающий создание 300 новых рабочих мест;
"Производство новых видов нетканых материалов и напольных покрытий" (ООО "Технолайн", г. Отрадный), ориентировочная сумма затрат составляет 200 млн. рублей.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Топливно-энергетический и коммунальные секторы экономики Самарской области в значительной мере определяют устойчивость регионального развития и финансово-экономические показатели функционирования территориального производственного комплекса области.
По итогам 2013 года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды отгружено товаров на сумму 110,7 млрд. рублей (117,4% по сравнению с прошлым годом), индекс промышленного производства составил 106,6%).
Структура топливно-энергетического и коммунального комплексов Самарской области представлена следующим образом:
производство электрической и тепловой энергии тепловыми электрическими станциями (8 ТЭЦ с 68 турбоагрегатами установленной мощностью порядка 3 900 МВт, основные производители: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания");
производство электрической энергии гидравлическими станциями филиала ОАО "РусГидро" - "Жигулевская ГЭС" (20 гидрогенераторов установленной мощностью 2 330,5 МВт);
производство электрической энергии блок-станциями промышленных предприятий (5 турбоагрегатов мощностью 42 МВт на ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" и блок-станция ЗАО "Газэнергострой" с турбоагрегатом мощностью 4,2 МВт);
передача электрической энергии (протяженность электрических сетей 220-500 кВ более 3 800 тыс. км, установленная мощность трансформаторов порядка 8 500 MBA, территориальные распределительные сети 0,4-110 кВ, сети 110 кВ которых составляют 6 371,39 км, установленная мощность трансформаторов ПС 110 кВ независимо от принадлежности 13 648,0 MBA, основные организации: филиал ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - "Магистральные электрические сети Волги", филиал ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские электрические сети", порядка 90 территориальных сетевых организаций);
сбыт (купля-продажа) электрической энергии (5 гарантирующих поставщиков: ОАО "Самараэнерго", ЗАО "Самарагорэнергосбыт", ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания", филиал "Приволжский" ОАО "Оборонэнергосбыт", независимые организации, осуществляющие сбыт электрической энергии);
производство тепловой энергии котельными и транспортировка тепловой энергии (ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", ОАО "Тевис", ОАО "Предприятие тепловых сетей", ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", ООО "Волжские коммунальные системы" и др.);
водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение), а также прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (услуги по водоснабжению осуществляют порядка 150 организаций, услуги по водоотведению - около 100 предприятий, наиболее крупными являются ООО "Самарские коммунальные системы", ОАО "Тевис", ООО "Волжские коммунальные системы", ОАО "Новокуйбышевские очистные сооружения", Новокуйбышевское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал");
транспортировка газа по газораспределительным сетям (ООО "Газпром газораспределение Самара", ООО "Средневолжская газовая компания", ОАО "Сызраньгаз");
сбыт (реализация) природного газа (ООО "Газпром Межрегионгаз Самара").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель утвержденной концепции - определение стратегических приоритетов государственной поддержки развития промышленного комплекса Самарской области. В число задач промышленной политики входит стимулирование создания новых высокотехнологичных, экономически эффективных и экологически безопасных производств, а также технического перевооружения и модернизации действующих производств, стимулирование инновационной активности промышленных кластеров Самарской области. Для сохранения и устойчивого развития конкурентных преимуществ промышленного комплекса Самарской области планируется осуществление государственной поддержки, которая будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: совершенствование и систематизация законодательства Самарской области, способствующие опережающему инновационному развитию промышленного комплекса Самарской области; государственное стимулирование привлечения инвестиций на создание новых производств, модернизацию и техническое перевооружение предприятий; развитие инновационной деятельности и поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие существующих и создание новых промышленных кластеров, в том числе в рамках государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров.
Результатом реализации концепции к 2020 году (относительно уровня 2013 года) должны стать: создание и модернизация не менее 140 тысяч высокопроизводительных рабочих мест; рост объема инвестиций в основной капитал в промышленности не менее чем в 1,6 раза; рост производительности труда в промышленности не менее чем в 1,5 раза; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте не менее чем в 1,3 раза; улучшение условий и охраны труда, снижение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Губернатора Самарской области от 8 мая 2014 г. N 111 "Об утверждении Концепции промышленной политики в Самарской области на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волжская коммуна" от 13 мая 2014 г. N 120