Постановление Правительства Нижегородской области
от 27 июня 2007 г. N 201
"Об утверждении концепции демографического развития
Нижегородской области на период до 2020 года"
9 апреля 2009 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 г. N 484 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования механизма реализации демографической политики, ориентированной на сохранение и повышение качества человеческого потенциала в области, в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. N 198 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству социальной политики Нижегородской области совместно с членами рабочей группы, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2006 года N 549-р "О разработке концепции демографического развития Нижегородской области до 2020 года", обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Концепции на 2008 - 2010 годы.
См. также план мероприятий на 2008 - 2010 годы по реализации концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 17 июля 2008 г. N 1110-р
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими и демографическими процессами учитывать положения Концепции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать в рамках своей компетенции планы мероприятий по реализации Концепции.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. N 198 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Концепция
демографического развития Нижегородской области
на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 27 июня 2007 г. N 201)
Концепция демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году и в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Нижегородской области по регулированию социально-демографического развития Нижегородской области.
1. Принципы, определяющие демографическое развитие
Нижегородской области
- обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о правах человека, ратифицированных Российской Федерацией, при обязательном соблюдении балансов прав и обязанностей человека;
- единство социального, медицинского, экономического и политического аспектов демографической проблемы;
- соблюдение принципа единства семьи и содействия быстрейшему ее воссоединению;
- недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка, пола, принадлежности к определенной этнической, возрастной, социальной, политической группе в любой сфере жизнедеятельности области;
- предоставление равного доступа к системе правовой, социальной защиты и медицинской помощи, действующей в Российской Федерации, для населения Нижегородской области;
- соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни гражданина и семьи, право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями и нормами, предусмотренными международным Пактом о гражданских и политических правах;
- взаимодействие государства, общества и молодой семьи, целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи;
- дифференцированный подход к различным типам семей, социальная субъективность семьи; социальная преемственность поколений, гуманизм;
- участие органов исполнительной и муниципальной власти в формировании и реализации государственной молодежной семейной политики, а также наличие четкого разделения полномочий между ними;
- создание органами исполнительной власти Нижегородской области условий для охраны и укрепления здоровья населения с целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных законодательством Российской Федерации;
- социально-правовая защита и создание достойных условий существования уязвимых категорий граждан (инвалиды; престарелые; дети; лица, страдающие профессиональными заболеваниями);
- баланс интересов мигрантов, пребывающих на территории Нижегородской области и получивших соответствующий правовой статус, с демографическими и социально-экономическими интересами жителей Нижегородской области в части их расселения, обустройства, использования инфраструктуры и трудоустройства.
2. Анализ тенденций современного демографического развития
Нижегородской области
На территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2007 года проживало 3,38 млн. человек, что составляет 2,4 % от общего числа жителей России и 11,2 % от общего числа жителей Приволжского федерального округа. Уровень урбанизации - 78 %, по плотности населения область входит в двадцатку наиболее густонаселенных регионов России (144,1 человека на 1 кв. км).
Демографическая ситуация в области характеризуется как неблагополучная. С начала 1990-х годов численность населения снижается более высокими темпами, чем в целом по России. Потери составили более 300 тыс. человек.
Негативная демографическая динамика является результатом значительного превышения числа умерших над числом родившихся. В настоящее время число умерших превышает число родившихся в 2 раза (по России в 1,4 раза). Естественная убыль населения составляет - 9,9 человек на 1000 человек населения (по России - 4,8 на 1000 человек).
Главной причиной естественной убыли населения в области, как и в целом по России, является низкий, не обеспечивающий простое замещение поколений, уровень рождаемости. С 1990 года он сократился в 1,3 раза и составил в 2006 году 9,1 на 1000 жителей (по России - 10,4 на 1000 человек).
Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся в среднем на 1 женщину за всю ее жизнь, составил 1,2 рождения (по России - 1,3 рождения). Доля вторых по порядку рождений составляет 26,5 %, третьих - 4,1 %.
Динамика рождаемости тесно связана с негативными изменениями института семьи и снижения роли семьи в обществе.
Характерным для последнего десятилетия является неуклонный рост доли рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Каждый четвертый ребенок рожден вне официального брака. Наряду с высоким уровнем разводимости и овдовения данная тенденция ведет к росту числа неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.
Негативным следствием внебрачной рождаемости в современных условиях является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства.
Общий уровень разводимости 5,0 на 1000 жителей в 2005 году является одним из самых высоких в стране и на 17 % превышает средний российский показатель. Более половины из распадающихся семей имеют детей. В 2005 году после разводов 12,4 тысячи детей остались жить с одним из родителей.
Достаточно высоким остается количество абортов, хотя прослеживается тенденция его снижения. В расчете на 1000 женщин фертильного возраста количество абортов снизилось с 46,9 промилле в 2000 году до 30 промилле в 2006 году.
Основные тенденции смертности населения соответствуют общероссийской динамике. С 90-х годов прошлого века она росла и составила 19,0 на 1000 человек населения Нижегородской области (по России - 15,2 на 1000 человек).
Главными особенностями смертности являются высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, значительный гендерный разрыв в продолжительности жизни, высокий уровень смертности от внешних причин. Из общего числа умерших каждый третий умирает в трудоспособном возрасте. Смертность среди мужчин трудоспособного возраста составляет 47 % от общего числа умерших мужчин, что во многом обусловлено определенным образом жизни (алкоголизм, наркомания, травматизм, стрессы и т.д.).
Смертность населения в сельской местности выше, чем в городской.
Среди причин смертности населения Нижегородской области за последние годы первое место занимают болезни системы органов кровообращения (свыше 60 %). Неестественные причины (несчастные случаи, травмы, отравления) и смертность от новообразований занимают второе место. Из общего числа смертей по неестественным причинам свыше 78 % приходится на трудоспособное население.
Следует отметить, что в отличие от общих показателей смертности, младенческая смертность характеризуется положительной динамикой. С 1960 года она снизилась с 35,5 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми до 12,6 умерших (по России с 36,6 до 11,0). За 1 квартал 2007 года этот показатель составил 7,9 промилле (аналогичный период 2006 года - 13,2 промилле).
В послевоенный период в Нижегородской области сложилась и продолжает сохраняться до настоящего времени устойчивая половозрастная диспропорция структуры населения, обусловленная его старением. В составе населения женщин на 27 % больше, чем мужчин. Отмечается значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин. Растет удельный вес лиц пожилого возраста, в 2006 году он составил 23,5 % (по России - 20,4 %). На 1000 человек трудоспособного возраста приходится 383 пенсионера (по России - 323). Общее число пенсионеров составляет более 1,0 миллиона человек.
К числу факторов, активно влияющих на демографическую ситуацию, относятся миграционные процессы. Пик миграционного прироста в Нижегородской области пришелся на 1994 год (28,5 тыс. человек) и связан с этапом вынужденной миграции. В дальнейшем наблюдалось неуклонное сокращение миграционного притока населения вплоть до 2004 года, а затем произошел его незначительный рост (в 2006 г. - 3,8 тыс. человек). На снижение миграционной активности населения влияли как стабилизационные процессы в обществе, так и ограниченные возможности рынка труда и жилья, социальной инфраструктуры. Состояние рынка труда и доступность жилья сегодня и особенно в ближайшей перспективе становятся решающими для региона в оценке его миграционной привлекательности.
В возрастной структуре мигрантов 76,2 % - лица трудоспособного возраста, лица старше трудоспособного возраста составляют 6,4 %.
Миграционный прирост компенсирует естественную убыль населения на 10,0 %.
В обмене населением с другими регионами (федеральными округами) России положительный баланс наблюдался в пользу Нижегородской области, за исключением Центрального, где для нижегородцев наиболее привлекательными были г. Москва и Московская область.
В миграционном обороте значительную долю занимает внутриобластная миграция, обмен населением между городом и селом. Вследствие миграционного обмена с городом село теряет не только в численном, но и в качественном составе населения.
3. Прогноз демографического развития Нижегородской области
на период до 2020 года
Демографический прогноз осуществлен на основе оптимистичного варианта социально-демографического развития Нижегородской области, а также положительных изменений воспроизводственных процессов, происходящих в 2006 году.
По сравнению с 2005 годом число родившихся увеличилось на 1,4 %, число умерших уменьшилось на 5,9 %. Естественная,# убыль уменьшилась на 11,8 %. Впервые после кризисных событий 1998 г. наметился ощутимый перелом в динамике смертности. Прирост населения Нижегородской области за счет миграции составил 11,5 на 10000 человек населения. Позитивная динамика в показателях рождаемости и особенно смертности населения, дальнейший рост миграционного прироста позволили снизить абсолютные потери в численности населения области за 2006 год на 4,6 тыс. человек (на 13,4 %) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Отмеченные тенденции закрепились в I квартале 2007 года. Число родившихся увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,5 %, умерших - уменьшилось на 6,9 %, естественная убыль уменьшилась на 17,2 %, абсолютная - на 22,9 %.
Прогноз предполагает, что будет происходить дальнейшее увеличение рождаемости и снижение смертности, в 2010 году прекратится снижение численности населения, до 69 лет увеличится продолжительность жизни, в 2010-2020 г.г. начнется естественный прирост.
Положительная динамика демографических процессов базируется на ежегодном увеличении ВРП не менее чем на 8 %, ускоренном росте промышленного производства, преодолении бедности и росте заработной платы в 2 раза, а также при условии проведения комплекса социальных и медико-демографических мер с бездефицитным финансированием.
Рождаемость. Демографический прогноз предполагает, что в ближайшие три года ожидается заметный рост рождаемости. К 2010 году уровень рождаемости увеличится в 1,5 раза и достигнет 13,5 промилле, а суммарный коэффициент рождаемости возрастет с 1,2 до 1,7 рождений в среднем на 1 женщину. Доля вторых и третьих по порядку рождений увеличится в 2 раза, а число разводов молодых семей сократится до 3 случаев на 1000 человек.
Повышение уровня рождаемости планируется достичь с учетом следующих факторов: рост уровня жизни большинства семей нижегородцев; создание благоприятных условий для рождения вторых и третьих детей в семьях, которые реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формирование ориентации на 2-3-детную семью у поколений, которые достигнут активного репродуктивного возраста к 2010 году; улучшение репродуктивного здоровья населения, в т.ч. снижение уровня инфертильности с учетом применения современных медицинских технологий.
Положительное значение для стимулирования рождаемости будут иметь реализация национальных проектов в сферах здравоохранения, образования, жилищной политики; установление материнского (семейного) капитала; использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении.
В сфере социальной поддержки семьи и детей в Нижегородской области действуют областные целевые программы "Нижегородская семья" на 2007-2010 годы, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы", также планируется увеличение объемов финансирования на социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере социальной поддержки семьи и детей составит 3,8 миллиарда рублей.
В сфере жилищной политики в Нижегородской области действуют ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий различных категорий граждан: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, областные целевые программы "Молодой семье доступное жилье" на 2004-2010 годы, "Молодая семья" на 2006 - 2010 годы, "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениям# образования и здравоохранения Нижегородской области" на 2006-2020 годы, городская целевая программа "Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года" и др. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере жилищной политики составит 5,5 миллиарда рублей.
Стоит особо отметить ряд факторов, определяемых как "промежуточные факторы рождаемости", иначе называемые как факторы бесплодия. В целом принято считать, что в современных экономически развитых странах около 10-15 % брачных пар бесплодны абсолютно (т.е. имеют нулевые шансы на рождение ребенка) и столько же - относительно (т.е. обладают пониженной плодовитостью). С исключением бесплодия из перечня патологии, финансируемых в системе ОМС в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, практически все обращающиеся граждане получают помощь за счет собственных соплатежей (кроме первичного обследования). В среднем эффективность от различных методов лечения составляет 30-35 % (т.е. беременность наступает в среднем у 2600 пар в год). Имеющиеся мощности системы здравоохранения Нижегородской области позволяют увеличить объемы оказываемой медицинской помощи при бесплодии до 10-11 тысяч пациентов (пар), что выразится при идентичной эффективности лечения в 660-1000 потенциальных рождений.
Процент невынашивания беременностей по причине самопроизвольных абортов вполне может быть снижен путем внедрения современных медицинских технологий. Комплексный подход с использованием профилактических мероприятий и современных методов лечения патологии беременности может обеспечить увеличение рождаемости в абсолютном исчислении до 1100 - 1200 рождений в год.
Перспективы снижения перинатальной смертности в Нижегородской области (с 28 недель беременности до конца 7 суток жизни) также весьма существенны. При условии снижения этого показателя с 251 смерти до 150 в год (с 11,5 до 8,0 на 1000 родившихся живыми и мертвыми) становится возможным прирост рождаемости на 95-100 рождений в год.
Таким образом, для реального повышения рождаемости в Нижегородской области в рамках медицинской составляющей необходимо вложение еще 119 млн. в год, без учета средств по программе "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007 - 2009 годы.
Вместе с тем на повышение рождаемости будет влиять изменение возрастной структуры населения до 2010 года. Численность женщин фертильного возраста будет составлять 30 % от общей численности населения. В дальнейшем ситуация изменится, так как активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы. Численность девочек в возрасте 5-14 лет по сравнению с численностью женщин в возрасте 20-29 лет уменьшится в 2 раза.
Смертность. Прогнозируемое сокращение смертности населения с 19,0 до 13,5 промилле в 2010 году будет происходить за счет снижения количества смертей от основных причин: болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и социально обусловленных заболеваний.
Реализация принятых областных целевых программ "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007 - 2009 годы; "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006 - 2010 годы и новых программ "Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008 - 2010 годы, "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи населению Нижегородской области" на 2007 - 2008 годы; "Снижение факторов риска болезней, приводящих к преждевременной смертности" на 2008 - 2013 годы и др., направленных на создание условий для безопасного материнства и снижения преждевременной смертности, позволит снизить к 2010 году:
- показатель материнской смертности на 100000 живорождений до 17,0;
- показатель младенческой смертности на 1000 живорождений до 6,8;
- летальность от острого инфаркта миокарда до 13 %;
- одногодичная летальность при онкологической патологии до 34,1 % от впервые выявленных;
- уровень производственного травматизма со смертельным исходом до 0,05 на 1000 работающих;
- интенсивный показатель профессиональной заболеваемости (впервые выявленной) до 0,6 на 10000 работающих;
- численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 1,8 на 1000 работающих;
- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (летальность) до 11,4 на 100 пострадавших.
Финансирование по областным целевым программам здравоохранения составит 1,7 миллиарда рублей в год с учетом инфляции, а общий расчетный объем финансирования - 28,9 миллиарда рублей.
Анализ динамики смертности показал, что реализации одной медицинской составляющей недостаточно. Для снижения уровня смертности, особенно в трудоспособном возрасте, необходим комплекс мер, направленных на развитие ответственного отношения людей к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения мужчин, в т.ч. повышение культуры потребления алкоголя, преодоления низкой обращаемости за медицинской помощью.
Необходимы меры профилактики в условиях социально приемлемого образа жизни и усилия здравоохранения в случае обращения за медицинской помощью.
За счет кардинального улучшения состояния здоровья трудоспособного населения на основе системного межведомственного подхода (совершенствование регионального законодательства о труде в соответствии с нормами международного права и директивами Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда, внедрение новейших телекоммуникационных центров и мобильных технологий в медико-социальной сфере, создание новых центров медицины труда и реабилитационных центров на предприятиях с разными формами собственности) планируется увеличение продолжительности жизни в среднем на 5 лет. Этот показатель будет приближаться к уровню продолжительности жизни стран восточной Европы: мужчины - 66 лет, женщины - 75 лет.
Миграция. В целях привлечения высококвалифицированных специалистов планируется принятие областной целевой программы оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007 - 2012 годы. Объем финансирования программы составит 100 миллионов рублей в год. Всего до 2020 года затраты будут равны 1,1 миллиарда рублей. В результате к 2020 году ожидается удвоение миграционного прироста численности населения Нижегородской области.
4. Цели и приоритеты демографического развития
Нижегородской области на период до 2020 года
С учетом сложившейся демографической ситуации основной целью демографического развития Нижегородской области является:
на I этапе (2007-2010 годы): преодоление к 2010 году негативных показателей воспроизводственных процессов, достижение "нулевого" уровня естественной убыли населения за счет консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Нижегородской области, увеличение размеров инвестиций и расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней;
на II этапе (2011 - 2020 годы): создание условий для дальнейшего роста численности постоянного населения области в последующие годы за счет роста рождаемости, снижения смертности и оптимизации миграционного движения населения.
Приоритетные направления в сфере создания условий для стабилизации и повышения рождаемости; укрепления репродуктивного здоровья населения, создания условий для безопасного материнства; развития и укрепления института семьи:
- проведение соответствующей задачам демографического роста экономической и бюджетной политики (создание системы приоритетных вложений бюджета и создание условий частным инвесторам для обеспечения здорового материнства, приоритета здоровой семьи, перспективности и безопасности детства, создание жилищных условий для каждой нуждающейся молодой семьи, иных форм инвестирования в отраслях здравоохранения и образования области);
- сокращение низкооплачиваемых категорий работающих до 0, легализация теневой части заработной платы за счет установления социального норматива - часовой оплаты труда на отдельные виды работ и заключения областного тарифного сокращения, ориентированного по тарифной ставке 1 разряда на прожиточный минимум трудоспособного населения;
- доведение до средне-российского уровня областной среднемесячной заработной платы и в разрезе муниципальных образований за счет формирования эффективного механизма ее регулирования на основе многоуровневой системы социального партнерства и введения нового социального норматива - бюджета развития семьи;
- увеличение номинальной заработной платы работников бюджетной сферы в 1,9 раза за счет введения новых отраслевых систем оплаты труда;
- увеличение заработной платы молодым специалистам, принятым после окончания учебного заведения на работу в сельхозорганизации, за счет сохранения в течение 2 лет дополнительных выплат; доплаты руководителю, вновь избранному в убыточное сельскохозяйственное предприятие;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте, территориальной дифференциации безработицы; снижение женской безработицы до минимума за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и самозанятости;
- установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования (квотирования) процесса создания для них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки, обучения их профессиям, востребованным на современном рынке труда; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей; обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми; увеличение объемов социальных выплат семьям, имеющим детей, и введение новых специальных мер поддержки многодетных семей;
- снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов; сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
- вовлечение муниципальных образований Нижегородской области в разработку и реализацию федеральных, областных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях;
- формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
- развитие и поддержка общественных организаций молодых семей;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи;
- повышение уровня обеспечения населения жильем до 25,7 кв.м к 2010 году на человека;
- внесение изменений в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (в возрасте до 35 лет) в части списания долга молодых семей: при рождении первого ребенка - 5 % долга, второго - 45 %, третьего - оставшиеся 50 %;
- внесение изменений в областные целевые жилищные программы, направленные на улучшение жилищных условий различных категорий граждан, в части снижения процентной ставки по различным видам кредитования при рождении третьего ребенка;
- предоставление бесплатного жилья семье при рождении одновременно трех и более детей;
- создание организационных и финансово-кредитных механизмов государственной поддержки граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья;
- увеличение строительства дошкольных учреждений;
- развитие альтернативных форм дошкольных учреждений (групп продленного дня; интернатов с недельным содержанием и т.д.);
- выплата родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- организация и увеличение числа служб психологического консультирования лиц, подающих заявления на регистрацию брака, по различным вопросам семейной жизни с целью корректировки возможных нарушений супружеских отношений и предотвращения разводов;
- развитие в Нижегородской области сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
- воздействие на моральный климат общества посредством СМИ, рекламных носителей, образовательных программ, иных акций с целью повышения степени нравственности населения;
- объявление трехдетной семьи, ведущей здоровый образ жизни, областным приоритетом; изменение общественных установок населения, ориентирование их на создание многодетной семьи, повышение ценности семьи и детей;
- разработка системы мероприятий медико-психологической и социальной помощи в сфере охраны репродуктивного здоровья городского и сельского социума;
- первоочередное развитие служб охраны материнства и детства в системе здравоохранения на основе интеграции детских, родовспомогательных и лечебно-профилактических учреждений в целях углубления и совершенствования специализированной помощи, профилактической и диспансерной работы среди женщин и детей;
- повышение качества и доступности бесплатной медицинской квалифицированной помощи женщинам-матерям и детям;
- снижение числа работающих женщин детородного возраста на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда;
- снижение перинатальной смертности за счет построения системы межрайонных и областного перинатальных центров, улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения, обследование беременных на врожденную патологию плода, развитие методик хирургического лечения новорожденных;
- сокращение числа самопроизвольных абортов за счет концентрации беременных женщин в оснащенных клиниках и компенсация расходов на дорогостоящие препараты, углубленное обследование на инфекции, передающиеся половым путем, на гормональный статус;
- создание условий по введению комплекса мер лечения бесплодия супружеских пар за счет ежегодного выделения дополнительных средств из областного бюджета на компенсацию расходов на высокотехнологичные репродуктивные технологии, лекарственные препараты, специальное лечение.
Приоритетные направления в сфере снижения предотвратимой и преждевременной смертности населения, младенческой и материнской смертности, улучшения состояния здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
- разработка социальной рекламы, медико-просветительских программ, других информационно-пропагандистских проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности в рамках формирования жизнесохранительного поведения населения;
- разработка и реализация комплекса организационно - экономических, медико - профилактических, спортивно - оздоровительных, пропагандистско - просветительных мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения; разработка областной целевой программы по борьбе с табакокурением;
- снижение предотвратимой смертности населения, прежде всего трудоспособного возраста, от внешних причин за счет лечения и профилактики производственного, бытового и дорожного травматизма, отравлений;
- повышение качества медицинского обслуживания работающего населения;
- совершенствование системы лекарственного обеспечения населения;
- приоритет профилактического направления здравоохранения; совершенствование экстренной диагностики;
- усиление борьбы с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания и др.);
- организация медико-социальной помощи для реабилитационных услуг и услуг по уходу за тяжелобольными, в т.ч. с привлечением неправительственных организаций; усиление медсестринской службы для пациентов, нуждающихся в патронаже (хронические заболевания, последствия травм);
- создание передвижных медицинских бригад для помощи бездомным;
- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, переоснащение лечебно-диагностической базы учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных; совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи;
- раннее выявление болезней системы кровообращения, новообразований и хронических заболеваний и снижение смертности от заболеваний с поздней диагностикой;
- создание центров малоинвазивной хирургии; поставка ангиографического оборудования в учреждения здравоохранения и переподготовка врачей и медсестер;
- повышение доступности медицинской помощи путем создания сети информационно-консультационных токсикологических центров;
- повышение потенциала здоровья пожилых людей и нетрудоспособного населения;
- повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, продление периода их социальной активности;
- развитие материальной базы для занятий физкультурой и спортом в школах и учреждениях профессионального образования; строительство физкультурно-оздоровительных комплексов; организация кампаний и акций по привлечению молодежи, лиц других возрастов к занятиям физкультурой, участие в них представителей власти, популярных людей и лидеров общественного мнения;
- обеспечение своевременности оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях; модернизация оснащения учреждений, оказывающих помощь, в т.ч. оснащение высокотехнологичным оборудованием детских нейрохирургических и травматологических отделений;
- повышение требовательности к качеству подготовки водителей;
- проведение социально-психологической работы с населением по профилактике дорожно-транспортных происшествий;
- реализация концепции "Мониторинг создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области";
- совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственного управления охраной труда;
- улучшение условий и охраны труда работающих, снижение числа смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний; внедрение механизмов экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда; охрана здоровья женщин и подростков на производстве;
- осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; проведение аттестации рабочих мест; проведение диспансеризации работающих; ограничение воздействия неблагоприятных факторов компенсационными мерами; обеспечение работающих сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- организация медицинских бригад для медосмотров и экспресс-анализов работников малого бизнеса (мелкой торговли, общепита) по договорам обязательного медицинского страхования;
- повышение эффективности работы системы санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки в области, в т.ч. путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия;
- совершенствование системы отбора, хранения, транспортировки, утилизации отходов промышленных предприятий и бытовых отходов; строительство и ввод в строй очистных сооружений, усиление контроля их деятельности;
- развитие дорожной сети с учетом экологических требований; ужесточение контроля технического состояния автотранспорта;
- противодействие уничтожению зеленых насаждений в жилых кварталах.
Приоритетные направления в сфере регулирования миграционных потоков в целях обеспечения социально-экономического комплекса области кадрами необходимых профессий и требуемого уровня квалификации, а также частичного миграционного замещения естественной убыли населения:
- создание цивилизованного и эффективного рынка труда на основе проведения взвешенной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей развитие новых производств, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, развитие малого предпринимательства;
- приведение в соответствие объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования с потребностями рынка труда в целях повышения качественных характеристик трудовых ресурсов, обеспечения закрепляемости кадров на предприятиях и в организациях области, предотвращения оттока трудоспособного населения;
- осуществление комплексной оценки потребностей и возможностей территорий Нижегородской области в привлечении и обустройстве различных категорий мигрантов с определением мест их приоритетного размещения с учетом перспектив экономического развития, состояния рынка труда, создания новых рабочих мест, социальной инфраструктуры, возможностей жилищного и социального обустройства;
- реализация программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- повышение эффективности регулирования объемов и качественной структуры внешней трудовой миграции в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса области в квалифицированных кадрах;
- предотвращение незаконной занятости иностранных граждан на территории Нижегородской области, обеспечение контроля над привлечением и использованием иностранной рабочей силы в целях защиты областного рынка труда;
- разработка системы мероприятий по предупреждению возможных конфликтов и снятию противоречий между коренным населением и мигрантами, в связи с их обустройством и интеграцией в местную среду;
- распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства патриотизма, гордости за свой населенный пункт.
Приоритетными для расселения и обустройства переселенцев могут стать зоны реализации инвестиционных проектов и программ, малые города области, а также демографически депрессивные районы.
5. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований. Важную роль в информационном обеспечении демографического развития должны играть средства массовой информации.
Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
При активной работе органов государственной власти, местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных организаций Нижегородской области, средств массовой информации должна развиваться система информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, профессиональными факторами, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека.
6. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции демографического развития Нижегородской области предусматривает:
- объединение и координацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов по реализации приоритетных положений Концепции, предусматривающую использование как бюджетных, так и внебюджетных источников;
- подготовку нормативно-правовой базы в области регулирования демографических процессов;
- обеспечение обязательного учета особенностей современной демографической ситуации в областных целевых программах, их влияние на уровень и качество жизни населения Нижегородской области;
- поддержку фундаментальных научных исследований в области изучения населения Нижегородской области.
7. Методы обеспечения демографической политики
в рамках реализации Концепции
Нормативно-правовые:
- внесение предложений, способствующих достижению основной цели Концепции в органы государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области;
- разработка и реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации в области на среднесрочную перспективу, включающую в себя разделы в сфере охраны здоровья, обеспечения жильем, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики;
Экономические:
- подготовка предложений о различных видах социального страхования, на базе которых необходимо выстроить систему гарантий демографического благополучия;
- консолидация средств предприятий, спонсоров, благотворительных, общественных и прочих организаций для решения острых демографических проблем.
Организационные:
- формирование при Правительстве Нижегородской области межведомственной комиссии по демографической политике, занимающейся вопросами регулирования демографических процессов и мониторинга демографической ситуации;
- формирование новых видов занятости для пенсионеров, домохозяек и других групп граждан, имеющих возможность работать на дому.
Идеологические:
- формирование идеологии общественной и личностной ценности семьи и детей, пропаганда многодетности, негативного отношения к явлениям, разрушающим нормальное демографическое развитие.
Научные:
- проведение научных исследований по важнейшим демографическим проблемам Нижегородской области, изучение качественных характеристик населения, оценка затрат на содержание и воспитание детей, влияние миграции на демографическую обстановку и экономическое развитие;
- проведение мониторинга репродуктивного и брачного поведения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 201 "Об утверждении концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 128 от 18 июля 2007 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 г. N 484 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. N 198