Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования РСФСР (далее - ФСС) создан 1 января 1991 г. в соответствии с постановлением СМ РСФСР и ФНПР от 25.12.90 N 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР". В настоящее время в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.08.92 N 822 ФСС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 07.08.92 N 822 положение о ФСС утверждается Правительством РФ, в связи с чем в настоящее время фактически не действует Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР, утвержденное постановлением Президиума Совета ФНПР от 29.05.91 N 4-1. В настоящее время ФСС осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101 (далее - Положение), и состоит из:
региональных отделений;
центральных отраслевых отделений;
филиалов отделений.
На основании п. 21 Положения инструкции, разъяснения, положения и другие документы ФСС, принятые в установленном порядке, подлежат обязательному исполнению страхователями. В связи с этим продолжает действовать в части, не противоречащей Положению, Временная инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств ФСС РСФСР, утвержденная постановлением Президиума Совета ФНПР от 29.05.91 N 4-1 (далее - Инструкция).
Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалах) ФСС не позднее 10 дней с момента организации предприятия или начала деятельности лица. За нарушение этого положения к работодателям применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 7 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями и гражданами в ПФР, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1, в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов. Вместе с тем не предусмотрено право любых учреждений и организаций требовать справок о регистрации в ФСС для осуществления каких-либо действий, в частности банков - для открытия расчетных счетов.
Постановлением ВС РФ от 10.07.92 N 3256-1 предусмотрено, что платежи в государственные внебюджетные фонды, включая ФСС, производятся в первоочередном порядке независимо от поступления в банк расчетных документов или наступления сроков платежей. Первоочередной порядок осуществления платежей в ФСС сохранен указом Президента РФ от 24.01.95 N 62 "О внесении дополнения в Указ Президента РФ от 23.05.94 N 1005", но с учетом календарного поступления документов в банк плательщика (см. письмо ЦБР от 15.02.95 N 143).
Размер взносов
Страховой тариф взносов в ФСС на 1992 г. был установлен Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2126-1 для предприятий, организаций и учреждений в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В дальнейшем страховой тариф взносов в ФСС устанавливался для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям следующими нормативными актами:
на I квартал 1993 г. - Законом РФ от 25.12.92 N 4230-1;
на II квартал 1993 г. - Законом РФ от 30.03.93 N 4696-1;
на II полугодие 1993 г. - Постановлением ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1;
на I полугодие 1994 г. - Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N 61 сохранены порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в ФСС, действовавшие в 1993 г.;
на II полугодие 1994 г. - Федеральным законом от 23.07.94 N 11-ФЗ норматив отчислений в ФСС установлен в размере 5,4% от начисленной оплаты труда по всем основаниям;
с 1 января 1995 г. - Федеральным законом от 10.01.95 N 3-ФЗ сохранены порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в ФСС, действовавшие в 1994 г.
Таким образом, в настоящее время размер взносов в ФСС установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Плательщики взносов
В соответствии со ст. 237 КЗоТ РФ взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. П.3 указа Президента РФ от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в РФ" установлено, что страховые взносы в ФСС уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Размер взносов в ФСС установлен законом только по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В соответствии со статьями 77-100 КЗоТ РФ под оплатой труда по всем основаниям понимаются выплаты в денежной и натуральной форме трудящимся за выполнение работы в порядке трудовых отношений, т.е. отношений, регулируемых трудовым законодательством, в частности ст.15 КЗоТ РФ, подразумевающей наличие трудового договора (контракта) между трудящимся и работодателем.
Поскольку размеры страховых взносов по отношению к иным выплатам в настоящее время не установлены, не являются плательщиками взносов работники предприятий. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут уплачивать взносы в ФСС на добровольных началах (п.16 письма ФСС от 25.01.95 N 07-30). При наличии наемных работников предприниматели обязаны уплачивать взносы за этих работников.
Таким образом, плательщиками взносов в ФСС являются:
предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты -работодатели;
граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве или при осуществлении предпринимательской деятельности.
Плательщиками взносов в ФСС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1139 являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов севера.
Льготы
Начиная с 1993 г. и по настоящее время от уплаты страховых взносов в ФСС освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
В соответствии с федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе не менее трех граждан, объединившихся для реализации общих целей), созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей и зарегистрированное в органах юстиции.
Членами могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица -общественные объединения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть членами общественной организации. Членство должно быть оформлено индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов.
Общественная организация инвалидов создается инвалидами и лицами, их представляющими, в целях защиты своих прав и интересов, оказания взаимной поддержки и услуг (ст. 40 закона СССР от 11.12.90 N 1826-1 "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"). Признание лица инвалидом осуществляется в установленном порядке государственными органами (ст. 2).
В соответствии со ст. 48 ГК РФ 1994 г. и Федеральным законом от 30.11.94 N 52-ФЗ юридические лица, созданные после 8 декабря 1994 г., могут находиться в собственности общественных организаций инвалидов лишь в том случае, если они являются учреждениями, т.е. организациями, созданными собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемыми им полностью или частично (ст.120 ГК РФ).
Предприятия, созданные или приобретенные общественными организациями инвалидов до 8 декабря 1994 г., основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации (ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ). До момента преобразования такие предприятия могут пользоваться данной льготой, если уставные цели такого предприятия соответствуют уставным целям общественной организации, а с момента преобразования они теряют право на льготу.
В соответствии со ст. 2 федерального закона РФ от 27.10.94 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды" с 1 января 1994 г. при проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в ФСС не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
В соответствии со ст. 2 федерального закона от 11.11.94 N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" с 16 ноября 1994 г. (даты вступления Закона в силу) страховые взносы в ФСС не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты взносов, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 г." и ст. 16 федерального закона от 31.03.95 N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 г." в 1994 и 1995 гг. от уплаты страховых взносов в ФСС по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции освобождены:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Федеральная служба контрразведки РФ;
Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск РФ;
Федеральное агентство правительственной связи и информации;
Служба внешней разведки РФ;
Главное управление охраны РФ;
Служба безопасности Президента РФ;
другие воинские формирования Российской Федерации;
Департамент налоговой полиции РФ.
Порядок начисления взносов
В соответствии с п.15 Положения страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы, предусмотрен п.1.5 Инструкции и Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденным постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358, 16/28.
Не начисляются страховые взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторскому и др.), а также на любые выплаты вне рамок трудовых отношений между работодателем и гражданином, что подтверждает п. 14 письма ФСС РФ от 09.06.93 N 114-137.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера на основании Постановления Правительства РФ от 06.10.94 N 1139 уплачивают страховые взносы в ФСС с сумм доходов, полученных за истекший календарный год. Доходы определяются как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Учет расчетов со страхователями осуществляется по расчетной ведомости (форма N 4-ФСС), утвержденной Правлением фонда социального страхования Российской Федерации 29.05.92 N 54 и Министерством финансов Российской Федерации 10.06.92 N 12-5.
Выплаты, производимые за счет средств ФСС
Плательщики взносов в ФСС могут производить следующие выплаты за счет начисленных взносов:
1. Пособия по государственному социальному страхованию*
1.1. Пособие по временной нетрудоспособности
Выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье (в том числе бытовой травме), при уходе за больным членом семьи, карантине, протезировании, при санаторно-курортном лечении (ст. 239 КЗоТ РФ). Основанием выплаты пособия является листок нетрудоспособности, выдаваемый в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной 19.10.94 приказом Минздравмедпрома РФ N 206 и постановлением ФСС РФ N 21. Размер пособия составляет не менее 90% ММОТ и выплачивается в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6.
1.2. Пособие по беременности и родам
Выплачивается на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов (статьи 165, 240 КЗоТ РФ, ст.7 закона РФ от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883). Основанием выплаты пособия является листок нетрудоспособности. Выплачивается в размере среднего заработка, исчисляемого не в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка в 1995 г., утвержденным постановлением Минтруда РФ от 19.01.95 N 4, а в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (см. Положение, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6).
1.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель)
Выплачивается в размере 50% ММОТ на день предоставления отпуска по беременности и родам (ст. 2 закона РФ от 04.04.92 N 2660-1 "О дополнительных мерах по охране материнства и детства", статьи 9, 10 федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883). Основанием выплаты пособия является справка из женской консультации или другого медицинского учреждения.
1.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
Выплачивается одному из родителей или лицу, его заменяющему (ст. 238 КЗоТ РФ, статьи 11, 12 федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Основанием выплаты пособия является заявление о назначении этого пособия и справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа (п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883). С 24 мая 1995 г. размер пособия составляет 10 ММОТ на день рождения ребенка, до этого момента размер пособия составлял 5 ММОТ в соответствии с Указом Президента РФ от 20.04.93 N 466.
1.5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1,5 лет
Выплачивается матери, отцу, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста 1,5 лет независимо от числа детей и продолжительности трудового стажа (статьи 167, 168 КЗоТ РФ, статьи 13, 14, федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Основанием выплаты пособия является решение администрации предприятия о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, заявление о назначении пособия, копия свидетельства о рождении ребенка (пп. 33, 34 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883). Пособие выплачивается в размере 100% ММОТ (п. 2 Указа Президента РФ от 10.12.93 N 2122, ст.15 федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ) одновременно с выплатой ежемесячного пособия на ребенка.
1.6. Пособие на погребение
Выплачивается в соответствии со ст. 243.2 КЗоТ РФ, законом РФ от 12.03.92 N 2503-1 "О ритуальном пособии" и постановлением Правительства РФ от 11.08.92 N 571 "О порядке финансирования расходов на выплату ритуального пособия - пособия на погребение" членам семьи умершего или другим лицам, взявшим на себя организацию похорон, в 5-кратном размере ММОТ на день обращения за пособием. Основанием выплаты пособия является справка о смерти.
1.7. Расходы по предоставлению дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего дневного заработка (ст. 163.1 КЗоТ РФ). Основанием оплаты является распоряжение администрации предприятия на основании заявления родителя и справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка (разъяснение Минтруда и ФСС РФ от 19.07.95 N 2/48 "О порядке предоставления и оплаты четырех дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет").
2. Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и другие цели государственного социального страхования
2.1. Оплата стоимости путевок в санатории, пансионаты с лечением, на курортно-амбулаторное лечение, в санатории-профилактории (в том числе осуществляемая через выделение средств на содержание санаториев-профилакториев)
2.2. Оплата лечебного (диетического) питания в порядке, установленном Инструкцией об организации диетического питания, утвержденной постановлением ВЦСПС от 15.08.88
2.3. Оплата стоимости путевок в дома, пансионаты и базы отдыха (в том числе семейные) с продолжительностью пребывания в них не менее 12 дней
2.4. Оплата стоимости путевок в стационарные туристские учреждения, в которых созданы все условия для полноценного отдыха, в том числе и родителей с детьми, с продолжительностью пребывания в них не менее 12 дней
2.5. Оплата стоимости путевок в санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества (на условиях, определяемых исполнительными органами Фонда)
2.6. Выплата дотаций на содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата труда тренерско-преподавательского состава, расходы на аренду помещений, необходимых для осуществления учебно-тренировочного процесса)
2.7. Частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей (например, детские подарки при проведении новогодних елок)
2.8. Частичная оплата стоимости проезда работников к месту санаторного лечения и отдыха и обратно по путевкам, выданным за счет средств социального страхования
Объемы средств на указанные цели определяются региональными и центральными отраслевыми отделениями или отдельными решениями Фонда. При этом следует иметь в виду, что в 1995 г. путевки в детские оздоровительные учреждения оплачиваются в размере не менее 50% их стоимости без хозяйственных расходов (п.5 постановления Правительства РФ от 24.04.95 N 405 "О мерах по организации отдыха, оздоровления, занятости детей в 1995 г.", а путевки участникам Великой Отечественной войны на санаторно-курортное лечение - в полной стоимости (п. 5 указа Президента РФ от 20.12.94 N 2202 "О мероприятиях в связи с празднованием 50-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне")). Вопросы расходования средств на указанные цели, включая условия выдачи работникам путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, решаются комиссиями (уполномоченными) по социальному страхованию.
Не используются средства социального страхования на финансирование строительства и реконструкцию здравниц, оснащение их оборудованием и инвентарем, оплату медицинских услуг, услуг, предоставляемых физкультурно-оздоровительными комплексами, протезирование, приобретение лекарственных средств (письма ФСС от 16.12.94 N 07-581ЮШ и от 15.03.95 N 07-118ЮШ).
Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства N 175018, утвержденному Госкомстатом СССР, туристические гостиницы, туристические базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации туризма к оздоровительным и санаторно-курортным учреждениям не относятся и оплата туристических путевок за счет средств государственного социального страхования не производится.
В соответствии с п.10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Поскольку в соответствии с п. 126 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, расходы по выплате пособий, произведенные с нарушением правил, не принимаются к зачету в счет взносов в ФСС и относятся за счет предприятия, то отнесенные на себестоимость ошибочные выплаты могут являться основанием для применения штрафных санкций не только по страховым взносам в ФСС, но и по налогу на прибыль.
Сроки уплаты взносов
Сроки уплаты страховых взносов в ФСС регулируются п.1.3 Инструкции, а также п.1 Постановления Правительства РФ от 06.10.94 N 1139:
бюджетные учреждения и организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
все предприятия и небюджетные организации уплачивают страховые взносы два раза в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
лица, нанимающие отдельных граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера с 1 января 1995 г. уплачивают страховые взносы один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. Ранее (до 31 декабря 1994 г.) они уплачивали взносы в сроки, определяемые отделениями (филиалами) ФСС по месту регистрации (квартал, полугодие, год).
В 1992-1994 гг., как правило, обязательному перечислению в Фонд подлежало 26% начисленных страховых взносов, а 74% оставались в распоряжении страхователей и могли использоваться только целевым назначением на социальное страхование работников. В 1995 г. в соответствии с Порядком планирования и перечисления средств социального страхования на 1995 г., утвержденным постановлением ФСС РФ от 10.04.95 N 4П/4а, обязательному перечислению в Фонд подлежит весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей (в пределах норматива, установленного исполнительным органом Фонда) и выплату всех видов пособий по социальному страхованию (в полной сумме).
Финансовые санкции
П. 5 Постановления ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1 установлено, что с 1 июля 1993 г. применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в ФСС осуществляется в соответствии с порядком уплаты страховых взносов в ПФР. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4460-1), предусматривает применение к работодателям и иным плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания:
- всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.
Под сокрытой или заниженной суммой оплаты труда понимается не учтенная работодателем или иным плательщиком страховых взносов сумма оплаты труда, на которую в соответствии с действующим законодательством взносы должны быть начислены;
- 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в ФСС за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
Под отказом от регистрации понимается несоблюдение установленных сроков регистрации в ФСС (10 дней с момента организации предприятия или начала деятельности лица).
Данная финансовая санкция не может применяться к предприятиям, нарушившим сроки регистрации в ФСС, но не производившим оплату труда за этот период;
- 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в ФСС за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.
Недоимка по страховым взносам, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке. Взыскание недоимок и финансовых санкций с физических лиц производится только в судебном порядке.
С суммы недоимки (невнесенных в срок взносов и выявленной при проверке задолженности) на плательщиков начисляется пеня за каждый день просрочки в следующих размерах:
по страховым взносам работодателей - 1%;
по страховым взносам граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 0,5%.
До 1 июля 1993 г. пеня за просрочку платежей взыскивалась со всех категорий плательщиков взносов в размере 0,1% от суммы недоимки, что было предусмотрено п. 4.3 Инструкции.
Финансовые санкции (штрафы и пени) по платежам в ФСС, уплачиваемые предприятиями и банками, относятся ими на чистую прибыль после налогообложения (п. 39 письма ГНС от 17.06.94 N ВГ-6-01/213).
В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 26.10.93 N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" контроль за полнотой и своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и Государственную налоговую службу РФ.
-------------------------
* Следует заметить, что ежемесячные компенсационные выплаты матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста в размере 50% ММОТ, установленные Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110, осуществляются предприятиями не за счет средств ФСС РФ, а за счет средств на оплату труда (п.20 Порядка назначения и выплаты компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.94 N 1206). Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им 16 лет в размере 70% ММОТ также выплачивается не за счет средств ФСС РФ, а за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ (федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", п.58 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883).
В. Космачев
Выпуск 26, октябрь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".