Вопросы бесспорного взыскания недоимки
по платежам в бюджет
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" было установлено, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов (п. 29). В этой части Указ вступил в силу со дня его подписания.
Во исполнение вышеназванного Указа Госналогслужба России, Минфин России и Банк России 28.02.94 г., 1.03.94 г. N НИ-4-13/33н, 03-01-07, 80 соответственно установили Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4.03.94 г. N 507), который регламентировал применение п. 29 упомянутого Указа.
Однако Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации" (вступил в силу со дня его подписания) Указ от 22.12.93 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" признан утратившим силу.
Следует отметить, что как до Указа от 22.12.93 г. N 2270, так и одновременно с ним действовало Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей (далее - Положение), утвержденное Указом президиума Верховного Совета СССР от 26.01.81 г. N 3820-х (в ред. от 22.05.91 г.). В Положении установлен общий порядок взыскания не внесенных в установленные сроки налогов и других платежей в государственный бюджет, при этом его действие не распространяется на те виды платежей, для которых законодательством предусмотрены специальные правила взыскания.
В соответствии со ст. 37 упомянутого Положения Министерство финансов СССР издало инструкцию от 12.06.81 г. N 121 "По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами Минфина СССР от 10.09.86 г. N 156 и от 21.01.88 г. N 9).
В ст. 4 Закона Российской Федерации от 26.01.96 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса.
Согласно п. 2 Положения не внесенные в установленные сроки налоги и другие платежи в государственный бюджет взыскиваются налоговыми органами, а также иными государственными органами, которым действующим законодательством предоставлено право такого взыскания либо на которые возложены исчисление соответствующего платежа или контроль за его уплатой.
Аналогичное положение содержится в п. 3 инструкции Минфина СССР от 12.06.81 г. N 121.
В настоящее время такие права предоставлены:
1. Органам налоговой инспекции (ст. 7, 8 Закона РСФСР от 21.03.91 г. N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" (в ред. от 16.11.97 г.).
2. Федеральным органам налоговой полиции (ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").
3. Пенсионному фонду Российской Федерации и его региональным органам (п. 8 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2122-1).
4. Таможенным органам (ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 12.07.96 г. N 801, согласован с Банком России).
5. Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (п. 10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 г. N 20-П положения пп. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (пп. 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.91 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР", а также ст. 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, признаны не соответствующими ст. 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что Конституционный суд Российской Федерации в определении от 6.11.97 г. N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений ст. 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указал, что вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положениям ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по существу, разрешен Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 17.12.96 г. по делу о проверке конституционности п.п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции".
Выводы Конституционного суда Российской Федерации относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются на положения ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения нормативных актов, предоставляющие права как органам налоговой полиции, так и органам налоговой инспекции, а следовательно, и иным органам, имеющим такие полномочия, производить взыскания на основании ст. 7 (пп. 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", а также ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с юридических лиц сумм штрафов, всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в письме от 8.05.96 г. N 4 указал, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе обращать взыскание на имущество неплательщика во внесудебном порядке в случае отсутствия на его счете денежных средств. Для обращения взыскания на имущество недоимщика они должны обратиться в арбитражный суд.
Согласно ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи и пени за просрочку их уплаты взыскиваются в бесспорном порядке. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" часть первая ст. 124 вводится в действие с момента внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Кроме Указа Президента Российской Федерации от 21.07.95 г. N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 21.04.96 г. N 570), дающего поручение Правительству Российской Федерации и Банку России определить порядок бесспорного списания пеней, налагаемых таможенными органами, изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации по данному вопросу внесено не было. Поэтому вызывает вопросы правомерность бесспорного взыскания денежных средств со счетов юридических лиц таможенными органами Российской Федерации.
Пункт 8 Положения устанавливает, что при отсутствии денежных средств у налогоплательщика недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет может быть ликвидирована путем обращения взыскания на любое имущество юридического лица-недоимщика, в том числе путем списания в доход государственного бюджета сумм, находящихся на расчетном (текущем) счете недоимщика в кредитных организациях, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика и путем обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
Порядок взыскания недоимки по платежам юридических лицнедоимщиков регулируется разделом IV инструкции от 12.06.81 г. N 121, п. 19 которой предусматривает, что суммы недоимки по платежам с юридических лиц взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органов взыскания. При этом распоряжения о бесспорном взыскании сумм недоимки не должны выдаваться, если юридические лица своевременно сдали в кредитные организации платежные поручения на перечисление причитающихся платежей.
Инструкцией также установлено, что после истечения срока уплаты упомянутых платежей неисполненные платежные поручения на их перечисление не могут быть отозваны из кредитных организаций без согласия соответствующего органа взыскания.
Пункт 20 инструкции предусматривает применение к юридическим лицам следующих мер бесспорного взыскания недоимки:
1. Списание в доход государственного бюджета сумм с расчетных (текущих) счетов, аккредитивов, счетов недоимщика, а также с особых счетов, открытых за счет недоимщика.
2. Обращение взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
При обращении взыскания на счета дебиторов недоимщиков орган взыскания обязан указать банку номер и дату одного из следующих документов:
письменного подтверждения дебитором своей задолженности недоимщику;
платежного требования к дебитору, сданного недоимщиком в банк на инкассо;
платежного поручения, представленного в учреждение банка дебитора в пользу недоимщика;
исполнительного документа или документа на списание средств в бесспорном порядке со счета дебитора в пользу недоимщика.
Следует иметь в виду, что указаниями Банка России от 3.12.97 г. N 51-У "О введении новых форматов расчетных документов" инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации, начиная с 1 января 1998 г. должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации").
Инкассовое поручение (распоряжение) должно быть оформлено на бланке платежного требования, при этом слова "платежное требование" зачеркиваются и впечатываются слова "инкассовое поручение" ("инкассовое распоряжение") или слова "платежное требование" заменяются словами "инкассовое поручение" ("инкассовое распоряжение") в случае изготовления бланков с помощью ЭВМ. При использовании бланка платежного требования в качестве инкассового поручения (распоряжения) поля "Условие оплаты", "Срок для акцепта" не заполняются, а в поле "Наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг..." указываются наименование взыскания, ссылка на законодательный акт, наименование, N и дата документа, на основании которого производится взыскание.
3. Обращение взыскания на суммы, выделяемые предприятиям, учреждениям и организациям в порядке бюджетного финансирования, и на другие суммы, подлежащие выплате недоимщику из государственного бюджета, кроме сумм, выделяемых из государственного бюджета и иных источников на финансирование государственных капитальных вложений и капитального ремонта.
В п.п. 3 п. 20 содержится положение, предусматривающее дачу распоряжения о погашении недоимки за счет сумм, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям из государственного бюджета:
Министерством финансов СССР - при обращении взыскания на суммы, выделяемые из союзного бюджета;
министерствами финансов союзных и автономных республик
- при обращении взыскания на суммы, выделяемые из республиканского бюджета соответственно союзной или автономной республики;
местными финансовыми органами - при обращении взыскания на суммы, выделяемые из соответствующего местного бюджета.
Следует отметить, что при обращении взыскания на суммы дебиторской задолженности после сдачи в кредитное учреждение распоряжения о взыскании с недоимщика всей суммы недоимки это распоряжение должно быть отозвано и заменено распоряжением на взыскание оставшейся суммы недоимки.
При поступлении сумм дебиторской задолженности в погашение недоимки орган взыскания обязан письменно сообщить об этом недоимщику не позднее дня, следующего за днем получения документов о зачислении этих сумм на соответствующие счета.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
с отменой Указа Президента РФ от 22.12.93 г. N 2270 Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов (утвержден ГНС РФ 28.02.94 г. N НИ-4-13/33н, Минфином России 1.03.94 г. N 03-01-07, ЦБ РФ, 1.03.94 г. N 80) утратил силу;
взимание недоимки должно осуществляться в порядке, предусмотренном инструкцией Министерства финансов СССР от 12.06.81 г. N 121, в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации;
кредитные организации при поступлении платежных документов на взимание недоимки с их клиентов должны проверять их соответствие требованиям инструкции Министерства финансов СССР от 12.06.81 г. N 121 (в ред. от 21.01.88 г.).
Одним из последних документов является письмо Госналогслужбы России от 15.01.98 г. N ВП-6-18/30 (подписано заместителем руководителя Госналогслужбы России В.А. Павловым) "О правовых последствиях отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2270", разъясняющее, что признание Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2270 утратившим силу лишило налоговые органы с 15.11.97 г. права на бесспорное взыскание недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. Заместитель руководителя Госналогслужбы России В.А. Павлов считает, что законодательное закрепление бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, в настоящее время отсутствует. В связи с этим инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджеты от его дебитора, выписанные до 15.11.97 г. на основании п. 29 упомянутого Указа, но не исполненные до указанного срока, подлежат отзыву в установленном порядке. Следует отметить, что данное письмо не прошло регистрацию в Минюсте России.
В.Е. Пчелинцев, юрист
"Аудиторские ведомости", N 4, апрель 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а