Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1987 г. N 325 "О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве" (с изменениями и дополнениями)

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1987 г. N 325
"О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве"

С изменениями и дополнениями от:

19 декабря 1990 г.


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам и горкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик принять меры по коренному совершенствованию деятельности высших учебных заведений. Сосредоточить усилия партийных, советских и хозяйственных органов, ректоратов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций вузов на выполнении установок XXVII съезда партии, требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по перестройке высшего образования, рассматривая эту работу как одну из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики.

Высшая школа призвана оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение вперед социалистического общества, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль принадлежит ей в развитии духовной культуры народа, в активизации человеческого фактора. Исходя из этого необходимо выйти на новое качество подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования, обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, усилить его связь с общественной практикой.

Обеспечить подготовку кадров, сочетающих глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Формировать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний, современное экономическое мышление, навыки научной организации управленческой деятельности, способности инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса.

2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров. Обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Для более полного учета интересов отраслей народного хозяйства в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием предприятий и организаций.

Пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР, заинтересованными министерствами и ведомствами структуру подготовки кадров и к 1987/88 учебному году утвердить новый перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в высших учебных заведениях, значительно сократив число специальностей. В соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства и основными тенденциями развития науки и техники обеспечить постоянное обновление номенклатуры специальностей. Разработать и ввести не позднее 1988/89 учебного года новые учебные планы и программы.

Дифференцировать содержание и сроки подготовки специалистов в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской, исследовательской и другой.

Организовать подготовку кадров для научных учреждений, конструкторских и проектных организаций, наукоемкого производства и научных подразделений предприятий по их заявкам, в том числе путем перевода студентов, проявивших склонности к научному и техническому творчеству, на индивидуальные учебные планы с продлением общего срока обучения до 6 лет, а также в форме научной стажировки. Определять перечень высших учебных заведений, в которых может осуществляться подготовка указанных специалистов, согласуя ее объемы с Госпланом СССР.

Предоставить учебным заведениям право использовать, по их усмотрению, до 15 процентов учебного времени для оперативного отражения в учебных планах и программах новейших достижений в соответствующих областях науки и техники, а также характера будущей работы специалиста.

В целях развития творческих способностей будущих специалистов, усиления индивидуальной подготовки:

предусмотреть при проведении практических, семинарских и лабораторных занятий деление учебной группы на две подгруппы;

сократить количество обязательных аудиторных занятий на дневных отделениях. Значительно повысить роль самостоятельной работы студентов, улучшить ее планирование и организацию, усилить контроль и помощь со стороны преподавателей. Установить, что учебно-методическое руководство самостоятельными занятиями студентов является видом учебной работы преподавателя, на которую отводится до 12 часов в неделю на I - III курсах и до 16 часов - на старших курсах;

широко применять дискуссии, деловые игры, моделирование производственных ситуаций и другие активные методы обучения. Развивать научно-исследовательскую работу студентов как обязательный элемент подготовки специалистов.

3. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что первостепенной обязанностью профессоров и преподавателей высшей школы является неуклонное проведение в жизнь ленинского принципа единства обучения и воспитания в подготовке специалистов. Важно обеспечить решающую роль учебного процесса в формировании духовных устоев личности современного советского интеллигента, его научного мировоззрения, широкого кругозора. Необходимо в курсах лекций, на семинарских и практических занятиях убедительно раскрывать социальные приоритеты и гуманистические ценности социализма, роль и место человеческого фактора в совершенствовании советского общества. Систематически рассматривать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, на кафедрах методологические аспекты изучаемых предметов. Развивать у студентов диалектическое мышление, раскрывать сущность явлений во всей их полноте, многообразии и противоречиях.

Требуется углублять фундаментальную подготовку студентов, вести преподавание всех дисциплин на уровне высших достижений современной науки. Усилить междисциплинарные связи изучаемых предметов. На основе математизации общенаучных и специальных дисциплин добиваться овладения специалистами современными методами и средствами научного анализа. Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов. Предоставить им более широкую возможность для изучения вопросов теории и истории отечественной и мировой культуры.

4. Ректоратам, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям вузов создавать в студенческих коллективах обстановку напряженного творческого труда по овладению знаниями, атмосферу принципиальной взаимной требовательности. Всемерно развивать и поощрять состязательность студентов в учебе, воспитывать у них целеустремленность, волю, усердие, высокую ответственность за результаты своего труда.

Совершенствовать систему отбора будущих специалистов в течение всего срока их обучения. С этой целью:

улучшить организацию экзаменов и зачетов как важного инструмента объективной и строгой оценки знаний студентов;

решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе;

практиковать в высших учебных заведениях аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По ее результатам осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку с продленным сроком обучения, в том числе путем перевода в ведущие вузы студентов, рекомендованных другими учебными заведениями;

поднять роль государственных экзаменационных комиссий в обеспечении взыскательной оценки качества подготовки специалистов;

расширить практику перевода студентов, обучающихся без отрыва от производства и добившихся высоких результатов в учебе, на дневную форму обучения.

Повысить уровень организации учебного процесса - важного фактора воспитания студентов в духе высокой дисциплины и собранности. Обеспечить рациональные расписания занятий, четкую работу кафедр, лабораторий, библиотек, всех подразделений, создавать благоприятные условия для творческой работы преподавателей и студентов.

Решительно укреплять дисциплину, дорожить каждым часом занятий. Категорически запретить в учебное время проведение общественных мероприятий и отвлечение студентов на работы, не связанные с учебным процессом.

5. В целях повышения качества учебного процесса, широкого развития и углубления индивидуальных форм обучения, устранения зависимости численности преподавателей от отсева студентов Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, определять численность профессорско-преподавательского состава вузов по дневной форме обучения исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, а по остальным формам обучения - по фактическому контингенту. Переход на этот метод расчета численности преподавателей осуществить постепенно по курсам обучения начиная с 1988 года. Приступить в двенадцатой пятилетке к постепенному снижению соотношения среднего числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в основном довести его в среднем по стране в тринадцатой пятилетке по дневной форме обучения до 1:8, по вечерней - до 1:15, по заочной - до 1:35. При уменьшении планов приема студентов не сокращать число преподавателей в вузах до достижения соотношений, установленных на тринадцатую пятилетку.

6. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректорам и партийным организациям высших учебных заведений осуществить меры по значительному повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук как незыблемой основы формирования марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности специалиста.

Привести содержание учебных курсов в соответствие с решениями XXVII съезда партии, положениями и выводами Политического доклада ЦК КПСС съезду, новой редакции Программы КПСС и установками ЦК КПСС, выдвинутыми на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук (1986 г.) в Кремле. Всесторонне и глубоко раскрывать революционно-преобразующую деятельность Коммунистической партии на современном этапе, ее борьбу за ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование хозяйственного механизма, перестройку всех сторон общественной жизни в духе требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.

Создать условия для систематического и основательного изучения студентами трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документов КПСС. Увеличить время на проведение семинарских занятий и организацию самостоятельной работы студентов за счет сокращения лекционных курсов. Перейти повсеместно к чтению проблемных лекций по узловым вопросам марксистско-ленинской теории. Обеспечить активное участие студентов в каждом семинаре с зачетом по всем изучаемым темам.

Совместно с Академией наук СССР, Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академией общественных наук при ЦК КПСС разработать единые учебные программы по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму, дифференцированные для вузов различного профиля и типа, обеспечивающие преподавание революционной теории как целостного учения в единстве его составных частей. Подготовить на основе этих программ и издать новые учебники. Установить во всех высших учебных заведениях итоговый государственный экзамен по марксизму-ленинизму.

7. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 7

8. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 8

9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами улучшить практическую подготовку специалистов и организацию производственной практики студентов.

Установить, что на каждом этапе обучения студентов их производственная, практическая подготовка осуществляется совместно с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями на принципах совмещения учебы с производительным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей, в том числе на рабочих местах, требующих высокой профессиональной подготовки, а также на должностях техников, инженеров, экономистов и других специалистов. Не включать студентов в численность промышленно-производственного персонала, которая учитывается в расчете темпов роста производительности труда.

Обеспечить получение каждым студентом, прежде всего инженерных, инженерно-экономических и сельскохозяйственных вузов, рабочей профессии по профилю своей специальности в соответствии с характером будущей работы.

Создать на передовых предприятиях учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие филиалы кафедр, совместные

научно-исследовательские подразделения, экспериментально-производственные участки.

Разрешить использование учебных центров (учебных полигонов), организуемых в составе передовых объединений, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро, для практической подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей вузов.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам утвердить в 3-месячный срок типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе.

10. Признать необходимым перестроить систему подготовки специалистов без отрыва от производства, решительно устранить имеющиеся в ней серьезные недостатки.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик упорядочить подготовку специалистов по заочной форме обучения. Определить к 1987/88 учебному году перечень специальностей, по которым наиболее целесообразно осуществлять такую подготовку. Пересмотреть сеть высших учебных заведений и их структурных подразделений, ведущих обучение по заочной форме, концентрируя его преимущественно в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответствующим или родственным специальностям, располагающих квалифицированным профессорско-преподавательским составом и необходимой учебно-лабораторной базой. Зачислять на заочные и вечерние отделения высших учебных заведений прежде всего лиц с соответствующим средним специальным образованием и лиц, работающих по профилю данной специальности.

Ректорам высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов без отрыва от производства, создать необходимые условия для обучения в вузе молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы. Усилить требовательность к оценке знаний студентов, обучающихся без отрыва от производства. Обеспечить систематический контроль за усвоением ими материала и полным выполнением учебного плана.

Руководителям предприятий и организаций оказывать необходимую помощь и содействие работникам, обучающимся без отрыва от производства, обеспечить рациональное их использование как в период учебы, так и по завершении обучения.

Предоставить широкую возможность получения трудящимися дополнительных знаний по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин в форме обучения без отрыва от производства. Создавать, в частности, для этих целей курсы, действующие на принципах хозяйственного расчета.

11. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректоратам высших учебных заведений осуществить всестороннюю компьютеризацию учебного процесса. Обеспечить выделение в период обучения не менее 250-300 часов дисплейного времени для студентов инженерно-технических и инженерно-экономических вузов и 100 часов - для студентов других вузов.

Организовать на базе ведущих вузов разработку методических, психологических и других проблем, связанных с использованием вычислительной техники в учебном процессе, а также переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области компьютерной технологии обучения.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР обеспечить централизованную разработку и тиражирование прикладных программ для учебных дисциплин и программных средств автоматизированных обучающих систем, имея в виду создать к 1990 году на этой основе общесоюзный банк информации для компьютерного обучения.

Активнее использовать передовой зарубежный опыт и возможности международного сотрудничества, прежде всего с социалистическими странами, в области компьютеризации обучения.

Для разработки программного обеспечения учебного процесса и последующего его тиражирования на отечественные ЭВМ Госплану СССР и Министерству финансов СССР выделить средства в свободно конвертируемой валюте в сумме 2 млн. рублей, а Министерству внешней торговли СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по вычислительной технике и информатике закупить в 1987 году для Министерства высшего среднего специального образования СССР импортные персональные компьютеры.

12. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам в ведомствам, имеющим высшее учебные заведения, ректоратам, партийным организациям вузов кардинально улучшить отбор на учебу наиболее подготовленной молодежи различных социальных групп. Совместно с Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ЦК ВЛКСМ развивать и совершенствовать долговременные формы профессиональной ориентации молодежи. Выявлять наиболее способных юношей и девушек для поступления в высшие учебные заведения.

Обеспечить объективность конкурсного отбора при неукоснительном соблюдении принципов социальной справедливости. Исключить протекционизм, взяточничество и другие негативные явления при приеме в вузы. Привлекать к строгой административной и партийной ответственности должностных лиц и руководителей вузов, допускающих нарушения и отклонения от установленных правил приема. Осудить практику снижения требований к уровню знаний абитуриентов ради выполнения установленных заданий приема при малом конкурсе поступающих.

Предоставлять преимущества при приеме на обучение по специальностям: инженерно-техническим - лицам, имеющим опыт производственной работы по профилю избранной специальности, соответствующее профессионально-техническое или среднее специальное образование, способности к техническому творчеству; педагогическим - лицам, имеющим склонность и опыт работы с детьми, рекомендации педагогических советов школ, трудовых коллективов и районных (городских) комитетов комсомола; сельскохозяйственным - прежде всего молодежи, проявившей интерес и склонность к труду в сельскохозяйственном производстве. На медицинские специальности (начиная с 1989 года) принимать юношей и девушек, проработавших в качестве младшего и среднего медицинского персонала не менее 2 лет и имеющих рекомендации соответствующих медицинских учреждений. Преимущества при приеме во все высшие учебные заведения предоставлять также уволенным в запас военнослужащим.

В целях оказания помощи работающей молодежи и уволенным в запас военнослужащим существенно улучшить организацию учебно-воспитательного процесса на подготовительных отделениях, повысить качество работы подготовительных курсов при высших учебных заведениях. Привлекать к педагогической работе на подготовительные отделения наиболее опытных и квалифицированных преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ. Установить, что на подготовительные отделения при высших учебных заведениях принимаются передовые рабочие всех отраслей народного хозяйства и колхозники со стажем работы не менее 2 лет, а также другие лица, приравненные к указанным категориям молодежи.

13. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли принять меры по созданию высококачественных учебников и учебных пособий для высших учебных заведений, отвечающих современным требованиям, более полному обеспечению студентов учебной литературой. Привлекать к их написанию и рецензированию видных ученых, специалистов народного хозяйства. Шире практиковать конкурсы по созданию учебников, повысить ответственность издательств и высших учебных заведений за ускорение выпуска учебной литературы и ее систематическое обновление.

Принять предложение Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Министерства высшего и среднего специального образования СССР о повышении ставок авторского вознаграждения за написание учебников и учебных пособий для высших учебных заведений. Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по ценам рассмотреть вопрос о соответствующем повышение номиналов (розничных цен) на эти издания.

Предоставить право министерствам и ведомствам устанавливать для подведомственных высших учебных заведений, выпускающих литературу через редакционно-издательские отделы, объемы и тиражи учебников и учебных пособий.

14. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имеющим вузы, повысить роль библиотек высших учебных заведений как важного звена системы научно-информационного обслуживания студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников. Укрепить материальную базу библиотек, расширить читальные залы, оборудовать читательские места техническими средствами индивидуального пользования. Оснастить библиотеки средствами автоматизации, механизации библиотечных процессов, видео- и копировальной техникой.

Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Государственному комитету СССР по кинематографии обеспечить производство и поставку высшим учебным заведениям библиотечного и полиграфического оборудования в согласованных с Министерством высшего и среднего специального образования СССР объемах и по номенклатуре.

Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли совместно с Министерством культуры СССР увеличить начиная с 1988 года ежегодный тираж и выделение для библиотек высших учебных заведений книг "Библиотечная серия" на 5 тыс. экземпляров каждого наименования.

15. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по кинематографии и Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию осуществить в двенадцатой пятилетке мероприятия по широкому развитию учебного кино и телевидения. Организовать выпуск и прокат видеокассет с учебным материалом для высших учебных заведений. Укрепить Материально-техническую базу центральной лаборатории "Союзвузфильм" министерства высшего и среднего специального образования СССР. Организовать передачи по телевидению для студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров в первую очередь по общенаучным дисциплинам.

16. Поручить Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в 6-месячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР предложения о дополнительных мерах по совершенствованию подготовки специалистов для социалистических и развивающихся стран с учетом расширения международного сотрудничества, необходимости кадрового обеспечения приоритетных направлений Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года.

17. Считать необходимым ускорить развитие материально-технической базы высшей школы. Направлять на эти цели наряду с государственными ассигнованиями также средства отраслевых министерств и ведомств, для которых осуществляется подготовка специалистов.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в двенадцатой - четырнадцатой пятилетках строительство для высших учебных заведений учебно-лабораторных заданий общей площадью 18 млн.кв. метров, в том числе 2 млн.кв. метров в 1987 1990 годах, согласно приложению N 1.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, имеющим высшие учебные заведения, и Советам Министров союзных республик разработать и осуществить комплексную программу укрепления учебно-лабораторной базы высших учебных заведений, строительства общежитий и объектов социально-культурного назначения на период до 2000 года, привлекая для этих целей средства министерств и ведомств с их согласия. Принять меры для создания в двенадцатой пятилетке задела по строительству объектов высшей школы в тринадцатой и четырнадцатой пятилетках.

Принять предложение Министерства высшего и среднего специального образования СССР, согласованное с отраслевыми министерствами и ведомствами СССР, о развитии в первоочередном порядке материально-технической базы высших учебных заведений согласно приложению N 2.

Предусмотреть для вузов, указанных в приложении, выделение в двенадцатой - тринадцатой пятилетках современного учебного и научного оборудования, а также строительство учебно-лабораторных зданий и объектов социально-культурного назначения за счет средств и ресурсов, выделяемых на развитие соответствующих отраслей.

Советам Министров союзных республик и Министерству высшего и среднего специального образования СССР принять меры по ускоренному развитию в двенадцатой и тринадцатой пятилетках материально-технической базы университетов и педагогических институтов страны согласно приложению N 3.

Поручить министерствам и ведомствам СССР, на которые возлагается укрепление материально-технической базы вузов, Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Госплану СССР разработать мероприятия по развитию материальной базы вузов, указанных в приложениях N 2 и N 3, и предложения по этому вопросу внести в Совет Министров СССР в 6-месячный срок.

Исходя из необходимости приведения материально-технической базы высших учебных заведений к нормативным требованиям и учитывая значительное увеличение в связи с этим объемов строительства в тринадцатой и четырнадцатой пятилетках, разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разрабатывать в двенадцатой пятилетке проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию вузов в тринадцатой пятилетке. Госплану СССР и Советам Министров союзных республик увеличить установленный на двенадцатую пятилетку норматив предельных затрат на проектно-изыскательские работы по объектам высшей школы, осуществляемые за счет капитальных вложений.

Значительно улучшить качество проектирования комплексов высших учебных заведений с тем, чтобы они отвечали высоким эстетическим и градостроительным нормам. Не допускать строительства вузов по устаревшим проектам.

18. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, министерствам и ведомствам СССР, имеющим высшие учебные заведения, Советам Министров союзных республик и исполкомам Советов народных депутатов принять меры к улучшению жилищно-бытовых условий, медицинского и санаторно-курортного обслуживания работников высшей школы.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР выделять высшим учебным заведениям капитальные вложения на строительство жилых домов для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик осуществить в 1987 - 1990 годах и в период до 2000 года строительство жилых домов, поликлиник и санаторно-курортных учреждений для профессорско-преподавательского состава согласно приложению N 4.

19. Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике и Госплану СССР предусмотреть выделение в 1987 - 1990 годах Министерству высшего и среднего специального образования СССР комплексов: вычислительных на базе процессоров общего назначения - 150 комплектов; вычислительных и управляющих на базе мини- и персональных ЭВМ - 1400 комплектов.

Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования СССР распределение по согласованию с Государственным комитетом СССР по вычислительной технике и информатике вычислительных комплексов на базе процессоров общего назначения, вычислительных и управляющих комплексов на базе мини- и микропроцессоров, алфавитно-цифровых и графических дисплеев ЕС и СМ ЭВМ между высшими учебными заведениями системы этого Министерства.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к первоочередному обеспечению подведомственных высших учебных заведений средствами вычислительной техники.

20. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам обеспечить развитие материально-технической базы

издательско-полиграфических предприятий высших учебных заведений согласно приложению N 5.

Принять предложения Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Госагропрома СССР, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли о создании издательств на базе редакционно-издательских отделов Азербайджанского государственного университета имени С.М.Кирова, Всесоюзного заочного политехнического института, Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе, Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана, Московского педагогического института имени В.И.Ленина, Московского полиграфического института, Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, Московского энергетического института, Новосибирского государственного университета имени Ленинского комсомола и Украинской сельскохозяйственной академии.

Отнести вновь организуемые и существующие издательства при ряде высших учебных заведений к категории центральных и республиканских согласно приложению N 6.

21. Министерству высшего и среднего специального образования СССР расширить производство типового учебного оборудования, тренажеров и других технических средств обучения. С этой целью увеличить мощности предприятий Всесоюзного специализированного научно-производственного объединения "Союзвузприбор".

Утвердить мероприятия по развитию производства учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения для вузов согласно приложению N 7.

22. В целях практического закрепления профессиональных знаний и навыков у выпускников высших учебных заведений по полученной специальности, повышения их ответственности за результаты трудовой деятельности, улучшения использования специалистов в народном хозяйстве установить, что после трех лет работы по месту распределения молодой специалист проходит специальную аттестацию и по ее результатам ему вручается квалификационный аттестат. Итоги аттестации, проводимой на предприятиях и в организациях с участием высших учебных заведений, рассматривать как важный критерий качества подготовки специалистов в высшей школе.

23. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, руководителям предприятий, организаций, учреждений и высших учебных заведений принять меры к совершенствованию распределения выпускников, повышению ответственности за своевременное прибытие их к местам назначения, созданию для них необходимых жилищно-бытовых и производственных условий.

Установить, что:

должности по штатному расписанию, на которые в текущем году должны быть приняты по направлениям комиссии по персональному распределению выпускники высших учебных заведений, не подлежат замещению другими работниками. В случае производственной необходимости на эти должности могут быть приняты работники на срок до назначения на них молодых специалистов;

лицам, окончившим с отличием высшие учебные заведения, выплачивается в пределах схемы должностных окладов более высокая заработная плата, которая сохраняется до первого изменения должностного оклада в соответствии с решением аттестационных комиссий;

лица, окончившие высшие учебные заведения и направленные на работу в другую местность на предприятиях, в учреждения и организации, не имеющие собственного жилищного фонда и не осуществляющие жилищного строительства, а также не принимающие долевого участия в жилищном строительстве, обеспечиваются жилой площадью исполкомами местных советов народных депутатов по ходатайствам соответствующих предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. N 677 (СП СССР, 1981 г., N 21, ст.123);

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187 "О размерах возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений"

предприятия, учреждения и организации (кроме совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий), а также исполкомы местных Советов народных депутатов при недостаточности собственного жилищного фонда или временном затруднении во внеочередном предоставлении жилого помещения могут арендовать у граждан жилые помещения для предоставления их выпускникам учебных заведений, прибывшим на работу по персональному распределению, с доплатой к установленным предельным ставкам квартирной платы, но не более 10 рублей в месяц на одного работника;

предприятия и организации могут выдавать в необходимых случаях молодым специалистам ссуды из своих фондов на вступление в жилищно-строительные кооперативы;

в случае неявки на работу или отказ приступить к работе по месту персонального распределения без уважительных причин, а также увольнения до истечения установленного срока работы за нарушение трудовой дисциплины или увольнения без уважительных причин выпускники учебных заведений возмещают предприятиям и организациям расходы, связанные с выплатой им стипендий за время обучения за счет средств этих предприятий и организаций.

24. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам обеспечить систематический контроль за правильностью использования специалистов в отраслях народного хозяйства. Пересмотреть в 1987 году перечень должностей руководящих работников, специалистов и служащих, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам на основе аттестации рабочих мест разработать и утвердить в 1988 году отраслевые номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, с учетом требований общеотраслевых квалификационных характеристик соответствующих должностей, рационального соотношения специалистов с высшим и средним специальным образованием и нового перечня специальностей высших учебных заведений.

Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР по согласованию и Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Министерством юстиции СССР и ВЦСПС разработать и представить на рассмотрение Совета Министров СССР проект положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

25. Министерству высшего и среднего специального образования СССР улучшить управление высшей школой, сосредоточить внимание на проведении единой государственной политики в области высшего образования, разработке перспектив его развития, усилить его контрольные функции и государственное инспектирование качества обучения. Поднять уровень организационного и научно-методического руководства высшими учебными заведениями независимо от их ведомственной подчиненности, повысить требовательность к министерствам высшего и среднего специального образования союзных республик, отраслевым министерствам и ведомствам за результаты деятельности вузов.

Ввести с 1987 года в рамках государственного инспектирования регулярную аттестацию высших учебных заведений (факультетов кафедр), в ходе которой комплексно оценивать уровень учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, качественный состав преподавательских кадров, состояние материальной базы.

Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик осуществить с учетом возможностей межведомственной и межреспубликанской кооперации в подготовке специалистов меры по более четкой специализации учебных заведений, ликвидации распыленности в подготовке кадров по многочисленным вузам при незначительных контингентах. В этих целях решить в установленном порядке в 1987 - 1988 годах вопрос об упорядочении существующей сети учебных заведений, упразднении ряда вузов, филиалов, факультетов, кафедр и лабораторий, учебно-консультационных пунктов, не располагающих квалифицированными научно-педагогическими кадрами и необходимой учебно-лабораторной базой.

Усилить влияние Министерства высшего и среднего специального образования СССР на подбор ректоров высших учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности, кроме учебных заведений Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР. Считать целесообразным ввести выборность ректоров высших учебных заведений. Предложение Министерства высшего и среднего специального образования СССР об освобождении ректора от занимаемой должности в связи с выявленными грубыми нарушениями и упущениями в работе является обязательным для министерств и ведомств.

В целях совершенствования разработки учебных планов, программ и других учебно-методических материалов, обобщения и распространения передового опыта в области учебной и воспитательной работы разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами создавать на базе высших учебных заведений учебно-методические объединения по группам родственных специальностей.

Для улучшения координации деятельности высших учебных заведений в городах и экономических районах разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР создавать региональные центры высшей школы. Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и другими заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить положения об учебно-методических объединениях и региональных центрах.

Отраслевым министерствам и ведомствам в тесном взаимодействии с Министерством высшего и среднего специального образования СССР повысить уровень руководства подведомственными вузами, обеспечить связь учебно-воспитательного процесса с производственной деятельностью отрасли, не допускать узковедомственного подхода в обучении и проведении научных исследований. Ускорить становление каждого вуза как важного учебно-научного комплекса отрасли.

В целях оперативного и качественного решения новых задач, возникающих в деятельности учебных заведений, разрешить ректорам регулировать штаты и структуру в пределах выделенного фонда заработной платы, общей численности и должностных окладов, предусмотренных для работников высших учебных заведений, формировать и использовать совместно с профсоюзными организациями фонда материального поощрения. Исключить мелочную регламентацию деятельности учебных заведений, устранить формализм и бумаготворчество. Создать необходимые благоприятные условия для плодотворной работы кафедр высших учебных заведений. Разрешить высшим учебным заведениям переименовать советы высших учебных заведений, филиалов и факультетов в соответствующие ученые советы.

26. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии принять меры к усилению партийного руководства высшими учебными заведениями. Оказать действенную помощь партийным организациям и коллективам вузов в перестройке их деятельности в соответствии с установками XXVII съезда партии, требованиями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.

Актуальная задача партийных комитетов высших учебных заведений обеспечить авангардную роль коммунистов в коренном обновлении всего дела обучения и воспитания студентов, достижении нового качества подготовки будущих специалистов. Активизировать работу в этом направлении партийных организаций факультетов, партгрупп кафедр и лабораторий.

Повысить спрос с руководителей вузов, факультетов, кафедр за безусловное претворение в жизнь основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Усилить партийное влияние на деятельность ученых советов вузов, факультетов, повысить их роль в деле совершенствования учебного процесса, подъема научно-теоретического уровня преподавания, в определении эффективных психолого-педагогических методов обучения. Решительно устранять формально-бюрократические наслоения в организации учебной работы кафедр.

Проявлять неослабное внимание к работе с научно-педагогическими кадрами, их идейно-политическому и профессиональному росту. Обратить особое внимание на улучшение работы кафедр общественных наук. Мобилизовать их партийные группы на неуклонное совершенствование марксистско-ленинского образования молодежи, активизацию семинарских занятий, преодоление схоластического теоретизирования и догматизма в преподавании живой революционной теории. Широко привлекать к выступлениям перед студентами и преподавателями руководящих партийных, советских и хозяйственных работников.

Поднять эффективность работы по патриотическому, интернациональному воспитанию студенческой молодежи, давать бескомпромиссный отпор любым проявлениям национализма и шовинизма в вузовских коллективах, противопоставлять им последовательный, выдержанный интернационализм.

27. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола постоянно направлять деятельность комсомольских организаций вузов на главные дела - учебу, глубокое овладение специальностью, идейно-нравственное, гражданское становление будущих специалистов, воспитание у них чувства сопричастности к делам современного преобразования общества, стремления работать там, где требуют интересы Родины. Вести наступательную борьбу с буржуазной идеологией, бездуховностью, низкопробной западной культурой. Утверждать в студенческой среде здоровый, культурный, трезвый образ жизни.

Воспитывать студенческую молодежь в духе коллективизма и товарищества, скромности, отзывчивости. Учить будущих специалистов самостоятельно принимать решения, отвечать за свои действия прививать им навыки организаторской и воспитательной работы.

Активно развивать студенческое самоуправление, инициативу и самодеятельность студенческих коллективов. Ректораты и партийные комитеты вузов должны полнее учитывать мнения и предложения студентов по улучшению организации учебного процесса, в решении всех основных вопросов обучения и воспитания.

Устранить серьезные недостатки в деятельности студенческих отрядов, подчинив летние работы студентов важнейшей задаче - трудовому воспитанию молодежи, теснее увязывать работу студентов в отрядах с профилем подготовки специалистов.

28. Министерству юстиции СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.

Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность, что партийные, советские и хозяйственные органы, коллективы высших учебных заведений, предприятий и организаций сделают все необходимое для коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов в народном хозяйстве.


Секретарь
Центрального Комитета КПСС

М.Горбачев


Председатель
Совета Министров СССР

Н.Рыжков


Приложение N 7

к постановлению ЦК КПСС

и Совета Министров СССР

от 13 марта 1987 г. N 325


Мероприятия
по развитию в 1987 - 2000 годах производства учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения для высших учебных заведений


1. Министерству высшего и среднего специального образования СССР довести объем производства учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения, учебно-демонстрационных пособий и учебно-лабораторной мебели для высших учебных заведений к 2000 году до 70 млн. рублей в год, в том числе к 1995 году до 40 млн. рублей.

2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству строительства в северных и западных районах СССР, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров Азербайджанской ССР и Мосгорисполкому осуществить в 1987 - 1995 годах строительство и расширение предприятий и конструкторских бюро Всесоюзного специализированного научно-производственного объединения (ВСНПО) "Союзвузприбор" в комплексе с учебно-лабораторными корпусами, жилыми домами, общежитиями и объектами социально-культурного назначения согласно таблице.

Госплану СССР предусматривать в проектах годовых и пятилетних государственных планов экономического и социального развития СССР капитальные вложения на указанные цели с учетом капитальных вложений, передаваемых министерствами и ведомствами.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР осуществить в двенадцатой - четырнадцатой пятилетках проектирование и строительство двух предприятий по выпуску учебно-лабораторной мебели и оборудования, разрешенных к строительству постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1979 г. N 725 "О мерах по дальнейшему техническому оснащению высших учебных заведений", определив в установленном порядке места их размещения.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 245 названное постановление признано утратившим силу

3. Разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР создать филиалы Харьковского авиационного института и Московского института нефти и газа имени И.М.Губкина, осуществляющие подготовку специалистов по системе "завод-втуз", при предприятиях по выпуску учебного оборудования ВСНПО "Союзвузприбор" в гг.Ровно и Гагарине.

Распространить на указанные филиалы действие постановления Совета Министров СССР от 30 декабря 1959 г. N 1425 "Об организации заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при высших учебных заведениях".

4. Министерству финансов СССР впредь до ввода в действие предприятий ВСНПО "Союзвузприбор" выделять Министерству высшего и среднего специального образования СССР из государственного бюджета средства в сумме 1,3 млн. рублей на финансирование научно-исследовательских, конструкторских и других видов работ по созданию новых образцов учебной техники в соответствии с тематическим планом этих работ, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

5. Разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

организовать в 1987 году в г.Москве Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт учебного оборудования ВСНПО "Союзвузприбор" на базе специального конструкторского бюро этого объединения в пределах лимита численности работников и фонда заработной платы организаций Министерства высшего и среднего специального образования СССР, расположенных в г.Москве;

преобразовать Украинский филиал специального конструкторского бюро ВСНПО "Союзвузприбор" в г.Одессе в хозрасчетное Одесское специальное конструкторское бюро и Днепропетровский филиал специального конструкторского бюро этого объединения в г.Днепропетровске в хозрасчетное Днепропетровское специальное конструкторское бюро;

организовать при ВСНПО "Союзвузприбор" в гг.Москве, Ленинграде и других регионах страны на базе существующих пусконаладочных подразделений объединения и учебных заведений системы Министерства хозрасчетное пусконаладочное управление для централизованного монтажа, наладке и технического обслуживания учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и автоматизированных обучающих систем в высших и средних специальных учебных заведениях страны в пределах лимита численности работников указанного Министерства в гг.Москве и Ленинграде.



Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1987 г. N 325 "О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве"


Текст постановления опубликован в Собрании постановлений Правительства СССР, N 23, 1987 г. ст. 82.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Совета Министров ССCP от 19 декабря 1990 г. N 1311


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение