Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 27 августа 2010 г. N 39 "О Правилах о беспристрастности и независимости третейских судей"

Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 27 августа 2010 г. N 39
"О Правилах о беспристрастности и независимости третейских судей"


В соответствии с Законом Российской Федерации "О Международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года N 5338-1, Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 года N 5340-1, Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ, Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и в целях совершенствования деятельности третейских судов при торгово-промышленных палатах:

1. Утвердить Правила о беспристрастности и независимости третейских судей (прилагаются).

2. Контроль за выполнением приказа возложить на Вице-президента ТПП РФ Исакова В.Б.


Президент
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации

Е.М. Примаков


Приложение


Правила
о беспристрастности и независимости третейских судей


Введение


В соответствии со ст.12 Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" при проведении на территории Российской Федерации третейских разбирательств третейские судьи должны являться беспристрастными и независимыми. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности и независимости. Обязанность третейского судьи без промедления сообщать о таких обстоятельствах сохраняется на протяжении всего третейского разбирательства.

На практике нередко возникают значительные сложности в определении обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость отказа от принятия полномочий третейского судьи, обязанность по раскрытию соответствующей информации, а также основания для отвода третейского судьи. Встречаются и попытки процессуальных злоупотреблений, связанных с заявлением сторонами третейского разбирательства необоснованных отводов, как с точки зрения соблюдения установленных сроков, так и по существу.

Правила о беспристрастности и независимости третейских судей (далее по тексту - Правила) призваны помочь разрешению указанных проблем, в том числе выполнять своего рода превентивную функцию, то есть способствовать урегулированию соответствующих вопросов на возможно более ранней стадии. Задача Правил служить практическим руководством для третейских судей. Правила также предназначены для использования в деятельности уполномоченных органов, которые вправе разрешать вопросы об отводе третейских судей и прекращении их полномочий по иным основаниям. Правила могут быть использованы российскими государственными судами при рассмотрении дел об оспаривании решений третейских судов, а также дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, принятых на территории Российской Федерации.

Правила учитывают зарубежный опыт, в частности Руководство Международной ассоциации юристов по конфликту интересов в международном арбитраже и другие получившие распространение документы международных и национальных профессиональных ассоциаций, а также ряда ведущих постоянно действующих арбитражных центров. Принятие во внимание данных документов отражает единство базовых подходов к определению содержания понятий беспристрастности и независимости третейских судей. Наряду с этим в Правилах учтен накопленный российский правоприменительный опыт исходя из важного значения правовых предписаний, действующих в месте третейского разбирательства.

Правила носят рекомендательный характер и подлежат применению с учетом соглашения сторон, правил третейского разбирательства и норм применимого права.


Раздел I. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящие Правила устанавливают нормы этического поведения третейских судей, лиц, которым предложено осуществлять полномочия третейского судьи, и кандидатов в третейские судьи, в том числе требования к беспристрастности и независимости, порядку раскрытия определенных обстоятельств, порядку заявления и рассмотрения отвода, а также порядку контактов со сторонами третейского разбирательства и их представителями.

2. Настоящие Правила не охватывают иные требования, которые могут предъявляться к третейским судьям соглашением сторон, правилами третейского разбирательства или применимым правом.

Положения настоящих Правил, регулирующие порядок заявления и рассмотрения отвода третейскому судье, могут применяться и в случае заявления отвода по основаниям, не связанным с требованиями к беспристрастности и независимости третейских судей.

3. Положения настоящих Правил применяются с учетом соглашения сторон, правил третейского разбирательства и норм применимого права.


Статья 2. Сфера применения

1. Настоящие Правила рекомендуются к применению постоянно действующими арбитражными органами (третейскими судами), образованными при торгово-промышленных палатах в Российской Федерации.

2. Настоящие Правила используются Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации при осуществлении функций, предусмотренных Законом РФ от 7 июля 1993 года N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже".

3. Настоящие Правила также рекомендуются к применению к третейским разбирательствам, проводимым на территории Российской Федерации иными третейскими судами.


Статья 3. Используемые термины

В настоящих Правилах используются следующие основные термины:

- третейский суд - постоянно действующий третейский суд или арбитражный орган, либо третейский суд, образованный для решения конкретного спора, которые проводят третейские разбирательства на основании Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" и/или Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации";

- третейский судья - избранное стороной или назначенное в установленном порядке для разрешения спора в третейском суде физическое лицо, которое выразило свое согласие на осуществление полномочий третейского судьи, в том числе председатель состава третейского суда, единоличный третейский судья, запасной председатель состава третейского суда, запасной единоличный третейский судья и запасной третейский судья (если избрание или назначение запасных третейских судей предусмотрено правилами третейского разбирательства);

- состав третейского суда - единоличный третейский судья или коллегия третейских судей, сформированная для разрешения спора между сторонами третейского разбирательства;

- лицо, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи - избранное стороной или назначенное для разрешения спора в третейском суде физическое лицо, которое еще не выразило в установленном порядке свое согласие на осуществление полномочий третейского судьи, либо не отказалось от их принятия;

- третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения составом третейского суда;

- правила третейского разбирательства - уставы, положения, регламенты и другие подобные документы, регулирующие порядок разрешения спора в соответствующем третейском суде;

- уполномоченный орган - состав третейского суда, орган или лицо, которые в соответствии с соглашением сторон, правилами третейского разбирательства или применимым правом наделены полномочиями на разрешение вопросов об отводе третейского судьи и прекращении полномочий третейского судьи по иным основаниям.


Раздел II. Беспристрастность и независимость третейского судьи


Статья 4. Общие требования к беспристрастности и независимости третейского судьи

1. С момента принятия полномочий третейского судьи и в ходе всего третейского разбирательства третейский судья должен быть беспристрастен и независим.

2. Третейский судья является беспристрастным, если он прямо или косвенно не заинтересован в исходе дела и не имеет заранее сложившихся предпочтений или иных предубеждений в отношении определенной стороны третейского разбирательства, ее представителя, эксперта, консультанта или свидетеля.

3. Третейский судья является независимым, если отсутствуют такие отношения между третейским судьей и сторонами третейского разбирательства, их представителями, экспертами, консультантами, свидетелями, которые способны повлиять на позицию третейского судьи по делу.

4. Сомнения относительно беспристрастности и независимости могут быть обусловлены, в том числе, имущественными, деловыми, профессиональными или личными отношениями, которые в ходе третейского разбирательства или в предшествующий ему разумный период времени связывают или связывали третейского судью со стороной третейского разбирательства, ее представителем, экспертом, консультантом или свидетелем. Кроме того, сомнения относительно беспристрастности и независимости могут быть обусловлены супружескими или родственными отношениями, а также отношениями должностной зависимости, которые в ходе третейского разбирательства связывают третейского судью с другими третейскими судьями из того же состава третейского суда.

5. Лицо, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи, должно отказаться от их принятия, а если полномочия третейского судьи уже были приняты, - то отказаться от дальнейшего их осуществления и взять самоотвод, если оно не считает себя беспристрастным или независимым.

6. Положения настоящего Раздела распространяются также на лиц, которым предложено осуществлять полномочия третейского судьи.


Статья 5. Обстоятельства, безусловно препятствующие осуществлению полномочий третейского судьи

Следующие обстоятельства безусловно свидетельствуют об отсутствии беспристрастности или независимости и препятствуют осуществлению полномочий третейского судьи:

1) третейский судья, его супруг или близкий родственник выступают или выступали ранее в рассматриваемом деле в качестве стороны третейского разбирательства, ее представителя, эксперта, консультанта или свидетеля;

2) третейский судья, его супруг или близкий родственник имеют существенную долю участия в уставном (складочном) капитале, либо являются членом исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа юридического лица, выступающего стороной третейского разбирательства либо представляющего собой основное или дочернее общество по отношению к стороне третейского разбирательства или ее представителю. Доля участия, во всяком случае, признается существенной, если третейский судья, его супруг или близкий родственник по отдельности или совместно владеют долей в размере более пяти процентов уставного (складочного) капитала;

3) третейский судья является супругом или близким родственником третейского судьи из того же состава третейского суда;

4) третейский судья состоит в трудовых отношениях со стороной третейского разбирательства или ее представителем, либо получает от них вознаграждение по гражданско-правовым договорам, либо представляет интересы стороны третейского разбирательства в другом не связанном с рассматриваемым спором деле, либо выступает в нем в качестве ее эксперта или консультанта;

5) третейский судья делал публичные заявления в отношении рассматриваемого дела, в частности, давал его публичную правовую оценку.


Статья 6. Обстоятельства, требующие раскрытия

1. Если третейский судья считает себя беспристрастным и независимым, он, тем не менее, обязан без промедления раскрыть обстоятельства, определенные в настоящей статье.

2. Раскрытию подлежат любые обстоятельства, которые, по мнению разумного информированного лица, могут вызвать обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи.

Любые сомнения должны толковаться в пользу раскрытия соответствующих обстоятельств.

3. Раскрытию подлежат, в частности, следующие обстоятельства:

1) третейский судья в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, состоял в трудовых отношениях со стороной третейского разбирательства или ее представителем, либо получал от них вознаграждение по гражданско-правовым договорам;

2) третейский судья в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, представлял интересы любой из сторон третейского разбирательства по другому не связанному с рассматриваемым спором делу, либо действовал в другом деле с участием одной из сторон третейского разбирательства в качестве представителя, эксперта или консультанта;

3) третейский судья в ходе третейского разбирательства (или в течение трех лет, предшествовавших его началу) состоит в трудовых отношениях с организацией, либо получает от нее вознаграждение по гражданско-правовым договорам, либо состоит в адвокатском образовании, при условии что такая организация или адвокатское образование (работники этой организации или состоящие в этом адвокатском образовании адвокаты) оказывают или в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, оказывали юридическую помощь (услуги) одной из сторон третейского разбирательства либо ее основному или дочернему обществу в рассматриваемом споре или другом не связанном с рассматриваемым спором деле;

4) третейский судья и представитель, либо эксперт, либо консультант одной из сторон третейского разбирательства состоят или в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, состояли в трудовых отношениях с одной и той же организацией;

5) третейский судья находится или в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, находился в отношениях должностной зависимости с третейским судьей из того же состава третейского суда;

6) третейский судья, его супруг или близкий родственник имеют долю участия в уставном (складочном) капитале стороны третейского разбирательства либо ее основного или дочернего общества, причем размер такой доли участия не является существенным;

7) третейский судья ранее избирался стороной третейского разбирательства (ее основным или дочерним обществом) третейским судьей в другом деле, или иным образом избирался (назначался) третейским судьей по другому делу с участием стороны третейского разбирательства, при условии, что такое другое дело по характеру заявленных требований связано с рассматриваемым спором и такое другое дело не было начато одновременно с данным третейским разбирательством;

8) имело место обсуждение третейским судьей со стороной третейского разбирательства или ее представителем вопросов, относящихся к данному третейскому разбирательству, с нарушением положений, установленных статьями 9 или 11 настоящих Правил;

9) третейский судья выступает или в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, выступал научным руководителем или научным консультантом при подготовке представителем стороны по делу диссертации, либо представитель стороны по делу выступает или в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, выступал научным руководителем или научным консультантом при подготовке третейским судьей диссертации;

10) существуют тесные дружеские отношения между третейским судьей и представителем одной из сторон, в частности, третейский судья и представитель стороны на регулярной основе уделяют значительное время личному общению, не связанному с их профессиональной деятельностью, участием в работе профессиональных ассоциаций или общественных объединений.

4. Сам по себе факт раскрытия третейским судьей обстоятельств, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, не препятствует принятию и осуществлению полномочий третейского судьи, а равно не обязывает уполномоченный орган к удовлетворению поданного стороной третейского разбирательства заявления об отводе третейского судьи.


Статья 7. Процедура раскрытия

1. Определенные в статье 6 настоящих Правил обстоятельства подлежат раскрытию не позднее момента принятия лицом полномочий третейского судьи, а если такие обстоятельства появляются или становятся известными третейскому судье на более поздней стадии третейского разбирательства, то незамедлительно после того, как третейскому судье стало известно о наличии определенных обстоятельств.

2. Для выполнения обязанности по раскрытию определенных обстоятельств третейский судья должен учитывать всю имеющуюся у него информацию, а также провести разумную проверку доступной информации.

3. Третейский судья раскрывает определенные в статье 6 настоящих Правил обстоятельства в порядке, установленном правилами третейского разбирательства, а если такой порядок не установлен, то письменно сообщает соответствующие обстоятельства постоянно действующему третейскому суду. Постоянно действующий третейский суд без промедления доводит сообщенные третейским судьей обстоятельства до сведения сторон третейского разбирательства, а также до сведения других третейских судей, входящих в тот же состав третейского суда.

Если дело рассматривается третейским судом, образованным для решения конкретного спора, и порядок раскрытия обстоятельств не установлен правилами третейского разбирательства, то соответствующие обстоятельства письменно сообщаются третейским судьей непосредственно сторонам третейского разбирательства, а также другим третейским судьям, входящим в тот же состав третейского суда.

4. Если раскрытию подлежат определенные обстоятельства, относящиеся к категории информации с ограниченным доступом (государственная, коммерческая, служебная, профессиональная или иная защищаемая применимым правом тайна), то лицо, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи, или третейский судья должны предварительно запросить согласие управомоченного лица на раскрытие соответствующих обстоятельств, а если такое согласие в разумный срок получено не было, то отказаться от принятия полномочий третейского судьи либо, если полномочия третейского судьи уже были приняты, отказаться от дальнейшего осуществления полномочий третейского судьи и взять самоотвод.


Статья 8. Обстоятельства, не требующие раскрытия

1. Третейский судья не обязан раскрывать обстоятельства, которые не могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости.

2. Не препятствуют осуществлению полномочий третейского судьи и не подлежат раскрытию, в частности, следующие обстоятельства:

1) в печати или публичной лекции третейским судьей было изложено безотносительно к рассматриваемому спору общее мнение по правовому вопросу, затрагиваемому в данном деле;

2) представитель стороны по делу получает или получал в прошлом образование в учебном заведении, в котором преподает или преподавал в прошлом третейский судья, при условии, что третейский судья не выступает и в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, не выступал научным руководителем или научным консультантом при подготовке представителем стороны диссертации;

3) третейский судья состоит или состоял в прошлом в одной адвокатской палате, иной профессиональной ассоциации или общественном объединении с представителем стороны по делу, экспертом, консультантом, свидетелем или другими третейскими судьями из того же состава третейского суда;

4) несколько третейских судей из одного состава третейского суда работают или работали в прошлом в одной организации, при условии, что такие третейские судьи не состоят и в течение трех лет, предшествовавших началу третейского разбирательства, не состояли между собой в отношениях должностной зависимости;

5) несколько третейских судей из одного состава третейского суда или третейский судья и представитель стороны, эксперт, консультант, свидетель являются раздельными соавторами одного коллективного произведения, либо выступали редактором или рецензентом того же произведения;

6) несколько третейских судей из одного состава третейского суда входят или ранее входили в другой состав того же или иного третейского суда;

7) третейский судья и представитель стороны, эксперт, консультант, свидетель входят или ранее входили в другой состав того же или иного третейского суда, при условии, что такой иной состав третейского суда был сформирован для рассмотрения дела, не связанного с рассматриваемым спором;

8) третейский судья избирался той же стороной третейского разбирательства либо ее основным или дочерним обществом третейским судьей по другому делу (делам) или иным образом избирался (назначался) третейским судьей по другому делу (делам) с участием стороны третейского разбирательства, при условии что такое другое дело (дела) по характеру заявленных требований не связано с рассматриваемым спором, либо такое другое дело (дела), которое по характеру заявленных требований связано с рассматриваемым спором, было начато одновременно с данным третейским разбирательством;

9) третейский судья принимал участие в публичных мероприятиях (конференции, семинары, презентации и т.п.), в финансовом или организационном обеспечении которых принимала участие сторона третейского разбирательства или ее представитель, при условии что третейский судья не получал от стороны третейского разбирательства или ее представителя вознаграждения;

10) третейский судья и представитель стороны третейского разбирательства, эксперт, консультант, свидетель входят или входили ранее в один и тот же список третейских судей или посредников, используемый постоянно действующим третейским судом или иным органом по альтернативному урегулированию споров;

11) третейский судья является или являлся в прошлом потребителем товаров (работ, услуг) стороны третейского разбирательства либо ее основного или дочернего общества, при том что условия приобретения третейским судьей таких товаров (работ, услуг) являются аналогичными условиям, на которых товары (работы, услуги) приобретаются другими потребителями.


Раздел III. Порядок контактов со сторонами третейского разбирательства и их представителями


Статья 9. Контакты возможного кандидата в третейские судьи со стороной третейского разбирательства или ее представителем

1. Если в соответствии с соглашением сторон, правилами третейского разбирательства или применимым правом сторона имеет право на избрание третейского судьи, то перед принятием решения о выборе лица, которому будет предложено осуществлять полномочия третейского судьи, сторона третейского разбирательства или ее представитель могут предложить возможному кандидату в третейские судьи (далее по тексту - кандидат) провести с ним собеседование с соблюдением порядка, установленного настоящей статьей.

2. Собеседование проводится исключительно в целях подтверждения отсутствия обоснованных сомнений в беспристрастности и независимости кандидата, определения соответствия кандидата требованиям к профессиональной квалификации и опыту, необходимым для осуществления полномочий третейского судьи, а также установления наличия у кандидата достаточного времени для участия в третейском разбирательстве.

3. Если кандидат согласился на проведение собеседования, то в ходе такого собеседования со стороной третейского разбирательства или ее представителем кандидат вправе затрагивать исключительно следующие вопросы:

- наименования или имена сторон третейского разбирательства и их представителей, наименования основных и дочерних обществ по отношению к сторонам третейского разбирательства и их представителям, наименования или имена третьих лиц, которые привлечены или могут быть привлечены к третейскому разбирательству, имена других избранных или назначенных третейских судей из того же состава третейского суда, а также имена привлекаемых экспертов, консультантов и свидетелей;

- общий характер спора, вид исковых требований, язык третейского разбирательства, применимое право, место проведения третейского разбирательства и подлежащие использованию правила третейского разбирательства;

- предполагаемая продолжительность третейского разбирательства;

- профессиональная квалификация и опыт кандидата.

4. Кандидат должен отказаться от обсуждения со стороной третейского разбирательства или ее представителем вопросов, выходящих за пределы, установленные в настоящей статье.

5. В ходе собеседования со стороной третейского разбирательства или ее представителем кандидат, во всяком случае, не вправе обсуждать следующие вопросы:

- фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- правовые позиции и аргументы сторон третейского разбирательства;

- расчет сумм исковых требований;

- доказательства, которые сторона третейского разбирательства представила или намерена представить в ходе третейского разбирательства;

- особые условия уплаты арбитражного сбора, гонорара или покрытия любых издержек третейского судьи;

- иные вопросы, обсуждение которых предполагает выражение кандидатом своего мнения в отношении спора.

6. Проведение кандидатом собеседования со стороной третейского разбирательства или ее представителем с соблюдением положений настоящей статьи не рассматривается в качестве обстоятельства, которое может вызвать обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи, и не требует раскрытия в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящих Правил, если соответствующее лицо было впоследствии назначено третейским судьей или избрано третейским судьей любой из сторон третейского разбирательства.

7. Кандидат может без объяснения причин отказаться от проведения собеседования со стороной третейского разбирательства или ее представителем или в любой момент прекратить его. Такой отказ от проведения собеседования или его прекращение не рассматриваются в качестве обстоятельства, которое может вызвать обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи, и не требует раскрытия в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящих Правил, если соответствующее лицо было впоследствии назначено третейским судьей или избрано третейским судьей любой из сторон третейского разбирательства.

8. Кандидат вправе по собственной инициативе запросить у обратившейся к нему стороны третейского разбирательства или ее представителя информацию, указанную в абзацах 2 - 3 пункта 3 настоящей статьи.

9. Кандидат вправе предоставить обратившейся к нему стороне или ее представителю краткие биографические данные о себе, включая сведения об образовании, текущей и прошлой профессиональной деятельности.

10. Положения настоящей статьи распространяются на контакты кандидата со стороной третейского разбирательства или ее представителем, осуществляемые в любой форме и с помощью любых средств связи.


Статья 10. Предоставление информации при принятии полномочий третейского судьи

1. Лицо, принимающее на себя полномочия третейского судьи, заполняет и подписывает заявление с выражением согласия принять и выполнять функции третейского судьи в соответствии с соглашением сторон, правилами третейского разбирательства и применимым правом.

При наличии определенных статьей 6 настоящих Правил обстоятельств лицо, принимающее на себя полномочия третейского судьи, одновременно раскрывает такие обстоятельства в порядке, установленном статьей 7 настоящих Правил.

2. Лицо, соглашающееся принять на себя полномочия третейского судьи, также должно незамедлительно сообщить постоянно действующему третейскому суду краткие биографические данные о себе, включая сведения об образовании, текущей и прошлой профессиональной деятельности, если такие данные не сообщались постоянно действующему третейскому суду ранее или в них произошли изменения. Указанные краткие биографические данные представляются постоянно действующим третейским судом сторонам третейского разбирательства по их запросу.

3. Если третейский суд образован для решения конкретного спора, то лицо, соглашающееся принять на себя полномочия третейского судьи, должно незамедлительно сообщить указанные краткие биографические данные непосредственно сторонам третейского разбирательства или уполномоченному органу по их запросу.


Статья 11. Допустимость обсуждения лицом, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи, и третейским судьей вопросов, относящихся к третейскому разбирательству

1. Третейский судья, а равно лицо, которому предложено осуществлять полномочия третейского судьи, не вправе обсуждать со сторонами третейского разбирательства, их представителями, экспертами, консультантами, свидетелями за установленными рамками разбирательства дела вопросы, относящиеся к данному третейскому разбирательству.

2. Нарушение предусмотренных настоящей статьей пределов обсуждения вопросов, относящихся к данному третейскому разбирательству, является обстоятельством, которое может вызвать обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи.


Раздел IV. Отвод и прекращение полномочий третейского судьи


Статья 12. Право на заявление отвода

1. Сторона третейского разбирательства вправе заявить третейскому судье письменный мотивированный отвод в течение срока, установленного правилами третейского разбирательства или применимым правом, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи.

Само по себе заявление стороны третейского разбирательства об отводе не приостанавливает и не прекращает полномочий третейского судьи.

2. Сторона третейского разбирательства может заявить отвод третейскому судье, которого она избрала или в избрании (назначении) которого она принимала участие, лишь по причинам, которые стали ей известны после его избрания (назначения).

3. Само по себе несогласие стороны третейского разбирательства с позицией третейского судьи по вопросам правового или фактического характера не может служить основанием для заявления отвода третейскому судье.

4. Если в течение установленного срока сторона третейского разбирательства, которая получила раскрытую третейским судьей информацию или которой стало известно из других источников об обстоятельствах, вызывающих обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи, не заявила отвод, считается, что такая сторона третейского разбирательства отказалась от своего права заявить отвод.

Уполномоченный орган, тем не менее, может принять к рассмотрению по существу заявление об отводе, поданное с пропуском установленного срока, принимая во внимание уважительность причин пропуска срока и характер указанных стороной третейского разбирательства оснований для отвода.

5. Сторона не считается отказавшейся от своего права заявить отвод при наличии обстоятельств, указанных в статье 5 настоящих Правил.


Статья 13. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий третейского судьи

1. Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон третейского разбирательства, в связи с самоотводом третейского судьи, принятием уполномоченным органом решения об отводе третейского судьи, а также по иным основаниям, установленным правилами третейского разбирательства или применимым правом.

2. Если одна сторона третейского разбирательства заявила третейскому судье отвод, а другая сторона третейского разбирательства согласилась с отводом, то полномочия третейского судьи считаются прекращенными по соглашению сторон.

3. Самоотвод третейского судьи или согласие сторон третейского разбирательства на прекращение его полномочий не означает признания обстоятельств, послуживших основанием для заявления отвода.

4. Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод и другая сторона третейского разбирательства не согласна с отводом, то вопрос об отводе разрешается по процедуре, установленной правилами третейского разбирательства и применимым правом.

5. Уполномоченный орган определяет, действительно ли указанные в отводе обстоятельства свидетельствуют о наличии обоснованных сомнений относительно беспристрастности или независимости третейского судьи. При этом беспристрастность и независимость третейского судьи оцениваются с точки зрения объективного и разумного лица, которое обладает полной информацией обо всех относящихся к вопросу обстоятельствах.

6. При принятии решения об отводе уполномоченный орган вправе учесть, была ли третейским судьей своевременно исполнена обязанность по раскрытию определенных обстоятельств, установленная статьей 6 настоящих Правил.

7. Перед рассмотрением заявления об отводе другой стороне третейского разбирательства, а также третейскому судье, которому заявлен отвод, предлагается в установленный срок письменно изложить свою позицию по поводу заявленного отвода и направить ее уполномоченному органу.

Если вопрос об отводе рассматривается не составом третейского суда, а иным уполномоченным органом, то предложение о письменном изложении своей позиции по поводу заявленного отвода также заблаговременно направляется другим третейским судьям из того же состава третейского суда.

Уполномоченный орган также может предложить иным лицам, чье мнение может иметь значение для решения вопроса об отводе третейского судьи, письменно изложить свою позицию по поводу заявленного отвода.

Уполномоченный орган также может предложить лицам, указанным в настоящем пункте, дать дополнительные пояснения по ранее изложенной позиции.

8. Уполномоченный орган может по собственной инициативе принять решение об отводе третейского судьи, если такие полномочия предусмотрены правилами третейского разбирательства или применимым правом, и уполномоченный орган после анализа всех обстоятельств приходит к выводу о том, что имеют место обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости третейского судьи.


Разработаны правила о беспристрастности и независимости третейских судей.

Цель - усовершенствовать деятельность третейских судов при торгово-промышленных палатах (ТПП).

Третейский судья является беспристрастным, если он прямо или косвенно не заинтересован в исходе дела и не имеет заранее сложившихся предпочтений или иных предубеждений в отношении сторон, их представителей, экспертов, консультантов или свидетелей.

Третейский судья является независимым, если между ним и перечисленными лицами отсутствуют отношения, способные повлиять на позицию по делу.

Определены обстоятельства, безусловно препятствующие реализации полномочий третейского судьи.

Перечислены обстоятельства, которые могут вызвать сомнения относительно беспристрастности или независимости. Они должны быть раскрыты. Предусмотрена соответствующая процедура.

Если сторона вправе избирать третейского судью, то перед принятием решения она или ее представитель могут предложить кандидату провести с ним собеседование. Цели - подтвердить отсутствие сомнений в беспристрастности и независимости, определить соответствие должности. Лицо, принимающее на себя полномочия третейского судьи, заполняет и подписывает заявление.

Закреплен порядок отвода и прекращения полномочий третейского судьи.


Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 27 августа 2010 г. N 39 "О Правилах о беспристрастности и независимости третейских судей"


Текст приказа официально опубликован не был


Актуальный текст документа