Приложение. Государственная программа г. Москвы "Развитие транспортной системы"

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 143-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП

 

по состоянию на 1 января 2017 г.

 

Государственная программа
города Москвы "Развитие транспортной системы"

С изменениями и дополнениями от:

22 февраля 2012 г., 2 августа 2013 г., 16 июня, 24 декабря 2014 г., 18 марта 2015 г., 10 октября 2016 г., 28 марта, 21 августа 2017 г.

 

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы"

 

Наименование Государственной программы города Москвы

Развитие транспортной системы

Цели Государственной программы города Москвы

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения транспортной системы, как части Московского транспортного узла

Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

N п/п

Наименование конечного результата

Единицы измерения

Значение

2010 Факт

2011 Факт

2012 Факт

2013 Факт

2014 Факт

2015 Факт

2016 Факт

2017 Прогноз

2018 Прогноз

2019 Прогноз

2020 Прогноз

1

Годовой объем пассажирских перевозок на транспорте общего пользования (без учета льготных категорий пассажиров)

млрд. пассажиров в год

2,82

2,95

3,36

3,56

3,7

3,69

3,75

3,88

3,98

4,09

4,2

2

Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 0,8 км

процентов

X

X

X

X

34

34,2

35,1

40

40,4

40,8

41

3

Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 1,2 км

процентов

X

X

X

X

54,5

54,8

57,5

63

63,7

64,5

64,6

4

Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 2,2 км

процентов

X

X

X

X

79

79,2

87,3

87

88

89

89,3

5

Доля транспорта общего пользования в среднесуточном объеме пассажирских перевозок (в рабочие дни)

процентов

X

X

X

X

63

64

67,2

68

69

70

71

6

Доля транзита в грузопотоке по городу Москве

процентов

X

X

X

X

29

26

24,8

23

19

17

15

7

Смертность населения от дорожно-транспортных происшествий

количество погибших на 100 тыс. населения

4,4

3,9

4,5

3,8

4,6

4

4,1

4

3,8

3,6

3,4

8

Среднее время в пути из центра города в аэропорт в часы пик

минут

60

60

60

60

61

58

56

54

53

53

53

9

Среднее время поездки на индивидуальном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи МКАД до центра города

минут

X

X

X

X

62

58

57

57

55

53

50

10

Среднее время поездки на транспорте общего пользования в утренние часы пик из жилых районов вблизи МКАД до центра города

минут

67

67

67

64

64

60

56,8

56,8

56

56

55

11

Средний интервал движения наземного городского пассажирского транспорта по выделенным полосам для движения маршрутных транспортных средств в утренние и вечерние часы пик

минут

X

X

X

X

7,84

7,4

7,2

7

6,9

6,8

6,7

12

Доля подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, приспособленного для маломобильных групп населения

процентов

29

48

60,43

62,9

69

73

82

85

89

91

93

13

Количество пассажирских мест подвижного состава транспорта общего пользования

млн. мест в сутки

27,9

28,59

28,88

28,99

29

29,2

31,32

32,45

33,47

34,77

35,17

14

Уровень автомобилизации населения города Москвы

единиц легкового транспорта/ тыс. человек

X

X

X

X

323

322

316

341

352

363

374

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Повышение уровня качества транспортного обслуживания населения.

2. Повышение доступности транспортных услуг для всех групп населения.

3. Повышение безопасности транспортной системы и снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

4. Повышение эффективности грузовой логистики

Координатор Государственной программы города Москвы

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы,

руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Ответственные исполнители подпрограмм

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,

Департамент строительства города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент городского имущества города Москвы,

Департамент развития новых территорий города Москвы,

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы,

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,

Московская административная дорожная инспекция,

Департамент строительства города Москвы,

Департамент капитального ремонта города Москвы,

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Департамент экономической политики и развития города Москвы,

Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,

префектура Восточного административного округа города Москвы,

префектура Западного административного округа города Москвы,

префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,

префектура Северного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,

префектура Центрального административного округа города Москвы,

префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,

префектура Южного административного округа города Москвы,

префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование Государственной программы города Москвы

Источники финансирования

Расходы (тыс. рублей)

2010 Факт

2011 Факт

2012 Факт

2013 Факт

2014 Факт

2015 Факт

2016 Факт

2017 Прогноз

2018 Прогноз

2019 Прогноз

2020 Прогноз

Итого

Развитие транспортной системы

Всего

X

X

351 560 482,1

372 870 389,8

419 497 209,4

390 275 713,6

486 970 996,7

575 259 334,1

631 992 083,3

681 828 174,1

694 066 011,8

4 604 320 394,8

бюджет города Москвы

78 000 000,0

259 000 000,0

268 713 064,8

288 633 581,6

329 671 859,1

286 845 560,7

346 154 419,0

434 524 678,4

436 956 624,4

435 560 324,8

435 560 324,8

3 262 620 437,6

средства федерального бюджета

X

X

43 248 457,8

48 511 904,5

31 143 378,0

48 654 156,7

54 519 617,1

13 177 200,0

10 523 800,0

10 311 400,0

21 591 700,0

281 681 614,1

средства юридических и физических лиц

X

X

39 598 959,5

35 724 903,7

58 681 972,3

54 775 996,2

86 296 960,6

127 557 455,7

184 511 658,9

235 956 449,3

236 913 987,0

1 060 018 343,1

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012

Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013

Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014

Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015

Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016

Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017

Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

Этап 8: 01.01.2019-31.12.2019

Этап 9: 01.01.2020-31.12.2020

 

1. Характеристика текущего состояния транспортной системы города Москвы

 

Город Москва является крупнейшим транспортным узлом России. Население города Москвы составляет 12,33 млн. человек. Площадь города Москвы составляет 2561 кв. км. На транспорте общего пользования в городе Москве совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. поездок за год.

В настоящее время в городе функционирует транспортная система, в которую входят следующие виды транспорта: Московский метрополитен (далее - метрополитен), Московская монорельсовая транспортная система, железнодорожный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт, которые перевозят в год около 3,75 млрд. экономически активных пассажиров.

Состояние и проблемы транспортной отрасли города Москвы характеризуются следующими параметрами (по состоянию на конец 2011 года):

- плотность населения города Москвы (107,3 человек/га) превышает аналогичный показатель крупнейших мегаполисов мира;

- плотность улично-дорожной сети (3,38 км/кв. км) в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Этот показатель на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы составляет 0,88 км/кв. км;

- фактическая загрузка всех видов транспорта общего пользования в утренние часы пик при движении в центр составляет 1,060 млн. человек и превышает провозную способность (870 тыс. человек) в среднем на 22 процента;

- загрузка автомобильных дорог превышает их пропускную способность на 42 процента;

- среднее время поездки на транспорте общего пользования пассажира из жилых районов до "мест приложения труда" составляет 67 минут, а около 20 процентов жителей города Москвы тратят более трех часов в день на дорогу от дома до работы и обратно;

- объем перевозок на метрополитене в 1,5-2 раза превышает соответствующие показатели крупнейших мегаполисов мира при меньшей протяженности линий метрополитена, средняя наполняемость вагонов электропоездов метрополитена составляет 5,2 человек/кв. м;

- недостаточное развитие наземных видов транспорта общего пользования, низкая плотность маршрутной сети, отсутствие преимуществ для движения транспорта общего пользования в транспортном потоке;

- слабая система хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами;

- отсутствие дублирующих направлений магистральных радиальных автомобильных дорог, их недостаточная пропускная способность и несоответствие параметров автомобильных дорог на границе города Москвы и Московской области планировочным параметрам;

- недостаточный уровень технического состояния искусственных сооружений и проезжей части на значительном протяжении автомобильных дорог федерального и регионального значения;

- отсутствие транспортных развязок на разных уровнях на пересечениях улично-дорожной сети, в том числе с железными дорогами и реками;

- отсутствие эффективной системы управления дорожным движением;

- недостаточное взаимодействие перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты, отсутствие скоординированной системы управления перевозками, использующей современные средства глобального позиционирования;

- неполная приспособленность транспортной инфраструктуры города к нуждам маломобильных групп населения;

- недостаточно эффективная работа перевозчиков различных форм собственности по транспортному обслуживанию пассажиров.

В Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы протяженность улично-дорожной сети составляет 1300 км, плотность улично-дорожной сети - 0,88 км/кв. км. Плотность населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы - около 17 человек/га.

Несмотря на перегрузку улично-дорожной сети, личный транспорт является более привлекательным по сравнению с транспортом общего пользования не только по уровню комфорта, но и по времени в пути. В утренние часы пик время поездки на автомобиле занимает около часа, что на 10 процентов меньше, чем на транспорте общего пользования. В 2011 году в Москве насчитывалось около 3,4 млн. легковых автомобилей. При среднегодовом увеличении на 4 процента в 2016 году количество легкового транспорта достигло 4,2 млн. единиц.

Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению затрат времени при поездках по городу.

При отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации к 2025 году ожидается практически удвоение перегрузки по всем видам транспорта, несмотря на прогнозируемый умеренный прирост населения по 0,8 процента в год. Время в пути на личном транспорте вырастет на 25 процентов - до 75 минут. Доля жителей, которые будут тратить более трех часов в день на дорогу от дома на работу и обратно, возрастет до 30 процентов.

В ходе реализации мероприятий Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" (далее - Государственная программа) в 2012-2016 годах были существенно увеличены темпы метростроения, строительства, реконструкции и содержания дорог, проведено обновление подвижного состава, развернуты работы по развитию железнодорожного транспорта, сформированы пешеходное и велосипедное пространства. Более подробная информация о достигнутых в ходе реализации Государственной программы результатах изложена в составе соответствующих подпрограмм. В результате принятых мер достигнуты следующие результаты по основным показателям, интегрально характеризующие улучшение транспортной ситуации:

- среднее время поездки на транспорте общего пользования в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города уменьшилось с 67 до 56,8 минут;

- годовой объем пассажирских перевозок на транспорте общего пользования (без учета льготных категорий пассажиров) вырос с 2,82 до 3,75 млрд. пассажиров.

 

2. Прогноз развития транспортной системы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы

 

Для улучшения транспортной ситуации предлагается осуществить ряд мер, основные из которых направлены на снижение среднего времени поездки в часы пик (до 55 минут при движении по городу Москве и до 70 минут из Московской области в город Москву) к 2020 году за счет увеличения провозной способности транспорта общего пользования на 40 процентов и сдерживания использования личного автомобильного транспорта (снижение доли поездок на личном транспорте в часы пик с 12 до 8 процентов на въезде в пределы Третьего транспортного кольца, с 26 до 18 процентов при въезде на Московскую кольцевую автомобильную дорогу). В рамках Государственной программы планируется приступить к реализации этих мер, рассчитанных на период до 2020 года.

Результатом выполнения Государственной программы должны стать:

- снижение среднего времени поездки на транспорте общего пользования в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города на 18 процентов;

- увеличение объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования (без учета льготных категорий) до 49 процентов;

- снижение наполняемости подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта на 27 процентов, до 3,5 человек/кв. м;

- снижение наполняемости подвижного состава метрополитена с учетом Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца) на 15 процентов, до 4,3 человек/кв. м;

- сокращение среднего интервала движения на наземном городском пассажирском транспорте по выделенным полосам для движения маршрутных транспортных средств в часы пик на 15 процентов, до 6,7 минут;

- повышение комфортности поездок на транспорте общего пользования за счет использования подвижного состава новых типов, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения, сокращения интервалов движения транспорта;

- внедрение интермодальных билетов (билетов, действующих на различных видах транспорта общего пользования);

- ввод в эксплуатацию свыше 500 тыс. машино-мест для парковки и хранения легковых автомобилей, а также площадок для отстоя большегрузного автомобильного транспорта;

- формирование системы платных парковок в центральной части города (в пределах Третьего транспортного кольца), а также в местах значительного притяжения автомобильного транспорта;

- сокращение количества поездок на легковом автомобильном транспорте в центральную часть города;

- снижение количества транзитных грузовых перевозок через город Москву на 50 процентов к уровню 2012 года;

- уменьшение времени на пересадку пассажиров в крупных транспортно-пересадочных узлах с 15 до 8-10 минут;

- ликвидация несанкционированных пунктов отправки междугородных автобусов;

- создание системы связующих проездов между сегментами улично-дорожной сети города Москвы.

Планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы:

- объем пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении (без учета льготных категорий пассажиров) в 2020 году достигнет 4,2 млрд. пассажиров в год;

- среднее время поездки пассажиров на транспорте общего пользования в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города в 2020 году снизится до 55 минут;

- плотность улично-дорожной сети в 2020 году увеличится до 2,38 км/кв. км с учетом присоединенных к городу Москве с 1 июля 2012 г. территорий.

 

3. Описание целей и задач Государственной программы

 

Целью Государственной программы является обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения транспортной системы, как части Московского транспортного узла.

Основными задачами Государственной программы, направленными на достижение поставленной цели, определены следующие:

- повышение уровня качества транспортного обслуживания населения;

- повышение доступности транспортных услуг для всех групп населения;

- повышение безопасности транспортной системы и снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;

- повышение эффективности грузовой логистики.

Для достижения цели Государственной программы и реализации направленных на ее достижение задач разработаны следующие основные мероприятия:

- ввод новых линий и открытие новых станций метрополитена, обновление подвижного состава метрополитена;

- создание преимуществ проезда транспортом общего пользования, повышение скорости движения транспорта общего пользования, организация выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств, обособление трамвайных путей, введение единого билета на все виды транспорта общего пользования и новых тарифных планов, оптимизация маршрутной сети, организация легальных таксомоторных перевозок, строительство линий скоростного трамвая (автобуса);

- строительство и обустройство дополнительных главных железнодорожных путей, организация движения на Малом кольце Московской железной дороги (Московском центральном кольце), увеличение доли пассажирских железнодорожных перевозок в общем объеме пассажирских перевозок;

- реконструкция вылетных магистралей и дорог, выполнение ежегодного объема ремонта объектов дорожного хозяйства и инженерно-транспортных сооружений в соответствии с нормативными транспортно-эксплуатационными требованиями;

- совершенствование логистики в целях вывода значительной части транзитных грузопотоков за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги (ограничения на транзит и въезд грузового транспорта);

- формирование единой системы транспортно-пересадочных узлов, новых современных автовокзалов и автостанций в Москве;

- создание единого парковочного пространства, строительство и обустройство сети перехватывающих парковок, введение платных парковок в центре города;

- внедрение интеллектуальной транспортной системы города Москвы и моделирование транспортных потоков;

- развитие велосипедной инфраструктуры (велосипедные дорожки и велосипедные парковки);

- обустройство пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Адресный перечень объектов капитального строительства, реконструкции или технического перевооружения, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы при реализации Государственной программы, формируется в адресной инвестиционной программе города Москвы в установленном порядке.

Основными концептуальными направлениями развития Московского транспортного узла определены:

- обеспечение преимущества транспорта общего пользования при осуществлении пассажирских перевозок;

- обеспечение объемов пассажирских и грузовых перевозок в соответствии с прогнозными потребностями;

- оптимизация и координация грузовых перевозок на основе комплексного взаимоувязанного развития транспортно-логистической системы, функционирующей на территории Московского региона;

- повышение роли железных дорог в осуществлении пригородных перевозок;

- оптимизация и развитие автомобильных дорог на территории Московского региона;

- развитие транспортно-дорожной инфраструктуры за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;

- использование современных систем организации движения транспорта;

- совершенствование качества услуг, предоставляемых транспортной системой, на основе эффективного взаимодействия систем городского, пригородного и междугородного транспорта;

- совершенствование организационно-управленческой деятельности в сфере транспорта;

- внедрение инновационных технологий, интеллектуальных транспортных систем в транспортную отрасль;

- создание системы информационного обеспечения транспортной отрасли Московской агломерации, в том числе мониторинга и управления на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы в единое информационное пространство;

- снижение отрицательных экологических последствий на окружающую среду от осуществления транспортной деятельности на территории Московской агломерации.

 

4. Сроки и этапы реализации Государственной программы с указанием плановых значений конечных результатов Государственной программы и подпрограмм

 

Срок реализации Государственной программы с 2012 по 2020 годы.

Этапы реализации Государственной программы:

- 1 этап: 01.01.2012-31.12.2012;

- 2 этап: 01.01.2013-31.12.2013;

- 3 этап: 01.01.2014-31.12.2014;

- 4 этап: 01.01.2015-31.12.2015;

- 5 этап: 01.01.2016-31.12.2016;

- 6 этап: 01.01.2017-31.12.2017;

- 7 этап: 01.01.2018-31.12.2018;

- 8 этап: 01.01.2019-31.12.2019;

- 9 этап: 01.01.2020-31.12.2020.

Плановые значения конечных результатов Государственной программы и подпрограмм приведены в приложении 2 к Государственной программе.

В целях обеспечения реализации Государственной программы, координации деятельности соисполнителей в процессе ее реализации, оценки предложения соисполнителей о корректировке Государственной программы и управления Государственной программой, координатор Государственной программы на всех этапах ее реализации организовывает и обеспечивает сбор информации, оперативный анализ хода реализации Государственной программы, оценку эффективности и результативности исполнения Государственной программы.

 

5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, конечных результатов подпрограмм и непосредственных результатов основных мероприятий по годам реализации Государственной программы

 

Конечные результаты Государственной программы, конечные результаты подпрограмм и непосредственные результаты основных мероприятий определены исходя из целей обеспечения преимущественного развития транспорта общего пользования, сокращения времени поездки из жилых районов до центра города, создания условий комфортного и безопасного передвижения жителей города и гостей столицы, увеличения плотности улично-дорожной сети.

 

6. Перечень подпрограмм Государственной программы с обоснованием выделения подпрограмм

 

Подпрограмма 1 "Общественный транспорт "Метрополитен" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 2 "Общественный транспорт "Наземный городской пассажирский транспорт" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 3 "Общественный транспорт "Железнодорожный транспорт" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 4 "Общественный транспорт "Внутренний водный транспорт" (таблица 4 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 5 "Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть" (таблица 5 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 6 "Грузовой транспорт" (таблица 6 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 7 "Автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы" (таблица 7 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 8 "Создание единого парковочного пространства" (таблица 8 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 9 "Организация движения транспорта в городе Москве. Создание интеллектуальной транспортной системы" (таблица 9 приложения 1 к Государственной программе).

Подпрограмма 10 "Развитие новых видов транспорта (таблица 10 приложения 1 к Государственной программе).

Перечень подпрограмм Государственной программы составлен на основании целей и задач, изложенных в разделе 3 настоящей Государственной программы.

 

7. Краткое описание подпрограмм Государственной программы

 

Общими для Государственной программы мероприятиями являются мероприятия, обеспечивающие сбор информации, оперативный анализ хода реализации Государственной программы, оценку эффективности и результативности исполнения Государственной программы, формирование нормативно-правового обеспечения, а также информирование населения о мероприятиях и ходе реализации Государственной программы.

Паспорта подпрограмм Государственной программы приведены в приложении 1 к Государственной программе.

 

7.1. Подпрограмма "Общественный транспорт "Метрополитен"

 

Цели подпрограммы:

- снижение количества жителей города, проживающих вне зоны шаговой доступности от станций метрополитена путем строительства новых станций метрополитена в различных районах города Москвы;

- повышение безопасности и создание комфортных условий проезда на метрополитене.

Задачи подпрограммы:

- формирование Третьего пересадочного контура;

- продление действующих радиальных линий;

- строительство новых радиальных направлений;

- строительство новых станций на действующих линиях;

- оборудование действующих и новых станций с учетом интересов маломобильных групп населения шуц-линиями, лифтами, перилами, пандусами, системами звукового оповещения и табло с бегущей строкой.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- продление действующих линий метрополитена в периферийные районы города Москвы и Московскую область: продление Арбатско-Покровской (Митинско-Строгинской) линии в район Митино (в 2012 году введена в эксплуатацию станция "Пятницкое шоссе"); продление Таганско-Краснопресненской линии в районы Жулебино, Котельники, ввод 3 станций: "Лермонтовский проспект", "Жулебино", "Котельники" (в 2013 году введены в эксплуатацию станции "Лермонтовский проспект", "Жулебино", в 2015 году введена станция "Котельники"); продление Замоскворецкой линии в район Братеево, от станции "Красногвардейская" до станции "Алма-Атинская" (введена в эксплуатацию в 2012 году); продление Сокольнической линии в районы Тропарево, Румянцеве Саларьево от станции "Юго-Западная" до станции "Саларьево"; ввод 3 станций (станция "Тропарево" введена в эксплуатацию в 2014 году, введены в эксплуатацию в 2016 году станции "Румянцево", "Саларьево"); продление Калининской линии в район Новокосино (в 2012 году введена в эксплуатацию станция "Новокосино"); продление Калужско-Рижской линии от станции "Медведково" до станции "Челобитьево"; строительство линии вдоль Калужского шоссе на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы;

- строительство новой станции "Спартак" на действующей Таганско-Краснопресненской линии (введена в эксплуатацию в 2014 году);

- строительство новой станции "Технопарк" на действующей Замоскворецкой линии (введена в эксплуатацию в 2015 году);

- строительство вторых входов на действующих станциях метрополитена: "Комсомольская" (Кольцевая линия), "Марьина Роща" (Люблинская линия), "Международная" (Филевская линия);

- сооружение новых линий метрополитена: формирование новой Калининско-Солнцевской линии метрополитена от станции "Третьяковская" до станции "Деловой центр" (центральный участок Калининской линии); формирование линии от станции "Деловой центр" до станции "Парк Победы" (введена в эксплуатацию в 2013 году) и от станции "Парк Победы" до станции "Раменки" (Солнцевская линия); формирование линии от станции "Раменки" до станции "Рассказовка"; формирование Бутовской линии от станции "Битцевский парк" до станции "Бунинская аллея" (участок от станции "Битцевский парк" до станции "Лесопарковая" введен в эксплуатацию 2013 году); формирование Люблинско-Дмитровской линии в районы Бескудниковский, Дмитровский от станции "Марьина Роща" до станции "Дмитровское шоссе" (ввод 8 станций, в 2016 году введены в эксплуатацию станции "Бутырская", "Фонвизинская", "Петровско-Разумовская"); строительство первоочередных линий хордового направления от линий третьего пересадочного контура и большого кольца (Кожуховская линия от станции "Авиамоторная" до станции "Некрасовка"); формирование в центральной части города первоочередных участков линий третьего пересадочного контура (на юго-западном участке от станции "Кунцевская" до станции "Каховская", на юго-восточном участке от станции "Нижегородская улица" до станции "Каширская", на северо-восточном участке от станции "Нижегородская улица" до станции "Нижняя Масловка", на западном участке от станции "Хорошевская" до станции "Кунцевкая#", на северном участке от станции "Нижняя Масловка" до станции "Хорошевская" и от станции "Хорошевская" до станции "Деловой центр");

- замена электропоездов старых модификаций на действующих линиях и оснащение вагонами новых серий вновь вводимых линий (с 2014 года организована поставка подвижного состава по "контрактам жизненного цикла", предусматривающим производство и сервисное обслуживание подвижного состава силами завода-изготовителя в течение 30 лет);

- замена устаревшего вентиляторного оборудования и эскалаторов, отработавших нормативные сроки;

- установка автоматов по продаже билетов, в том числе с возможностью оплаты банковской картой;

- замена входных дверей на станциях;

- размещение на пересадочных станциях надписей, продублированных на английском языке;

- оборудование системой "WiFi" поездов метрополитена;

- выработка стандарта обслуживания пассажиров на метрополитене, внедрение системы мониторинга соблюдения графика движения поездов с интеграцией в интеллектуальную транспортную систему;

- создание и функционирование Центра помощи маломобильным гражданам;

- монтаж элементов напольной разметки навигации и размещение навигационных карт и схем единого стиля;

- выполнение мероприятий по приспособлению станций метрополитена для передвижения маломобильных групп населения: установка лифтов, оборудование платформ шуц-линиями, оснащение станций системой звукового оповещения "Сигнал-Гонг", устройство пандусов, устройство полос контрастного цвета на крайних ступенях лестничного марша, повышение общего уровня освещенности на станциях;

- строительство и реконструкция 18 объектов электродепо метрополитена.

В ходе реализации Государственной программы в 2012-2016 годах было построено 35,52 км новых линий и восемнадцать новых станций. Приобретено 1467 новых, современных вагона, которые работают на самых загруженных, востребованных линиях. Увеличена частота движения поездов в часы пик, тем самым дополнительно создано более 320 тыс. новых пассажирских мест в метро ежедневно. На всех станциях метрополитена организована служба помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения.

На станциях установлены 1200 автоматов по продаже билетов, что значительно снизило время на их покупку. Заменено 29 эскалаторов, выработавших свой ресурс, что значительно повысило надежность их работы. На линиях метрополитена работает бесплатный WiFi. Разработана новая схема метрополитена, которая помогает пассажирам лучше ориентироваться при планировании своих поездок. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов метрополитена и безопасности перевозок пассажиров все станции метрополитена оборудованы досмотровыми зонами.

Реализация запланированных показателей позволила повысить доступность метрополитена на территории города и приблизить станции метрополитена к территориям ближайшего пригорода, увеличить долю населения города, обеспеченного метрополитеном. Закупка современного подвижного состава обеспечила увеличение провозной способности метрополитена, надежность и безопасность работы метрополитена, комфортные условия поездки пассажиров, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- увеличение объема перевозок на метрополитене (без учета льготных категорий пассажиров) с учетом Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца) до 1,89 млрд. пассажиров в год;

- повышение доступности метрополитена для маломобильных групп населения;

- увеличение доли населения, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена;

- снижение среднего наполнения вагонов с 5,2 до 4,3 человек на кв.м;

- сокращение времени на приобретение билетов, ликвидация очередей при входе на станции метрополитена.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2017 г. N 546-ПП в раздел 7.2 настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

7.2. Подпрограмма "Общественный транспорт "Наземный городской пассажирский транспорт"

 

Цель подпрограммы - увеличение провозной способности наземного городского пассажирского транспорта, улучшение качества и комфортности перевозок.

Задачи подпрограммы:

- разработка модели управления транспортом общего пользования, направленной на рост уровня сервиса и снижение времени поездки пассажиров в пути;

- оптимизация маршрутной сети, конкурсное распределение маршрутов, сокращение интервалов движения;

- приобретение подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения;

- расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, включая перевод автобусных парков на газовый тип топлива и увеличение количества закупаемого подвижного состава на газовом топливе;

- повышение скорости движения транспорта общего пользования за счет увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, обустройства выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств на основных магистралях;

- введение новых тарифных планов для пассажиров;

- увеличение количества легальных легковых такси до 50-55 тысяч единиц;

- развитие городской инфраструктуры для работы такси (обустройство стоянок);

- внедрение с 2021 года на маршрутах транспорта общего пользования исключительно электробусов для снижения уровня выбросов вредных веществ, повышения комфортности поездок пассажиров.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- реконструкция действующих и строительство новых эксплуатационных предприятий и объектов транспортной инфраструктуры: строительство автобусного парка в районе Митино города Москвы, строительство троллейбусно-автобусного парка по адресу: улица Марьинский парк, дом 12, обустройство открытой стоянки для 4-го автобусного парка Государственного унитарного предприятия "Мосгортранс" (далее - ГУП "Мосгортранс") в районе Новокосино города Москвы, реконструкция производственно-технической базы 11-го автобусного парка ГУП "Мосгортранс" (для обеспечения технической эксплуатации автобусов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива), строительство автобусного парка в поселении Троицк, строительство конечных станций наземного городского пассажирского транспорта, обустройство конечных станций для экспресс-маршрутов городского пассажирского транспорта, в том числе в целях их вывода из жилых домов, замена двух тысяч остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта, проектирование и строительство предприятия по техническому обслуживанию и ремонту трамвайных вагонов на Угрешской улице, реконструкция трамвайного депо им. П.Л. Апакова, строительство автовокзала Теплый стан;

- приобретение подвижного состава, полностью приспособленного для перевозки маломобильных групп населения, в том числе за счет инвестиций частных перевозчиков: низкопольных автобусов, большой и особо большой вместимости, троллейбусов с автономным ходом, трехсекционных низкопольных трамваев (подвижной состав будет пополняться современными моделями, обеспечивающими более высокий уровень комфорта пассажиров, с улучшенными экологическими и экономическими характеристиками, в том числе в целях снижения поездок населения на личном автомобильном транспорте по городу Москве, будут приобретаться автобусы с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива, а подвижной состав электрического транспорта будет оснащаться энергосберегающими тяговыми установками);

- проектирование и строительство трамвайных линий: от станции метро "Пражская" в район Бирюлево Западное города Москвы и северную часть района Бирюлево Восточное города Москвы с трамвайными депо, от шоссе Энтузиастов (3-я Владимирская улица) в район Ивановское города Москвы, от платформы "Лианозово" до соединения со станциями метрополитена;

- формирование рынка легальных легковых таксомоторных перевозок: увеличение парка легальных легковых такси до 50-55 тыс. автомобилей и полное исключение нелегального сегмента рынка таксомоторных услуг, введение единой цветовой гаммы автомобилей, создание городского колл-центра (обеспечивает мониторинг работы легковых такси, взаимодействие с пассажирами и диспетчеризацию заказов), обустройство на территории города не менее 500 стоянок легковых такси, предоставление субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим таксомоторные перевозки в городе Москве, в целях возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных перевозок;

- модернизация маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта, в том числе его увязка с инфраструктурой железной дороги и метрополитена;

- создание Центра управления наземным городским пассажирским транспортом;

- внедрение новых тарифных планов для пассажиров, в том числе интермодального билета;

- приобретение с 2021 года исключительно электробусов для использования на маршрутах транспорта общего пользования, переоборудование автобусных парков и других объектов транспортной инфраструктуры для использования электробусов, создание сети станций подзарядки для электробусов.

В ходе реализации Государственной программы в 2012-2016 годах введено в эксплуатацию около 160 км выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств. Ежедневно по ним перевозится свыше 1 млн. 500 тыс. пассажиров. Организовано 326 новых маршрутов транспорта общего пользования. В 2016 году в полном объеме вступила в действие новая модель управления наземным городским пассажирским транспортом, предусматривающая взаимодействие с перевозчиками в рамках государственных контрактов для оказания услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения. Всего действует 211 маршрутов транспорта общего пользования, работающих на основании заключенных государственных контрактов.

Организовано движение 6 полуэкспрессных маршрутов автобусов на Ленинградском, Каширском и Волоколамском шоссе. В результате получен положительный эффект: скорость движения на этих участках увеличилась в среднем на 20-30 процентов, пассажиропоток увеличился на 18,6 процента. В городе организована работа наземного городского пассажирского транспорта (кроме такси) на 11 ночных маршрутах, по сравнению с 2015 годом пассажиропоток на ночных маршрутах вырос на 2%, и составляет около 3200 чел./ночь.

В 2012-2016 годах был произведен ремонт 178 км трамвайных путей.

В целях обновления подвижного состава приобретено 6280 единиц современных образцов наземного городского пассажирского транспорта (кроме такси), обеспечивающего более высокий уровень комфорта пассажиров, с улучшенными экологическими и экономическими характеристиками. Выдано свыше 74 тыс. разрешений для осуществления легковых таксомоторных перевозок, обустроено 384 стоянки такси в наиболее важных местах концентрации жителей города Москвы и гостей столицы у театров, кинотеатров, вокзалов, станций метрополитена. Организована работа 5 компаний, предоставляющих услуги краткосрочной аренды автомобилей, имеющих в своем составе 1500 машин. В 2016 году совершено около 1,3 млн. поездок на автомобилях краткосрочной аренды. В целях оптимизации услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении утверждены новые виды проездных билетов.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- увеличение объемов перевозок на наземном городском пассажирском транспорте (без учета льготных категорий пассажиров) до 1,76 млрд. пассажиров в год;

- создание интегрированной системы транспорта общего пользования, предусматривающей взаимодействие наземного городского пассажирского транспорта с другими видами транспорта;

- снижение среднего уровня наполнения салонов подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта в часы пик до 3,5 человек на кв. м свободной площади пола;

- снижение среднего интервала движения наземного городского пассажирского транспорта в часы пик на основных маршрутах до 5,7 минуты;

- развитие легальных таксомоторных перевозок в городе Москве с доведением численности легковых такси до 50-55 тыс. единиц.

 

7.3. Подпрограмма "Общественный транспорт "Железнодорожный транспорт"

 

Цель подпрограммы - увеличение провозной мощности, пассажиропотока и частоты движения пригородного железнодорожного транспорта.

Задачи подпрограммы:

- строительство дополнительных главных путей на пригородных участках всех направлений;

- строительство и реконструкция Малого кольца Московской железной дороги для организации пассажирских перевозок;

- повышение качества пригородных перевозок за счет увеличения интенсивности движения, организации тактового движения и экспрессов на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава;

- повышение качества обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта пригородного сообщения и дальнего следования за счет реконструкции и строительства новых вокзалов и пассажирских технических станций с ремонтно-экипировочными депо и вагономоечными комплексами;

- перенаправление транзитных потоков грузов от Московского железнодорожного узла;

- реконструкция зданий московских железнодорожных вокзалов и станций.

Развитие железнодорожной инфраструктуры также необходимо для эффективного транспортного обслуживания пассажиров при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги (Московском центральном кольце), интегрированного с метрополитеном, наземным городским пассажирским транспортом и пригородным железнодорожным сообщением;

- строительство дополнительных главных путей на следующих направлениях Московского железнодорожного узла: Ярославском, Горьковском, Курском, Казанском, Савеловском, Павелецком, Киевском, Смоленском, Октябрьском протяженностью 230 км, что позволит обеспечить увеличение частоты движения пригородных поездов;

- строительство новых и реконструкция действующих вокзалов, пассажирских технических станций для обслуживания пассажиров дальнего следования;

- организация движения скоростных электропоездов на участке Москва-Новопеределкино (организовано в 2013 году);

- организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово, Москва-Усово, Москва-Крюково;

- благоустройство пяти привокзальных площадей;

- строительство пешеходных переходов через железнодорожные пути;

- строительство логистических центров;

- установка билетопечатающих автоматов по продаже билетов на всех железнодорожных остановочных пунктах;

- оборудование турникетными комплексами железнодорожных станций и остановочных пунктов;

- приобретение нового подвижного состава для пригородного сообщения (поставка подвижного состава по "контрактам жизненного цикла" для Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца), предусматривающим производство и сервисное обслуживание подвижного состава заводом-изготовителем в течение 30 лет);

- закрытие или перепрофилирование девяти грузовых дворов.

При проектировании объектов железнодорожной инфраструктуры будет предусматриваться их доступность для маломобильных групп населения в соответствии законодательством города Москвы.

В ходе реализации Государственной программы в 2012-2016 годах организовано скоростное движение на участке Москва-Новопеределкино (время поездки по маршруту составляет 22 минуты). Запущено скоростное движение на участке Москва-Крюково-Тверь (время поездки для жителей города Зеленограда до города Москвы сократилось с 57 минут до 25 минут). Построен четвертый главный путь на маршруте Москва-Химки, произведена реконструкция и обустройство территорий 9 железнодорожных вокзалов и капитальный ремонт 38 платформ, которые находятся на территории города Москвы. На станциях установлены новые автоматы для покупки билетов. В часы пик организовано движение дополнительных пригородных поездов, что позволило увеличить ежесуточно до 265 тыс. мест для пассажиров железнодорожного транспорта. Завершены строительно-монтажные работы по строительству и обустройству железнодорожной инфраструктуры Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца) и осуществлен запуск движения подвижного состава для осуществления пассажирских перевозок с 10 сентября 2016 г. Общая протяженность Малого кольца Московской железной дороги (Московского центрального кольца) составляет 54 км, среднесуточный пассажиропоток составляет около 250 тыс. человек, годовой объем пассажирских перевозок по итогам 2016 года составил 27 млн. пассажиров. Транспортными компаниями приобретено и переоборудовано 654 вагонов для перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, которые используются на самых загруженных радиальных направлениях. В целях повышения качества предоставляемых услуг и увеличения объемов перевозки пассажиров внедрены в эксплуатацию двухэтажные поезда "Аэроэкспресс".

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- увеличение объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом до 0,69 млрд. пассажиров в год;

- увеличение объемов перевозок грузов до 115 млн. тонн в год;

- уменьшение следования через Москву транзитных грузов;

- обеспечение доступности железнодорожного транспорта для маломобильных групп населения;

- повышение провозной способности пригородного железнодорожного транспорта;

- снижение нагрузки на метрополитен и наземный городской пассажирский транспорт;

- увеличение средней скорости движения пригородных поездов.

 

7.4. Подпрограмма "Общественный транспорт "Внутренний водный транспорт"

 

Цель подпрограммы - повышение эффективности функционирования и роста конкурентоспособности предприятий внутреннего водного транспорта, расположенных на территории города Москвы.

Задача подпрограммы - увеличение объемов перевозок грузов водным транспортом (в первую очередь инертных материалов и строительных грузов).

Перечень мероприятий подпрограммы:

- реконструкция внутренних водных путей Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" в целях улучшения эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и повышения их пропускной способности (модернизация технического флота портов, судоходных компаний и повышение интенсивности его использования, развитие средств связи и спутниковой навигации, создание инфраструктуры внутренних водных путей на Москве-реке для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха);

- развитие речного флота: проведение реновации судов, ремонта и модернизации на Московском судостроительном и судоремонтном заводе, ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;

- реконструкция московских портов и реформирование портовой деятельности: улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств, создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков, прежде всего для переработки контейнеров в ОАО "Южный речной порт", капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей для обеспечения интеграции в общую транспортную систему города;

- развитие причального хозяйства и прибрежного пространства вдоль Москвы-реки;

- расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса города.

В 2012-2016 годах проведена реконструкция гидроузлов "Карамышево" и "Перерва", модернизация отдельных производственных узлов Южного речного порта.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- снижение нагрузки на другие виды транспорта и улично-дорожную сеть;

- повышение производительности и пропускной способности Южного порта и причалов;

- увеличение годовых объемов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом с 0,67 до 1,85 млн. человек.

 

7.5. Подпрограмма "Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть"

 

Цели подпрограммы:

- повышение пропускной способности и увеличение плотности улично-дорожной сети;

- улучшение качества ремонта и содержания дорог.

Задачи подпрограммы:

- повышение скорости движения наземного городского пассажирского транспорта и личного транспорта за счет реконструкции, нового строительства объектов улично-дорожной сети, организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств;

- внедрение единого подхода к строительству и реконструкции сети автомобильных дорог в Московской агломерации в целях увеличения пропускной способности городских улиц и магистралей;

- уменьшение потока автомобильного транспорта в центр города за счет развития хордовых направлений автомобильных дорог.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- реконструкция радиальных магистралей (Варшавское шоссе, Волоколамское шоссе, Щелковское шоссе, Каширское шоссе, Рязанский проспект, Рублевское шоссе - Балаклавский проспект, Можайское шоссе, шоссе Энтузиастов, Ярославское шоссе, Ленинградское шоссе, Волгоградский проспект);

- развитие улично-дорожной сети для транспортного обеспечения инновационного центра "Сколково";

- строительство участков дорог Северо-Западной и Северо-Восточной хорд;

- строительство транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и Московской кольцевой автомобильной дороги, а также реконструкция участков Московской кольцевой автомобильной дороги;

- строительство связующих проездов между радиальными магистралями;

- строительство Северного и Южного дублеров Кутузовского проспекта (реализуется с 2015 года строительство Северного дублера Кутузовского проспекта на принципах государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения);

- строительство путепроводов и пешеходных переходов через железнодорожные пути;

- строительство и реконструкция дорожно-мостовых сооружений;

- развитие объектов улично-дорожной сети на территориях, присоединенных к городу Москве с 1 июля 2012 г.;

- выполнение объемов работ по ремонту объектов дорожного хозяйства, не отвечающих нормативным требованиям;

- выполнение локально-реконструктивных мероприятий на улично-дорожной сети, в том числе расширение проезжей части, обустройство заездных карманов на остановочных пунктах транспорта общего пользования, устройство отстойно-разворотных площадок, обустройство общественных пространств в центральной части города и благоустройство примагистральных зон;

- развитие пешеходного пространства: комплексное благоустройство улиц с сохранением автомобильного движения, частичное благоустройство пешеходного пространства, формирование пешеходных зон.

При сооружении и реконструкции объектов дорожно-транспортной инфраструктуры будут предусмотрены мероприятия по обеспечению их доступности для инвалидов.

С 2014 года ведется работа по привлечению средств на развитие улично-дорожной сети города в рамках созданного в 2012 году дорожного фонда города Москвы.

В период с 2003 по 2012 годы в городе Москве объем ввода в эксплуатацию автомобильных дорог после строительства и реконструкции составил 204,31 км. В период с 2013 по 2022 годы планируется ввести в эксплуатацию свыше 800 км автомобильных дорог.

Для улучшения условий движения, повышения уровня безопасности на дорогах в 2012-2016 годах были проведены работы по строительству и реконструкции 456,47 км автомобильных дорог, введены в эксплуатацию 132 искусственных сооружения и построено 111 пешеходных переходов.

Завершена реконструкция следующих вылетных магистралей: шоссе Энтузиастов, Варшавского, Каширского, Ярославского, Можайского и Ленинградского шоссе, Рязанского проспекта, участка Балаклавский проспект - Рублевское шоссе, ул. Профсоюзной (эстакада на пересечении ул. Профсоюзная с ул. Генерала Тюленева).

Завершено строительство 11 транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и Московской кольцевой автомобильной дороги.

Завершено строительство Алабяно-Балтийского тоннеля.

Утверждены этапы строительства Северо-Западной и Северо-Восточной хорд.

Проведена реконструкция Коптевского путепровода, железнодорожного моста через улицу Русаковская и железнодорожного переезда на 7 км Павелецкого направления Московской железной дороги со строительством автодорожного путепровода, остановочного пункта Нижние Котлы.

Введены участки улично-дорожной сети города Москвы для транспортно-пересадочных узлов.

Ведено в эксплуатацию 14,1 км автомобильных дорог на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Средняя скорость движения автомобильного транспорта на вылетных магистралях в утренние и вечерние часы пик составила 26 км/ч.

В целях приведения улично-дорожной сети в нормативное состояние ежегодно выполняются запланированные объемы работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих планировочным параметрам.

В 2014 году в рамках реализации локально-реконструктивных мероприятий были выполнены следующие работы:

- сформировано 12 пешеходных зон;

- выполнено благоустройство примагистральной зоны (территорий прилегающих к "вылетным магистралям") на 40,6 км;

- выполнено комплексное благоустройство с сохранением автомобильного движения на 5 объектах: улица Маросейка, улица Покровка, улица Пятницкая, улица Забелина, площадь Гагарина, площадь Европы;

- обустроены пешеходные зоны административных округов города Москвы - 26,5 км сооружений;

- проведено устройство 700 уширений проезжей части, заездных карманов, правоповоротных съездов, в том числе на присоединенных территориях.

В период 2016-2018 годов осуществляется строительство объекта капитального строительства "Участок автодороги Москва-Санкт-Петербург (Северная рокада). Участок от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе". В 2016 году часть иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету города Москвы, предоставленного на развитие транспортной инфраструктуры города Москвы в объеме 738,2404 млн. рублей была направлена на строительство данного объекта.

Прогноз достижения конечных результатов:

- строительство и реконструкция свыше 800 км автомобильных дорог;

- увеличение пропускной способности радиальных направлений на 11 процентов;

- строительство около 160 пешеходных переходов;

- строительство и реконструкция около 200 искусственных сооружений;

- выполнение капитального ремонта свыше 100 инженерно-транспортных сооружений;

- выполнение ежегодного объема ремонта объектов дорожного хозяйства (проезжая часть, тротуары, обочины, остановочные пункты);

- формирование удобных пешеходных дорожек и прогулочных пешеходных зон в центральной и других частях города.

 

7.6. Подпрограмма "Грузовой транспорт"

 

Цели подпрограммы:

- снижение нагрузки на улично-дорожную сеть со стороны грузового транспорта;

- формирование эффективной транспортно-логистической инфраструктуры и оптимизация грузоперевозок.

Задачи подпрограммы:

- формирование единой системы транспортно-логистического обслуживания грузопотоков на основе создания сети опорных терминально-логистических центров, обеспечивающих оптимальное перераспределение и регулирование грузопотоков;

- усиление администрирования автомобильных перевозок;

- снижение транзитных грузопотоков и оптимизации грузовых перевозок.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- создание современных мультимодальных транспортно-логистических центров, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных логистических услуг: мультимодальные транспортно-логистические центры на железнодорожных станциях "Ховрино", "Люблино" (на территории Литейно-механического завода), "Кунцево-2" и на территории грузового двора станции "Москва-Товарная-Ярославская" (Северянин), а существующие грузовые дворы, расположенные в пределах Малого кольца Московской железной дороги (за исключением грузового двора станции "Москва-II Митьково", который в последующем станет распределительным центром), подлежат ликвидации после ввода в действие новых транспортно-логистических центров в Москве;

- совершенствование администрирования грузовых перевозок: введение новых ограничений движения грузовых автомобилей в городе Москве по экологическому классу, организация специальных парковочных мест для грузового транспорта в центральной части города Москвы, введение грузового каркаса (часть улично-дорожной сети, где разрешено транзитное движение грузового транспорта, в грузовой каркас включают улицы, соединяющие крупные объекты грузогенерации, не имеющие инфраструктурных ограничений и, по возможности, расположенные на достаточном удалении от жилых массивов), создание навигационно-информационного центра по администрированию перевозок грузовым автомобильным транспортом в городе Москве;

- создание мест стоянок для грузовых транспортных средств при подъездах к городу и в определенных городских зонах;

- запуск механизмов стимулирования перевозок строительных грузов речным транспортом.

В течение 2013-2016 годов реализованы мероприятия по ограничению движения грузового транспорта разрешенной массой более 12 тонн и введена система весового контроля. Организована система электронной выдачи пропусков для проезда грузового транспорта в черте города, для грузовых автомобилей обустроены стоянки за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги более чем на тысячу машино-мест. В границах города организована ежедневная работа 10 пунктов весового контроля, а в центре введены 16 специальных парковочных мест для разгрузки и погрузки грузового автотранспорта. На территории трех административных округов города Москвы организован грузовой каркас, съезд с которого грузовых автотранспортных средств разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн разрешен только для целей обслуживания предприятий и граждан на ближайшем к месту назначения перекрестке. Вопрос о внедрении грузового каркаса в остальных административных округах города Москвы будет проработан по итогам результатов его реализации в Северном, Северо-Восточном и Восточном административных округах города Москвы. В результате средняя скорость движения транспорта на Московской кольцевой автомобильной дороге в часы пик увеличилась на 6 процентов, а интенсивность движения грузового автомобильного транспорта снизилась на 24 процента. Доля транзитных грузовых перевозок через Москву составила 24,8 процентов.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- снижение величины транзитных грузовых перевозок через Москву на 50 процентов к уровню 2012 года;

- увеличение объемов грузовых перевозок железнодорожным и водным транспортом;

- улучшение экологической и транспортной обстановки в городе;

- усиление администрирования грузовых автомобильных перевозок, что приведет к снижению в дневное время загрузки улично-дорожной сети Москвы грузовыми автомобилями разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн со 150 тыс. единиц (100 процентов - показатель на конец 2012 года) до 120 тыс. единиц (80 процентов - к 2020 году).

 

7.7. Подпрограмма "Автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы"

 

Цель подпрограммы - создание нормативных условий для приема пассажиров и подвижного состава пригородного, междугородного и международного сообщения.

Задачи подпрограммы:

- формирование единой системы транспортно-пересадочных узлов и новых современных автовокзалов в городе Москве и Московской области в целях повышения комфортности и привлекательности использования транспортной системы;

- повышение качества и безопасности транспортного обслуживания, уменьшение времени на пересадку в транспортно-пересадочных узлах;

- ликвидация несанкционированных пунктов прибытия и отправления автобусов;

- оказание сопутствующих услуг пассажирам.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- строительство четырех автовокзалов;

- реконструкция трех автостанций, одного автовокзала, а также трех временных автостанций;

- закрытие несогласованных остановочных пунктов междугородных автобусов;

- строительство и обустройство плоскостных и капитальных транспортно-пересадочных узлов.

Автовокзалы должны располагаться преимущественно около периферийных станций метро (не более 5 км от Московской кольцевой автомобильной дороги) и обслуживать автобусные маршруты по вылетным направлениям выезда из города Москвы, прилегающим к месту их расположения.

В целях развития сети автовокзалов в городе Москве планируется строительство трех автовокзалов первой очереди. Автовокзал у станции метро "Котельники" позволит значительно разгрузить Щелковский автовокзал, транспортно-пересадочный узел у станции метро "Выхино", обслуживая маршруты восточного направления как в междугородном, так и в пригородном сообщениях (автовокзал у станции метро "Котельники" введен в эксплуатацию в 2015 году). Размещение автовокзала в непосредственной близости от Московской кольцевой автомобильной дороги и узловой станции метрополитена создаст комфортные условия для перевозчиков и пассажиров, так как значительно сократится время в пути. Автовокзал в районе Дегунино города Москвы планируется разместить у строящейся станции метро "Селигерская" Люблинско-Дмитровской линии для обслуживания маршрутов северного направления. В настоящее время автобусы, маршруты которых проходят по Дмитровскому шоссе, отправляются с площади Савеловского вокзала. Размещение автовокзала с глубиной 5 км от Московской кольцевой автомобильной дороги по Дмитровскому шоссе также создаст комфортные условия для перевозчиков и пассажиров. Автовокзал в районе станции метро "Саларьево" позволит обслуживать междугородные и пригородные маршруты западного направления и перевести туда маршруты из нелегальных пунктов отправления у станций метро "Юго-Западная" и "Кунцевская". При проектировании предусматривается возможность включения автовокзалов в состав капитальных (многоуровневых) транспортно-пересадочных узлов.

Основное назначение транспортно-пересадочных узлов - обеспечение комфортных условий для пересадки пассажиров между различными видами городского пассажирского и личного транспорта или между различными линиями одного вида транспорта. Развитие транспортно-пересадочных узлов будет способствовать снижению загрузки городской магистральной улично-дорожной сети транспортными потоками и улучшению условий обслуживания пассажиров транспорта общего пользования.

Реконструкция транспортно-пересадочных узлов должна вестись с учетом их роли в системе транспортного обслуживания Москвы, а также следующих принципов:

- обеспечение комфорта и удобства пассажиров;

- функциональность в размещении элементов транспортно-пересадочных узлов;

- комплексность формирования транспортно-пересадочных узлов.

С учетом вышеизложенных принципов, учитывая зарубежный опыт, на сегодняшний день существуют два основных пути строительства и реконструкции транспортно-пересадочных узлов: размещение их в многоэтажных пересадочных комплексах и реализация локальных плоскостных мероприятий. Учитывая значительную стоимость многоэтажных транспортно-пересадочных узлов, в качестве первого этапа целесообразно реализовывать комплекс локальных мероприятий до строительства крупных стационарных объектов. При проектировании объектов будет предусматриваться их доступность для маломобильных групп населения в соответствии с действующими нормами.

В 2012-2016 годах введены в эксплуатацию 9 автостанций и автовокзалов и обустроено 155 плоскостных транспортно-пересадочных узлов, на которых созданы удобные условия для интермодальных поездок. Планы по обустройству плоскостных транспортно-пересадочных узлов выполнены в полном объеме. Начаты работы по формированию капитальных транспортно-пересадочных узлов при существующих и строящихся станциях метрополитена, в том числе на Малом кольце Московской железной дороги (Московском центральном кольце).

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- строительство и реконструкция семнадцати автовокзалов и автостанций;

- строительство и обустройство капитальных транспортно-пересадочных узлов.

 

7.8. Подпрограмма "Создание единого парковочного пространства"

 

Цель подпрограммы - организация регулируемого парковочного пространства для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети и ограничения числа поездок на личном автотранспорте в центральную часть города.

Задачи подпрограммы:

- сокращение количества административных правонарушений в виде неуплаты за размещение транспортных средств на платной городской парковке;

- обеспечение жителей города Москвы местами хранения автомобильного транспорта;

- формирование перехватывающих парковок для легкового автомобильного транспорта;

- формирование единой информационной системы мониторинга и управления парковочным пространством.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- организация платных городских парковок в центральной части города Москвы в целях уменьшения количества поездок в центральную часть города Москвы на личных транспортных средствах;

- создание информационной системы мониторинга и управления единым парковочным пространством;

- создание перехватывающих парковок в целях снижения поездок на личном транспорте в центральную часть города;

- строительство многоуровневых гаражей;

- фиксация административных правонарушений в виде неуплаты за размещение транспортных средств на платной городской парковке;

- выделение бесплатных машино-мест для стоянок легковых такси у объектов культуры, социально-бытовых и деловых центров.

При обустройстве машино-мест не менее 10 процентов от их общего количества будет предусмотрено для парковки автомобилей инвалидов, которые будут расположены ближе ко входу в жилые дома и к зданиям социальной инфраструктуры города.

В целях увеличения уровня обеспеченности населения местами парковки и хранения автомобилей в 2012-2016 годах введено в эксплуатацию 446 тыс. новых парковочных мест.

В 2014 году зона платной парковки расширена до границ Третьего транспортного кольца. В декабре 2016 года реализован второй этап точечного расширения зоны платной парковки. Организовано 12 тысяч парковочных мест на 291 участке улиц. В новую территориальную зону вошли наиболее загруженные участки, расположенные вблизи мест притяжения: торговых комплексов, бизнес-центров, станций метро, железнодорожных станций, рынков, парков, скверов и других точек сосредоточения автомобилей. Внедрена удобная и современная система оплаты парковки различными способами. Организована автоматизированная система контроля за паркованием автомобильного транспорта.

Скорость движения автомобилей в зоне действия платной парковки увеличилась на 12 процентов, загрузка улично-дорожной сети снизилась на 25 процентов.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- создание свыше 130 тыс. платных парковочных мест в центральной части города Москвы;

- доведение обеспеченности населения города местами хранения автомобильного транспорта до 70 процентов;

- повышение скорости движения транспорта на улично-дорожной сети;

- снижение числа автомобилей, используемых для поездок в центральную часть города;

- снижение нагрузки на внутридомовые и междомовые территории.

 

7.9. Подпрограмма "Организация движения транспорта в городе Москве. Создание интеллектуальной транспортной системы"

 

Цель подпрограммы:

- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети;

- повышение эффективности управления транспортными потоками предотвращение автомобильных заторов, снижение аварийности на дорогах.

Задачи подпрограммы:

- адаптивное управление светофорными объектами (перекрестками);

- сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков;

- информирование участников дорожного движения о складывающейся ситуации, в том числе выбор вариантов и расчет маршрутов движения;

- повышение безопасности дорожного движения;

- бесперебойное движение наземного городского пассажирского транспорта.

Проблема аварийности в городе Москве, связанная с автомобильным транспортом и дорожным движением, в последнее десятилетие приобрела особую остроту.

В период 2011-2012 годов в городе Москве, где ежегодный рост парка автомобилей составляет около 4 процентов, зафиксирован рост количества дорожно-транспортных происшествий - на 1,5 процента.

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:

- постоянно возрастающая мобильность населения;

- уменьшение перевозок пассажиров транспортом общего пользования и увеличение поездок населения на личном транспорте;

- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Перечень мероприятий подпрограммы:

- развитие интеллектуальной транспортной системы города Москвы, предусматривающей внедрение следующих систем: мониторинга параметров транспортных потоков, информирования участников дорожного движения о текущей ситуации на дорогах, управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения, телеобзора, управления единым парковочным пространством, фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, навигационно-информационного обеспечения на основе глобальной навигационной спутниковой системы (далее - ГЛОНАСС);

- создание ситуационных центров автоматизированного управления дорожным движением, автоматизированной системы диспетчерского управления наземным городским пассажирским транспортом;

- организация реверсивного движения на отдельных участках улично-дорожной сети;

- реализация мер, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения: развитие системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, в том числе за счет расширения ее функциональных возможностей (возможность фиксации проезда на красный свет светофора, пересечения сплошной линии разметки и стоп-линий), реконструкция и строительство светофорных объектов, строительство внеуличных пешеходных переходов на автомобильных дорогах, обустройство наиболее опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий и улично-дорожной сети дорожными ограждениями.

В рамках реализации мероприятия "Стратегия развития транспортной системы. Нормативно-правовое и информационное регулирование" осуществляется разработка стратегического плана развития транспорта общего пользования Московского транспортного узла; концепций, схем и мер развития транспортной системы, парковочного, велосипедного и пешеходного пространств города Москвы; комплексных математических моделей грузовых транспортных потоков города Москвы; программ "быстрых мер" по улучшению ситуации на улично-дорожной сети, наземном городском пассажирском транспорте, метрополитене; стратегического плана мероприятий стимулирования регулируемого таксомоторного транспорта; концепции и организационной модели единой системы диспетчеризации городского транспорта общего пользования; концепции и целевых параметров интеллектуальных систем управления транспортом; правового и информационного регулирования программы; постоянного мониторинга удовлетворенности работой транспорта общего пользования.

В 2012-2016 годах проведены мероприятия в сфере организации дорожного движения и развития интеллектуальной транспортной системы города Москвы. Организована круглосуточная работа ситуационных и диспетчерских центров организации дорожного движения, введено в эксплуатацию 1288 стационарных комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. 100 процентов подвижного состава ГУП "Мосгортранс" оборудовано системой ГЛОНАСС. Установлено около 1,7 тыс. светофоров адаптивного и координированного управления, 159 информационных табло. Организована работа по модернизации существующих систем контроля и управления дорожным движением для их интеграции в интеллектуальную транспортную систему. Реализованные мероприятия позволили сократить количество заторов, возникших из-за аварий автомобильного транспорта. Реализация непосредственных результатов мероприятий позволила уменьшить на 20 процентов общее количество дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети на 10 процентов;

- повышение регулярности и скорости движения наземного городского пассажирского транспорта;

- повышение средней скорости движения на улично-дорожной сети;

- сокращение количества дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети на 27 процентов;

- снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий на 13 процентов.

 

7.10. Подпрограмма "Развитие новых видов транспорта"

 

Цель подпрограммы - создание условий для безопасного и удобного использования велосипедного транспорта.

Задача подпрограммы - формирование инфраструктуры для развития велосипедного транспорта.

Мероприятием подпрограммы является создание велосипедной инфраструктуры, включающей в себя сеть велосипедных дорожек, велосипедных парковок и пунктов велосипедного проката.

В качестве информационной поддержки для создаваемой велосипедной инфраструктуры должны быть подготовлены велосипедные карты города Москвы, обозначающие максимально безопасные и скоростные велосипедные маршруты. Такие велосипедные карты должны быть реализованы в виде:

- уличных стендов около велосипедных дорожек;

- полиграфических велосипедных справочников.

Основой велосипедной инфраструктуры должна стать сеть парковок для велосипедного транспорта (велосипедные парковки). Велосипедные парковки должны располагаться на крупных транспортно-пересадочных узлах, а также у объектов социальной инфраструктуры, учебных заведений и мест отдыха молодежи. Создание сети велосипедных парковок по всему городу позволит значительно повысить привлекательность данного вида транспорта как удобного, мобильного, малозатратного и экологически чистого. Создание сети велосипедных дорожек не предполагает строительство совмещенных и обособленных велосипедных дорожек на территории города. Планируется размещение и устройство станций велосипедного проката с закупкой необходимого оборудования за счет внебюджетных инвестиций.

В 2012-2016 годах реализованы следующие мероприятия по обустройству велосипедной инфраструктуры: создана система велопроката, состоящая из 330 станций, введено в эксплуатацию 18958 велопарковочных мест и 20 км велодорожек. В 2016 году 1670 тыс. человек воспользовались городской системой велопроката для совершения поездок.

Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:

- повышение мобильности населения;

- увеличение длины сети велосипедных дорожек;

- создание парковочных мест для велосипедов;

- улучшение транспортной доступности между районами города Москвы;

- снижение негативного влияния на окружающую среду.

 

8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм

 

Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств бюджета города Москвы планируется с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере города Москвы, высокой экономической и социальной важности задач, а также возможностей их реализации с учетом принятых городом Москвой расходных обязательств и необходимых дополнительных средств.

Финансовые затраты Государственной программы формируются исходя из предложений соисполнителей и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение Государственной программы представлено в приложениях 3, 3(1), 4 к Государственной программе.

Средства бюджета города Москвы, запланированные на 2015-2017 годы на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства, будут уменьшены на сумму поступивших из федерального бюджета в 2015-2017 годах иных межбюджетных трансфертов на развитие транспортной инфраструктуры города Москвы, обеспечение дорожной деятельности и реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства.

В рамках Государственной программы предусмотрены расходы на информатизацию Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и подведомственных ему государственных учреждений города Москвы.

Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы представлена в приложении 5 к Государственной программе.

 

9. Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации Государственной программы

 

Сведения о планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в таблице:

 

N п/п

Наименование проекта нормативного правового акта

Основные положения проекта нормативного правового акта

Ответственный исполнитель и соисполнители

Ожидаемые сроки принятия

Мероприятия

1

2

3

4

5

6

1.

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 413-ПП

Актуализация перечня транспортно-пересадочных узлов

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

III квартал 2017 г.

пГП 01Ж

2.

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП

Внесение изменений в порядок оформления пропусков, предоставляющих право на передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

IV квартал 2017 г.

пГП 01Е

 

10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы

 

Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность ее выполнения в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию, и возможных рисков.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно и обеспечивается мониторингом результатов ее реализации в целях уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий программы.

Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий программы.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев). Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы города определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.

Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых (натуральных) и финансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.

Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.

Индексы результативности рассчитываются для натуральных и финансовых показателей по следующей формуле:

 

, где

 

- индекс результативности реализации программы (подпрограммы) для натуральных и финансовых показателей;

- фактический натуральный (финансовый) показатель, достигнутый в ходе реализации программы (подпрограммы);

- плановый натуральный (финансовый) показатель, утвержденный программой;

- количество натуральных (финансовых) показателей программы (подпрограммы).

Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом.

Эффективность основного мероприятия, подпрограммы, программы в целом определяется по индексу эффективности.

Индекс эффективности определяется по формуле:

 

, где

 

 

- индекс эффективности;

- индекс результативности натуральных показателей;

- индекс результативности финансовых показателей.

Основным критерием оценки результативности реализации Государственной программы является полнота достижения запланированного (требуемого) результата программы.

По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы в соответствии с таблицей:

 

Наименование показателя

Значение показателя

Качественная оценка эффективности реализации мероприятия, подпрограммы, Государственной программы

Индекс эффективности ()

Уровень эффективности высокий

Уровень эффективности средний

Уровень эффективности низкий

 < 0,5; или  > 2,0

Неэффективные