Сравнительный анализ Федеральных законов "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ и от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Сравнительный анализ Федеральных законов "О бухгалтерском учете"
от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ
и от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (в первоначальной редакции)

 

Вступающий в силу с 1 января 2013 года новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ, новый закон) направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Целями Закона N 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (п. 1 ст. 1).

Новым законом установлен отличный от ранее действовавшего механизм регулирования бухгалтерского учета - через стандарты бухгалтерского учета. В связи с этим в нем отсутствуют положения, содержащие методологию ведения бухгалтерского учета и отражения отдельных хозяйственных операций (например, как это было в Законе N 129-ФЗ в отношении порядка отражения результатов инвентаризации).

При этом к разработке методологии учета Закон N 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета.

Разработка проектов федеральных и отраслевых стандартов будет осуществляться субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся саморегулируемые организации и иные организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Утверждение федеральных и отраслевых стандартов, как и прежде, отнесено к функциям органов государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ (Минфина России и ЦБ РФ).

Вступление в силу Закона N 402-ФЗ не означает кардинального изменения с 1 января 2013 года правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности - до утверждения федеральных и отраслевых стандартов будут применяться действующие правила.

В то же время хочется обратить внимание на следующие важные для организаций основные нововведения закона N 402-ФЗ:

1. Расширен перечень лиц, на которых распространяется действие закона о бухгалтерском учете. Вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с 2013 года обязаны будут также:

- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

- бюджетные организации;

- доверительные управляющие;

- участники договора простого товарищества;

- участники выполнения соглашения о разделе продукции.

Право не вести бухгалтерский учет предоставлено только индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, а также подразделениям иностранных организаций, находящимся на территории РФ, ведущим налоговый учет.

2. Определены требования к квалификации главного бухгалтера (или иного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) ОАО и иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на рынках ценных бумаг. Принять ведение бухгалтерского учета на себя вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. В части оформления и хранения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета:

- отменено обязательное применение унифицированных форм первичных учетных документов;

- установлены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны быть утверждены руководителем экономического субъекта;

- допускается составление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в электронной форме. Такие документы должны быть подписаны электронной подписью;

- содержание регистров бухгалтерского учета больше не является коммерческой тайной.

4. Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по-прежнему необходимо промежуточную и годовую. Но обязанность представлять ее установлена теперь только в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и только в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Срок представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Обязанность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности другим органам власти Законом N 402-ФЗ не установлена. Требование о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы содержится в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (с 2013 года в налоговые органы также представляется только годовая отчетность).

5. Установлена обязанность экономических субъектов организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а для организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, - также внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Данные нормы требуют проведения до наступления 2013 года дополнительных мероприятий по разработке форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также специальных положений, подлежащих утверждению локальными нормативными актами и/или учетной политикой организаций (перечень мероприятий см. в приложении).

Более подробно проанализировать изменения поможет сравнение основных норм старого и нового законов в приведенной таблице.

 

Предмет Закона

 

Если раньше от бухгалтерского учета требовались сбор, регистрация и обобщение информации об объектах учета, то Закон N 402-ФЗ определяет нацеленность бухгалтерского учета на формирование конечной информации в виде бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на основе первичной информации об объектах учета исходя из их классификации и оценки в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1).

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1).

 

Сфера действия

 

Законом N 402-ФЗ расширен перечень лиц, на которых распространяется его действие. Его положения теперь обязательны к применению при ведении учета государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления внебюджетных фондов, ЦБ РФ, доверительными управляющими и при выполнении соглашения о разделе продукции.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Действие закона распространяется на следующих лиц (далее - экономические субъекты):

- коммерческие и некоммерческие организации;

- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Центральный банк РФ;

- индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);

- находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ч. 1 ст. 2).

Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 ст. 4).

Закон применяется при ведении:

- бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (ч. 2 ст. 2);

- доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 2);

- одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 2);

- бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (ч. 4 ст. 2).

 

Закон не применяется при создании информации, необходимой для составления:

экономическим субъектом отчетности для внутренних целей;

отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;

отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего закона (ч. 5 ст. 2).

 

Бухгалтерский учет могут не вести :

- индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ч. 2 ст. 6);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном НК РФ.

К ним в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций приравнены адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете (п. 2 ст. 4).

- находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ (п. 2 ч. 2 ст. 6).

 

 

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они:

- ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ;

- ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4).

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6).

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Организации, использующие такое право:

- освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

- ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Эти организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ начиная с начала календарного года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций превысил один миллиард рублей (п. 4 ст. 4).

 

Обратите внимание! Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета с 2013 года предусмотрено в ст. 6 Закона N 402-ФЗ только для индивидуальных предпринимателей и находящихся на территории РФ филиалов, представительств или иных структурных подразделений иностранных организаций, ведущих учет доходов и расходов в соответствии с НК РФ. Участникам проекта "Сколково" предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (независимо от объема выручки).

Исключена норма о том, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет. Соответственно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 2013 года будут обязаны вести бухгалтерский учет, что увеличивает нагрузку на малый бизнес. В то же время для субъектов малого предпринимательства предусмотрено установление федеральными стандартами упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 10 ч. 3 ст. 21). На сегодняшний день такой стандарт не утвержден. В связи с этим хочется напомнить о существовании Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для малых предприятий, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Несмотря на то, что этот документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившим силу с 1 января 2008 г., Минфин России считает возможным применение его отдельных положений (см. Информацию Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства").

Примечание: В настоящее время в Госдуму на рассмотрение внесен Проект федерального закона N 174312-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете", предусматривающий предоставление права не вести бухгалтерский учет также и организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

 

Понятия, используемые в законе

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Изменены следующие понятия (ст. 3):

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим законом.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2).

Руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

Руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации (ст. 2).

Введены новые понятия (ст. 3):

Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

 

Объекты бухгалтерского учета

 

Состав объектов бухгалтерского учета расширен в соответствии с современными требованиями к информации о положении дел экономических субъектов, необходимой пользователям отчетности для принятия экономических решений.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Факты хозяйственной жизни,

активы,

обязательства,

источники финансирования его деятельности,

доходы,

расходы,

иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 8).

Имущество организаций,

обязательства организаций,

хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1)

 

Организация ведения бухгалтерского учета

 

Организация ведения бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, как и прежде, возлагается на руководителя экономического субъекта. Но, в отличие от ранее действовавшей нормы, осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно вправе будет только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6).

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7).

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично (п. 2 ст. 6).

 

Требования к главному бухгалтеру

 

Впервые на законодательном уровне установлены требования к квалификации главного бухгалтера и лицам, с которыми заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. На лиц, на которых по состоянию на 01 января 2013 года уже возложено ведение бухгалтерского учета, эти требования не распространяются (ч. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). В то же время в новый закон не перешли нормы ст. 7 Закона N 129-ФЗ о статусе главного бухгалтера, порядке его назначения, исполняемых им обязанностях и ответственности.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

- иметь высшее профессиональное образование;

- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (ч. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7).

Физическое лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать этим требованиям. Юридическое лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего этим требованиям и работающего по трудовому договору (ч. 6 ст. 7).

Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным ЦБ РФ (ч. 7 ст. 7).

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации (п. 1 ст. 7).

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7).

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (п. 3 ст. 7).

 

Урегулирование разногласий между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером

 

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером в отношении ведения бухгалтерского учета принципиально не изменился: данные первичных документов и объекты учета в этом случае принимаются и отражаются в порядке, определенном руководителем в письменном распоряжении. При этом руководитель будет единолично нести ответственность за достоверность созданной в результате информации.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период (ч. 8 ст. 7).

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7).

 

Учетная политика

 

Законом дано определение учетной политики, а также условия, при которых может производиться ее изменение. Порядок утверждения учетной политики и документы, подлежащие утверждению, Законом N 402 не установлен, а регулируется действующими стандартами (в настоящее время - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (ч. 1 ст. 8).

 

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8).

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8).

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (ч. 4 ст. 9).

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5)

 

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6).

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8).

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (ч. 6 ст. 8).

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6).

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8).

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6).

 

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

 

Как и прежде, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9). При этом новый Закон не требует составления первичных учетных документов по унифицированным формам. Поэтому организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.

Исключение составляют организации государственного сектора. Для них формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9).

 

Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов не изменились. Первичные учетные документы должны содержать:

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

- наименование документа;

- наименование документа;

- дату составления документа;

- дату составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- содержание хозяйственной операции;

- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- подписи этих лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации (ч. 2 ст. 9).

- личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9).

 

Новым Законом закреплена возможность формирования первичных документов в электронной форме, подписанных электронной подписью. Порядок использования электронных подписей определен Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9).

В случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (ч. 6 ст. 9).

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9).

 

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы не изменяется.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 7 ст. 9).

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (п. 5 ст. 9).

 

Обратите внимание! В Законе N 402-ФЗ отсутствует запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, но по-прежнему такие исправления не допускаются на основании п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".

 

С 2013 года организации вправе в случае изъятия первичных документов сделать их копии. Ранее такая возможность предоставлялась только с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 9).

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия (п. 8 ст. 9).

 

Принцип формирования регистров бухгалтерского учета не изменился.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (ч. 1-3 ст. 10).

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 10).

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (п. 2 ст. 10).

 

Но требования к составлению бухгалтерских регистров ужесточились. Законом N 402-ФЗ впервые установлены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета и требование об утверждении руководителем их форм.

При этом регистры бухгалтерского учета, так же как и первичные учетные документы, могут составляться в электронной форме, подписанной электронной подписью.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 4 ст. 10).

Не установлены.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 10).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10).

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях (п. 1 ст. 10).

 

Содержание регистров бухгалтерского учета больше не является коммерческой тайной. В случае изъятия регистров бухгалтерского учета, как и первичных учетных документов, их копии включаются в состав документов бухгалтерского учета.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (ч. 7 ст. 10).

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета (ч. 9 ст. 10).

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 10).

 

Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета не изменился. Но уточнены требования к их оформлению: исправление должно содержать дату исправления, подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 8 ст. 10).

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления (п. 3 ст. 10).

 

Оценка и инвентаризация активов и обязательств

 

Законом N 402-ФЗ установлена только обязанность проведения инвентаризации.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11).

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 1 ст. 12).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 1 ст. 12).

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 12).

 

Обратите внимание! Случаи обязательного проведения инвентаризации исключены из Закона N 402-ФЗ и устанавливаются теперь законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Перечень таких случаев в настоящее время установлен в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н. Требование о проведении инвентаризации имущества содержится, в частности, в ст. 561 ГК РФ (при продаже предприятия), в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и других законах.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются экономическим субъектом самостоятельно. Поэтому организациям необходимо разработать и утвердить в учетной политике (или приложении к ней): порядок проведения инвентаризации, ее сроки и перечень объектов, подлежащих инвентаризации.

 

Законом N 402-ФЗ установлена дата отражения результатов инвентаризации - в периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (то есть, на дату начала проведения инвентаризации). Ранее результаты инвентаризации отражались в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации регулируется не Законом N 402-ФЗ, а бухгалтерскими стандартами.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 12).

 

В отличие от Закона N 129-ФЗ, содержащего правила оценки имущества в отдельных ситуациях, Закон N 402-ФЗ только устанавливает требование о денежном измерении объектов учета в валюте РФ.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ч. 1 ст. 12).

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации (ч. 2 ст. 12).

Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

 

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета (п. 1 ст. 11).

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции (п. 2 ст. 11).

Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (ч. 3 ст. 12).

 

 

Бухгалтерская отчетность

 

Законом N 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской отчетности, а также особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц. В Законе N 129-ФЗ такие положения отсутствовали.

 

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13).

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 13).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13).

 

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 13).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года (ч. 5 ст. 13).

Примечание. В соответствии с Законом N 129-ФЗ месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14).

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 6 ст. 13).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации (ч. 7 ст. 13).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (ч. 11 ст. 13).

Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами (ч. 12 ст. 13).

 

Подписание, утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13).

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет (п. 5 ст. 13).

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (ч. 9 ст. 13).

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13).

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами. Годовая бухгалтерская отчетность бюджетного или казенного учреждения утверждается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 15).

 

Обратите внимание! Бухгалтерская отчетность теперь считается составленной после подписания ее руководителем субъекта, а не утверждения собственниками. Данное положение важно для соблюдения сроков представления отчетности в государственные органы, поскольку устраняет существующие в настоящее время нестыковки по срокам ее представления (в течение 90 дней по окончании года), которые приходятся на более раннее время, чем сроки ее утверждения.

Кроме того, наличие подписи главного бухгалтера не является обязательным.

 

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Законом N 402-ФЗ определен состав только годовой бухгалтерской отчетности.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14).

 

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14).

 

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14).

 

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки (п. 2 ст. 13).

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14).

 

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств (п. 4 ст. 15).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 14).

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 13).

 

В состав годовой бухгалтерской отчетности не включены аудиторское заключение и пояснительная записка.

Но, по сути, состав представляемой отчетности не изменился. Фактически аудиторское заключение не является отчетностью субъекта, а подтверждает ее достоверность. Если организация подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ ).

Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, регулируется ПБУ 4/99.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается федеральными стандартами. В настоящее время промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

 

Отчетный период

 

Изменения в отношении отчетного периода коснулись только организаций, созданных в конце года, для которых первым отчетным годом считается период с даты регистрации по 31 декабря следующего года. К таким организациям теперь относятся созданные после 30 сентября (а не 1 октября).

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15).

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (п. 1 ст. 14).

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (ч. 2 ст. 15).

Данное положение не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения (ч. 3 ст. 30).

В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15).

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (п. 2 ст. 14).

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. 4 ст. 15).

Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. 5 ст. 15).

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 6 ст. 15).

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14).

 

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

 

Законом N 402-ФЗ впервые на законодательном уровне определены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. До этого времени данный вопрос регулировался Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица.

Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения (ч. 1-2 ст. 16).

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) (ч. 3-4 ст. 16).

Для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, первым отчетным годом является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами (ч. 5 ст. 16).

Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами. Эта отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) (ч. 6-7 ст. 16).

Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом (ч. 8 ст. 16).

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица.

Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи (ч. 1 ст. 17).

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Эта отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ч. 2-4 ст. 17).

 

Адреса и сроки представления отчетности. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Законом N 402-ФЗ установлен только один адрес представления отчетности - в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Причем представляется в органы государственной статистики только "обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Срок его представления - "не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода" вместо прежних "в течение 90 дней по окончании года" (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18).

Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15).

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18).

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен (ч. 3 ст. 18).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) этим государственным информационным ресурсом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (ч. 4 ст. 18).

Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15).

 

Обратите внимание! Обязанность представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения по-прежнему установлена в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Только с 2013 года организации должны будут представлять в налоговый орган лишь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Это предусмотрено изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ.

Что касается промежуточной отчетности, то требование о составлении месячной и квартальной отчетности содержится в п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Представление же промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики с 2013 года не предусмотрено ни Законом N 402-ФЗ, ни НК РФ.

В то же время, необходимость представления промежуточной отчетности закреплена в других нормативных актах. В частности, обязанность представления квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для эмитентов ценных бумаг Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" при регистрации проспекта ценных бумаг

 

Внутренний контроль

 

Экономические субъекты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан также организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) (ст. 19).

В крупных акционерных обществах и кредитных организациях службы внутреннего контроля уже существуют (в силу ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положения ЦБР от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах").

Остальным организациям необходимо определить, кем будет осуществляться внутренний контроль (отделом внутреннего аудита, финансового контроля, соответствующим должностным лицом, сторонней организацией), а также самостоятельно разработать и утвердить в локальном нормативном акте или в положении (приказе) об учетной политике регламент осуществления контрольных процедур и оформления результатов.

Разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена Планом Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30.11.2011 N 440).

 

Хранение документов бухгалтерского учета

 

Требования к хранению документов практически не изменились. Но увеличены минимальные сроки хранения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности: "не менее пяти лет после отчетного года". В настоящее время этот срок составляет "не менее пяти лет".

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29).

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 13).

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п. 2 ст. 13).

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (ч. 3 ст. 29).

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (п. 3 ст. 13).

 

Регулирование бухгалтерского учета

 

Вопросам регулирования бухгалтерского учета посвящена целая глава 3 Закона N 402-ФЗ. В ней определены:

- новые принципы и документы регулирования бухгалтерского учета,

- субъекты, регулирующие бухгалтерский учет и их функции,

- программа разработки федеральных стандартов, алгоритм их разработки и утверждения. Закон N 129-ФЗ такие положения не устанавливал.

 

Принципы регулирования бухгалтерского учета

 

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами (ст. 20):

- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- единства системы требований к бухгалтерскому учету;

- упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

 

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

 

Документы

Что устанавливают

Федеральные стандарты

 

Утверждаются: Минфином России.

 

Обязательны к применению всеми экономическими субъектами

Устанавливают (ч. 3-4 ст. 21):

- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;

- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, (за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения, которые утверждаются нормативным правовым актом ЦБ РФ);

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, а также последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства (ч. 3 ст. 21);

- могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты

 

Утверждаются: Минфином России и ЦБ России (в пределах полномочий)

 

Обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли

Устанавливают (ч. 5 ст. 21):

- особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета

 

Принимаются: субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета

 

Применяются: на добровольной основе.

Принимаются (ч. 7-10 ст. 21):

- в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта

 

Принимаются:

экономическим субъектом самостоятельно

 

Применяются:

всеми подразделениями экономического субъекта, а также дочерними обществами

Предназначены (ч. 11-14 ст.21):

- для упорядочения организации и ведения субъектом бухгалтерского учета.

 

Частью 15 Закона N 402-ФЗ установлено, что федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

В настоящее время федеральным стандартам по сути соответствуют действующие ПБУ, рекомендациям - нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, а стандартам экономического субъекта - положения учетной политики и иных локальных нормативных актов организаций.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего закона (ч. 16 ст. 21).

Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 17 ст. 21).

Обратите внимание! До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего закона (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

 

Субъекты регулирования бухгалтерского учета и их функции

 

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ по-прежнему являются (ст. 22 Закона N 402-ФЗ, п. 1-2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ):

- уполномоченный федеральный орган (Минфин России - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N 185);

- Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся (ст. 22):

- саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы;

- иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган (Минфин России) (ч. 1 ст. 23):

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции (ч. 2 ст. 23):

1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 24):

1) разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;

2) участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

7) участвует в разработке международных стандартов.

При Минфине России создается новый орган - совет по стандартам бухгалтерского учета. Он проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет (ст. 25):

- соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

В состав совета по стандартам бухгалтерского учета входят:

1) десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года;

2) пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Состав совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов и программы их разработки определен в ст. 26-28 Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, с 2013 года разработку проектов федеральных стандартов должны будут осуществлять субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а утверждать - Минфин России.

Для организаций государственного сектора, а также в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой, обязанность по их разработке возложена на Минфин России.

 

Ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Норма отсутствует.

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18).

 

Обратите внимание! Законом N 402-ФЗ ответственность за нарушения законодательства о бухгалтерском учете не установлена. Вместе с тем, последствия нарушения норм бухгалтерского права содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и НК РФ:

- ст. 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" КоАП - для должностных лиц;

- ст. 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве" КоАП - для должностных лиц;

- ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" НК РФ - для организаций.

 

В заключение хочется отметить, что поскольку в Законе N 402-ФЗ заложена принципиально другая логика и структура построения, чем Законе N 129-ФЗ, не все его нормы понятны без разъяснений. Например, норма, освобождающая ИП от ведения бухгалтерского учета, установленная в ст. 2 Закона N 402-ФЗ, определяет, что его действие распространяется, в том числе, на предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (нотариусов, адвокатов и иных частнопрактикующих специалистов). А статьей 6 этим же лицам предоставлено право не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ.

В связи с этим Минфину России пришлось давать неоднократные разъяснения о том, что такие лица обязаны вести налоговый учет доходов и расходов в соответствии с НК РФ при использовании любого режима налогообложения (как общего, так и спецрежимов), а значит, они вправе не вести бухгалтерский учет (см. письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 27.08.2012 N 03-11-11/257, от 26.07.2012 N 03-11-11/221).

 

Экспертами компании "Гарант" подготовлен сравнительный анализ Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Наглядное сравнение основных норм старого и нового законов "О бухгалтерском учете" поможет разобраться во всех значимых изменениях и подготовиться к ведению бухгалтерского учета в 2013 году.