Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для бюджетной сферы)

Срок полезного использования основных средств (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности учреждения в запланированных целях (п. 44 Инструкции N 157н).

Любое решение об установлении или изменении срока полезного использования основного средства должно оформляться решением комиссии по поступлению и выбытию активов.


I. Срок полезного использования новых основных средств определяется следующим образом:


Объект принадлежит (получен) учреждением:

на праве оперативного управления

по договору лизинга (сублизинга)

               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               |
               
                |
                

Договором предусмотрены особые условия определения срока использования.

       |
       

       |
       

НЕТ


ДА

       |
       |
       |
       |
       |
       |
       |
       |
       

       |
       

Срок использования определяется в соответствии с условиями договора лизинга (сублизинга).


Проверяем, упоминается ли в явном виде наименование соответствующего
объекта (группы объектов) в ОКОФ

               |                                    |
                                                   

ДА


НЕТ

               |
               

               |
               

Определяем амортизационную группу согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.


Проверяем, содержатся ли рекомендации о сроке использования актива в документах его производителя (входящих в комплектацию объекта).

       |                |
                       

       |                |
                       

1 - 9
амортизационная группа


10
амортизационная группа



ДА



НЕТ

       |
       

       |
       

       |
       

        |
        

Устанавливаем конкретный срок полезного использования имущества:

По наибольшему сроку, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы.


Производим расчет исходя из Единых норм, утвержденных постановлением СМ СССР от 22.10.1990 N 1072.


Руководствуемся рекомендациями производителя.



Профильная комиссия принимает решение самостоятельно.



       |
       




       |
       

Применяем формулу:


Срок полезного использования = 100% / К,
где

К - норма амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости объектов.


Решение принимается с учетом:

- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

- гарантийного срока использования объекта.


II. Срок полезного использования основных средств, ранее бывших в эксплуатации, определяется следующим образом:


Объект безвозмездно получен от государственной (муниципальной) организации.

НЕТ

ДА

                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                |
                
                |
                

Объект удовлетворяет одному из условий:

1) его наименование в явном виде содержится в ОКОФ;

2) рекомендации о сроке использования актива содержатся в документах его производителя (входящих в комплектацию объекта).

    |
    
           |
           

ДА

НЕТ

    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    |
    
           |
           

Срок использования определяется комиссией самостоятельно в порядке, предусмотренном для новых основных средств, но с учетом:
- сроков фактической эксплуатации;

- ранее начисленной суммы амортизации.


Срок полезного использования

=

Срок полезного использования, определенный в порядке, предусмотренном для новых объектов

-

Срок фактической эксплуатации предыдущим балансодержателем


III. Срок полезного использования объекта основных средств подлежит изменению в случае изменения первоначально принятых нормативных показателей его функционирования.

Как правило, он пересматривается по результатам:

- достройки;

- дооборудования;

- реконструкции;

- модернизации.

Внимание

С 1 января 2017 года применяется новый классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов", принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.

Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

Внесены изменения и в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, которые вступают в силу с 1 января 2017 года (постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 640).

В письме Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243 даны рекомендации по применению с 1 января 2017 года нового ОКОФ и обновленной Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Так, некоторые основные средства, которые ранее относились к одной группе, теперь могут оказаться в другой группировке. Но по принятым до 1 января 2017 года основным средствам изменения в учет вносить не требуется.

В новой Классификации изменились не только коды ОКОФ. Некоторые основные средства в старой классификации были в одной амортизационной группе, а теперь они включены в другую. Из-за этого изменился срок полезного использования активов. Однако пересчитывать норму амортизации не нужно, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе, и у него изменился срок полезного использования. Для "старых" объектов сроки остаются прежними. А вот по объектам, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2017 года, надо ориентироваться на новые сроки службы. Может получится так, что аналогичные объекты, принятые к учету, например, в 2015 году и приобретаемые в 2017 году, окажутся в разных группах и будут иметь разный срок полезного использования. С течением времени эти расхождения "уйдут". А вот если в 2017 году учреждению передает основное средство другая организация госсектора, которое было ею приобретено в 2015 году, при определении срока полезного использования надо применять новый ОКОФ и учесть срок фактической эксплуатации объекта прежним балансодержателем.


Тема

Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)


См. также

Группировка основных средств - применение ОКОФ (для госсектора)

Определение срока полезного использования основного средства (для госсектора)

Определение срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства в случае, если срок фактического использования превышает срок, определенный в соответствии с Классификацией основных средств (для госсектора)

Определение срока полезного использования основного средства госучреждения по 31 декабря 2016 года

Группировка основных средств госучреждения - применение ОКОФ по 31 декабря 2016 года

Амортизационные группы в целях налогообложения прибыли. Классификация основных средств

Определение срока полезного использования амортизируемого имущества при налогообложении прибыли

Формы документов

Решение комиссии госучреждения об установлении срока полезного использования основного средства

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт