Судебная практика по вопросу квалификации действий госучреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
В настоящее время судам достаточно часто приходится рассматривать споры, так или иначе связанные с отражением в актах (заключениях) проверок нарушения: "неэффективное расходование бюджетных средств". При этом судьи неизменно указывают: для отражения в актах (заключениях) подобного нарушения факт неэффективного расходования бюджетных средств должен быть прежде всего доказан (см. например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2011 по делу N А33-5340/2010, от 15.12.2010 по делу N А10-1132/2010, ФАС Поволжского округа от 15.02.2011 по делу N А57-6538/2010, от 18.06.2009 N А57-14429/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2008 N Ф04-6880/2008 (15700-А70-23)).
Данная правовая позиция вполне определенно была сформулирована в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"*(1): конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог достигнуть лучшего результата.
На необходимость применения такого подхода в последнее время все чаще указывают и специалисты уполномоченных органов (см., например, письмо Федерального казначейства от 17.03.2011 N 42-7.4-05/9.4-180).
Вполне вероятно, что подобным же образом возможность квалификации расходов в качестве неэффективного использования средств будет трактоваться судами и применительно к государственным (муниципальным) учреждениям, не являющимся участниками бюджетного процесса.
В п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 приведено еще одно чрезвычайно важное положение, которым в настоящее время руководствуются суды при оценке соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств: участники бюджетного процесса должны самостоятельно определять необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. При этом самостоятельность их решений ограничивается только:
- поставленными перед получателями бюджетных средств задачами;
- лимитами бюджетных обязательств, доведенными по определенным кодам бюджетной классификации (предельными объемами финансирования).
______________________________
*(1) Пункт 23 был введен в постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 постановлением Пленума ВАС РФ от 26.02.2009 N 17 в связи с новыми вопросами, возникающими в судебной практике, в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением бюджетного законодательства.
Тема
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
См. также
Методы оценки эффективности использования бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Обзор судебной практики на тему "Неэффективное использование бюджетных средств и имущества"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности