Энциклопедия решений. Первоначальная стоимость нематериальных активов (для бюджетной сферы)

Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Информация об объектах нефинансовых активов и операциях с ними отражается в бухгалтерском учете госучреждения в денежном выражении (п. 22 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

В соответствии с требованиями п. 23 Инструкции N 157н к балансовому учету объекты нефинансовых активов принимаются по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.


Первоначальная (фактическая) стоимость нефинансовых активов при их принятии к балансовому учету определяется в следующем порядке:

Основания принятия нефинансовых активов к балансовому учету

Первоначальная (фактическая) стоимость

Пункт Инструкции N 157н

Приобретение, сооружение или изготовление (создание)

Сумма фактических вложений в приобретение, сооружение или изготовление (создание)


Суммы предъявленного НДС учитываются только в том случае, если актив принимается к учету в рамках деятельности, не облагаемой НДС

23

Объекты непроизведенных активов впервые вовлекаются в экономический (хозяйственный) оборот

Рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету

23

Земельные участки, находящиеся у организаций госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования

Получение активов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору

24

Получение активов безвозмездно, в т.ч. по договору дарения

Оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением объектов в состояние, пригодное для использования*(1)

25

Принятие к учету активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга)

Определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором имущество пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов

26

Принятие к учету активов, стоимость которых при приобретении, сооружении или изготовлении (создании), выражена в иностранной валюте

В валюте РФ, по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (осуществления вложений)

30

Принятие к учету неучтенных активов, выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов

Оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету*(2)

31

Поступление материальных запасов, остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества

Оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также суммы, уплачиваемые за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования

106

Поступление нефинансовых активов в результате разукомплектации иных нефинансовых активов

Стоимость определяется согласно учетной политике

6


Согласно п. п. 32, 333 материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование":

- по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества;

- в условной оценке: один объект, один рубль (в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости).


Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений (п. 27 Инструкции N 157н). Первоначальная (балансовая) стоимость нефинансовых активов подлежит изменению только в следующих случаях:

- достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация;

- частичная ликвидация (разукомплектация);

- переоценка объектов нефинансовых активов.

_____________________

*(1) Единственной подтвержденной документально стоимостной оценкой объекта недвижимости, полученного безвозмездно, может быть кадастровая стоимость. В этом случае комиссия по поступлению и выбытию активов вправе принять решение о принятии объекта к учету в оценочной стоимости, равной кадастровой (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657).

*(2) По активам, не имеющим аналогов, оценочную стоимость можно определять с использованием специальных методов оценки:

- один объект, один рубль;

- исходя из страховой суммы, в пределах которой при наступлении страхового случая будет выплачено страховое возмещение.

Например, таким образом можно определять первоначальную стоимость имеющих коллекционную, историческую и научную значимость гербариев и минералогических коллекций (письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7458).

Применение перечисленных выше специальных способов определения оценочной стоимости возможно, если:

- объекты не являлись предметами договоров купли-продажи;

- отсутствует информации о стоимости их изготовления.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт