Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
По результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отдельные суммы начисленных работнику выплат могут быть не приняты к зачету территориальным органом ФСС РФ.
В частности, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 18 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Не принятые к зачету суммы не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами на основании пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ (до 1 января 2017 года - п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее Закон N 212-ФЗ)*(1). Соответственно, они облагаются страховыми взносами на общих основаниях (см. письма Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19, от 26.02.2016 N 17-3/В-76, определение Верховного суда РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-25)*(2). Вместе с тем в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2015 N Ф09-6879/15 по делу N А76-435/2015 указано, что выплаты спорных пособий (в связи с неправильным определением сумм среднего заработка) не являются выплатами в рамках трудовых отношений, произведены в связи с наступлением страховых случаев (беременность и роды, болезнь ребенка), вследствие чего данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. При этом отказ фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется, в связи с чем основания для доначисления на данные суммы страховых взносов отсутствуют (см. также постановление АС Уральского округа от 07.10.2016 N Ф09-8531/16, определение ВС РФ от 20.01.2016 N 309-КГ15-17592, постановление Семнадцатого ААС от 23.03.2016 N 17АП-1562/16).
Еще на этапе проверки, проводимой органом ФСС РФ (п. 8 ст. 431 НК РФ) и (или) при подписании соответствующего акта проверки (разногласий к нему), должностным лицам организации госсектора следует указать проверяющим на то, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) с 1 января 2010 года органы ФСС РФ наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия, связанные с нарушением медицинской организацией требований законодательства о порядке выдачи листка нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти организации, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (см. постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 N 10605/12). Следовательно, наличие недочетов в оформлении листков нетрудоспособности, допущенных медицинской организацией, не может являться надлежащим основанием для отказа к принятию таких расходов органом ФСС РФ к зачету.
Работа по отражению в бухгалтерском учете организации госсектора операций, связанных с отказом территориального органа ФСС РФ в зачете отдельных расходов, должна быть организована следующим образом.
Во-первых, расходы учреждения по обязательному социальному страхованию, не принятые к зачету органом ФСС РФ, следует отразить в бухгалтерском учете как соответствующие корректировки начисления выплат (пособий) и страховых взносов, руководствуясь при этом порядком, установленным п. 18 Инструкции N 157н.
Как правило, в подобных случаях исправление ошибок осуществляется способом "Красное сторно" и дополнительными бухгалтерскими записями:
- последним днем отчетного периода (если ошибка обнаружена до момента представления бухгалтерской отчетности);
- датой обнаружения ошибки (если ошибка обнаружена после представления бухгалтерской отчетности).
При этом оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой должна содержаться ссылка на номер и дату исправляемого Журнала операций, обоснования внесения исправлений.
Во-вторых, организация госсектора должна произвести доначисление страховых взносов по всем видам обязательного страхования (включая ФСС РФ) на суммы выплат, не принятых к зачету, в установленном главой 34 НК РФ (до 1 января 2017 года - Законом N 212-ФЗ) порядке. Помимо этого должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.
Кроме того, необходимо доначислить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Решение о внесении суммы не зачтенной выплаты ее получателем может быть принято сразу же по итогам проверки. В таком случае организация госсектора может не доначислять страховые взносы на незачтенную сумму.
В-третьих, руководитель учреждения должен принять решение в отношении сумм, не принятых к зачету, а именно:
1) о возврате выплат (возмещении расходов) получателями, то есть застрахованными лицами;
2) о возмещении расходов виновными лицами;
3) об отнесении расходов за счет средств организации.
Возможно одновременное применение сразу нескольких из перечисленных выше вариантов. Например, часть расходов может быть возмещена сотрудником, получившим выплату, а другая часть может быть отнесена на расходы организации.
Окончательное решение в отношении сумм, не принятых к зачету, как правило, принимается руководителем на основании материалов проведенного разбирательства (расследования).
Действующее законодательство далеко не всегда допускает взыскание сумм, не принятых к зачету, с получателей пособий (выплат) или виновных лиц. В то же время эти лица могут возмещать соответствующие расходы организации госсектора в добровольном порядке. Добровольный характер подобных действий работников желательно зафиксировать, оформив соответствующее заявление.
Поступление средств в счет возмещения не принятых к зачету расходов по общему правилу отражается в учете как восстановление кассовых расходов. В установленных случаях подобные суммы подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
-----------------------------------
*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу.
*(2) Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат в связи с изменениями законодательства Российской Федерации не изменяется. В этой связи, по мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу (письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082).
Темы
Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)
См. также
Возмещение виновным лицом - сотрудником расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Отнесение расходов, не принятых к зачету ФСС, за счет учреждения (для госсектора)
Учет операций по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет
Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (по 31 декабря 2016 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.