• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов

Порядок применения кодов видов расходов

Начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) подлежат применению единые для всех бюджетов коды видов расходов*(1). Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов, действующие в настоящее время, приведены в п. 5.1.2. раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н.

Применять единые виды расходов необходимо с учетом положений*(2):

письма Минфина России от 21.12.2015 N 02-05-11/75002;

письма Минфина России от 27.06.2014 N 02-05-11/31346 (письмо используется в части, не противоречащей действующей редакции Указаний N 65н).

Кроме того, разъяснения о применении кодов видов расходов при госзакупках, а также коды видов и направлений расходов, подлежащих применению при исполнении международных обязательств приведены в письме Минфина России от 07.04.2016 N 02-05-05/20083.

С 1 января 2016 года целевое назначение бюджетных средств определяет совокупность целей, установленных в соответствии с порядком применения целевой статьи и вида расходов, с указанием которых средства были предоставлены из бюджета. Планирование расходов бюджетных и автономных учреждений, а также санкционирование отдельных расходов таких учреждений проводится по видам расходов. А вот КОСГУ по общему правилу больше не должно использоваться для квалификации расходов организаций госсектора в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Новшества 2016 года в порядке применения кодов видов расходов систематизированы в таблицах, разработанных специалистами Минфина России. Информацию о кодах видов расходов, которые применяются в 2016 году бюджетными и автономными учреждениями, а также о соответствующих им кодах КОСГУ, можно посмотреть в сопоставительной таблице.

Внимание

Номер счета бюджетного учета обязательно должен проходить проверку на корректность - при его формировании должны применяться только те сочетания кодов видов расходов и кодов КОСГУ, которые предусмотрены Приложением 5 к Указаниям N 65н.

До 1 января 2016 года при постановке на учет бюджетных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств во внимание принималась не только возможность отнесения расходов на определенные коды видов расходов и КОСГУ, но и увязка этих кодов в соответствии с требованиями действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (см. письмо Минфина России от 22.01.2013 N 02-13-09/162, п. 1 письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-05-12/68993, письмо Федерального казначейства от 12.03.2015 N 07-04-05/05-153).

Согласно Указаниям N 65н единые коды видов расходов должны применяться с учетом следующих правил.


Правило 1

Группа видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" по общему правилу применяется только в тех случаях, когда осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Причем закупки могут осуществляться и через подотчетных лиц, например, в случае оплаты нотариальных и банковских услуг, оргвзносов за участие в конференциях (письмо Минфина России от 18.11.2016 N 02-05-10/68539, письмо Минэкономразвития России от 12.08.2016 N Д28и-2094).

Применять группу видов расходов 200 в иных случаях желательно только тогда, когда это прямо допускают Указания N 65н или разъяснения уполномоченных органов. Так, перечисление в соответствии с требованиями ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносов в целях формирования фонда капитального ремонта не является закупкой (письма Минэкономразвития России от 07.07.2015 N ОГ-Д28-9286, от 23.12.2015 N Д28и-3842, от 04.03.2016 N Д28и-552), однако их оплата должна отражаться в учете по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (письма Минфина России от 10.08.2015 N 02-07-07/46003, от 13.05.2014 N 02-03-10/22269, от 30.11.2016 N 02-05-11/70982). Кроме того, независимо от наличия договора по коду вида расходов 244 отражаются расходы на оплату услуг физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов)? исходя из целевого назначения услуг.

Пример

Выплата пенсий в рамках пенсионного страхования населения должна осуществляться по виду расходов 311 "Пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения" и подстатье КОСГУ 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения".

В то же время расходы на пересылку (доставку) пенсий должны будут отражаться по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке с подстатьей КОСГУ 221 "Услуги связи" (при доставке через почту) или подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" (при доставке через кредитную организацию). Требование об отражении указанных расходов по виду расходов 244 в настоящее время прямо предусмотрено пп. "ж" п. 5.1.1 Указаний N 65н. Аналогичный подход применялся и в прошлые годы (см. письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-05-12/31348).

Правило 2

Выплаты физическим лицам осуществляются не только за счет группы видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу...", но и по иным группам видов расходов (в зависимости от экономического содержания конкретных операций).

Пример

Если физическое лицо работает в учреждении по трудовому договору, то его заработная плата подлежит выплате по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата".

С этим же физическим лицом может быть заключен гражданско-правовой договор на уборку территории, закрепленной за учреждением. Обязательства по данному договору должны будут оплачиваться по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и подстатье КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".

Если же физическое лицо получает от учреждения грант, то выплата производится по виду расходов 350 "Премии и гранты" и статье КОСГУ 290 "Прочие расходы" (письмо Минфина России от 25.10.2016 N 02-05-11/62068). За счет группы видов расходов 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" также производятся выплаты бывшим работникам (сотрудникам).

Один из основополагающих принципов применения КВР - разграничение выплат бывшим и действующим сотрудникам. Поэтому выплату бывшим работника среднемесячного заработка на период трудоустройства по ст. 178 ТК РФ надо отражать по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Это же правило действует при выплате физлицам компенсации стоимости проезда и перевозки имущества при переезде из районов Крайнего Севера в связи с расторжением трудового договора.

Согласно ст. 326 ТК РФ сумма компенсации стоимости переезда из районов Крайнего Севера определяется по фактическим расходам. Соответственно, наиболее корректное решение: ее выплата по КВР 321 и КОСГУ 263 (письмо Минфина России от 18.07.2016 N 02-05-10/41993).


Правило 3

Уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию, начисляемых на выплаты персоналу (сотрудникам), отражается по отдельным кодам видов расходов (119, 129, 139 и 149). По этим же элементам видов расходов учитывается выплата пособий за счет ФСС РФ.

Уплата страховых взносов, начисляемых на выплаты по гражданско-правовым договорам, отражается по тем элементам видов расходов группы 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", за счет которых осуществляется выплата физлицу (письмо Минфина России от 21.12.2016 N 02-05-11/76619).

Пример

Если выплата осуществляется за счет вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" или за счет вида расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", то начисленные на нее страховые взносы подлежат отражению по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений".

Правило 4

Перечисление удержаний, произведенных в установленном порядке, осуществляется за счет того кода вида расходов, за счет которого предоставляется соответствующая выплата.

Пример

С работником учреждения, уплачивающего алименты, заключен гражданско-правовой договор на оказание прочих услуг. Алименты должны удерживаться и перечисляться как по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений", так и по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

При выплате физлицам дохода в натуральной форме или получении ими дохода в виде материальной выгоды удержать НДФЛ необходимо за счет любых выплат (п. 4 ст. 226 НК РФ). Эти удержания надо будет перечислять по тем КБК, по которым будут начислены соответствующие выплаты.


Правило 5

Указания N 65н предусматривают обособление расходов на обеспечение социальных гарантий и компенсаций персоналу, мер социальной поддержки граждан, предоставляемых:

- в денежной форме;

- в натуральной форме.

Пример

Расходы по мерам социальной поддержки граждан отражаются в разрезе соответствующих подгрупп и элементов группы видов расходов 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат".

Если социальную поддержку планируется осуществлять путем выплаты денежных средств или компенсации расходов, которые гражданин осуществляет за счет собственных средств, то подлежит применению вид расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств".

Если же социальную поддержку планируется оказывать в натуральной форме, то расходы осуществляются за счет вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" (письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-05-11/66377).

Правило 6

По виду расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей" отражаются расходы на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин (в том числе учреждением-ответчиком по решению суда), сборов (в том числе исполнительских и консульских)*(3) и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с действующим законодательством, а также иных платежей и взносов.

Расходы на уплату административных и судебных штрафов, а также иных платежей, не являющихся платежами по уплате налогов (сборов), относятся на вид расходов 853 "Уплата иных платежей".

Кроме того, на вид расходов 853 "Уплата иных платежей" относятся расходы учреждений-работодателей по выплате денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, в том числе осуществляемые на основании судебных решений (письмо Минфина России от 02.08.2016 N 02-05-10/45222).

Также на вид расходов 853 относятся расходы на уплату сбора в счет возмещения вреда автодорогам (взимаемые с помощью системы "Платон"), которые не относятся к закупкам и налоговым платежам (письмо Минфина России от 24.12.2015 N 02-05-10/76081).

Пример

Учреждение арендует нежилое помещение. Договором аренды предусмотрена обязанность учреждения по перечислению арендодателю компенсации его расходов по уплате налога на имущество и земельного налога.

Согласно действующему налоговому законодательству у арендатора не возникает обязанности по уплате в бюджет налога на имущество и земельного налога в части сумм, приходящихся на арендуемые объекты. Следовательно, нет оснований для применения вида расходов 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей". В данном случае расходы могут быть оплачены за счет вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и статьи КОСГУ 290 "Прочие расходы".

Правило 7

Любые ассигнования бюджетов, подлежащие дальнейшему перераспределению на соответствующие группы, подгруппы и элементы, подлежат отражению по виду расходов 870 "Резервные средства". Применение для резервирования средств иных видов расходов неправомерно.


Правило 8

Оплата услуг по проведению экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, осуществляемая в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, отражается по тем видам расходов, в рамках которых приняты и исполняются обязательства по контракту, в отношении результатов которого осуществляется экспертиза, в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (см. также письмо Минфина России от 06.06.2014 N 02-05-10/27547).

Внимание

Финансово-хозяйственная деятельность организаций госсектора многообразна. Не исключено, что какая-то операция еще не была учтена при составлении Приложения 5 к Указаниям N 65н. Если у Вас именно такая ситуация, обратитесь в Минфин. Но до внесения изменений в Указания N 65н все-таки выберите комбинацию КВР и кода КОСГУ, которая не противоречит ни описанию порядка применения КВР (КОСГУ), ни Приложению 5. Иначе при проверке может быть квалифицировано нарушение, так как ревизоры руководствуются исключительно положениями редакции нормативного акта, действующей на момент совершения расходной операции...

Правило 9

В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций (КВР 410) движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ". Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как по сути сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие "спорных" направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ", независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2016 N А05-9525/2015).

В то же время поступившие в рамках строительства "под ключ" объекты имущества, неразрывно не связанные с самим объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальная стоимость таких объектов имущества формируется на соответствующих счетах 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429).


Правило 10

Перечисление обеспечения заявки казенного учреждения, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со ст. 44 Закона N 44-ФЗ следует отражать по соответствующему разделу (подразделу), целевой статье, в рамках которых предусмотрены ЛБО на финансовое обеспечение выполнения функций учреждением, в увязке с КВР 853. Исключение из данного правила - задаток за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), перечисление которого отражается по соответствующему КВР группы 400 (п. 5.3.2.4 Приложения N 3 к письму Минфина России от 21.07.2016 N 16-01-08/42065).

Внимание

Операции по перечислению сумм в обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, а также в обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, выступающими в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), не являются "расходными", и, соответственно, в разрезе КВР не отражаются.


______________________________

*(1) Перечень единых для всех бюджетов групп и подгрупп видов расходов приведен в п. 6 ст. 21 БК РФ. В части подгрупп видов расходов положения п. 6 ст. 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). При составлении и исполнении бюджета на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) применялись единые подгруппы видов расходов, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

*(2) Ранее особенности применения видов расходов в целях распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета приводились:

- в разделе 5 Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 10.07.2014 N 16-01-08/33028 (указания применялись в целях составления проекта бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов);

- в подразделе 4.4. раздела 4 Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 11.07.2013 N 16-01-08/26933 (указания применялись в целях составления проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

*(3) Начиная с 2017 года расходы на уплату консульских сборов подлежат отражению по элементу видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (см. письмо Минфина России 19.08.2016 N 02-05-10/48951).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Направляйте в объединенную редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

И. Русецкий, эксперт

А. Фомин, эксперт

Д. Букина, эксперт