Энциклопедия решений. Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений

При формировании бухгалтерской отчетности бюджетным и автономным учреждениям следует соблюдать требования, установленные ст. 13 Закона N 402-ФЗ и Инструкцией N 33н, а именно:

- в отчетность должны быть включены показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ)*(1);

- отчетность составляется на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 9 Инструкции N 33н);

- отчетность составляется нарастающим итогом в валюте Российской Федерации с точностью до второго десятичного знака после запятой (ч. 7 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 4 Инструкции N 33н);

- отчетность подписывается руководителем учреждения и лицом, на которого возложены полномочия по ведению бухгалтерского учета. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации (п. 5 Инструкции N 33н);

- в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией N 33н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется (п. 10 Инструкции N 33н). Информация об этих показателях в случае их существенного влияния на результаты деятельности учреждения за отчетный период включается в пояснительную записку (п. 56 Инструкции N 33н);

- в случаях, предусмотренных Инструкцией N 33н, показатель по бухгалтерскому учету, имеющий отрицательное значение, отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении - со знаком "минус" (п. 10 Инструкции N 33н).

Внимание

На основании ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Инструкция N 33н предусматривает возможность представления бухгалтерской отчетности как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Порядок предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи определяет учредитель (финансовый орган). При этом учредитель предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде бюджета, утвержденные финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации (п. 6 Инструкции N 33н).

Внимание

Инструкцией N 33н не предусмотрена возможность замены прочерком числовых показателей, имеющих нулевые значения по состоянию на отчетную дату *(2).

Нулевой показатель является значимым числовым показателем и не может быть заменен прочерком. Наличие прочерков в форме бухгалтерской отчетности допускается в случаях, когда отсутствуют не все, а только некоторые показатели формы.

Изъятие отдельных строк в формах отчетности недопустимо.

В контрольных соотношениях взаимоувязанных показателей форм бухгалтерской отчетности могут быть задействованы ячейки, не имеющие показателей, либо имеющие нулевые значения. Поэтому исключение строк с такими ячейками может привести к искажению результатов контроля (см., в частности, письмо Минфина России от 27.07.2016 N 02-06-10/43906).

_______________________________


*(1) Порядок формирования регистров учета, формы внутреннего управленческого учета для включения показателей бухгалтерской отчетности филиалов в консолидированную отчетность учреждения утверждаются его руководителем в рамках формирования учетной политики. Представляемая внешним пользователям бухгалтерская отчетность формируется по юридическому лицу в целом, соответственно, представление внешним пользователям внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений как самостоятельных отчетов в целях контроля, анализа и принятия экономических решений действующим законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098).

*(2) Нарушение этого правила может привести к искажению показателей отчетных форм. Например, в отчетном периоде в рамках деятельности по оказанию платных услуг бюджетное (автономное) учреждение может получить на лицевой счет аванс от контрагента, а затем вернуть его. Если иных операций по оказанию платных услуг в отчетном периоде не было, поступление аванса и его возврат надо отразить в разделе 1 Отчета (ф. 0503737) по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" одной строкой с указанием значения "0".



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения