Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Отражение в учете операций с банковскими гарантиями (для госсектора)

Отражение в учете операций с банковскими гарантиями (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Исполнение контракта может обеспечиваться в том числе банковской гарантией, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч. 3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например в случае расторжения контракта.

Если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлена банковская гарантия, в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно нормам ГК РФ.

Внимание

Условиями контракта может предусматриваться наряду с обеспечением возврата исполнителем аванса, обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафной неустойки. В этом случае, если предоставленного исполнителем обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 854-О-О, п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141).

Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), в соответствии с п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" с учетом следующих особенностей (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805):

1. Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

2. Заказчиком по контракту (договору) является бюджетное или автономное учреждение:

- суммы обеспечения возврата исполнителем аванса в виде банковской гарантии подлежат зачислению на лицевой счет учреждения, открытый для осуществления операций со средствами в рамках приносящей доход деятельности, с последующим их перечислением на счет, с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (договору);

- по операциям текущего года перечисленные на соответствующий лицевой счет, с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (договору), суммы учитываются как восстановление кассового расхода. По операциям прошлого года - в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых;

- если источником финансового обеспечения по контракту (договору) являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 78.1 или ст. 78.2 БК РФ, поступившие суммы учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения до предоставления учреждением Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (Приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81).

3. Заказчиком по контракту является получатель средств бюджета:

- суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого был заключен государственный (муниципальный) контракт*(1).

Пример

Казенным учреждением заключен контракт с организацией на поставку оборудования и перечислен аванс. В обеспечение исполнения обязательств по контракту организацией 15.05.2016 предоставлена банковская независимая гарантия в сумме 150 000 руб. Поставщик не исполнил обязательство по поставке оборудования, аванс по требованию учреждения не возвращен. 30.06.2016 контракт расторгнут учреждением в одностороннем порядке, кредитной организации предъявлено требование по банковской независимой гарантии в части возврата аванса. Денежные средства в счет банковской независимой гарантии 10.07.2016 перечислены кредитной организацией в доход бюджета. Казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета в полном объеме.

Согласно контракту стоимость оборудования равна 540 000 руб., размер перечисленного 20.05.2016 г. аванса составляет 150 000 руб.

 

В бюджетном учете получателя бюджетных средств следует сделать записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

15 мая

Увеличение 10

(счет аналитического учета "Банковская гарантия")

 

150 000,00

Получена банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту

20 мая

КРБ 1 206 31 560

КРБ 1 304 05 310

150 000,00

Перечислен аванс поставщику топлива

30 июня

КДБ 1 209 30 560

КРБ 1 206 31 660

150 000,00

Предъявление требования кредитной организации по банковской независимой гарантии в части возврата аванса

10 июля

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 209 30 660

150 000,00

Отражено исполнение обязательства гаранта по перечислению в доход бюджета суммы возвращенного аванса

 

Уменьшение 10

(счет аналитического учета "Банковская гарантия")

150 000,00

Списана с учета сумма обеспечения в связи с исполнением обязательств гарантом

______________________________

*(1) При этом если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах указанных поступлений на сумму, не превышающую размера суммы удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств - государственному (муниципальному) заказчику. Если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую сумму удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторский коллектив:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности