Вложения в уставный капитал, фонд организаций (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Правовые основания участия органов власти и учреждений в уставном капитале (фонде) организаций
Участие бюджетных и автономных учреждений в уставном капитале хозобществ
Неденежный вклад в уставный капитал хозяйственного общества
Списание суммы финансовых вложений при прекращении участия в хозяйственном обществе
Особенности отражения участия в уставном капитале (фонде) в бухгалтерской (бюджетной) отчетности
Правовые основы участия органов госвласти, государственных (муниципальных) учреждений в уставном капитале (фонде) организаций
Учреждения бюджетной сферы могут осуществлять финансовые вложения в порядке, установленном действующим законодательством. К финансовым вложениям относятся активы, способные приносить учреждению экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). Одним из способов осуществления финансовых вложений учреждениями бюджетной сферы является участие в уставных капиталах (фондах) организаций.
Бюджетные учреждения в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, вправе выступать учредителем (участником) некоммерческих организаций и в случаях, установленных законодательством, хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств (п. 6 ст. 66 ГК РФ, п. 2, п. 4 ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать таким организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Автономные учреждения могут являться учредителем (участником) юридических лиц путем внесения недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества с согласия учредителя, а также иного имущества, в том числе денежных средств, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ, партнерств, товариществ на вере (п. 6 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ч. 6. ст. 3, п. 5 ч. 1. ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).
Вместе с тем осуществление бюджетным (автономным) учреждением полномочий учредителя (участника) иного юридического лица (например, хозяйственного общества) не может являться его основным видом деятельности, поскольку не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы. Таким образом, законодательством предусмотрена передача бюджетным (автономным) учреждением в качестве вклада учредителя (участника) собственных денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности (от оказания платных работ, услуг). Денежные вклады за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания или целевых субсидий бюджетными (автономными) учреждениями не осуществляются. Предоставление учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации целевой субсидии на осуществление такой деятельности не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-01-10/25454).
Бюджетное (автономное) учреждение может выступать учредителем некоммерческой организации без предоставления денежных средств и (или) иного имущества. В таком случае отсутствуют основания для отражения на счетах бухгалтерского учета факта участия учреждения в качестве учредителя некоммерческой организации. Информация об учрежденных некоммерческих организациях может быть представлена в учредительных документах, локальных актах учреждения, иной документации.
Уставом некоммерческой организации может быть предусмотрена уплата участниками (учредителями) вступительных и членских взносов (п. 1 ст. 26 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, см. например ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Уплата таких взносов не относится к финансовым вложениями, поскольку не предоставляет учреждению право на получение экономических выгод от некоммерческой организации. Целью установления членских взносов в некоммерческих организациях является покрытие издержек на осуществление их уставных задач, при этом основной целью создания некоммерческих организаций извлечение прибыли не является (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Так, например, согласно п. 2 ст. 6 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ учредители общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданные членские взносы. Учреждением расходы на уплату членских взносов включаются в состав затрат соответствующего финансового года.
Казенные учреждения в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления при реализации своих полномочий вправе принимать участие в государственных (муниципальных) предприятиях (учреждениях) (гл. 4 ГК РФ, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ).
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах (п. 6 ст. 66 ГК РФ).
Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал должна быть определена между участниками (учредителями) в порядке согласования, а также подтверждена экспертной оценкой по рыночной стоимости. При этом порядок определения стоимости неденежных вкладов установлен для обществ с ограниченной ответственностью п. 2, ст. 15 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, для акционерных обществ - п. 3 ст. 34, п.1 ст.77 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Участие бюджетных и автономных учреждений в уставном капитале хозяйственных обществ
Для целей бухгалтерского учета учет вложений в уставный капитал хозяйственного общества бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется на счете 2 204 34 000 "Иные формы участия в капитале" (п.194 Инструкции N157н, п. 88 Инструкции N174н, п. 91 Инструкции N 183н).
Аналитический учет по счету 204 34 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в отдельном регистре бухгалтерского учета (реестре), формируемом по соответствующим финансовым вложениям. Аналитический учет ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения (п. 195 Инструкции N 157н).
Переоценка финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 193 Инструкции N 157н). Курсовая разница отражается в учете с применением счета 2 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" в корреспонденции со счетом 2 204 34 000 (п.п. 90, 91 Инструкции N 174н, п.п. 93, 94 Инструкции N 183н).
Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости в сумме фактических вложений учреждения в приобретение (формирование) финансовых вложений, сформированных на счете 2 215 34 000 "Вложения в иные формы участия в капитале" (п.п. 193, 244 Инструкции N 157н, п. 117 Инструкции N 174н, п.120 Инструкции N 183н).
Аналитический учет по счету 215 34 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе затрат на формирование вложений (инвестиций) в финансовые активы по каждому контрагенту (п. 246 Инструкции N 157н).
В учете бюджетного (автономного) учреждения операции по формированию стоимости финансовых вложений в уставный капитал организаций путем перечисления денежных средств отражается следующим образом (п. 119 Инструкции N 174н, п.120 Инструкции N 183н):
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
2 215 34 530 |
2 201 11 610 (2 201 27 610), увеличение забалансового счета 18 |
Перечислена с лицевого счета учреждения сумма вклада в уставный капитал |
2 204 34 530 |
2 215 34 630 |
Приняты к учету финансовые вложения деньгами в уставный капитал по сформированной стоимости в сумме перечисленных денежных средств |
Неденежный вклад в уставный капитал хозяйственного общества
Согласно п. 1 ст. 66.1 ГК РФ вкладом в уставный капитал хозяйственного общества могут выступать денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (например, права использования результатов интеллектуальной деятельности). Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки имущества (материальных объектов) является обязательным в случае вовлечения в сделку такого имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при передаче имущества в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.
Выбытие имущества бюджетного (автономного) учреждения для целей внесения в уставный капитал (фонд) должно быть отражено в бухгалтерском учете: для основных средств, нематериальных активов - по балансовой (остаточной) стоимости (п.п. 12, 17 Инструкций NN 174н, 183н), для материальных запасов - по фактической стоимости (по средней фактической стоимости).
Согласно требованиям п. 29 Стандарта "Основные средства" учреждение при передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал организации не бюджетной сферы, должны отразить такой объект основных средств в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 Стандарта "Основные средства").
При этом положениями Инструкций NN 174н, 183н не установлен порядок отражения в учете такой переоценки. В соответствии с п. 9.7.6 Порядка N 209н на подстатью 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки нефинансовых активов, в том числе основных средств. По согласованию с учредителем возможно использование счета 0 401 10 176 для отражения результатов переоценки основных средств, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал, до справедливой стоимости (п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н).
В учетной политике учреждения следует закрепить способ учета сумм накопленной амортизации, исчисленной на дату переоценки, объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы (п. 41 Стандарта "Основные средства"):
1 способ - пересчет накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки;
2 способ - накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.
Величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете (п. 42 Стандарта "Основные средства").
Поскольку определенный участниками размер вклада в уставный капитал может отличаться от балансовой (остаточной) стоимости имущества бюджетного (автономного) учреждения, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, в результате возникает разница между суммой производимых вложений и стоимостью списанного для целей передачи в уставный капитал (фонд) имущества.
В бухгалтерском учете на сумму разницы между стоимостью акций и иных форм участия в капитале в соответствии с договором и балансовой (остаточной), фактической стоимостью вложенного имущества на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) оформляются следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 215 34 530 Кредит 2 401 10 171
- в части положительной разницы;
2. Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 215 34 630
- в части отрицательной разницы.
Вклад материальных ценностей в уставный капитал организации необходимо оформить документально Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), либо для материальных запасов - Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).
При этом в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) должна быть проставлена соответствующая отметка о передаче актива в уставный капитал другой организации.
В случае, если в отношении передаваемого в качестве вклада в уставный капитал имущества производился расчет убытков от обесценения в соответствии со Стандартом "Обесценение активов", при передаче такого имущества необходимо отразить его списание по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 114 00 "Обесценение нефинансовых активов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", счета 102 00 "Нематериальные активы" в сумме накопленных убытков от обесценения нефинансовых активов (п. 67.8 Инструкций NN 174н, 183н).
При вкладе в уставные капиталы хозяйственных обществ только права использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за учреждениями, т. е. без передачи самого нематериального актива, в учете бюджетного (автономного) учреждения отражается следующая бухгалтерская запись: дебет счета 2 204 34 530 в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 189 "Иные доходы" (п. 90 Инструкции N 174н, п. 93 Инструкции N 183н).
Бюджетные (автономные) учреждения могут передавать имущество не только в качестве вклада в уставный (складочный) капитал (фонд), но и сверх него, без изменения своей доли участия в коммерческой организации. В таком случае безвозмездная передача имущества в соответствии с законодательством РФ иным правообладателям отражается в бухгалтерском учете по кредиту соответствующих счетов, предназначенных для учета выбывающего имущества, и дебету счета 2 401 20 285 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)" при передаче основных средств (с учетом положений п. 29 Стандарта "Основные средства") и нематериальных активов, по дебету счета 2 401 20 245 "Расходы на безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство" при передаче материальных запасов (п.п. 12, 17, 37 Инструкций NN 174н, 183н). Оценка имущества по справедливой стоимости производится с учетом п. 28 Инструкции N 157н.
Пример 1. Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения передачу основного средства в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
Учреждение передает в качестве вклада в уставный капитал ООО оборудование, приобретенное за счет собственных средств учреждения. Первоначальная стоимость оборудования 100 000,00 руб. Сумма начисленной амортизации 20 000,00 руб., остаточная стоимость 80 000,00 руб.
Справедливая (рыночная) стоимость передаваемого объекта определена независимым оценщиком в сумме 150 000,00 руб.
Размер вклада в уставный капитал согласован с ООО и определен в сумме 130 000,00 руб.
Согласно учетной политике учреждения при переоценке основных средств до справедливой стоимости накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств.
В бухгалтерском учете учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
2 104 Х4 411 |
2 101 Х4 410 |
20 000, 00 |
Накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств |
2 101 Х4 310 |
2 401 10 176 |
70 000, 00 |
Производится переоценка оборудования до справедливой стоимости (150 000 - 80 000) |
2 215 34 530 |
2 101 Х4 410 *(1) |
150 000, 00 |
Отражена передача оборудования в счет вклада в уставный капитал ООО на сумму справедливой стоимости оборудования |
2 401 10 171 |
2 215 34 630 |
20 000, 00 |
Отражена отрицательная разница между размером вклада в уставный капитал и балансовой (справедливой) стоимостью переданного оборудования (150 000 - 130 000) |
2 204 34 530 |
2 215 34 630 |
130 000, 00 |
Приняты к учету по сформированной стоимости финансовые вложения в уставный капитал ООО в соответствии с договором |
Пример 2. Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения передачу нематериального актива в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
Учреждение передает в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества нематериальный актив. Балансовая стоимость нематериального актива (полезной модели), предназначенного в качестве вклада в уставный капитал, составляет 1 150 000,0 руб., сумма начисленной амортизации составляет 150 000,00 руб., остаточная стоимость составляет 1 000 000,00 руб.
Поскольку полезная модель является результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставлена правовая охрана (пп. 8 п. 1 ст. 1225, ст. 1351 ГК РФ), то передача исключительного права оформляется договором. Договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит регистрации (ст. 1369 ГК РФ).
Стоимость передаваемого объекта НМА в качестве неденежного вклада определена независимым оценщиком в сумме 1 200 000,00 руб., что соответствует номинальной стоимости доли учреждения в уставном капитале, согласованной с участниками общества.
В бухгалтерском учете учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
2 215 34 530 |
2 102 Х0 420 |
1 000 000,00 |
Отражена передача НМА в счет вклада в уставный капитал организации на сумму остаточной стоимости |
2 104 Х9 421 |
2 102 Х0 420 |
150 000,00 |
Отражена сумма амортизации переданного НМА в счет вклада в уставный капитал организации |
2 215 34 530 |
2 401 10 171 |
200 000,00 |
Отражена положительная разница между долей вклада в уставный капитал (рыночной стоимостью имущества) и остаточной стоимостью вложенного имущества согласно договору (1 200 000 - 1 000 000) |
2 204 34 530 |
2 215 34 630 |
1 200 000,00 |
Приняты к учету по сформированной стоимости финансовые вложения в уставный капитал хозяйственного общества |
Списание суммы финансовых вложений при прекращении участия в хозяйственном обществе
Бюджетным (автономным) учреждением может быть принято решение о выходе из состава учредителей хозяйственного общества, в том числе такая мера может быть вынужденной в связи с прекращением деятельности общества.
Корреспонденция счетов для отражения операции списания финансовых вложений в рассматриваемой ситуации действующими Инструкциями NN 174н, 183н не предусмотрена. При отсутствии в Инструкциях корреспонденций счетов бухгалтерского учета бюджетному (автономному) учреждению следует согласовать такую корреспонденцию счетов с учредителем (п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н).
Рассматриваемую операцию возможно отразить в учете проводками, аналогичными тем, что предусмотрены в п. 91 Инструкции N 174н, п. 94 Инструкции N 183н для целей реализации финансовых вложений, поскольку по своему существу при реализации также предполагается выбытие финансовых вложений с балансового учета: по дебету 2 401 10 172 в корреспонденции с кредитом 2 204 34 630.
При выходе из состава учредителей хозяйственное общество может осуществить возврат имущества, ранее предоставленного бюджетным (автономным) учреждением в качестве вклада в уставный капитал. В целях бухгалтерского учета такое поступление можно рассматривать в качестве полученных безвозмездно объектов имущества, с отражением по справедливой стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", счета 102 00 "Нематериальные активы", 105 00 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления" (п.п. 9, 15, 34 Инструкций NN 174н, 183н).
Участие органа государственной власти (органа местного самоуправления) в государственных (муниципальных) унитарных предприятиях
Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Закона N161-ФЗ).
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества муниципального унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, отражаются на счете 1 205 27 000 "Расчеты по доходам от дивидендов от объектов инвестирования" (см. письмо Минфина России от 21.06.2019 N 02-07-10/46632).
Уставным фондом государственного (муниципального) унитарного предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ). Минимальный размер уставного фонда для унитарного предприятия определен п. 3 ст. 12 Закона N161-ФЗ.
Исходя из положений п. 2 ст. 12 Закона N 161-ФЗ уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Полученное имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Для целей бюджетного учета вложений в уставный фонд унитарного предприятия применяется счет 1 204 32 000 "Участие в государственных (муниципальных) предприятиях" (п. 73 Инструкции N 162н).
Аналитический учет по счету 204 32 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в отдельном регистре бухгалтерского учета (реестре), формируемом по соответствующим финансовым вложениям в разрезе видов финансовых вложений, объектов, в которые осуществлены финансовые вложения (п. 195 Инструкции N 157н).
Переоценка финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 193 Инструкции 157н). Курсовая разница отражается в учете с применением счета 1 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" в корреспонденции со счетом 1 204 32 000 (п. 74 Инструкции N 162н).
Для учета финансовых вложений в уставный фонд унитарного предприятия, осуществленных на основании принятого собственником решения (правового акта, распоряжения уполномоченного органа), применяется счет 1 215 32 000 "Вложения в государственные (муниципальные) предприятия" (п. 97 Инструкции N 162н, см. письма Минфина России от 11.01.2019 N 02-07-10/531, от 09.08.2019 N 02-06-10/60234). Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости в сумме фактических вложений учреждения в приобретение (формирование) финансовых вложений (п.п. 193, 244 Инструкции N 157н).
Аналитический учет по счету 215 32 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе затрат на формирование вложений (инвестиций) в финансовые активы по каждому контрагенту (п. 246 Инструкции N 157н).
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки имущества (материальных объектов) является обязательным в случае вовлечения в сделку такого имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при передаче имущества в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.
Выбытие имущества для целей внесения в уставный фонд отражается в бухгалтерском учете для основных средств, нематериальных активов, имущества казны - по остаточной стоимости (п.п. 10, 13, 19, 26, 38 Инструкции N 162н), для непроизведенных активов - по балансовой стоимости (п. 17 Инструкции N 157н), для материальных запасов - по фактической стоимости (по средней фактической стоимости).
Пунктом 28 Инструкции N 157н установлено, что объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Унитарные предприятия относятся к организациям госсектора (п. 9.5 Порядка N 209н), действие указанного пункта не распространяется на имущество, передаваемое унитарным предприятиям.
Согласно требованиям п. 29 Стандарта "Основные средства" при передаче основного средства в качестве вклада в уставный фонд организации не бюджетной сферы такой объект основных средств отражается в бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Государственные (муниципальные) предприятия к учреждениям бюджетной сферы не относятся (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 123.22 ГК РФ).
Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 Стандарта "Основные средства").
При этом положениями Инструкции N 162н не установлен порядок отражения в учете такой переоценки основных средств. В соответствии с п.п. 9.7.6 Порядка N 209н на подстатью 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки нефинансовых активов, в том числе основных средств. По согласованию с учредителем в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н возможно использование счета 1 401 10 176 для отражения результатов переоценки основных средств, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал, до справедливой стоимости.
В учетной политике учреждения следует закрепить способ учета сумм накопленной амортизации, исчисленной на дату переоценки, объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы (п. 41 Стандарта "Основные средства"):
1 способ - пересчет накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки;
2 способ - накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.
Величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете (п. 42 Стандарта "Основные средства").
Передачу (вклад) имущества в уставный фонд унитарных предприятий необходимо оформить документально Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), для передачи материальных запасов - Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).
При этом в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) должна быть проставлена соответствующая отметка о передаче нематериального актива в уставный фонд.
Согласно п. 24 Стандарта "Нематериальные активы" объекты нематериальных активов, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, также подлежат переоценке и отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Стандарт "Нематериальные активы" обязателен к применению с 1 января 2021 года. В настоящее время применение данного положения по решению учреждения можно закрепить в учетной политике.
В бухгалтерском учете разница между суммой вложений и размером уставного фонда отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 1 215 32 530 Кредит 1 401 10 171
- в части положительной разницы;
2. Дебет 1 401 10 171 Кредит 1 215 32 630
- в части отрицательной разницы.
В случае, если в отношении передаваемого в качестве вклада в уставный фонд имущества производился расчет убытков от обесценения в соответствии со Стандартом "Обесценение активов", при передаче такого имущества необходимо отразить его списание по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 114 00 "Обесценение нефинансовых активов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства" в сумме накопленных убытков от обесценения нефинансовых активов (п. 41.3 Инструкций N 162н).
При вкладе в уставные фонды унитарных предприятий права использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за учреждениями, т. е. без передачи самого нематериального актива, в учете органа государственной власти (местного самоуправления) отражается следующая бухгалтерская запись: дебет счета 1 204 32 530 в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 199 "Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений" (п. 74 Инструкции N 162н).
Действующее законодательство не содержит запрета на передачу унитарному предприятию имущества без увеличения его уставного фонда (сверх уставного фонда). Указаний на то, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием сверх уставного фонда, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, Закон N 161-ФЗ не содержит. В таком случае безвозмездная передача имущества в соответствии с законодательством РФ отражается в бюджетном учете по кредиту соответствующих счетов, предназначенных для учета выбывающего имущества, и дебету счета 1 401 20 284 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора" при передаче основных средств (с учетом положений п. 29 Стандарта "Основные средства") и нематериальных активов, по дебету счета 1 401 20 244 "Расходы на безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство" при передаче материальных запасов (п.п. 12, 17, 37 Инструкции N 162н). Справедливая стоимость объектов основных средств методом рыночных цен определяется учреждением самостоятельно.
Пример 1. Как отразить в бюджетном учете передачу основного средства в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия
Госорган передает в качестве вклада в уставный фонд ГУП оборудование. Первоначальная стоимость оборудования 100 000,0 руб. Сумма начисленной амортизации 20 000,0 руб. остаточная стоимость 80 000,0 руб. Стоимость передаваемого объекта определена независимым оценщиком в сумме 150 000,0 руб., что соответствует размеру уставного фонда, утвержденному уставом ГУП.
Согласно учетной политике накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств.
В бюджетном учете госоргана могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
КРБ 1 104 34 411 |
КРБ 1 101 34 410 |
20 000, 00 |
Накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств |
КРБ 1 101 34 310 |
КДБ 1 401 10 176 |
70 000, 00 |
Производится переоценка оборудования до справедливой стоимости (150 000 - 80 000) |
КРБ 1 215 32 530 |
КРБ 1 101 34 410 |
150 000, 00 |
Отражена передача оборудования в счет вклада в уставный фонд ГУП на сумму переоцененной стоимости оборудования |
гКБК *(2) 1 204 32 530 |
КРБ 1 215 32 630 |
150 000, 00 |
Приняты к учету по сформированной стоимости финансовые вложения в уставный фонд ГУП |
Пример 2. Как отразить в бюджетном учете передачу нематериального актива в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия
Величина уставного фонда ГУП определена в размере 1 200 000,0 руб.
Госорган формирует уставный фонд ГУП имуществом - нематериальным активом. Балансовая стоимость исключительных прав на программное обеспечение составляет 1 150 000,0 руб., сумма начисленной амортизации составляет 150 000,0 руб., остаточная стоимость составляет 1 000 000,0 руб.
Поскольку нематериальный актив является результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставлена правовая охрана (пп. 8 п. 1 ст. 1225, ст. 1351 ГК РФ), то передача исключительного права оформляется договором.
Стоимость передаваемого объекта при создании ГУП определена независимым оценщиком в сумме 1 200 000,0 руб., что соответствует размеру уставного фонда, утвержденному уставом ГУП.
В бюджетном учете госоргана могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
КРБ 1 215 32 530 |
КРБ 1 102 30 420 |
1 000 000, 00 |
Отражена передача НМА в счет вклада в уставный фонд ГУП на сумму остаточной стоимости |
КРБ 1 104 39 421 |
КРБ 1 102 30 420 |
150 000, 00 |
Отражена сумма амортизации переданного НМА в счет вклада в уставный фонд ГУП |
КРБ 1 215 32 530 |
КДБ 1 401 10 171 |
200 000, 00 |
Отражена положительная разница между суммой вложений и размером уставного фонда (1 200 000 - 1 000 000) |
гКБК*(2) 1 204 32 530 |
КРБ 1 215 32 630 |
1 200 000, 00 |
Приняты к учету по сформированной стоимости финансовые вложения в уставный фонд ГУП |
Увеличение уставного фонда унитарных предприятий посредством предоставления субсидий, предусмотренных статьей 78.2 БК РФ
Унитарным предприятиям могут предоставляться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности в порядке, предусмотренном ст. 78.2 БК РФ. При этом порядок предоставления субсидии предусматривает последующее увеличение уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 78.2 БК РФ).
Субсидия может быть предоставлена как органом, осуществляющим права собственника имущества унитарного предприятия, так и органом, не осуществляющим соответствующие права.
Принятие к учету финансовых вложений в уставный фонд государственного унитарного предприятия органом, предоставившим субсидию, который одновременно осуществляет права собственника имущества данного предприятия, согласно п. 74 Инструкции N 162н, отражается в учете по дебету счета 1 204 32 530 в корреспонденции с кредитом счета 1 215 32 630.
Расчеты органа государственной власти (местного самоуправления) по расходам на вложения денежных средств в уставные фонды государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в том числе путем предоставления субсидии на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности в бюджетном учете должны быть отражены с применением счета 1 302 73 000 "Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов" (п.п. 98, 102 Инструкции N 162н, письмо Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013). Указанные операции могут отражаться с применением следующих бухгалтерских записей:
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
КРБ 1 206 73 563 |
КРБ 1 304 05 530 |
Перечислена с лицевого счета органа власти субсидия на осуществление капитальных вложений |
КРБ 1 302 73 833 |
КРБ 1 206 73 663 |
Осуществлен зачет ранее произведенного перечисления субсидии на осуществление капитальных вложений на сумму произведенных унитарным предприятием расходов |
КРБ 1 215 32 530 |
КРБ 1 302 73 733 |
Отражено участие в капитале в объеме фактически произведенных затрат на их приобретение |
гКБК*(2) 1 204 32 530 |
КРБ 1 215 32 630 |
Приняты к бюджетному учету финансовые активы в форме вкладов в уставные фонды |
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на формирование уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия за счет предоставляемых из бюджета денежных средств отражаются по соответствующему элементу вида расходов подгруппы 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" классификации расходов бюджетов (п. 48.8.1 Порядка N 85н) в увязке со статьей 530 "Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов" КОСГУ (п. 13.3 Порядка N 209н).
Если орган государственной власти, предоставивший унитарному предприятию соответствующую субсидию, в отношении данного предприятия не осуществляет права собственника его имущества, то сформированные на счете 215 32 финансовые вложения подлежат передаче тому органу власти, который такие права в отношении унитарного предприятия осуществляет, в учете указанная операция отражается по дебету счета 1 401 20 241 в корреспонденции с кредитом счета 1 215 32 630.
Учет увеличения (уменьшения) уставного фонда за счет полученной унитарными предприятиями прибыли (убытка)
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия (см. письмо Минфина России от 11.01.2019 N 02-07-10/531). Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п.п. 2, 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Уставный фонд унитарного предприятия также может быть уменьшен в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона N 161-ФЗ.
Восстановление в бюджетном учете финансовых вложений, а именно уточнение показателей по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 204 30 000 "Акции и иные формы участия в капитале" по результатам годовой инвентаризации, в частности, при увеличении объема уставных фондов государственных унитарных предприятий, отражается в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 "Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений" (п. 74 Инструкции N 162н, пп. "д" пп. 3.1 п. 3 письма Минфина России N 02-06-07/103995, Федерального казначейства N 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019, далее - Письмо).
Уменьшение объема финансовых вложений, в том числе в уставные фонды государственных унитарных предприятий согласно регистрационным (уставным) документам отражается в корреспонденции со счетом 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (пп. "е" пп. 3.1 п. 3 Письма).
Инструкцией N 162н не предусмотрены записи по уменьшению (увеличению) уставного фонда унитарных предприятий за счет полученной таким предприятием прибыли. В таком случае согласно п. 2 Инструкции 162н проводки по увеличению (уменьшению) уставного фонда должны быть согласованы с органом-учредителем.
Поскольку в результате увеличения (уменьшения) уставного капитала происходит происходит уточнение показателей счета 1 204 32 000, применение счета 1 401 10 172 при увеличении (уменьшении) объема финансовых вложений в уставные фонды по результатам их деятельности вполне обоснованно (см. письмо Минфина России от 16.10.2019 N 02-05-10/79728). Вместе с тем при увеличении объема уставных фондов государственных унитарных предприятий также возможно применение счета 1 401 10 199 по аналогии с п. "д" пп. 3.1 п. 3 Письма.
Запись по увеличению уставного фонда за счет прибыли можно оформить следующим образом:
Дебет 1 204 32 530 Кредит 1 401 10 172 (1 401 10 199)
Запись по уменьшению уставного фонда за счет убытка можно оформить следующим образом:
Дебет 1 401 10 172 Кредит 1 204 32 630.
Отражение органом государственной власти (органом местного самоуправления) операции по списанию вложений в унитарное предприятие при его ликвидации
Для отражения в бухгалтерском учете органа государственной власти (местного самоуправления) операций по списанию вложений в унитарное предприятие при его ликвидации корреспонденция счетов законодательно не закреплена. При этом п. 74 Инструкции 162н предусмотрена проводка для отражения операции преобразования унитарного предприятия в учреждение. Ликвидацию унитарного предприятия по своему содержанию можно признать аналогичной преобразованию, поскольку в результате возникновения новой организации старая прекращает свое существование.
В этом случае в бюджетном учете можно использовать следующую корреспонденцию счетов, предварительно согласовав ее с учредителем согласно п. 2 Инструкции N 162н: дебет счета 1 401 10 172 в корреспонденции с кредитом счета 1 204 32 630
Основанием для отражения в бюджетном учете учредителя операции по списанию вложений в уставный капитал унитарного предприятия является выписка из ЕГРЮЛ, поскольку ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
При ликвидации унитарного предприятия собственнику имущества (уполномоченному органу) может быть осуществлен возврат такого имущества, ранее предоставленного учредителем при формировании уставного фонда. Бухгалтерские записи по возврату переданного ранее в уставный фонд имущества Инструкцией N 162н не предусмотрены. Соответственно, корреспонденцию счетов необходимо согласовать с органом учредителем (п. 2 Инструкции N 162н). В целях бухгалтерского учета такое поступление можно рассматривать в качестве полученных безвозмездно объектов имущества с отражением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", счета 102 00 "Нематериальные активы", 105 00 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления" (п.п. 7, 12, 23 Инструкции N 162н). Поступление имущества отражается по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременным принятием к учету, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции N 157н).
Особенности отражения участия в уставном капитале (фонде) в бухгалтерской (бюджетной) отчетности
1. Отражение в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - Баланс).
Соответствующие остатки по счету 0 204 00 000 "Финансовые вложения" должны быть отражены по строке 240 раздела "Финансовые активы" Баланса. При этом стоимость долгосрочных финансовых вложений, отраженных в общей сумме показателя по строке 240, должна быть отражена обособленно по строке 241.
В соответствии с п.п. 27, 28 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" активы должны быть разделены на краткосрочные и долгосрочные. Срок погашения долгосрочных финансовых активов превышает 12 месяцев после отчетной даты. Активы субъекта отчетности классифицируются как долгосрочные, если их потребление, передачу (продажу) или обращение в денежные средства не планируется осуществить в течение 12 месяцев после отчетной даты (см. письмо Минфина России от 17.05.2018 N 02-06-05/33398).
Учреждение должно провести анализ финансовых вложений и, если в течение 12 месяцев после отчетной даты не планируется ликвидация предприятий, расторжение договоров, то такие финансовые вложения должны классифицироваться как долгосрочные и указываться по строке 241.
Остаток по счету 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы" должен быть отражен по строке 290 раздела "Финансовые активы" Баланса.
2. Отражение в Сведениях о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171), Сведениях о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771) (далее - Сведения).
Информация в Сведениях содержит обобщенные за отчетный период данные о финансовых вложениях и вложениях в финансовые активы учреждения и формируется по данным соответствующих счетов аналитического учета счетов 204 00 "Финансовые вложения", 215 00 "Вложения в финансовые активы" (п. 168 Инструкции N 191н, п. 70 Инструкции N 33н).
Информация о финансовых вложениях, отраженная в Сведениях, должна быть подробно раскрыта в разделе 4 "Анализ показателей отчетности" Пояснительной записки.
Особенности отражения показателей ф. 0503171 в отчетности изложены в п. 9.7 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 N 02-06-07/103995 N 07-04-05/02-29148.
3. Отражение в ф. 0503174 "Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале".
Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174) формируются с обеспечением соответствия показателей идентичным показателям Сведений о доходах в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (ф. 0508022) и Сведений о поступлении в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Сведения (ф. 0508025), представляемых в Счетную палату Российской Федерации.
В случае наличия в графе 8 суммы задолженности по перечислению в бюджет части чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, дивидендов ГУП (МУП), а также иными организациями с государственным участием в капитале на конец отчетного периода причины ее образования указываются в разделе 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160).
Регистрация сведений о вложении в уставный капитал (фонд) в реестре государственного (муниципального) имущества
Все государственное (муниципальное) имущество, в том числе находящееся на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, подлежит учету и внесению в реестр соответствующего имущества. Объектом учета являются в числе прочего имущества акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, сведения об унитарных предприятиях.
Состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета, а также порядок представления правообладателями сведений о таком имуществе устанавливает Положение об учете федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). В соответствии с п. 3 Положения N 447 информация о хозяйственных обществах, о форме участия, размере доли подлежит регистрации в третьем разделе реестра.
Порядки ведения реестра государственного имущества субъектов РФ устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.
Порядок ведения реестров муниципального имущества установлен приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества".
Существует возможность сопоставления данных бухгалтерского учета о финансовых вложениях с данными, содержащимися в реестре государственного (муниципального) имущества.
В целях подтверждения данных годовой отчетности учреждение в обязательном порядке проводит инвентаризацию объектов учета, в том числе финансовых вложений. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций при инвентаризации должны быть подтверждены документами (см. п.п. 3.9 - 3.14 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). По результатам годовой инвентаризации приводятся в соответствие объемы финансовых вложений, в том числе в уставные фонды унитарных предприятий, согласно регистрационным (уставным) документам, уточняются показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 30 000 "Акции и иные формы участия в капитале".
______________________________
*(1) В 6 разряде номера счета синтетического учета используется соответствующий код группы синтетического счета.
*(2) В 1 - 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения" указываются нули (п. 2 Инструкции N 162н).
Темы
Финансовые вложения. Счет 204 00 (для бюджетной сферы)
Вложения в финансовые активы. Счет 215 00 (для бюджетной сферы)
Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций бюджетной сферы
См. также
Государственное и муниципальное имущество
Вложения учредителя в бюджетные и автономные учреждения
Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций бюджетной сферы
Формы документов
Пример заполнения Многографной карточки (ф. 0504054)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.