Учет текущего ремонта основных средств
(для госсектора)
В организации госсектора решено провести текущий ремонт имеющегося на балансе основного средства. Как учитывается ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете?
Юридические аспекты
В качестве ремонта квалифицируются работы, направленные на восстановление пользовательских характеристик основных средств.
Вопросы квалификации работ в качестве капитального или текущего ремонта являются техническими, а не правовыми. Решение этих вопросов необходимо осуществлять с привлечением соответствующих специалистов в данной области.
В целях разграничения понятий "текущий" и "капитальный" ремонт объектов капитального строительства следует руководствоваться:
- пунктом 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ;
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
Определение понятий "текущий" и "капитальный" ремонт содержится в Методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 81-35.200, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика 15/1).
Текущий ремонт объектов основных средств может быть выполнен как хозяйственным способом (силами учреждения), так и в рамках договора подряда.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
В соответствии со ст. 704 ГК РФ работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором подряда.
К отношениям сторон по контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд применяются специальные нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о договоре подряда параграфа 1 главы 37 ГК РФ (п. 2 ст. 702 ГК РФ) и правила Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений рассматриваются как, соответственно, государственные и муниципальные нужды.
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения частично распространяется действие Закона N 44-ФЗ. В частности, автономные учреждения обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с положениями БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Бухгалтерский учет и отчетность
В соответствии с п. 27 Инструкции N 157н, результат работ по текущему ремонту объекта основных средств (включая замену элементов в сложном объекте):
- не изменяет стоимость основного средства;
- не отражается на счетах учета объекта основных средств;
- подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по договорам на ремонт объектов основных средств относятся на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
В процессе ремонта основных средств могут приобретаться запасные части, производится другие затраты. Например, при осуществлении ремонта собственными силами в качестве расходов на ремонт может учитываться заработная плата работников, производящих ремонт, страховые отчисления с заработной платы.
Запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря учитываются на счете 105 06 "Прочие материальные запасы", строительные материалы - на счете 105 04 "Строительные материалы" (п. 118 Инструкции N 157н).
Казенные учреждения учитывают такие материалы на счетах 1 105 34 000 "Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения", 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".
Бюджетные (автономные) учреждения учитывают материалы, предназначенные для ремонта, на счетах 105 04 "Строительные материалы" и 105 06 "Прочие материальные запасы" в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета (п. 37 Инструкции N 157н):
- 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
- 30 "Иное движимое имущество учреждения".
Приобретение материалов, предназначенных для ремонта, по фактической (сформированной) стоимости отражается по дебету аналитических счетов учета счетов 0 105 04 000 "Строительные материалы", 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" в корреспонденции с кредитом счетов 0 302 34 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов", 0 208 34 000 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов".
Расходы на ремонт объектов основных средств бюджетным (автономным) учреждением могут быть отнесены:
- на финансовый результат текущего года. В частности, в дебет счета 4 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" относят расходы по содержанию недвижимого и ОЦДИ бюджетного (автономного) учреждения, учитываемого на КФО 4;
- на себестоимость готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (дебет счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг").
Согласно п. 349 Инструкции N 157н для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, предназначен счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". В забалансовом учете выбывшие с балансового учета запасные части учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Списание материалов, используемых при проведении текущего ремонта основных средств: силами учреждения при отнесении расходов на: | ||||
КРБ 1 401 20 272 | КРБ 1 105 34 340 КРБ 1 105 36 340 | 0 401 20 272 | - финансовый результат | ||
КРБ 1 109 Х0 272 | КРБ 1 105 34 340 КРБ 1 105 36 340 | 0 109 Х0 272 | - себестоимость готовой продукции (работ, услуг) | ||
2 | Передача материалов подрядчику для проведения им ремонтных работ с отнесением затрат на ремонт: | ||||
КРБ 1 401 20 272 | КРБ 1 105 34 340 КРБ 1 105 36 340 | 0 401 20 272 | - финансовый результат | ||
КРБ 1 109 Х0 272 | КРБ 1 105 34 340 КРБ 1 105 36 340 | 0 109 Х0 272 | - себестоимость готовой продукции (работ, услуг) | ||
3 | 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" | 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" | Выдача запасных частей для установки на транспортные средства взамен изношенных | ||
4 | КРБ 1 401 20 225 | КРБ 1 302 25 730 | 0 401 20 225 | Расходы по ремонту основных средств отнесены на финансовый результат текущего года | |
5 | КРБ 1 109 Х0 225 | КРБ 1 302 25 730 | 0 109 Х0 225 | Расходы по текущему ремонту основных средств учтены при формировании себестоимости готовой продукции | |
6 | Отражена сумма "входного" НДС при наличии права принять его к вычету |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
Согласно Методическим указаниям, для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, применяется Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).
Формирование первоначальной стоимости материальных запасов, предназначенных для ремонта, отражается на основании первичных учетных документов, оформленных контрагентом (поставщиком):
- товарных и транспортных накладных;
- актов приема-передачи;
- документов, прилагаемых к авансовым отчетам (товарные, кассовые чеки и т.п.);
- других документов, оформленных в рамках обычая делового оборота.
Передача материальных запасов подрядчику для проведения ремонтных работ, а также списание материалов при осуществлении ремонта собственными силами отражается на основании следующих первичных документов:
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
При осуществлении ремонта подрядным способом основанием для отражения в учете результатов произведенных работ является акт-приема передачи.
Пример заполнения Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)
Пример заполнения Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях исчисления налога на прибыль признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому расходы по текущему ремонту основных средств могут быть признаны в целях исчисления налога на прибыль только в том случае, если они были произведены за счет приносящей доход деятельности и направлены на ремонт основных средств, используемых в этой деятельности.
В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
НДС
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения по НДС.
В письме Минфина России от 30.10.2014 N 03-07-10/55074 разъяснено, что строительно-монтажные работы для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения и т.п., или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям.
В связи с этим работы некапитального характера по ремонту основных средств к строительно-монтажным работам для целей исчисления НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения по НДС не признаются.
Текущий ремонт основного средства в казенном учреждении
В целях проведения текущего ремонта автотранспортного средства 15 марта казенным учреждением заключены договоры поставки запасных частей и договор подряда. Стоимость работ в рамках договора подряда составляет 3 600,00 руб. Стоимость запасных частей составляет 11 800,00 руб.
Запасные части поставлены в учреждение 17 марта. 18 марта произведена оплата поставщику, а приобретенные запчасти переданы подрядчику для ремонта автомобиля. 21 марта сторонами подписан акт приема-передачи результатов выполненных работ. Оплата произведена подрядчику 23 марта.
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
15 марта | |||
Приняты бюджетные обязательства на текущий финансовый год | |||
КРБ 1 501 13 340 | КРБ 1 502 11 340 | 11 800,00 | - на основании договора поставки |
КРБ 1 501 13 225 | КРБ 1 502 11 225 | 3 600,00 | - на основании договора подряда |
17 марта | |||
КРБ 1 502 11 340 | КРБ 1 502 12 340 | 11 800,00 | Приняты денежные обязательства |
КРБ 1 105 36 340 | КРБ 1 302 34 730 | 11 800,00 | Приобретенные запчасти приняты к учету в качестве материальных запасов |
18 марта | |||
КРБ 1 401 20 272 | КРБ 1 105 36 440 | 11 800,00 | Запчасти переданы подрядчику для установки на автомобиль |
КРБ 1 302 34 830 | КРБ 1 304 05 340 | 11 800,00 | Произведена оплата поставщику |
21 марта | |||
КРБ 1 502 11 225 | КРБ 1 502 12 225 | 3 600,00 | Приняты денежные обязательства |
КРБ 1 401 20 225 | КРБ 1 302 25 730 | 3 600,00 | Отражена задолженность перед подрядчиком |
23 марта | |||
КРБ 1 302 25 830 | КРБ 1 304 05 225 | 3 600,00 | Оплачены работы по текущему ремонту автомобиля |
Ремонт основного средства в бюджетном (автономном) учреждении
В бюджетном (автономном) учреждении принято решение о проведении хозяйственным способом работ по текущему ремонту в помещении (покраска оконных рам, полов, батарей), используемом в рамках приносящей доход деятельности для оказания услуг, облагаемых НДС. Для осуществления ремонтных работ закуплены строительные материалы общей стоимость 11 800,00 руб. (в том числе НДС - 1 800,00 руб.)
Расходы на ремонт составили:
- оплата труда работников учреждения - 500,00 руб.
- страховые взносы (30% + 0,2%) - 151,00 руб. (500,00 х 30,2%).
Согласно учетной политике учреждения расходы на текущий ремонт основного средства учитываются при формировании себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в составе общехозяйственных расходов.
При налогообложении прибыли будет учтена вся сумма расходов:
10 000,00+500,00+151,00=10 651,00
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 105 34 340 | 2 302 34 730 | 2 105 36 000 | 2 302 34 000 | 10 000,00 | Отражено поступление стройматериалов (без учета НДС) |
2 210 12 560 | 2 302 34 730 | 2 210 12 000 | 2 302 34 000 | 1 800,00 | Отражена сумма "входного" НДС |
2 303 04 830 | 2 210 12 660 | 2 303 04 000 | 2 210 12 000 | 1 800,00 | НДС по стройматериалам принят к вычету |
2 109 81 272 | 2 105 36 440 | 2 109 81 272 | 2 105 36 000 | 10 000,00 | Стройматериалы выданы со склада для осуществления ремонтных работ |
2 109 81 211 | 2 302 11 730 | 2 109 81 211 | 2 302 11 000 | 500,00 | Начислена заработная плата |
2 109 81 213 | 2 303 ХХ 730 | 2 109 81 213 | 2 303 ХХ 000 | 151,00 | Начислены страховые взносы на заработную плату работников, занятых на ремонтных работах |
______________________________
*(1) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Учет текущего ремонта основных средств (для госсектора)
В организации госсектора решено провести текущий ремонт имеющегося на балансе основного средства. Как учитывается ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на март 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, эксперт
Н. Старовойтова, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
К. Панина, эксперт
Е. Шубенкина, эксперт
Р. Ибатуллина, эксперт
Е. Старовойтова, эксперт
Э. Чевардина, эксперт