Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Уведомление профсоюза и службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников

Уведомление профсоюза и службы занятости о предстоящем сокращении численности или штата работников

В силу части первой ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - организация не позднее чем за 2 месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.


Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем определении от 15.01.2008 N 201-О-П, под "началом проведения соответствующих мероприятий" в части первой ст. 82 ТК РФ понимается не издание распорядительного акта о сокращении и начало предупреждения работников о предстоящем увольнении, а начало расторжения с работниками трудовых договоров. Считаем, что аналогичным образом следует понимать и п. 2 ст. 25 Закона о занятости. Соответственно, работодатель сначала оформляет решение о сокращении численности или штата, а затем параллельно уведомляет профсоюз (при его наличии), службу занятости и работников.


В части первой ст. 82 ТК РФ указано, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Ни из ТК РФ, ни из Закона о занятости не следует необходимость применять критерии массового высвобождения, указанные в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 05.02.1993 N 99. Тем не менее к этому документу можно обратиться, если на работодателя не распространяется действие ни одного существующего соглашения с критериями массового увольнения, что и делают суды (определение Пермского краевого суда от 25.03.2013 N 33-2728-2013, определение Омского областного суда от 11.04.2012 N 33-2146/2012, определение Московского городского суда от 22.10.2010 N 33-30909).

Об отраслевых (тарифных) соглашениях см. справку.


Обязанность уведомлять службу занятости о высвобождении работников по какой-либо конкретной форме законодательством РФ не предусмотрена. Поэтому формы, разработанные для этих целей органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также конкретными центрами занятости, не являются обязательными. Соответствующая информация представляется по установленной форме либо в произвольной письменной форме, содержащей все необходимые сведения (письмо Роструда от 26.09.2016 N Т3/5624-6-1).


Несоблюдение работодателем обязанности по уведомлению в письменной форме профсоюза о предстоящем сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя в сроки, установленные частью первой ст. 82 ТК РФ, может повлечь за собой восстановление уволенного работника на прежней работе рассматривающим трудовой спор судом общей юрисдикции (определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 201-О-П, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Неисполнение работодателем требования п. 2 ст. 25 Закона о занятости образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. А вот нарушением порядка увольнения и основанием для признания увольнения незаконным отсутствие своевременного уведомления службы занятости суды сейчас не признают (см., например, определение Ставропольского краевого суда от 26.07.2016 N 33-5032/2016, определение Ленинградского областного суда от 20.07.2016 N 33-3686/2016, определение Курганского областного суда от 21.06.2016 N 33-2144/2016, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 18.01.2016 N 33-859/2016, определение Новгородского областного суда от 09.12.2015 N 33-2522/2015, определение Московского городского суда от 30.11.2015 N 33-44771/15, определение Нижегородского областного суда от 08.04.2014 N 33-2978/2014). Хотя ранее высказывалась и противоположная позиция, согласно которой сотрудник должен быть восстановлен на работе, если работодатель не известил органы службы занятости о его предстоящем высвобождении (см. Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке во втором полугодии 2005 года).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры


При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.